А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста


НазваниеА. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

А.А. ВОЙТИК, Т.В. НАУМОВИЧ, К.Л. ТОМАШЕВСКИЙ

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ РАБОТЫ ЮРИСТА
(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Минск

БГУ

2006

УДК ________________

ББК _______________


Авторы-составители:
Войтик Анатолий Александрович, заместитель декана юридического факультета БГУ, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права, , кандидат юридических наук, доцент (глава 1);

Наумович Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ (глава 3);

Томашевский Кирилл Леонидович, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права юридического факультета БГУ, кандидат юридических наук, доцент (введение, глава 2)

Ответственный редактор: Балашенко Сергей Александрович, декан юридического факультета БГУ, доктор юридических наук, доцент


Войтик А.А., Наумович Т.В., Томашевский К.Л. Обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста: Учебное пособие / Отв. ред. С.А. Балашенко. – Мн.: БГУ, 2006. - ___ с.
ISBN 985-_____-____-___
В учебном пособии обобщен опыт обучения студентов в юридических клиниках БГУ, других вузов Беларуси, России и иных зарубежных стран. Основное внимание уделено таким важным аспектам обучения студентов-клиницистов как интервьюирование, консультирование и Street Law.

Пособие рассчитано на заведующих, преподавателей и консультантов юридических клиник, студентов, проходящих обучение в юридических клиниках, а также может представлять интерес для практикующих юристов, адвокатов, юрисконсультов, сотрудников юридических и консалтинговых фирм.
УДК ________________

ББК ______________
ISBN 985-_____-____-___ © БГУ, 2006

© А.А. Войтик, Т.В. Наумович, К.Л. Томашевский, 2006


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………4

Глава 1. Интервьюирование (опрос) клиента в юридической клинике…….5

    1. Понятие интервьюирования (опроса). Подготовка к встрече с клиентом…..5

    2. Проведение опроса по этапам………………………………………………….15

    3. Структура интервьюирования. Методы интервьюирования…………………22

    4. Получение информации о психологических особенностях клиента………...28

    5. Правила первичного приема клиента в юридической клинике ……………..35


Глава 2. Консультирование клиента в юридической клинике……………...48

2.1. Понятие, цели, виды и стадии консультирования……………………………48

2.2. Подготовка студента-клинициста к консультированию……………………..56

2.3. Встреча студента-клинициста с клиентом…………………………………….67

2.4. Варианты решения проблемы клиента. Выбор оптимального решения……73

2.5. Определение стратегии и тактики реализации принятого решения.

Отбор дел для дальнейшей работы……………………………………….………..79
Глава 3. Street Law
Библиография……………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Юридическая клиника, как известно, выполняет две основные задачи, а именно: обучение студентов-клиницистов практическим навыкам работы юриста и оказание бесплатной юридической помощи малообеспеченным слоям населения.

Успешное выполнение вышеуказанных двух центральных задач невозможно без надлежащей организационной и методической основы деятельности юридической клиники.

За период своего более чем шестилетнего существования юридическая клиника БГУ приобрела определенный опыт обучения студентов юридического факультета практическим навыкам работы юриста. Этому способствовало участие ее представителей в работе летних школ, организуемых в России (например, в Санкт-Петербурге и его пригородах), в семинарах, проводившихся с участием ABA CEELI и различных юридических клиник, функционирующих при ряде белорусских вузов (БГЭУ, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, областные университеты).

Данное издание можно считать первым учебно-методическим пособием для юридических клиник, изданным в Беларуси. Большую помощь в подготовке этого издания оказал Фонд «Евразия».

Авторы-составители стремились учесть положительный опыт России, в которой юридические клиники имеют давнюю историю – создавались с начала XX века, хотя более активное развитие они получили уже в 1990-х годах. В этой связи были использованы существующие русскоязычные издания и ресурсы Интернет, ссылки на которые приводятся в соответствующих главах пособия.

Настоящая книга не претендует на освещение всех проблем, связанных с организацией и деятельностью юридических клиник. В ней концентрируется внимание только на трех достаточно важных направления обучения студентов в юридической клинике: интервьюировании (опросе) клиента, его консультировании и подготовке студентов к обучению основам права, преимущественно в средних школах (Street law).

Глава 1. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ (ОПРОС) КЛИЕНТА
В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
1

1.1. Понятие интервьюирования (опроса). Подготовка к встрече с клиентом

Работа у студентов Юридической клиники имеет такое же содержание, как и работа профессиональных юристов по оказанию правовой помощи клиентам.

Давайте рассмотрим поэтапно, по шагам вопросы, связанные с первичным приемом клиента в юридической клинике и проведением студентами клиники опроса клиента.

В ходе изложения материала мы будем употреблять термины «опрос» и «интервьюирование». Эти понятия тождественны по своему содержанию.

Итак, начало работы с клиентом.

Юрист начинает работу в основном с подготовки к встрече, со встречи с клиентом, интервьюирования (опроса) его и с дачи консультации. Интервьюирование так же, как и консультирование, является необходимой составляющей деятельности любого юриста независимо от места его работы.

Установление взаимоотношений с клиентом имеет большое значение.

Первый контакт юриста с клиентом влияет на весь ход опроса. То, как подготовит юрист рабочее место, как встретит клиента, как обратится к нему, как и куда предложит присесть, несомненно, повлияет на дальнейший ход интервью и консультирования и, в конечном счете, на результат деятельности юриста.

Явно, что опоздание на встречу, неряшливый вид, бегающий взгляд, невнятный ответ отпугнет посетителя от заключения договора на оказание юридической помощи.

Имеет значение и обстановка, в которой юрист ведет прием клиентов.

Работа студента в Юридической клинике должна вызывать доверие у клиентов. Важно, чтобы клиент был уверен, что, несмотря на то, что прием ведет студент, у него есть определенные знания и, возможно, опыт юридической деятельности, он хочет помочь, оказать квалифицированную юридическую помощь, он может это сделать.

Юристу ни при каких условиях не должна изменять уверенность в своих силах. Клиент должен знать, что студент работает под контролем опытного куратора, однако, он должен знать и понимать, что юридическую помощь ему оказывает студент. В связи с чем в Юридической клинике и введены особые правила работы, такие, например, как подготовка ответа либо документа в срок не менее одной недели, обязательное визирование ответов куратором и др.

В то же время клиент должен быть заранее предупрежден о том, что скорую юридическую помощь (в день первого обращения) в Юридической клинике он не получит. Здесь студент должен осознавать, что его работа в Юридической клинике влияет на престиж и репутацию юридического факультета, где он обучается.

Интервьюирование (от англ. interview интервью) переводится на русский язык как беседа, собеседование.

Термин «интервьюирование клиента» получил международное признание: юристы всего мира под интервьюированием клиента понимают собеседование с клиентом с целью получения у него информации, имеющей правовое значение.

При этом следует четко разграничивать деятельность юриста, связанную с проведением собеседования (интервьюированием), и консультирование, под которым понимают юридическую помощь клиенту в выборе удовлетворяющих его способов решения проблемы законными средствами. Поэтому навыки консультирования будут рассмотрены в отдельной главе. Для разграничения интервьюирования и консультирования принимают во внимание прежде всего цели этих видов деятельности юриста. Цель проведения интервью мы уже определили – это получение от клиента информации, имеющей правовое значение, на основе которой юрист предложит клиенту варианты правового разрешения возникших проблем. Цель консультирования – разъяснить клиенту правовые способы решения его проблем, прогнозирование возможных последствий применения этих способов и оказание помощи в выборе одного из возможных способов решения правовой проблемы клиента.

Собеседование (интервьюирование) является необходимой составляющей деятельности любого юриста в какой бы области юриспруденции он ни работал. Но в контексте данной книги мы будем говорить о навыках, необходимых для такого рода деятельности применительно к работе адвоката. Это вызвано тем обстоятельством, что работа студентов в юридической клинике по оказанию правовой помощи протекает практически в тех же рамках, что и работа адвокатов.

Навыки интервьюирования являются важным практическим умением при проведении собеседования. В значительной степени они определяют успешность дальнейшей работы юриста по оказанию правовой помощи.

Но надо ли учиться, как проводить собеседование? Разве человек, обратившийся за юридической помощью, не заинтересован в том, чтобы как можно подробнее и обстоятельнее рассказать юристу о своих проблемах? В этом случае задача юриста состоит только в том, чтобы, выслушав клиента, дать ему правовую консультацию, т. е. разъяснить правовые аспекты имеющихся у него проблем и возможные правовые способы их разрешения.

Представим себе людей, которые обращаются за советом к юристам. Во-первых, это люди, которые, столкнувшись с жизненными трудностями, не могут их разрешить самостоятельно, без обращения к специалисту. Как правило, эти люди плохо представляют себе способы преодоления данных трудностей и их последствия. Им предстоит общение с незнакомым человеком – юристом. Уже одна мысль о том, что в обстоятельства личной жизни будут вмешиваться посторонние, способна привести любого человека в смятение, вызвать нервозность и, как следствие, помешать рассказать о своих проблемах. Во-вторых, это люди разного культурного уровня, разных национальностей, разного темперамента. Поэтому далеко не все из них обладают способностью выделить в возникшей жизненной ситуации именно правовые аспекты, не все из них могут самостоятельно связно и последовательно изложить юристу именно те факты, которые важны для дела.

Следовательно, юрист должен владеть навыками проведения собеседования (интервьюирования), чтобы в результате этой работы получать от разных людей (клиентов) полную и достоверную информацию, необходимую для правильной правовой оценки полученных фактов.

О каких же навыках интервьюирования может идти речь?

Прежде всего отметим, что подобного рода навыки следует рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, необходимо обратиться к общим вопросам юридической этики, уделив особое внимание тем из них, которые особенно актуальны для проведения собеседования с клиентом. Во-вторых, необходимо рассмотреть способы построения самой беседы с точки зрения возможности выделения в ней определенных стадий, или этапов, которые помогут более эффективно провести интервью. В-третьих, необходимо обсудить приемы постановки вопросов во время такой беседы. И наконец, в-четвертых, следует принимать во внимание психологические аспекты проведения собеседования.

Для более предметного анализа названных аспектов познакомимся с содержанием первой беседы адвоката и клиента.
В приемную адвоката, опираясь на палку, заходит пожилой, лет семидесяти, мужчина.

Адвокат, приподнимаясь со своего места:

– Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь вот здесь.

Клиент опускается на стул, который стоит сбоку от стола адвоката.

А.: Так Вам удобно?

К.: Да, спасибо.

А.: Давайте познакомимся. Меня зовут Михаил Петрович Любомиров. Я – адвокат. Сегодня я веду прием граждан и готов оказать Вам правовую помощь. Но Вы, наверное, знаете, что услуги наши платные?

К.: Фамилия моя Сенякин, а зовут Сергей Николаевич. Что услуги у вас платные, я знаю. Сколько мне надо заплатить за Ваш совет?

А.: Если речь пойдет только о консультации, это будет стоить от 50 до 150 руб. в зависимости от того, насколько сложный у Вас будет вопрос.

К.: В таких пределах я заплатить готов.

А.: Хорошо. О конкретной сумме договоримся несколько позже. А теперь скажите, Сергей Николаевич, Вы впервые у адвоката?

К.: У адвоката я действительно первый раз. Не думал, что придется дожить до такого.

А.: Вы думаете, что в обращении за помощью к юристу есть что-то необычное, унижающее человека?

К.: Да как Вам сказать... Унижения особого, может, и нет, да не привык я дела своей семьи с посторонними людьми обсуждать.

А.: Если Вы обратились за помощью к адвокату, то он уже не посторонний для Вас человек. Все, что Вы сочтете мне возможным рассказать, останется строго между нами. Я по своему положению адвоката обязан хранить в тайне сведения, которые мне доверяют обратившиеся ко мне за помощью люди. И чем подробнее Вы расскажете мне о возникших проблемах, тем больше у меня будет возможности помочь Вам. Так что же у Вас случилось?

К.: Дело в том, что у меня сейчас сложилась очень тяжелая ситуация с моими самыми близкими людьми. Я уже в преклонных летах. Жена моя умерла два года назад, и нет мне никакого покоя, не могу я оставшееся мне время прожить спокойно...

А.: Может быть рано так отчаиваться. Успокойтесь. Я Вас внимательно слушаю.

К.: У нас с женой было двое детей: дочь и сын. Сын, к нашему несчас­тью, рано ушел из жизни. Одна память о нем – внук Алексей. А вот с дочерью мы никак не можем найти общего языка. Вроде бы и воспитывали их... одинаково, и образование дали, и материально помогали. Но не уважает она меня. Не прислушивается к моим советам. И помощи от нее никогда никакой не дождешься. Никогда не думал, что придется мучиться так на старости лет...

А.: Сергей Николаевич, успокойтесь. Я понимаю, сложно пожилому человеку без поддержки, без материальной помощи близких. Но ведь близ­ким можно и напомнить, что у них есть такая обязанность. Как Вы полагаете, Ваша дочь обязана оказывать Вам материальную поддержку? У Вас маленькая пенсия? И Вам в этих тяжелых условиях не хватает на жизнь?

К.: Да нет, дело не в этом. Я вполне могу обойтись и той пенсией, которую выплачивает государство. Дело не в том, что я хочу получить от своей дочери какую-то материальную помощь. Нет, дело совсем не в этом. Мне бы хотелось, чтобы мы, родные друг другу люди, жили в мире и согласии. А она ни свою жизнь личную устроить не смогла... То один раз замуж, то другой раз замуж. И всегда мужья у нее какие-то совершенно несамостоятельные. Постоянной работы у нее нет. Уж как мы с женой из сил выбивались. Помогли квартиру кооперативную ей купить. И все не так у нее. Того и гляди, и квартиру эту продаст. И неизвестно, где жить будет.

А.: Сергей Николаевич, так Вас беспокоит, что Ваша дочь может кому-то продать принадлежащую ей квартиру? Ведь эта квартира принадлежит ей? Или она была приобретена на Ваше имя?

К.: Нет, речь идет не об этом. Я уже говорил, что от моего умершего сына остался внук Алексей. Ему уже 18 лет. Он живет со мной. А вот дочь моя Татьяна никак не находит с ним общего языка. И он ее уважать не может. Вот я и думаю, жить-то мне осталось не так уж много, а как дальше сложится жизнь моего внука? Ведь у него, кроме меня и моей дочери, и родных-то никого нет.

А.: Сергей Николаевич, почему Вас так беспокоят отношения, которые сложились у Вашего внука с Вашей дочерью?

К.: Видите ли, я хочу, чтобы моя квартира перешла моему внуку. Вот я и беспокоюсь, не захочет ли моя дочь после моей смерти получить квартиру как наследница? Она ведь, как теперь говорят, «деловая». С внуком считаться не будет. А внук, чтобы с ней не встречаться, по молодости да глупости возьмет да и съедет с квартиры. Так ни с чем и останется.

А.: Вот в чем дело. Значит, Вас интересует вопрос о том, как можно передать право собственности на квартиру?

К.: Да, меня очень интересует этот вопрос. Я бы хотел, чтобы та квартира, в которой я живу, принадлежала только моему внуку. Объясните мне, что я должен сделать для того, чтобы моему внуку было обеспечено право на эту квартиру.

А.: Хорошо, Сергей Николаевич. Я понял, что Вас интересует. Но прежде позвольте несколько уточняющих вопросов?

К.: Да-да, пожалуйста.

А.: Ведь Вы говорили, что у Вашей дочери есть квартира?

К.: Да, есть.

А.: А где Ваша дочь фактически проживает?

К.: Дочь живет в своей однокомнатной квартире, отдельно от меня. А я и внук живем вместе. Квартира у нас неплохая. В центре города. Три комнаты. Все коммунальные удобства имеются. Вот я и думаю, не придет ли в голову моей дочери мою хорошую квартиру заполучить?

А.: А в какой квартире зарегистрирована по месту жительства или, как говорили раньше, прописана Ваша дочь?

К.: В своей квартире и прописана.

А.: Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, как Вы получили квартиру, в которой живете?

К.: Эту квартиру я получил 20 лет назад, когда еще работал, на всю семью, а потом мы ее приватизировали.

А.: Скажите, пожалуйста, в каком году Вы приватизировали эту квартиру?

К.: В девяносто третьем.

А.: Кто из Вашей семьи проживал в это время в квартире?

К.: В это время в квартире жили и были прописаны только я и моя супруга. Дети к тому времени уже жили своими семьями. Дочери Татьяне мы помогли купить кооперативную квартиру. Сын Алексей женился и перешел жить к своей жене. Жили они вместе с ее родителями. Там же у них родился сын, мой внук Алексей. Так что приватизировали квартиру только я и моя жена.

А.: Значит, после приватизации собственниками квартиры стали только Вы и Ваша супруга?

К.: Да.

А.: А после смерти Вашей супруги как решался вопрос о собственности на квартиру?

К.: Еще до смерти моей жены, сразу после приватизации, мы с ней договорились обменяться завещаниями. Пошли к нотариусу, составили завещания. Я – на имя жены, а она – на мое имя. Так, чтобы квартира перешла тому из нас, кто переживет.

А.: А где сейчас находится завещание Вашей жены?

К.: Я его отнес в нотариальную контору, а там мне через какое-то время выдали документы, два документа, кажется, свидетельствами они называются, и нотариус сказал, что теперь право на эту квартиру есть только у меня.

А.: Сергей Николаевич, а на сегодняшний день кого из близких родственников Вы имеете?

К.: Внук Алексей и дочь – вот и все мои близкие. Больше никого нет. Я уже говорил вам, три года назад сын и невестка моя погибли в автомобильной катастрофе. После их смерти внук Алексей перешел жить к нам. С дедушкой и бабушкой по материнской линии у него отношения не очень хорошие сложились. Да еще и дядя по материнской линии был против, чтобы Алексей остался проживать в той квартире, где родился. Мы с женой, напротив, с удовольствием приняли внука к себе. Квартира у нас большая, и с внуком у меня отношения дружеские. Хороший он у меня парень. Так что сейчас в этой квартире мы живем вдвоем.

А.: Ну вот, не все у Вас так плохо. Хороший внук рядом – это не так уж и мало.

К.: Да, внук у меня хороший. Не то, что большинство нынешней молодежи. Ведь на все время у него хватает: и учится в институте, и спортом занимается, и подрабатывает. Не хочет на мою пенсию жить. И со мной поговорить время находит...

А.: Вот и славно. Хорошо, Сергей Николаевич. Значит, мы с Вами выяснили, что у Вас есть трехкомнатная квартира, которая находится в Вашей собственности, т. е. принадлежит только Вам. В настоящее время в этой квартире зарегистрированы по месту жительства только Вы и Ваш восемнадцатилетний внук Алексей.

К.: Да.

А: Скажите еще, Сергей Николаевич, сколько лет Вашей дочери и как она себя чувствует, какое у нее здоровье?

К.: Лет моей дочери 40, и со здоровьем у нее все в порядке, только работать не больно любит. А зачем Вам это знать?

А.: Это не простое любопытство. Сведения эти мне необходимы, чтобы не ошибиться в совете. А теперь скажите, Сергей Николаевич, каким образом Вы бы хотели передать эту квартиру своему внуку? Или какие условия такой передачи Вас бы больше всего устроили?

К.: Видите ли, в чем дело. В первую очередь я бы, конечно, хотел, чтобы эта передача состоялась таким образом, чтобы моя дочь не имела права на эту квартиру после того, как меня не будет. Ну а до своей смерти я бы, конечно, хотел прожить именно в ней. Ведь эту квартиру я заработал. В этой квартире мы были когда-то счастливы. Жили с моей покойной женой Поэтому, конечно, для меня обязательное условие передачи этой квартиры моему внуку... чтобы я сохранил право жить в ней до смерти.

А.: Понятно. Сергей Николаевич, давайте еще раз подведем итог нашего разговора. Итак, Вы и Ваш восемнадцатилетний внук Алексей проживаете в трехкомнатной квартире. Эта квартира находится только в Вашей собственности, и Вы располагаете необходимыми документами, подтверждающими этот факт. Кроме Вашего внука Алексея у Вас есть дочь Татьяна, которая проживает отдельно, имея в собственности квартиру. Ваше желание относительно квартиры, в которой Вы живете, состоит в том, чтобы собственником этой квартиры стал только Ваш внук Алексей, а Вашу дочь Татьяну Вы хотите лишить права получить в наследство хотя бы часть этой квартиры. В то же время Вы хотите до последнего дня Вашей жизни прожить именно в этой квартире. Я правильно Вас понял?

К.: Да. Все правильно».

Если оценивать приведенное интервью с точки зрения целей, для достижения которых оно проводилось, то, безусловно, оценка должна быть положительной, поскольку адвокат полностью выяснил суть правовой проблемы обратившегося к нему человека.

Следует проанализировать это интервью с точки зрения названных выше аспектов, имеющих непосредственное отношение к навыкам проведения собеседования, и таким образом выяснить, что помогало и что затрудняло работу адвоката при ведении беседы с клиентом.

Интересны разработки по вопросам проведения интервью зарубежных юристов.

Д. А. Тэнфорд2 пишет, что опрос является важным моментом судебного процесса. Первое, что приходит в голову: опросы необходимы для выявления обстоятельств случившегося в том или ином споре. Ваши последующие решения – какие состязательные бумаги подавать, какие ходатайства заявлять и какие вопросы задавать свидетелю на месте для дачи показаний – в значительной мере будут основываться на информации, полученной в ходе опроса вашего клиента и других предполагаемых свидетелей. Судебный процесс – это процесс сбора, сортировки, анализа и затем успешного представления фактов, полученных на опросах. Так что первейшая цель опроса – максимально расширить поток точной информации.

Однако провести опрос – это не значит просто предложить свидетелю рассказать вам все, что он/она знает о происшедшем. На информационный поток оказывают влияние многие факторы, которые искажают и ограничивают его. Сами свидетели бывают разными и принадлежат к разным слоям общества. Одни из них охотно идут навстречу, другие же стараются не вмешиваться ни во что. У свидетелей бывают разные способности к запоминанию и воспроизведению увиденного. Одни из них честные, другие лгут. Среди ваших свидетелей будут священники, проститутки, испуганные дети и закоренелые преступники. Вам встретятся свидетели неприятные, невротичные, тупые, нервные и говорящие с непонятным вам акцентом. Нельзя вести себя со всеми одинаково. В качестве опрашивающего вы должны научиться извлекать максимально полную и надежную информацию из всех этих столь разных людей.

Ваша собственная личность, отношение и манера задавать вопросы могут оказывать сильнейшее влияние на получаемую вами информацию. Проведение опроса – процесс динамический, который зависит от взаимодействия двух лиц. Ваш вклад, как сознательный, так и бессознательный, может иметь такое же отношение к извлекаемым фактам, что и вклад свидетеля. Если вы даете ему понять – в словесной или в бессловесной форме, – что какие-то факты не имеют значения, что вы желаете сменить тему или что вы не верите тому, что говорит вам свидетель, тогда свидетель, скорее всего, перестанет поставлять информацию. Исследования показывают, что даже конкретные употребляемые вами слова, ваша манера задавать вопрос или порядок ваших вопросов способны повлиять на то, как свидетель вспоминает то или иное событие.

Опрос важен не только для выяснения обстоятельств дела, но и для того, чтобы узнать кое-что о людях, связанных с данным делом. Если вы знаете, как выглядят свидетели и как они реагируют на вопросы, вам это сослужит великую службу позже, когда вам придется решать, каких свидетелей вызывать и как допрашивать. Еще важнее понимание личности свидетеля в том случае, если он ваш клиент. Клиенту придется явиться к вам за помощью в решении проблемы, которую он/она считает юридической. Если вы желаете адекватно представлять интересы клиента, вы должны по-настоящему понимать его/ее и уметь с ним/ней общаться. Только если вы разовьете в себе способность распознавать скрытые нужды клиента, вы сумеете помочь клиенту найти приемлемое решение его/ее проблемы. Далеко не для всех споров наилучшее решение – это обращение в суд.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста iconОтчет по практике Название дисциплины
Цель учебной практики – обучение практическим навыкам организационно управленческой деятельности в сфере юридической практики, закрепление,...

А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста iconПрограмма производственнойпрактики
Целью настоящей программы является получение студентами старших курсов профессиональных навыков юриста, развитие профессиональных...

А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста icon«Должностная инструкция юриста»
Ооо, зао образец должностной инструкции имеется в виде утвержденного руководством документа, обладающего юридической силой. Тем не...

А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста iconМатериалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации»
«Теория организации». Цель представленного пособия – обучение бакалавров практическим навыкам по дисциплине, а также самостоятельному...

А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста iconМетодические указания для студентов по обучению практическим навыкам...
Тема: Гемолитическая болезнь новорожденного. Показания и техника проведения заменного переливания крови (зпк)

А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста iconМетодические рекомендации к изучению курса «Нотариат»
Целью курса является формирование у студентов не только теоретических знаний в области нотариального права, но и приобретение практических...

А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста iconМетодические указания для практических занятий, самостоятельной работы...
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки...

А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста iconМоя шпаргалка
Все это предъявляет высокие требования не только к знаниям и практическим навыкам медицинской сестры, но и к ее моральному облику,...

А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста iconМетодические указания для практических занятий и самостоятельной...
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки...

А. А. Войтик, Т. В. Наумович, К. Л. Томашевский обучение студентов в юридической клинике практическим навыкам работы юриста iconМетодические указания к практическим занятиям студентов по учебной дисциплине фармакология
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск