Скачать 4.26 Mb.
|
Пояснительная записка Составитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Бондаренко Владислав Владимирович Цели и задачи курса Гражданское право является одной из фундаментальных дисциплин, которая предусмотрена учебным планом специальности «Юриспруденция». Изучение курса гражданского права предусмотрено планом подготовки специалистов в юридических вузах. Успешность освоения курса во многом связана со знанием материала по теории государства и права, римскому праву, а также по другим отраслевым наукам. Особое внимание следует уделить анализу основных понятий, применяемых в теории права, римском праве, а также и в других отраслях права. К ним, в частности, относятся норма права, правоспособность, дееспособность, правоотношение, меры ответственности и защиты. Целью программы является оптимальное изложение необходимого учебного материала для его полного усвоения будущими юристами. По каждой теме предложены вопросы, раскрывающие ее содержание, позволяющие студенту увидеть взаимосвязь ранее изученных тем и учебных дисциплин с изучаемыми вопросами по конкретной теме. Задачи преподавания курса состоят в том, чтобы содействовать формированию и развитию правовой культуры, помочь студенту определить место международных договоров, закона, подзаконных нормативно-правовых актов и иных источников в регулировании частных общественных отношений; понять смысл гражданско-правовой материи и заложенные в ней возможности творческого практического применения; уяснить значение и роль судебно-арбитражной практики. В результате изучения дисциплины «Гражданское право» студенты должны знать: фундаментальные категории гражданского права; сущность основных теоретических понятий науки гражданского права, особенности и специфику гражданского права как базовой отрасли права в системе частноправового цикла; систему гражданского права как отрасли права, сущность и содержание её подотраслей и институтов, а также систему гражданского законодательства; тенденции развития и изменения гражданского права и законодательства в условиях реформирования общества; значение, сущность и сферу применения основных видов гражданских договоров, их понятие и особенности правового регулирования, основные права, обязанности и ответственность сторон; понятие, основания возникновения и порядок правового регулирования внедоговорных обязательств; основные понятия и порядок правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной деятельности; основные понятия и порядок правового регулирования отношений, возникающих в сфере наследования. Кроме того, по окончании изучения курса «Гражданское право» студент должен выработать умение самостоятельно анализировать гражданско-правовые нормы и применять их на практике, а также ориентироваться в источниках гражданского права. Процесс освоения студентами учебного материала включает в себя лекции, семинары, практические занятия, занятия типа деловых игр, самостоятельную работу. Всё это должно способствовать тому, чтобы студенты научились самостоятельно: применять нормы гражданского права к конкретным ситуациям; ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве и применять только имеющие юридическую силу нормы права, а также разрешать коллизии, связанные с изменением норм права; пользоваться источниками правовой информации; при решении задач-ситуаций определять юридическое значение фактических обстоятельств, описываемых в них, выявлять круг основных правовых проблем, поставленных в задачах-ситуациях, давать юридическую оценку правам и обязанностям участников конкретных ситуаций, делать правильные выводы об особенностях их требований и возражений, формировать ответы на поставленные вопросы и таким образом научиться последовательно и связно излагать свои соображения по конкретному делу с использованием юридической лексики, обосновывая своё решение ссылкой на соответствующие нормы права. I. Общие положения по проведения текущего и итогового контроля по Общей части Гражданского права. Виды и формы контроля Контроль знаний студентов разделяется на текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль проводится в течение всего курса в устной и письменной форме и предназначен для организации самостоятельной работы студентов и систематической проверки их знаний. Промежуточный контроль – зачёт по дисциплине «Гражданское право (общая часть)» Итоговым контролем является экзамен. Критерии оценивания знаний Оценивание знаний всех форм контроля проводится по 10-бальной шкале. Семинарские занятия Семинары проводятся в соответствии с тематическим планом курса. На каждом семинарском занятии обсуждаются вопросы и решаются задачи по теме семинарского занятия. К их обсуждению (решению) студенты должны готовиться дома. Письменные работы Письменными работами являются контрольные работы, тесты, эссе, иные формы домашнего задания. Написание контрольных работ распределяется следующим образом. Контрольные работы проходят в конце первого, второго, третьего и четвертого модулей соответственно. Написание контрольной работы происходит во время дополнительного занятия. Время на её написание составляет 45 минут. Конкретные темы контрольной работы определяются преподавателем в рамках пройденных тем и объявляются студентам в начале занятия. По объему содержание контрольной работы не должно превышать одного листа (формата А4). В процессе написания контрольной работы не разрешается пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами лекций. Критерии оценивания приведены в п. IV настоящей программы курса. Помимо контрольных работ, в середине третьего и четвертого модулей, предполагается письменное выполнение домашнего задания. Вариантом выполнения домашнего задания может являться написание эссе. Конкретные темы эссе определяются преподавателем в рамках направлений для написания эссе и объявляются студентам накануне проведения данного вида контроля. По объему содержание эссе не должно превышать трех листов (формата А4). Оценивание эссе производится в соответствии с критериями оценки, содержащимися в методических рекомендациях по написанию эссе (приложение к распоряжению СПб филиала ГУ-ВШЭ от 25. 07. 05 г. № 31). Оценка за эссе доводится до сведения студентов не позднее двух недель с момента сдачи работ преподавателю. По усмотрению преподавателя домашнее задание может носить иную форму, отличную от эссе, однако оно должно быть выполнено письменно и не превышать объема в 5-7 листов (формата А4). II. Общие положения по проведения текущего и итогового контроля по Особенной части Гражданского права. Виды и формы контроля Контроль знаний студентов разделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль проводится в течение всего курса в устной и письменной форме и предназначен для организации самостоятельной работы студентов и систематической проверки их знаний. В середине четвертого модуля проводится коллоквиум. Итоговым контролем является экзамен. Критерии оценивания знаний Оценивание знаний всех форм контроля проводится по 10-бальной шкале. Семинарские занятия Семинары проводятся в соответствии с тематическим планом курса. На каждом семинарском занятии обсуждаются вопросы и решаются задачи по теме семинарского занятия. К их обсуждению (решению) студенты должны готовиться дома. Письменные работы Письменными работами являются контрольные работы, тесты, эссе, иные формы домашнего задания. Написание контрольных работ распределяется следующим образом. Контрольная работа проходит в конце третьего модуля. Написание контрольной работы происходит во время дополнительного занятия. Время на её написание составляет 45 минут. Конкретные темы контрольной работы определяются преподавателем в рамках пройденных тем и объявляются студентам в начале занятия. По объему содержание контрольной работы не должно превышать одного листа (формата А4). В процессе написания контрольной работы не разрешается пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами лекций. Критерии оценивания приведены в п. IV настоящей программы курса. Помимо контрольной работы, в начале четвертого модуля, предполагается письменное выполнение домашнего задания. Вариантом выполнения домашнего задания может являться написание эссе. Конкретные темы эссе определяются преподавателем в рамках направлений для написания эссе и объявляются студентам накануне проведения данного вида контроля. По объему содержание эссе не должно превышать трех листов (формата А4). Оценивание эссе производится в соответствии с критериями оценки, содержащимися в методических рекомендациях по написанию эссе (приложение к распоряжению СПб филиала ГУ-ВШЭ от 25. 07. 05 г. № 31). Оценка за эссе доводится до сведения студентов не позднее двух недель с момента сдачи работ преподавателю. По усмотрению преподавателя домашнее задание может носить иную форму, отличную от эссе, однако оно должно быть выполнено письменно и не превышать объема в 5-7 листов (формата А4). III. Зачет, экзамен. Форма проведения зачета по дисциплине «Гражданское право. Общая часть». Промежуточный контроль в виде зачета проводится в устной форме по экзаменационному билету, включающему два вопроса и является дифференцированным. При подготовке ответа на вопросы не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. По представлению преподавателя, проводившего семинарские занятия, студентов, имеющих высокие оценки за семинарские занятия и по результатам контрольных работ, экзаменатор вправе освободить от сдачи зачета с выставлением оценки в зачетную ведомость. Регламент проведения зачета по дисциплине «Гражданское право. Общая часть». Каждый ответ на вопрос экзаменационного билета оценивается отдельно по критериям, приведенным в п. IV настоящей программы курса. Время, предоставляемое для подготовки ответа на вопросы билета, составляет двадцать минут. Студенты вправе готовить письменные ответы на теоретические вопросы в виде тезисов, однако оценивание происходит на основании собеседования с экзаменатором. Экзаменатор вправе задавать дополнительные вопросы по любой теме, выносимой на зачет. Студенты, не проявлявшие активности на семинарских занятиях, в особенности, должны быть готовы к дополнительным вопросам по каждой теме, которая рассматривалась на этих занятиях, но по которой студент не был оценен. Такой же критерий формирования дополнительных вопросов касается студентов, отсутствовавших на занятиях, в том числе и по уважительным причинам, т.е. по каждой пропущенной теме могут быть заданы дополнительные вопросы. Форма проведения экзамена по дисциплине «Гражданское право. Особенная часть». Итоговый контроль в виде экзамена проводится в устной форме по экзаменационному билету, включающему три вопроса. При подготовке ответа на вопросы не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. По представлению преподавателя, проводившего семинарские занятия, студентов, имеющих высокие оценки за семинарские занятия и по результатам контрольных работ, экзаменатор вправе освободить от сдачи экзамена с выставлением оценки в зачетную ведомость. Регламент проведения экзамена по дисциплине «Гражданское право. Особенная часть». Каждый ответ на вопрос экзаменационного билета оценивается отдельно по критериям, приведенным в п. IV настоящей программы курса. Время, предоставляемое для подготовки ответа на вопросы билета, составляет тридцать минут. Студенты вправе готовить письменные ответы на теоретические вопросы в виде тезисов, однако оценивание происходит на основании собеседования с экзаменатором. Экзаменатор вправе задавать дополнительные вопросы по любой теме, выносимой на экзамен. Студенты, не проявлявшие активности на семинарских занятиях, в особенности, должны быть готовы к дополнительным вопросам по каждой теме, которая рассматривалась на этих занятиях, но по которой студент не был оценен. Такой же критерий формирования дополнительных вопросов касается студентов, отсутствовавших на занятиях, в том числе и по уважительным причинам, т.е. по каждой пропущенной теме могут быть заданы дополнительные вопросы.
