Скачать 0.59 Mb.
|
ОДОБРЕНЫ рабочей группой по вопросам противодействия коррупции Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе (протокол от 3 апреля 2015 г.) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для подразделений (должностных лиц) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Москва 2015 год Содержание Общие положения
требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов
Методические материалы Общие положения Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления подвержена коррупции, поскольку здесь сосредоточено оперативное управление материально- техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами. Повышенную подверженность коррупции органов власти предопределяют: высокая интенсивность контактов с физическими и юридическими лицами, важность принадлежащих полномочий, отсутствие реальной ответственности за коррупционные проступки, относительно небольшой уровень оплаты труда государственных (муниципальных) служащих. В условиях динамично развивающегося законодательства о противодействии коррупции все более значимой становится работа по повышению эффективности деятельности подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В целях формирования единого подхода к обеспечению деятельности подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, и органов местного самоуправления, оказания им помощи в организации и проведении антикоррупционной работы подготовлены настоящие методические рекомендации. В рекомендациях содержатся предложения, нацеленные на повышение эффективности антикоррупционной работы в органе власти, а именно: обеспечение соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей в сфере противодействия коррупции; принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; оказание служащим консультативной помощи по вопросам в сфере противодействия коррупции; проведение проверочных мероприятий; взаимодействие с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции; рассмотрение обращений граждан и организаций по антикоррупционной тематике. В предлагаемых материалах также отражена судебная практика по некоторым актуальным вопросам противодействия коррупции.
Должностным лицам рекомендуется ознакомить под роспись каждого служащего с документами: государственных служащих - с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой; статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой; статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего); муниципальных служащих - с положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой; статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой; статья
государственных и муниципальных служащих с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско- правового договора; статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов); кодексом этики и служебного поведения государственных (муниципальных) служащих, утвержденным правовым актом государственного (муниципального) органа.
соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта; не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных (муниципальных) органов, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера; передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов; ежегодно представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и членов семьи (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) в соответствии с перечнем должностей, утвержденным нормативным правовым актом; уведомлять в установленном порядке представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений; уведомлять в установленном порядке о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
(муниципальной) службы, установленным нормативным правовым актом, подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений обязаны организовать сбор, обработку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных (муниципальных) служащих, а также аналогичных сведений их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. В процессе проведения кампании по сбору сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предлагается организовать на данный период консультации (по графику), занятия, практические семинары со служащими по проблемным вопросам заполнения справок установленной формы. По итогам представления служащими сведений о доходах, расходах следует обеспечить их размещение на официальном сайте государственного (муниципального) органа в информационно телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок размещения указанных сведений необходимо утвердить нормативным правовым актом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции».
Таким образом, с 1 января 2015 г. действуют новеллы законодательства о противодействии коррупции, предусматривающие:
В данной работе рекомендуется руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", а также методическими рекомендации Минтруда России от 20 февраля 2015 г. «О проведении оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций».
Порядок уведомления о соответствующих фактах обращения, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя. Как правило, уведомление подается служащим в письменной форме в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, регистрируется и передается представителю нанимателя. Государственный служащий вправе устно уведомить представителя нанимателя на личном приеме о фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Уведомления подлежат обязательной регистрации в специальном журнале, который должен быть прошит и пронумерован, а также заверен оттиском печати государственного (муниципального) органа. Конфиденциальность полученных сведений обеспечивается представителем нанимателя или по его поручению подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного (муниципального) органа.
Порядок уведомления представителя нанимателя о намерении государственного (муниципального) служащего выполнять иную оплачиваемую работу рекомендуется утвердить правовым актом государственного (муниципального) органа. Выполнение служащим иной оплачиваемой работы не должно привести к возникновению конфликта интересов. В противном случае представитель нанимателя направляет уведомление для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.
К функциям государственного (муниципального) управления организацией относятся полномочия служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 № 29 работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме. При рассмотрении поступившего уведомления предлагается использовать разъяснения Минтруда России от 14 декабря 2012 г. с изменениями от 16 февраля 2015 г. практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N9 273-ФЭ «О противодействии коррупции», содержащей ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, в том числе случаев, когда дача согласия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов бывшему государственному служащему на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации не требуется». Подразделению (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений целесообразно вести учет сообщений работодателей о гражданах, замещавших должности государственной (муниципальной) службы. При увольнении служащих проводить с ними беседу, выдавать памятку об ограничениях при заключении ими трудового или гражданско-правового договора, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются государственной (муниципальной) собственностью и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный (муниципальный) орган, в котором он замещает должность государственной (муниципальной) службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственный (муниципальный) служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом правовыми актами государственных (муниципальных) органов. В соответствии типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10, государственные и муниципальные органы принимают нормативные правовые акты, определяющие порядок уведомления о получении подарка, его сдачи, выкупа и реализации с учетом особенностей их деятельности. В целях недопущения конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации государственного (муниципального) служащего или авторитету государственного (муниципального) органа, рекомендуется принимать меры, направленные на исключение приема государственными (муниципальными) служащими подарков от организаций (представителей данных организаций), вне зависимости от стоимости данных подарков.
Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки от 4 марта
Работодателям, в частности, предлагается обсудить с работниками, какие слова могут быть восприняты как просьба дать взятку. К ним, например, можно отнести выражения: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы». Служащим рекомендуется не затрагивать темы о низкой зарплате, нехватке денег, желании приобрести имущество, достроить дачу, отправиться в турпоездку и др.
|
Методические рекомендации предназначены для использования в практической деятельности институтов, факультетов, филиалов и других... | Методические рекомендации предназначены для использования в практической деятельности институтов, факультетов и структурных подразделений... | ||
Методические рекомендации предназначены для руководителей и сотрудников подразделений, ответственных за размещение заказа на поставки... | Я направляет методические рекомендации по организации боевой и служебной подготовки личного состава государственной противопожарной... | ||
... | Методические рекомендации предназначены для студентов и методистов специальности 09. 02. 05 «Прикладная информатика» (по отраслям)... | ||
Методические рекомендации предназначены для практических занятий студентов специальности 100400 «Туризм», изучающих дисциплину «Инновации... | ПМ. 03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление... | Методические рекомендации предназначены для ассистентов-руководителей практики «Помощник врача стационара: Акушерство» медицинских... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |