Обзор решений вс РФ и вас РФ


Скачать 299.17 Kb.
НазваниеОбзор решений вс РФ и вас РФ
страница1/3
ТипОбзор
filling-form.ru > Договоры > Обзор
  1   2   3
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА.

ОБЗОР РЕШЕНИЙ ВС РФ И ВАС РФ
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ

за четвертый квартал 2012 года
Президиум Верховного Суда РФ 10 апреля 2013 г. дал разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

Интерес, в частности, представляет вопрос о возможности применения норм Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) при рассмотрении дел по спорам об исполнении сделок по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов (иных объектов недвижимости), осуществляемому иными, помимо указанных в ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона, способами (предварительные договоры купли-продажи, договоры о совместной деятельности и т.д.).

Президиум ВС РФ разъяснил, что, так как согласно ч. 1 и 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 27 Закона N 214-ФЗ данный Закон регулирует основанные на договоре участия в долевом строительстве отношения, связанные с привлечением денежных средств, в частности граждан, для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу, начиная с 1 апреля 2005 г. Действие Закона N 214-ФЗ распространяется также на отношения, возникшие при совершении начиная с указанной выше даты сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учетом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве.

Положительным моментом для граждан, приобретших квартиры в домах, разрешение на строительство которых получено ранее вступления в силу Закона N 214-ФЗ, является возможность применения норм данного Закона. Отрицательным моментом для них в случае задержки сдачи объекта является уменьшение суммы неустойки, которую они могут получить с застройщика. Далее Пленум ВС РФ разъясняет, что нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) в этой части к указанным отношениям не применяются.

Сравним размер неустойки по этим Законам:

- ч. 2 ст. 6 Закона N 214-ФЗ: "В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере";

- ч. 5 ст. 28 Закона N 2300-1: "В случае нарушения установленных сроков выполнения работы... исполнитель уплачивает потребителю за каждый день... просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги)...". Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать общую цену договора.
Пример. Просрочка окончания строительства составила 365 дней. Сумма договора соинвестирования 3 млн руб. Ставка рефинансирования Банка России на дату исполнения обязательства застройщиком составила 8,25%.

Неустойка для гражданина составит:

- по Закону N 214-ФЗ - 4 000 000 руб. x 8,25% / 300 x 2 x 365 дней = 803 000 руб.,

- по Закону N 2300-1 - 4 000 000 руб. x 3% x 365 дней = 43 800 000 руб., но так как неустойка ограничена суммой договора, то в данном случае она составит 4 000 000 руб.
Даны также разъяснения по вопросам:

- на кого возлагается обязанность возместить ущерб по договорам обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, если до наступления страхового случая у страховой организации отозвана лицензия либо страховая организация ликвидирована или исключена из Российского союза автостраховщиков;

- возможно ли направление дела об административном правонарушении на новое рассмотрение по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судье районного суда, вынесшему решение об отмене постановления должностного лица о назначении административного наказания и прекращении производства по делу, если на время рассмотрения жалобы истекли сроки давности привлечения к административной ответственности;

- образует ли объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) обязанности сообщить о заключении трудового договора, а также гражданско-правового договора с бывшим государственным гражданским или муниципальным служащим;

- возможно ли привлечение юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, до вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении физического лица, действовавшего от его имени или в его интересах, а также в случае отказа должностного лица принять деньги, ценные бумаги, иное имущество, предлагаемые от имени или в интересах юридического лица за совершение им в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым этим должностным лицом служебным положением.
Передавать показания квартирных счетчиков исполнителю

услуг теперь не обязательно!
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ Определением от 19.03.2013 N АПЛ13-82 признала недействующим пп. "в" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части обязания потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца.

Апелляционная коллегия учла, что нарушение срока подачи показаний индивидуального прибора учета влечет для гражданина-потребителя неблагоприятные последствия: плата за коммунальную услугу определяется из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов (п. 59 Правил N 354). По истечении этих предельных расчетных периодов плата за коммунальную услугу начинает исчисляться исходя из нормативов потребления. При невыполнении своей обязанности потребителем по передаче показаний индивидуального прибора учета в срок до 26-го числа текущего месяца более трех месяцев подряд исполнитель в силу п. 84 Правил N 354 обязан провести указанную в п. 82 Правил N 354 проверку и снять показания индивидуального прибора учета. При таких данных гражданину-потребителю для обеспечения принципа равенства сторон и справедливости должна быть предоставлена возможность повлиять на условия договора, касающегося возложения на него обязанности передавать полученные показания прибора учета исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, с тем чтобы на него не возлагалась обязанность, которую он не может выполнить, что позволит исключить нарушение его прав.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ); плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о кооперативе; плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 1, 2 ст. 155 ЖК РФ).

Из содержания приведенных законоположений (фактически в аналогичной редакции они действовали и до введения в действие Правил N 354) следует, что на потребителя не возложена обязанность передавать полученные показания приборов учета исполнителю или уполномоченному лицу не позднее 26-го числа текущего месяца. Включение же в договор об оказании коммунальных услуг потребителю условия, которое прямо не предусмотрено законом, но и не противоречит ему, возможно лишь по соглашению сторон в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
И.Ланина

Аудитор,

эксперт ФГ

Подписано в печать

22.05.2013

"Консультант", 2013, N 7
"ВСЯ ПРАВДА" О ГАРАНТИЙНОМ СРОКЕ
Казалось бы, кто и что в наше нестабильное время может что-то гарантировать? "Стопроцентную гарантию дает только страховой полис", - скептически говаривал Остап Бендер, прозрачно намекая на то, что и эта "бумажка" ничего не гарантирует. Тем не менее у каждой вещи, будь то обувь, одежда или микроволновая печь, есть свой гарантийный срок, которые не надо путать со сроком эксплуатации вещи.
Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст. ст. 18 и 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Защита от кота в мешке
Это могут быть следующие требования: замена товара, отказ от исполнения договора, возврат денег, безвозмездное устранение недостатков (гарантийный ремонт), соответствующее уменьшение цены, возмещение расходов и др. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 6 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей").

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 4 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей").
Важно. Установление гарантийного срока - это право, а не обязанность изготовителя (исполнителя) или продавца.
Гарантийного срока на товар (работу) может и не быть. Однако важно знать, что если на товар (работу) не установлен гарантийный срок, то потребитель вправе предъявить к продавцу (исполнителю) и другим вышеназванным лицам требования в отношении недостатков товара (работы), если такие недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товаров потребителю (со дня принятия услуги потребителем) (п. 1 ст. 19, п. 3 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей"). При этом если на товар (работу) не установлен гарантийный срок, то потребителю нужно доказать, что недостатки товара (работы) возникли до передачи товара потребителю (до принятия работы потребителем) или по причинам, возникшим до этого момента.

Законодательством РФ не установлено формы гарантийного талона. Более того, выдача гарантийного талона не является обязательной. Достаточно документа (чека), подтверждающего приобретение товара и сам факт того, что гарантийный срок установлен (изготовителем, продавцом, исполнителем).

Согласно п. 2 ст. 10 Закона "О защите прав потребителей" если гарантийный срок установлен, то о нем должно быть сообщено потребителю в доступной и наглядной форме. Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 10 Закона "О защите прав потребителей").
Измеряем, исчисляем, продлеваем...
Гарантийный срок на услугу (работу) начинается со дня принятия потребителем выполненной работы.

Гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и проч.) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств.

Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи (п. 2 ст. 19 Закона "О защите прав потребителей").

Гарантийный срок товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими исходя из функционального назначения товара (результата работы)) (п. 3 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей").

Согласно п. 1 ст. 20 Закона "О защите прав потребителей" если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, продавец (изготовитель или иное управомоченное лицо) обязан устранить недостатки товара в минимальный срок, объективно необходимый для устранения недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.

При этом срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. Согласно сложившейся судебной практике данный срок не может быть продлен из-за отсутствия запасных частей на складе или необходимого оборудования.

Гарантийный срок товара продлевается на время ремонта (п. 3 ст. 20 Закона "О защите прав потребителей"). В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю (п. 2 ст. 21 Закона "О защите прав потребителей").
Гарантия на комплектующие
Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.
Предоставление подменного товара
В отношении товаров длительного пользования (например, холодильника, телевизора) изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет (п. 2 ст. 20 Закона "О защите прав потребителей").

Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, установлен Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. В него входят, в частности, автомобили, мебель, определенные электробытовые приборы (например, электробритвы, электрофены, бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрочайники и др.).
Е.Зубова

Эксперт

Первого Дома Консалтинга

"Что делать Консалт"

Подписано в печать

27.03.2013

"Практическая бухгалтерия", 2013, N 4
  1   2   3

Похожие:

Обзор решений вс РФ и вас РФ iconОбзор Постановлений Президиума Высшего Арбитражного суда Российской...
Постановление Президиума вас РФ от 12. 03. 2013 №13783/12 по делу № А41-26473/11*

Обзор решений вс РФ и вас РФ iconОбзор сми
Итоги независимой оценки качества оказания соцуслуг учитываются регионами при принятии решений

Обзор решений вс РФ и вас РФ iconОбзор судебных решений по вопросам противодействия коррупции
Для проведения обобщения из районных судов Самарской области истребованы дела данной категории за 2014 2016 годы

Обзор решений вс РФ и вас РФ iconОбзор судебных решений по вопросам противодействия коррупции
Выдержка из апелляционного определения Курганского областного суда от 15 января 2015 года по делу №33-6/2015

Обзор решений вс РФ и вас РФ iconОбзор апелляционной практики рассмотрения гражданских дел, связанных...
Верховным Судом Чувашской Республики изучена апелляционная практика рассмотрения гражданских дел, связанных с оспариванием решений...

Обзор решений вс РФ и вас РФ iconОбзор апелляционной практики рассмотрения гражданских дел, связанных...
Верховным Судом Чувашской Республики изучена апелляционная практика рассмотрения гражданских дел, связанных с оспариванием решений...

Обзор решений вс РФ и вас РФ iconСтудия интернет-решений «Артекс»
Просим Вас указать ответы на приведенные ниже вопросы анкеты, которые позволят более точно сформулировать задачу по разработке вашего...

Обзор решений вс РФ и вас РФ iconОбзор Постановлений Президиума Высшего Арбитражного суда Российской...
Постановление Президиума вас РФ от 19. 03. 2013 №12668/12 по делу № А21-6529/2010*

Обзор решений вс РФ и вас РФ icon1. Технология хранения данных при принятии решений Проблема хранения данных при принятии решений
Цель: изучить теоретическую базу в сфере интеллектуальных методов анализа и приобрести разнообразные практические навыками, которые...

Обзор решений вс РФ и вас РФ iconОбзор положительной судебной практики за 2 квартал 2015 Дело №А51-522/2015
Приморскому краю (далее – «налоговый орган, ответчик, инспекция») о признании недействительными решений, с учетом ходатайства об...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск