1. Федеральные законы
|
|
|
Федеральный закон от 27.05.2014 N 135-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
| Закрепить меры поощрения выпускникам получившим среднее общее образование
| Выпускникам, получившим среднее общее образование и имеющим итоговые оценки "отлично" по всем предметам, будут выдаваться медали "За особые успехи в учении" выпускникам 2014 года такие медали должны быть вручены не позднее 1 октября 2014 года.
Кроме того, положениями закона к компетенции образовательных организаций отнесено поощрение обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, в соответствии с установленными такими организациями видами и условиями поощрения.
|
Федеральный закон от 05.05.2014 N 102-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
| Восстановить право студентов на бесплатное посещение музеев
| Поправками закреплено право лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц.
Ранее право студентов на бесплатное посещение музеев предусматривалось Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако с 1 сентября 2013 года данный закон утратил силу, в результате чего студенты были лишены права посещать музеи бесплатно.
|
Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
| Законодательно определить порядок интеграции систем образования Крыма и Севастополя в образовательное пространство России
| Законом установлен порядок приведения деятельности образовательных организаций Крыма и Севастополя в соответствие с законодательством РФ, а именно:
- соответствие существующих в Крыму образовательных и образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий российским;
- соответствие прав обучающихся;
- особенности организации государственной итоговой аттестации и приема на обучение;
- признание образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий, полученных на Украине;
- соответствие должностей педагогических и научно-педагогических работников.
Определено, что в 2014 и 2015 годах государственная итоговая аттестация обучающихся по программам среднего общего образования проводится по выбору обучающихся в форме ЕГЭ, а также в иных формах, которые устанавливаются Минобрнауки России.
Предусмотрено также, что по представлению крымских и севастопольских региональных органов власти в области образования Минобрнауки России устанавливаются контрольные цифры приема в вузы за счет федерального бюджета без проведения публичного конкурса.
|
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 134-ФЗ "О ратификации Конвенции об оплачиваемых учебных отпусках (Конвенции N 140)"
| Ратифицировать Конвенцию МОТ об оплачиваемых учебных отпусках
| Ратифицирована Конвенция об оплачиваемых учебных отпусках. Она разработана МОТ и предусматривает следующее. Речь идет об отпусках для целей профессиональной подготовки на любом уровне; общего, социального или гражданского образования; профсоюзной учебы. Периоды таких отпусков приравниваются к периодам фактической работы.
В двух случаях устанавливаются особые положения относительно отпусков.
Первый - когда особым категориям трудящихся (работники мелких предприятий, сельские или другие трудящиеся, проживающие в отдаленных районах, лица, работающие по сменам, или трудящиеся с семейными обязанностями) трудно воспользоваться общими положениями. Второй - когда особым категориям предприятий, таким как мелкие или сезонные, трудно применять общие положения (при условии, что их работники не лишаются возможности получать указанные отпуска). Средства предоставления отпусков могут включать национальное законодательство и правила, коллективные договоры, арбитражные решения и другие средства, которые соответствуют национальной практике.
|
2. Постановления, распоряжения Правительства РФ
|
|
|
Постановление Правительства РФ от 03.04.2014 N 262 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования
| Внести изменения в Федеральную целевую программу развития образования на 2011 - 2015 годы
| Объем финансирования федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы увеличен с 154368,46 млн рублей до 155049,34 млн рублей.
Среди целей и задач программы:
- обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного, социально ориентированного развития России;
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
|
Постановление Правительства РФ от 04.04.2014 N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре"
| Принять новое положение о докторантуре в связи с отнесением докторантуры как формы подготовки научных кадров полностью к сфере науки
| После вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» докторантура как форма подготовки научных кадров перестала быть уровнем послевузовского образования и полностью отнесена к сфере науки. Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ положения о подготовке диссертации на соискание ученой степени доктора наук включены в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
Утвержденное Положение о докторантуре устанавливает:
требования к научным и педагогическим работникам, направляемым в докторантуру;
требования к организациям, на базе которых может быть подготовлена диссертация на соискание ученой степени доктора наук (принимающая организация);
порядок направления в докторантуру научных и педагогических работников;
порядок подготовки диссертации в докторантуре, включая срок подготовки диссертации;
права и обязанности докторантов;
размер и порядок осуществления ежемесячных выплат докторантам.
Положение включает ряд новаций по отношению к действовавшему ранее положению, среди которых:
решение о направлении работника в докторантуру принимается руководителем направляющей организации (организации, осуществляющей образовательную или научную деятельность, работники которой направляются для подготовки диссертаций) с учетом рекомендации ученого (научного, научно-технического) совета этой организации на основании заявления работника;
принимающая организация (образовательная организация высшего образования, образовательная организация дополнительного профессионального образования, научная организация, в которой осуществляется подготовка диссертации) проводит конкурсный отбор лиц для подготовки ими докторских диссертаций, по результатам которого дает заключение о возможности подготовки диссертаций лицами, участвовавшими в конкурсном отборе;
подготовка диссертации на соискание ученой степени доктора наук в докторантуре производится на основании договора между направляющей организацией, принимающей организацией и докторантом либо на основании договора между направляющей организацией и докторантом, в случае если подготовка диссертации на соискание ученой степени доктора наук в докторантуре осуществляется в самой направляющей организации. Указанный договор должен содержать тему диссертации по научной специальности, условия проведения научных исследований докторантом, срок подготовки диссертации, финансовые обязательства сторон, основания и порядок расторжения договора и иные условия;
направляющая организация осуществляет докторанту ежемесячные выплаты в размере, равном однократному минимальному размеру оплаты труда, в случае увольнения работника из направляющей организации осуществление ему ежемесячных выплат прекращается.
Постановлением предусмотрено продолжение выплат стипендий лицам, принятым в докторантуру до 1 января 2014 года, до окончания срока их подготовки в докторантуре (но не позднее 1 января 2018 года).
С 1 января 2018 года признаются утратившими силу Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2010 года № 991 «О стипендиях докторантам федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций» и пункт 2 Постановления Правительства РФ от 10 октября 2013 года № 899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
|
Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2014 N 755-р
| Утвердить новый перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России
| В перечень профессий среднего профессионального образования включены 40 профессий, а перечень специальностей среднего профессионального образования насчитывает 73 специальности (ранее перечень включал 34 профессии начального профессионального образования и 59 специальностей среднего профессионального образования).
Одновременно признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2011 № 1943-р, которым был утвержден ранее действовавший перечень.
Необходимость разработки нового перечня была вызвана тем, что с 1 сентября 2013 года начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Также были изменены коды профессий и специальностей.
|
3. Акты иных органов власти
|
|
|
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 № 31823.
| Обновить порядок применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
| Минобрнауки России будет утверждать перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым не допускается реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Установлено, что при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- допускается отсутствие аудиторных занятий;
- местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;
- организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.
Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137, которым утверждался ранее действовавший порядок использования дистанционных образовательных технологий.
|