При проведении зачета и экзамена по дисциплине «Гражданское право. Общая часть» в устной форме устанавливаются следующие критерии оценки знаний студентов: Оценка «отлично» / 10 – исключительные знания контролируемого объема программного материала, абсолютное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, безукоризненное знание основных положений, в рамках обсуждаемых вопросов. Логически последовательные, содержательные, конкретные и исчерпывающие ответы на все основные вопросы зачетного билета, а также дополнительные вопросы экзаменатора; свободное использование в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы. Оценка «отлично» / 9 - глубокие исчерпывающие знания контролируемого объема программного материала, хорошее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений, в рамках обсуждаемых вопросов. Логически структурированные, последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все основные вопросы зачетного билета, а также дополнительные вопросы экзаменатора; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы. Оценка «отлично» / 8 - глубокие знания контролируемого объема программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, знание основных положений, в рамках обсуждаемых вопросов. Содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все основные вопросы зачетного билета, а также дополнительные вопросы экзаменатора; использование в ответах на вопросы материалов рекомендованной литературы. Оценка «хорошо» / 7 - твердые и достаточно полные знания контролируемого объема программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам. При ответах на вопросы использована основная литература, а дополнительная рекомендованная литература использована в недостаточном объеме. Оценка «хорошо» / 6 твердые, но недостаточно полные знания контролируемого объема программного материала, в целом, верное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам. При ответах на вопросы использована основная литература, а дополнительная рекомендованная литература использована в недостаточном объеме. Оценка «удовлетворительно» / 5 - общее знание и понимание основных вопросов контролируемого объема программного материала, правильные и конкретные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно. Оценка «удовлетворительно» / 4 - поверхностное знание и неполное понимание основных вопросов контролируемого объема программного материала, ответы на поставленные вопросы без грубых ошибок, но устранение неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений, происходит при наводящих вопросах экзаменатора, при ответах на вопросы, даже основная рекомендованная литература использована минимально. Оценка «неудовлетворительно» / 3- неправильный ответ на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы. Оценка «неудовлетворительно» / 2- неправильный ответ на каждый из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы. Оценка «неудовлетворительно» / 1- отсутствие какого-либо ответа. Итоговая оценка, по общему правилу, выводится на основании полученных оценок за каждый ответ на вопрос экзаменационного билета, а также, в случае задавания дополнительных вопросов, исходя из уровня знаний студента по дополнительным вопросам. В случае возникновения спорной оценки, последняя может быть повышена на основании таких критериев, как посещение лекций и активная работа на семинарских занятиях, а также высоких оценок за контрольные работы и эссе. Напротив, учитывая нерегулярное посещение лекций и отсутствие активности на семинарах, спорная итоговая оценка будет понижена, т.е. будет выставлена на основе нижнего предела оценки за ответы на основные и дополнительные вопросы. Содержание дисциплины «Гражданское право. Общая часть» Раздел I. Введение в гражданское право |
Составитель: В. В. Верстов – доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета мвд россии, кандидат... | Составитель: В. В. Верстов, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса, кандидат юридических наук (Краснодарский университет... | ||
Е. Н. Голенко, полковник юстиции, начальник кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса, В. И. Ковалев, полковник... | Войтик Анатолий Александрович, заместитель декана юридического факультета бгу, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права,,... | ||
Попова Т. В., доцент кафедры уголовного процесса и экспертной деятельности Института права Челябинского государственного университета,... | «Экономика и управление»; Т. П. Лагунова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент»; Е. С. Чухланцев, кандидат... | ||
Хужин Салават Мисхатович – кандидат юридических наук, доцент, Заведующий кафедрой Гражданского права и процесса, чоу во «Нижегородская... | Буянова Екатерина Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского государственного... | ||
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права юридического факультета Российского государственного... | Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права юридического факультета Российского государственного... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |