Заседание Научно-консультативного совета при
Конституционном суде Республики Татарстан «“Электронное правосудие” в механизме реализации конституционного права на судебную защиту» Итак, Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 46 закрепляет право каждого на судебную защиту его прав и свобод. Аналогичное право предусматривает Конституция Республики Татарстан в части первой статьи 40. В качестве одной из гарантий реализации конституционного права на судебную защиту выступает гласность, которая, будучи основополагающим принципом отправления правосудия,1 означает открытость судебного разбирательства, за исключением случаев, прямо оговоренных в законе, и предполагает возможность ознакомления с движением дела на всех этапах реализации этого конституционного права: (1) право на обращение в суд; (2) право на исправление судебной ошибки; (3) право на исполнение судебного решения.
Реализации основополагающего принципа гласности, безусловно, способствует развитие информационно-коммуникационных средств связи, являющееся составной частью процесса преобразования информационных технологий в целом, которое охватывает все стороны общественной жизни и ставит современное общество перед новыми реалиями. Эти реалии обусловлены совершенствованием современных коммуникационных каналов связи, вследствие чего информация становится открытой и доступной в предельно короткие сроки перед большой аудиторией.
Информационно-коммуникационные средства связи, используемые при отправлении правосудия, в отечественной доктрине получили обобщающее определение «электронное правосудие». Впервые в научный оборот понятие «электронное правосудие» вошло в 2008 году,2 то есть относительно недавно, и не вызвало широкого обсуждения. Переломным моментом явилось принятие Федерального закона от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»3, устанавливающего во многих случаях возможность и необходимость использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также дополнившее норму, регулирующую форму и содержание искового заявления, важным пунктом: «Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Практическая реализация отдельных элементов, охватываемых категорией «электронное правосудие», стала импульсом для научного поиска4, а практические результаты, достигнутые благодаря внедрению этих элементом, стали подспорьем для дальнейшего их введения в процессуальные источники права.
В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации5 правосудие отправляется в четырех формах: конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Три из четырех форм отправления правосудия уже в настоящее время содержат элементы «электронного правосудия», уголовному судопроизводству эти элементы станут доступны с 1 января 2017 года.
Уважаемые коллеги, нас впереди еще ждет выступление судьи Верховного суда Республики Татарстан, поэтому я остановлюсь подробнее на сегодняшней стадии внедрения элементов «электронного правосудия» при отправлении правосудия в форме конституционного судопроизводства, охватив при этом оба (федеральный и региональный) уровня механизма реализации конституционного права на судебную защиту.
Важные законодательные изменения по внедрению элементов «электронного правосудия» в конституционное судопроизводство содержатся в Федеральном конституционном законе от 8 июня 2015 года №5-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”»,6 вступившем в законную силу с 1 августа 2015 года. Указанным нормативным правовым актом были закреплены следующие основные положения:
(1) обращение может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации»;
(2) в случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется;
(3) информационная задача — информация о дате и времени заседаний Конституционного Суда Российской Федерации размещается на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в доступных для граждан местах занимаемого Конституционным Судом Российской Федерации здания, а также в средствах массовой информации»;
(4) трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается по инициативе Конституционного Суда Российской Федерации или с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации по ходатайству лиц, участвующих в деле, присутствующих на заседании.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при отправлении правосудия в федеральных судах элементы «электронного правосудия» реализуются в полной мере. Однако необходимо обратить внимание на следующий аспект: действующие в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»7 суды субъектов Российской Федерации в настоящее время потенциал «электронного правосудия» используют не в полной мере.
В нормативных правовых актах, регулирующих деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, отсутствуют законодательные положения, регламентирующие подачу обращений в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте суда или в форме электронного письма, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Изучение структуры официальных сайтов конституционных (уставных) судов субъектов Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» показало, что в 15 из 16 (с учетом того, что официальный сайт Конституционного суда Республики Чечня отсутствует) есть специальный раздел, посвященный обращениям в данные суды (с размещением в данных разделах ссылок на нормативные правовые акты и образцы процессуальных документов).
На 7 официальных сайтах конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Татарстан, Свердловская область), присутствует раздел под названием «Обращения», в которых есть соответствующая форма для направления в суд обращения через сайт. Однако подобные обращения в условиях отсутствия возможности заполнения специальной формы на официальном сайте по аналогии с Конституционным Судом Российской Федерации, а также их обязательного законодательного санкционирования не соответствуют предъявляемым к ним требованиям как поданные с несоблюдением письменной формы обращений, не могут рассматриваться в качестве элемента «электронного правосудия», и подлежат рассмотрению, только если заявитель обращается в конституционный (уставный) суд субъекта Федерации не в целях судебной защиты его прав, а, реализуя право на обращение в государственные органы в порядке, предусмотренном законодательством об обращениях граждан.
В связи с вышесказанным хочу сообщить, что Конституционным судом Республики Татарстан совместно с Министерством информатизации и связи Республики Татарстан и при поддержке руководства республики примерно месяц назад реализован сервис отправки в суд обращений путем заполнения специальной формы на официальном сайте суда. Таким образом, после внесения при содействии депутатского корпуса Государственного Совета Республики Татарстан соответствующих изменений в Закон Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», будет сделан еще один важный шаг, способствующий максимальному упрощению реализации конституционного права человека и гражданина на судебную защиту в Республике Татарстан.
Спасибо за внимание!
|