Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года


Скачать 254.31 Kb.
НазваниеОбобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2
Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года.
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является расселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, наличие которого не только ухудшает внешний облик населенных пунктов нашей страны, но и, прежде всего, создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан.

Как показывает статистика, 14,5% или 27 тысяч единиц жилья в Республике Саха (Якутия) – это аварийные объекты. Для Дальнего Востока доля ветхого жилья в жилищном фонде составляет 7%, для России в целом – 5%.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ обязанность по ремонту и содержанию жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирных домах возлагается на самих собственников жилых помещений. Однако большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно решить эти проблемы. Сейчас, в условиях реализации Правительством страны федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы вопросы, связанные с расселением из ветхого и аварийного жилья, особенно актуальны.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты собственные нормативные правовые акты по вопросам переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, которыми предусматриваются поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней и привлечения внебюджетных ресурсов.

В Республике Саха (Якутия) нормативные правовые акты, регулирующие переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, приняты на уровне Президента РС(Я), Правительства РС(Я), а также местного самоуправления. Так, на сегодняшний день приняты и действуют республиканская целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденная Указом Президента РС(Я) от 16.02.2011 № 493, Положение о порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в Республике Саха (Якутия) за счет бюджетных средств, утвержденное постановлением Правительства РС(Я) от 14.11.2008 № 478 (в редакции постановления от 08.04.2009 № 148), нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В связи с наличием большого количества жилья, не пригодного для проживания, в судебной практике дел данной категории встречается немало. В 2011 году районными судами РС(Я) рассмотрено 3170 дел, вытекающих из жилищных отношений, Верховным судом РС(Я) рассмотрено в порядке кассационного пересмотра 634 дела, связанных с жилищными спорами. За отчетный период только в кассационной инстанции рассмотрено порядка 40 дел по искам о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании граждан нуждающимися в жилом помещении и предоставлении жилого помещения, из них 4 дела по заявлениям об изменении способа исполнения.
Порядок признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу
Порядок признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу урегулирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (в редакции от 02.08.2007). Следует иметь в виду, что данное Положение распространяется на жилые помещения независимо от формы собственности, то есть непригодными для проживания могут быть признаны как жилые помещения муниципального жилого фонда, так и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан.

В соответствии со ст. 7 указанного Положения признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, которая создается на уровне федерального органа исполнительной власти – для жилищного фонда Российской Федерации, на уровне органа исполнительной власти субъекта РФ – для жилищного фонда субъекта РФ, на уровне органа местного самоуправления – для оценки муниципального жилищного фонда. В состав межведомственной комиссии каждого уровня власти включаются представители этого органа, а председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа. В городе Якутске – это Правительство Республики Саха (Якутия) либо уполномоченный им орган (Министерство строительства либо Дирекция Службы единого заказчика); городской округ Якутск – если межведомственная комиссия органа местного самоуправления.

Бездействие межведомственной комиссии по принятию соответствующего решения о признании жилого помещения непригодным может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд в порядке, предусмотренным главой 25 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из указанного следует, что законодательством установлена определенная процедура принятия решения о признании многоквартирного дома непригодным для проживания.

1 этап – решение межведомственной комиссии;

2 этап – решение органа местного самоуправления о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вместе с тем следует иметь ввиду, что заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд бездействие органа местного самоуправления (либо иного органа власти) по принятию соответствующего решения в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Граждане могут обратиться в суд с иском о предоставлении жилья лишь в том случае, если соблюдены оба вышеуказанных этапа.
1. Прокурор г. Якутска обратился в суд с заявлением в интересах Н. к Окружной Администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения, указывая, что жилой дом, в котором проживает Н., был признан аварийным, непригодным для проживания, все жильцы подлежали расселению, но до настоящего времени со стороны органа местного самоуправления никаких мер по предоставлению жильцам дома жилых помещений не предпринимается..

Решением Якутского городского суда от 23 мая 2011 г. в удовлетворении заявления отказано.

Отказывая в удовлетворении требования прокурора, суд исходил из того, что дом, в котором проживала истица, в 2001 г. в установленном порядке был признан аварийным. Окружной Администрацией г. Якутска была утверждена муниципальная программа расселения граждан г. Якутска из аварийного и ветхого жилья, имеется список аварийных жилых домов, подлежащих расселению и сносу в 2010-2020 г., в котором указано, что вышеуказанный жилой дом подлежит сносу в 2012 г. Таким образом, органом местного самоуправления признано право Н. на предоставление другого жилья и при сносе дома её жилищные права и права членов семьи будут разрешены в установленном законом порядке.

Кассационным определением данное решение отменено с принятием нового решения об удовлетворении требований и возложении на ответчика обязанности предоставить Н. жилое благоустроенное помещение, равноценное по площади ранее занимаемому. Основанием к отмене решения явилось следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Судом установлено, что истец является нанимателем муниципального жилья в указанном доме, вместе с ней в квартире проживают и зарегистрированы ее малолетняя дочь рождения и муж.

Между тем в нарушение требований процессуального законодательства суд при рассмотрении данного дела эти требования закона не учел и оставил без оценки тот факт, что ОА ГО «г. Якутск» фактически признала свою обязанность по предоставлению истице и членам ее семьи другого жилого помещения. Актом межведомственной комиссии по оценке технического состояния зданий и сооружений от 26.04.2011 года установлено, что жилой дом по своему техническому состоянию как непригодный для проживания подлежал отселению и сносу. Материалами дела это обстоятельство опровергнуто не было.

Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, равно как и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение гарантировано действующим законодательством.

Таким образом, вывод суда о том, что при сносе дома жилищные права истицы и права членов семьи будут разрешены в установленном законом порядке, основан на применении материального закона вне его системной взаимосвязи с другими правовыми нормами, а также на его ненадлежащем толковании.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным.

Дело №33-2585/2011
2. Прокурор Хангаласского района обратился в суд с заявлением в интересах К. к муниципальному образованию «Город Покровск» о возложении обязанности предоставить вне очереди семье К. по договору социального найма жилое помещение.

С 27 августа 2010 г. квартира, где с 2007 г. проживает семья К., признана аварийной и не пригодной для проживания, однако в нарушение п. 2 ст. 57 ЖК РФ администрацией муниципального образования «Город Покровск» им не предоставляется жилое помещение вне очереди.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения кассационной инстанцией, иск удовлетворен, на ответчика возложена обязанность предоставить семье К. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в том числе оборудованным инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных домах также и газоснабжение).

Так, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Как видно из материалов дела и установлено судом, жилой дом, в котором находится квартира К., межведомственной комиссией признан аварийным и непригодным для проживания, о чем имеется акт от 21 августа 2010 г. Капитальному ремонту дом не подлежит.

Не внесение дома, в котором находится квартира К., в Реестр ветхого и аварийного жилья, само по себе не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и аварийными относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Дело № 33-2929/2011
3. С. обратился в суд с иском к Окружной администрации ГО «Город Якутск» о предоставлении равнозначного жилья, указывая, что в результате пожара дом был уничтожен, не был включен в Перечень аварийных домов, подлежащих сносу в градостроительных целях.

Судом первой инстанции в иске отказано на том основании, что истец не относится к малоимущим гражданам и не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решения Межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания не имеется, решения о сносе данного дома также не имеется.

Между тем данный вывод суда признан кассационной инстанцией неправильным по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что жилое помещение, в котором проживал С., находилось в муниципальной собственности, в 2006 году в указанном доме произошел пожар, вследствие чего квартира истца стала непригодной для проживания в результате пожара. Иного жилья С. не имеет.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Отказ в иске ввиду отсутствия решения комиссии о признании дома непригодным для проживания и решения о сносе дома является необоснованным.

Так, из материалов дела усматривается, что Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 281-р от 02 апреля 2009 г. в «Перечень ветхих и аварийных домов и строений, подлежащих расселению, сносу и вывозу в 2007-2009 годах в г.Якутске в градостроительных целях» были внесены жилые дома, находящиеся в Новопортовском квартале, в связи с подготовкой площадки под строительство участка железнодорожной линии в районе г.Якутска.

В данный перечень жилой дом, где проживал С., не включен, поскольку он был уничтожен пожаром. До настоящего момента указанный дом не признан непригодным для проживания.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 14, п. 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ, п. п. 7, 38, 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, прокурором г. Якутска в адрес Окружной администрации г.Якутска было внесено представление об устранении нарушений действующего жилищного законодательства.

Таким образом, в соответствии с принципами добросовестности и разумности, а также во исполнение Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Окружная администрация г.Якутска, действующая в лице собственника муниципального имущества, обязана была принять меры по признанию жилого дома, расположенного по адресу г.Якутск, ул.Жуковского, дом 5 непригодным для проживания и подлежащим сносу.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции судом кассационной инстанции отменено с принятием нового судебного решения об удовлетворении исковых требований С.

Дело № 33-271/2012
  1   2

Похожие:

Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года iconОбзор судебной практики по рассмотрению в 2011 г гражданских дел...
В соответствии с планом работы Саратовского областного суда на 1 полугодие 2012 г судебной коллегией по гражданским делам проведено...

Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года iconСправка-анализ судебной практики рассмотрения районными (городскими)...
А (Якутия) на второе полугодие 2015 года и представляет собой анализ дел, рассмотренных судами первой и апелляционной инстанций рс...

Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года iconУтверждено Президиумом Верховного Суда Республики Башкортостан «12»...
Обобщение проведено в соответствии с планом работы Верховного Суда Республики Башкортостан на второе полугодие 2013 года с целью...

Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года iconОбобщение судебной практики рассмотрения заявлений о привлечении...
Настоящее обобщение, посвященное анализу судебной практики рассмотрения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности в...

Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года iconОбобщение судебной практики рассмотрения заявлений о привлечении...
Настоящее обобщение, посвященное анализу судебной практики рассмотрения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности в...

Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года iconОбобщение судебной практики рассмотрения дел об административных...
Челябинским областным судом согласно плану работы на первое полугодие 2012 года проведено обобщение судебной практики рассмотрения...

Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года iconСправка по результатам обобщения судебной практики по рассмотрению...
В соответствии с планом работы Кировского областного суда на 1 полугодие 2012 г проведено обобщение практики рассмотрения судами...

Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года iconВ межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями,...
Прошу Вас провести оценку жилого объекта, расположенного по адресу: Кинельский район, с. Малая Малышевка ул. Молодежная, д. 15 кв....

Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года iconОбобщение судебной практики рассмотрения дел о признании сделок недействительными...
В соответствии с утвержденным планом работы Арбитражного суда Республики Калмыкия на II полугодие 2009 года проведен анализ рассмотренных...

Обобщение практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) дел о предоставлении жилых помещений в связи с признанием многоквартирных домов непригодными для проживания за 2011 год – 1 полугодие 2012 года iconОбобщение практики рассмотрения судами Владимирской области за 2008...
Во исполнение плана работы Владимирского областного суда проведено изучение гражданских дел по искам граждан о назначении льготных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск