Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью


Скачать 496.24 Kb.
НазваниеПояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью
страница1/3
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > бланк заявлений > Пояснительная записка
  1   2   3
Печатается по решению редакционно-

издательской комиссии юридического

факультета Поморского университета

Авторы: преподаватели юридического факультета ПГУ имени М.В. Ломоносова – Н.В. Машинская, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой уголовного права и процесса, доцент; Н.Ю. Скрипченко, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса, доцент; А.Д. Гордиенков, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса, А.В. Савинский, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса; В.Г. Гольдфайн, доцент кафедры уголовного права и процесса; Л.С.Коростелёва доцент кафедры уголовного права и процесса; Ившин И.В, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой судебной медицины и права СГМУ; А.Н. Халтурин, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса; Ю.В.Молева - ассистент кафедры уголовного права и процесса; И.Л.Никулин – старший преподаватель уголовного права и процесса; Л.В. Зезина, методист дневного отделения юридического факультета.


Рецензенты:
Кузьмин С.И.- профессор кафедры уголовного права и процесса, доктор юридических наук, профессор.

Шинкарева Е.Ю.- заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права, кандидат юридических наук.


Учебно-методические рекомендации содержат цели и задачи прохождения преддипломной практики студентами 5 курса юридического факультета уголовно-правовой специализации, а также разработанные авторами практические задания.

Печатается по решению редакционно-

издательской комиссии юридического


Учебно-методические рекомендации


к организации преддипломной практики

(уголовно-правовая специализация)

Государственное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет

имени М.В. Ломоносова».

Н.В. Машинская, Н.Ю.Скрипченко, А.Н.Халтурин


А.Д.Гордиенков, А.В. Савинский, В.Г.Гольдфайн,

Л.В. Зезина, И.В. Ившин, Л.С.Коростелева,

Ю.В. Молева, И.Л.Никулин.
Учебно-методические рекомендации

по организации преддипломной практики

(уголовно-правовая специализация)

Архангельск

Поморский университет

2008

Пояснительная записка



Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью

- на основе полученных теоретических знаний и собранного эмпирического материала провести исследование по избранной проблематике дипломного сочинения, совершенствовать практические навыки, углубить и закрепить полученные знания, умения и навыки.

- в процессе проведения исследования по избранной проблематике дипломного сочинения совершенствовать практические навыки, углубить и закрепить полученные знания и умения.

Задачами преддипломной практики являются:
- закрепление необходимого опыта организационно-управленческой работы в коллективе, что является необходимой предпосылкой повышения эффективности профессиональной деятельности будущего молодого специалиста;

- сбор и обобщение материала, необходимого для написания дипломной работы;

- осуществление научно-исследовательской и аналитической работы по теме избранного дипломного проекта.


Общая часть.


  1. Преддипломная практика в судах общей юрисдикции.


В мировом, районном, городском, областном суде студент должен ознакомиться с распределением основных обязанностей между сотрудниками суда (порядок оформления поступающих дел, назначения их к слушанию, своевременная отправка дел с кассационными жалобами и представлениями в вышестоящий суд, контроль за исполнением судебных решений, учёт и хранение уголовных дел и т.д.).

Студент знакомится с работой секретаря судебного заседания (вызов участников процесса, подготовка и вывешивание списков дел, назначенных к рассмотрению, проверкой явки лиц, которые вызывались в судебное заседание и отметка на повестках времени их нахождения в суде), выполняет по поручению судьи отдельные действия, помогает вести протокол судебного заседания, оформляет материалы дела и т.д.).

При прохождении практики непосредственно у судьи он изучает общий порядок и организацию его работы, присутствует на приеме граждан, составляет по поручению судьи проекты процессуальных документов, даёт консультации. Основное внимание должно быть уделено рассмотрению и разрешению уголовных дел. Целесообразно обобщать практику по наиболее спорным, проблемным вопросам, представляющим теоретический и практический интерес.

Не следует ограничиваться уголовными делами, рассмотренными судьёй, ответственным за прохождение практики. С разрешения руководителя студенты вправе присутствовать на любых процессах, проходящих в суде за данный период. При прохождении практики следует обращать внимание на соблюдение судами процессуального законодательства, отмечать наиболее типичные ошибки и отступления от закона.

Судья вправе давать персональное задание каждому студенту-практиканту перед судебным заседанием или другим мероприятием, а затем подвести итоги его выполнения.

Присутствуя на заседаниях судебной коллегии по уголовным делам. Президиума областного суда, знакомясь с материалами рассмотрения дел и обзорами судебной практики, необходимо выяснить, какие основания отмены и изменения решений по конкретным категориям дел являются наиболее типичными. Необходимыми установить какие трудности испытывает судебная практика при применении действующего законодательства; имеются ли в нём «пробелы», как они восполняются, какие нормы действующего законодательства, по мнению практических работников следует учитывать при написании отчёта о практике для того, чтобы связь между юридической теорией и практикой была более действенной. Не следует ограничивать свои действия только консультациями по практическим вопросам применения действующего законодательства. Необходимо использовать и другие целесообразные формы практики. Все проводимые мероприятия желательно увязывать с проблемами дипломного исследования.


  1. Преддипломная практика в прокуратуре.


В период прохождения практики в районной (городской) прокуратуре студент приобретает практические знания и навыки прокурорской работы, изучает приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, методические пособия и рекомендации, изданные Генеральной прокуратурой РФ.

Студент проходит практику в канцелярии, у прокурора и его помощников.

Под руководством заведующего канцелярией выполняются отдельные действия по делопроизводству.

Ознакомление с работой прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, с организацией работы прокуратуры по надзору за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия производится путём:

  • Участие студентов в проверке законности действий органов дознания и предварительного следствия по заявлениям и сообщениям о совершаемых и совершенных преступлениях.

  • Изучение дел, поступивших в прокуратуру с обвинительными заключениями или обвинительными актами, постановлением о прекращении или приостановлении производства по уголовному делу и подготовке по ним проектов письменных указаний.

В ходе ознакомления с работой прокурора по участию в рассмотрении дел в судах студенты знакомятся с организацией работы по участию в рассмотрении дел в судах, с обязанностями и правами прокурора и методами осуществления своих полномочий в суде. В этих целях студенты изучают по указанию прокурора дела, подлежащие рассмотрению в суде, докладывают их прокурору и присутствуют при рассмотрении этих дел с участием прокурора; под руководством прокурора составляют проекты исковых заявлений в случае причинения вреда государству. Присутствуют вместе с прокурором в судебных заседаниях при рассмотрении уголовных дел. Подготавливают проекты апелляционных, кассационных и частных представлений по делам, приговоры, определения или решения по которым являются незаконными; знакомятся с методикой проверки дел в порядке надзора и составляют по ним необходимые документы: совместно с прокурором проверяют своевременность и правильность обращения судами к исполнению приговоров, вступивших в законную силу; присутствуют при рассмотрении судами с участием прокурора дел по апелляционным, кассационным жалобам и представлениям, а так же при рассмотрении судами материалов об условно - досрочном освобождении от наказания.


  1. Преддипломная практика в следственном комитете при прокуратуре.

В период прохождения практики в следственном комитете студент приобретает практические знания и навыки следственной работы, изучает приказы и инструкции, методические пособия и рекомендации. Студент проходит практику у следователя. При изучении постановки делопроизводства студент знакомится с учётом заключённых под стражу, учётом и хранением вещественных доказательств и изъятых ценностей.

В ходе ознакомления с работой следователя, студент приобретает практические навыки в работе с первичными материалами, участвует в осуществлении отдельных следственных действий, расследовании отдельных видов преступлений, начиная с изучения первичных материалов и заканчивая составлением обвинительного заключения.

На первом этапе практикант может изучать первичные материалы и принимает по ним решения, оформляя их соответствующими процессуальными документами и в необходимых случаях составляя к ним приложения (планы, схемы, таблицы и пр.) принимая участие в разработке версий по следственным делам и планов расследования уголовных делах. После утверждения руководителем практики данного плана по его поручению и под его руководством студент- практикант может принять участие в конкретных следственных действиях.

В ходе практики студент должен получить навыки в производстве основных следственных действий: осмотр места происшествия ; допрос потерпевших, свидетелей, подозреваемых (с применением звукозаписи); подготовка и назначение различных видов экспертиз; допрос обвиняемого; производство очной ставки; производство обыска и выемки; проверка показаний на месте, производство следственных экспериментов в различных их вариантах; предъявление лица для опознания, опознание вещей; составление проектов обвинительного заключения по нескольким уголовным делам.

Выполнение каждого следственного действия должно быть максимально насыщено применением соответствующих средств криминалистической техники. Последовательность накопления методических навыков в производстве следственных действий методически целесообразно в указанном выше порядке. Результаты каждого следственного действия анализируются студентом и руководителем практики (совместно), свои замечания руководитель фиксирует в дневнике практики.

Перед непосредственным производством следственных действий руководитель практики привлекает студента-практиканта к планированию производства отдельных следственных действий.

Студент должен приобрести навыки в организационно распорядительной деятельности следователя по расследованию преступлений (составление отношение, запросов и пр.).
4. Преддипломная практика в органах внутренних дел.
Преддипломная практика организуется, как правило, в районном (городском) отделе внутренних дел. Основное время практики должно быть посвящено выработке навыков и методов следственной работы под руководством опытного следователя, дознавателя. В процессе прохождения следственной практики студенты руководствуются рекомендациями, изложенными в разделе 3 «Преддипломная практика в следственном комитете при прокуратуре». Дополнительно к этому практикант изучает действующие нормативные документы МВД РФ по вопросам следственной работы и дознания, руководствуется ими в процессе прохождения практики. Студент изучает структуру и организацию работы районного (городского)т отдела внутренних дел и в соответствующих пределах, знакомится с нормативной документацией по этим вопросам.

После общего ознакомления с делопроизводством в отделе внутренних дел, практиканту даются отдельные поручения по оформлению соответствующих документов.

Студенты знакомятся с деятельностью подразделений ОВД, с координацией работы этих служб со следственным отделом органа внутренних дел. Готовит по указанию следователя отдельные поручения в адрес таких служб.

Они участвуют в деятельности оперативно-следственных групп, выезжая на место происшествия, при этом выполняют указания следователя, начальника органа дознания.

Знакомятся с системой учёта с системой учёта и регистрации совершенных преступлений и иных правонарушений. Выполняют поручения по оформлению соответствующей документации.
5. Преддипломная практика в таможне.
Прохождение студентом преддипломной практики в таможне предполагает работу в отделе административных расследований, отделе дознания, в правовом отделе. При прохождении практики в отделе административных расследований студенты должны:

- ознакомиться с компетенцией таможенных органов России в области административного законодательства РФ (ст. 23.8; п.12, 80 ч.2, ч.3 ст.28.3 КоАП РФ);

-ознакомиться с приказом ФТС РФ определяющим Перечень должностных лиц таможенных органов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушений;

- на основе статистических данных провести анализ наиболее часто встречающихся правонарушений таможенного законодательства в зоне деятельности Архангельской таможни за прошлый и текущий годы (результаты исследования оформить справкой);

- проанализировать положения таможенного законодательства РФ, которые наиболее часто подвергнуты нарушению с точки зрения состава административного правонарушения (результаты исследования оформить справкой);

- проанализировать обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам об административных правонарушениях (далее –дела об АП), изученные в рамках исследования;

- на примере административных дел (решения по которым вступили в законную силу) изучить процессуальный порядок возбуждения и производства дел об административных правонарушениях;

-принять участие в производстве отдельных процессуальных действий (опросе, выемки и/или аресте товаров, являющихся предметом АП, осмотре, взятие проб и образцов);

-изучить судебную практику в г.Архангельске и области по уголовным делам о преступлениях в сфере таможенного дела.

При прохождении преддипломной практики в правовом отделе таможни студент должен:

-изучить Федеральный закон и нормативные акты РФ, касающиеся условий прохождения государственной гражданской службы. Ознакомиться со структурой таможенных органов РФ;

-ознакомиться с нормами Таможенного законодательства РФ, регламентирующими процедуры таможенного оформления и таможенного контроля;

-ознакомиться с порядком осуществления ведомственного контроля по вопросам таможенного оформления и контроля;

-изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок досудебного урегулирования споров;

-ознакомиться с порядком формирования материалов, направляемых в суд;

-изучить нормативно-правовые акты по защите интересов таможенных органов в судах общей юрисдикции и арбитражном суде;

-принять участие в судебных заседаниях арбитражного суда Архангельской области по рассмотрению заявлений участников внешнеэкономической деятельности на действия (бездействие), решения таможенного органа;

-принять участие в заседаниях суда общей юрисдикции по рассмотрению дел об АП законченных производством и направленных таможенным органом для принятия решения по существу;

-изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок возмещения вреда вследствие неправомерных действий должностных лиц, либо таможенного органа;

-принять участие в рассмотрении дела об АП должностным лицом таможенного органа и судьёй;

-изучить судебную практику по делам об АП постановления по которым были обжалованы лицами, привлечёнными к административной ответственности либо опротестованы, в порядке прокурорского надзора;

-на примере архивных дел об исполнительном производстве ознакомиться с порядком исполнения постановлений по делам об АП.

При прохождении практики в отделе дознания таможни студент должен:

-ознакомиться с компетенцией таможенных органов России по расследованию преступлений в сфере таможенного дела;

-ознакомиться с приказом ФТС РФ определяющим Перечень должностных лиц таможенных органов, имеющих право проводить расследование в форме дознания;

-на основе статистических данных провести анализ преступлений в сфере таможенного дела в зоне деятельности Архангельской таможни за прошлый и текущий годы (результаты исследования оформить справкой);

-проанализировать нормы таможенного законодательства РФ, которые наиболее часто подвергаются преступному посягательству с точки зрения состава преступления (результаты исследования оформить справкой);

-проанализировать обстоятельства подлежащие доказыванию по уголовным делам изученным в рамках исследования (результаты исследования оформить справкой);

-на примере архивных дел (решения по которым вступили в законную силу) изучить процессуальный порядок возбуждения и производства дознания по делу;

-принять участие в производстве отдельных процессуальных действий.
Преддипломная практика в адвокатуре.
Перед прохождением преддипломной практики в адвокатуре, студент изучает нормативную основу деятельности адвоката по уголовным делам (Уголовный кодекс РФ(1996 г.), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (2001), ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» (2002)).

В период прохождения преддипломной практики в адвокатуре студент приобретает практические знания и навыки оказания юридической помощи по правовым вопросам, составлению заявлений, жалоб и ходатайств, а также других документов правового характера.

Студент проходит практику в адвокатском кабинете, коллегии адвокатов, адвокатском бюро и юридической консультации. По поручению адвоката студент осуществляет юридическую консультацию граждан, оказывает помощь в составлении запросов, заявлений, жалоб, ходатайств, а также иных документов.

В ходе практики в адвокатуре студент осуществляет анализ представленных гражданам документов, обосновывает необходимость применения норм материального и процессуального права в конкретной ситуации. Оказывая юридическую помощь по уголовным делам, студент должен юридически грамотно квалифицировать деяние, выявить возможные нарушения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, оценить законность и обоснованность совершаемых действий и принимаемых по уголовному делу решений. Выявленные нарушения студент должен обсудить с адвокатом.

Присутствуя при судебном рассмотрении уголовного дела, студент анализирует деятельность защитника по опровержению предъявленных стороной обвинения доказательств.

Если адвокат участвует как представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, студент оценивает активность адвоката по представлению доказательств, изобличающих подсудимого в совершении преступления и (или) причинении вреда потерпевшему. В случае обжалования судебного решения в апелляционном или кассационном порядке, студент определяет ошибки, допущенные при рассмотрении уголовного дела, высказывая по поводу доводов, приведённых сторонами в жалобах (представлении).

В надзорном производстве, студент анализирует основания пересмотра дела в надзорном порядке, оценивает надзорную жалобу (представление) составляет проект указанного документа.
7. Оформление результатов преддипломной практики.
По окончании практики студент представляет руководителю от университета письменный отчёт о преддипломной практике (10-12 страниц рукописного текста), в произвольной форме с печатью и подписью руководителя от учреждения, которое явилось базой прохождения преддипломной практики. В отчёте обобщается весь ход преддипломной практики, выполнение индивидуального задания и других запланированных мероприятий, высказываются замечания и предложения относительно организации практики и дальнейшего совершенствования порядка её прохождения. Студенты, работающие по специальности не меньше одного года, представляют справку и характеристику с места работы. Предложения по совершенствованию организации и прохождения практики могут быть высказаны на итоговой конференции по подведению итогов практики, которое проводиться после её окончания.

На итоговой конференции по преддипломной практике заслушиваются доклады руководителей от университета и баз практики, а так же доклады студентов по наиболее интересным, имеющим теоретическое и практическое значение проблемам, изученным за период практики. Итоги практики обсуждаются всеми присутствующими.

Для оформления отчётных документов по преддипломной практике студенту выделяется десять дней. В случае нарушения сроков сдачи документации итоговая оценка может быть снижена. В случае задержки документов в течении одного месяца без уважительных причин практика не засчитывается, и студент направляется для повторного прохождения практики без отрыва от учебных занятий, или ректором рассматривается вопрос о возможности дальнейшего обучения студента в вузе.

Итоговая оценка за практику (зачтено/не зачтено) выставляется факультетским руководителем по практике с учётом оценок, выставленных руководителем базы практики, преподавателями факультетских кафедр.
Особенная часть.


  1. Задание для прохождения практики в прокуратуре города (района)

(акты прокурорского реагирования).

  1. Повторите ст.37, главы 34-38, 40 УПК РФ, ст.ст. 29,30, 35-39 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

  2. Ответь на вопросы:

  • в чём заключаются особенности правового положения прокурора в уголовном судопроизводстве?

  • какими полномочиями наделён прокурор при осуществлении им уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия?

  • в чём заключаются особенности правового статуса других участников уголовного судопроизводства;

  • в каких формах и посредством каких актов осуществляется реагирование на выявленные нарушения закона.

  1. Изучите имеющиеся в прокуратуре города (района) материалы-надзорные производства по уголовным делам, дела (наряды) с копиями постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Обратите внимание на решение прокурором вопроса о законности и обоснованности возбуждения уголовных дела либо отказа в возбуждении уголовного дела. Какие меры приняты прокурором в случае выявления фактов незаконных и (или) необоснованных возбуждений (отказов в возбуждении) уголовных дел органами дознания и органами предварительного следствия, какие результаты принятых мер.

Составьте постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, постановление прокурора о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене.

  1. Обратите внимание, какие процессуальные документы приобщены к надзорным производствам, все ли необходимые документы (копии постановлений дознавателей и следователей, постановлений и определений судов (судей)) приобщаются к надзорным производствам.

Установите, выявлялись ли прокурором нарушения федерального законодательства, допущенные в ходе предварительного расследования, какие меры приняты по выявленным нарушениям, их результат. Поступали ли прокурору жалобы на действия (бездействие ) и решения следователей и дознавателей, от кого, по каким основаниям, какие решения приняты по жалобам.

Составьте постановление прокурора об удовлетворении жалобы обвиняемого, требование прокурора об удовлетворении нарушений федерального законодательства.

  1. Установите, принимал ли участие прокурор в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения. Какая позиция была занята прокурором в судебном заседании, совпадала ли она с позицией следственного органа и суда, приносились ли в случае вынесения судом незаконных или необоснованных решений представления на указанные решения.

Составьте кассационное представление прокурора на незаконные (необоснованное) постановление судьи о применении в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу.

  1. Установите, какое решение принято дознавателем (следователем) по результатам расследования уголовного дела – составлено обвинительное заключение (обвинительный акт), производство по делу приостановлено, дело прекращено, является ли данное решение законным и обоснованным. В случае установление прокурором факта принятия следователем (дознавателем) незаконного или необоснованного решения по уголовному делу, какие меры были приняты по устранению допущенных нарушений.

Составьте постановление прокурора об отмене постановления дознавателя о приостановлении производства дознания.

  1. Какое решение принято прокурором по поступившему к нему с обвинительным заключением (обвинительным актом) уголовному делу.

Исключались ли прокурором какие-либо доказательства из уголовного дела, как полученные с нарушением уголовно-процессуального законодательства.

Возвращалось уголовное дело следователю (дознавателю) для дополнительного следствия, изменения объёма обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения (обвинительного акта) и устранение выявленных недостатков. Исключались ли прокурором из обвинительного акта отдельные пункты обвинения, переквалифицировалось ли обвинение на менее тяжкое.

Составьте постановление прокурора об исключении доказательства из уголовного дела, полученного с нарушением уголовно-процессуального закона.

8. Возвращалось ли судом уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения, по каким основаниям. Какое решение принято по возвращенному делу прокурором.

  1. Какая позиция была занята прокурором, как государственным обвинителем, при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции. Расходилась ли позиция государственного обвинителя с позицией, выраженной в обвинительном заключении (обвинительном акте), если расходилась, то каким образом данное расхождение получило разрешение руководителей прокуратуры (позиция государственного обвинителя согласована, государственный обвинитель заменён, обвинение поддержано лично прокурором, получившим поддержание государственного обвинения и т.п.).

10. Установите, совпала ли позиция государственного обвинителя по вопросам объёма обвинения, квалификация действий обвиняемого, наличия смягчающих обстоятельств, вида и размера наказания и др. с позицией суда, выраженной в приговоре. Обратите внимание на наличие рапорта государственного обвинителя о поддержании обвинения.

Приносились ли апелляционное или кассационное представление на приговор, в связи с чем (расхождение позиции государственного обвинителя с приговором суда, реализация руководителем прокуратуры надзорных полномочий независимо от позиции государственного обвинителя), каким должностным лицом прокуратуры (государственным обвинителем либо прокурором или его заместителем). Приносилась ли кем-либо из других участников судопроизводства жалоба на приговор суда, подавались ли прокурорами (государственным обвинителем или руководством прокуратуры) возражения в порядке ст.358 УПК РФ. Какое решение принято по результатам рассмотрения апелляционной (кассационной) жалобы. Представления судом второй инстанции, отменялись ли или изменялись приговоры судов второй инстанции, отменялись ли или изменялись приговоры судов первой инстанции по жалобам подсудимых при отсутствии представления прокурора.

Составьте кассационное представление прокурора.


  1. Особенности доказывания таможенных преступлений.




  • Ознакомиться с компетенцией таможенных органов России по расследованию преступлений в сфере таможенного дела;

  • Ознакомиться с приказом ФТС РФ определяющим Перечень должностных лиц таможенных органов, имеющих право проводить расследование в форме дознания.


На основе статистических данных:

  • Провести анализ преступлений в сфере таможенного дела в зоне деятельности Архангельской таможни за прошлый и текущий годы (результаты исследования оформить справкой);

  • Проанализировать нормы таможенного законодательства РФ, которые наиболее часто подвергаются преступному посягательству с точки зрения состава преступления (результаты исследования оформить справкой);

  • Проанализировать обстоятельства подлежащие доказыванию по уголовным делам изученных в рамках исследования по п.2.3.1 (результаты исследования оформить справкой);

  • На примере архивных уголовных дел (решения по которым вступили в законную силу) изучить процессуальный порядок возбуждения и производства дознания по делу;

  • Принять участие в производстве отдельных процессуальных действий (допросе; выемке и/или обыске товаров, являющихся предметом преступления; очной ставке; осмотре; взятие проб и образцов);

  • Изучить судебную практику в г. Архангельске и области по уголовным делам о преступлениях в сфере таможенного дела.



  1. Задание для прохождения практики в органах предварительного расследования, судах первой инстанции.

(Использование специальных знаний в уголовном процессе. Оценка готовности материалов уголовного дела к назначению судебно - медицинских экспертиз.
1.Повторите главы 8-11, 27,37 УПК РФ, главы 1-4 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Ответьте на следующие вопросы:

  • Что такое судебная экспертиза?

  • Кому может быть поручено производство судебной экспертизы?

  • В чём состоит задача судебно-экспертной деятельности?

  • Какие государственные судебно-экспертные учреждения в Архангельской области и за её пределами Вам известны, какие виды судебных экспертиз они выполняют?

  • Что является объектами медицинских судебных экспертиз, кому может быть поручено производство таких экспертиз?

2. Какие формы использования специальных знаний в уголовном процессе Вам известны? Результаты использования, каких форм допускаются в качестве самостоятельных доказательств по уголовному делу (заключение эксперта, показания эксперта)?

3.Проанализируйте процессуальный статус эксперта и процессуальный статус специалиста, а также задачи, стоящие перед ними в уголовном процессе. Каковы принципиальные отличия в процессуальном статусе этих участников уголовного судопроизводства и в стоящих перед ними задачах?

4.Кто из специалистов подлежит обязательному привлечению к участию в осмотре трупа на месте его обнаружения, при извлечении трупа из места захоронения и его осмотре (ст. 178 УПК РФ)? Каковы задачи этого специалиста при участии в указанных процессуальных действиях? Какие вопросы могут быть разрешены специалистом по результатам осмотра трупа, в какой форме могут быть даны ответы на эти вопросы? В каких случаях составляются протокол осмотра места происшествия (см. Приложение №4 к УПК РФ); в каких – протокол осмотра трупа (см. Приложение №5 УПК РФ)?

5.При осмотре места происшествия (осмотре трупа) или/и в процессе изучения протокола осмотра места происшествия (протокол осмотра трупа) по расследуемому Вами делу проанализируйте последовательность описания результатов осмотра трупа на месте происшествия, полноту описания трупных изменений, повреждений на одежде и теле трупа, а также полноту отражения иных сведений, имеющих существенное значение для дела.

6. В каких ещё случаях возникает потребность в привлечении врача судебно-медицинского эксперта или иного врача для участия в процессуальных действиях в качестве специалиста? Каковы задачи врача-специалиста в области судебной медицины при производстве следователем освидетельствования (ст.179 УПК РФ); при проведении освидетельствования на основании постановления или определения суда (ст.290 УПК РФ); при производстве следственного эксперимента (ст.181 УПК РФ); при получении образцов для сравнительного исследования (ст.202 УПК РФ)?

7.Каков порядок назначения судебной экспертизы по уголовному делу? Что подлежит обязательному отражению в постановлении о назначении судебной экспертизы? С какого момента судебная экспертиза считается назначенной? В соответствии сто ст. 195 УПК РФ и Приложением №62 к УПК РФ составьте постановление о назначении первичной медицинской судебной экспертизы по расследуемому Вами уголовному делу.

8.Проанализируйте права подозреваемого, обвиняемого, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы, предусмотренные УПК РФ и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». В каких случаях требования участников процесса о присутствии при производстве судебной экспертизы не подлежат удовлетворению?

9.В каких случаях назначение и производство судебной экспертизы является обязательным в уголовном судопроизводстве? Какие виды судебных экспертиз назначаются в каждом из этих случаев, какие вопросы ставятся на их разрешение (ст.196 УПК РФ)?

10.Выявите особенности в назначении судебных экспертиз, в порядке направления материалов для их производства и организации производства экспертиз в случаях, когда экспертизы проводятся: 1) в государственном судебно-экспертном учреждении; 2) в негосударственном экспертном учреждении; 3) вне экспертного учреждения.

11.Какие требования предъявляются к форме и содержанию заключения эксперта? Какими нормами они предусмотрены? Каковы последствия несоответствия заключения эксперта предъявляемым требованиям? Проанализируйте заключение эксперта по расследуемому Вами делу на предмет соответствия его оформления предъявляемым требованиям.

12. Какие виды судебных экспертиз «по последовательности» проведения Вам известны (первичная, дополнительная, повторная)? Проанализируйте основания для назначения дополнительной, а также повторной экспертизы. Определите, кому из числа экспертов может быть поручено проведение дополнительной экспертизы, а кому - проведение повторной экспертизы. По расследуемому Вами уголовному делу составьте постановление о назначении дополнительной (повторной) медицинской судебной экспертизы (см. Приложение №65 к УПК РФ), указав в мотивировочной части соответствующие основания для её назначения.

13. Какие виды судебных экспертиз «по составу экспертов» Вам известны (единоличная, комиссионная, комплексная)? Каково минимальное количество экспертов в составе комиссии экспертов? Кем определяется комиссионный характер судебной экспертизы? Определить в чём состоит отличие комплексной экспертизы, если необходимые для разрешения возникших вопросов специалисты работают в разных экспертных учреждениях? По расследуемому Вами делу составьте постановление о назначении комиссионной (комплексной) медицинской судебной экспертизы (см. Приложения №№63,64 к УПК РФ), обозначив в мотивировочной части соответствующие основания, а в резолютивной необходимые сведения о экспертном учреждении (учреждениях) либо соответствующем эксперте (экспертах), если экспертиза будет производиться вне экспертного учреждения.


  1. Вопросы по судебно – психиатрической экспертизе.

Оценка готовности материалов уголовного дела к назначению судебно-психиатрической экспертизы.


  1. Какие конкретные материалы дела указывают на наличие у подозреваемого (обвиняемого) признаков психического расстройства в период совершения им противоправных действий?

  2. отражены ли в материалах дела особенности болезненного поведения и высказываний обвиняемого (свидетеля, потерпевшего) в период проведения следственных действий (во время допросов, очных ставок и проч.)?

  3. Сделаны ли следователем необходимые запросы в медицинские (психиатрические) учреждения, правильно ли были оформлены запросы и получены ли достаточно полные ответы?

  4. Какие медицинские сведения (амбулаторные и стационарные медкарты, справки, выписки), указывают на наличие у лица психического расстройства?

  5. Собраны ли следователем сведения, характеризующие личность обвиняемого (свидетеля, потерпевшего) и иные необходимые сведения? Указывает ли их содержание на наличие у лица признаков психического расстройства?

  6. Какие ещё источники информации следует привлечь?

  7. Является ли назначенная экспертиза обязательной? Какова цель её производства?

  8. Соответствует ли оформление постановления о назначении судебно- психиатрической экспертизы требованиям процессуальной формы?

  9. Указано ли в постановлении, на чём основывается сомнения следователя в психиатрической полноценности обвиняемого (свидетеля, потерпевшего)?

  10. Достаточен ли в количественном и качественном отношении перечень вопросов к экспертам; не выходят ли вопросы за пределы компетенции психиатра (психолога)?

  11. Соответствуют ли используемые следователем термины, касающиеся медицинского и юридического критериев невменяемости, содержанию действующего УК РФ?

  12. Правильно ли сформулированы вопросы в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого)?

  13. Поручено ли исполнением постановления надлежащему государственному экспертному учреждению, правильно ли названо экспертное учреждение, которому поручено проведение экспертизы?

  14. Оцените правильность выбора следователем вида судебно – психиатрической экспертизы (амбулаторная, стационарная, комиссионная, комплексная)?

  15. Обоснованно ли назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза?

  16. Соблюдены ли процессуальные требования к помещению лица в психиатрический стационар для проведения судебно-психиатрической экспертизы?

  17. Получены ли письменное согласие свидетеля (или его законного представителя) на проведение экспертизы?

  18. Ознакомлен ли подследственный с постановлением, и если нет, то по какой причине?

  19. Чем вызваны ходатайства экспертов о предоставлении дополнительных материалов?

  20. Ознакомлен ли подозреваемый (обвиняемый) с заключением экспертов?

  21. Каковы причины назначения повторной (дополнительной) экспертизы?



Оценка экспертного заключения.


  1. Соответствует ли экспертному заключение по форме и содержанию требованиям ст.ст. 200,201 и 204 УПК РФ?

  2. В полном ли объёме и соответствии ответил эксперт на поставленные в постановлении следователем вопросы?

  3. Перечислены ли в заключении материалы, предоставленные следователем для производства экспертизы?

  4. Все ли, необходимые для вынесения заключения материалы, изучены экспертами?

  5. Не собирались ли материалы экспертами самостоятельно?

  6. Исследована ли экспертами ситуация правонарушения?

  7. Приведены ли данные о результатах обследования лица и указаны ли применённые психиатрами и психологами методики?

  8. Оцените полноту ответов эксперта на вопросы следователя.

  9. Устанавливались ли экспертами обстоятельства, которые не вносились на экспертное исследование? Указаны ли они в заключении (например, оценка психического расстройства, перенесённого в прошлом; диагностика зависимости от алкоголя и наркотических веществ и т.п.)?

  10. Учтены ли экспертами материалы, не согласующиеся окончательными выводами или противоречащие им?

  11. Приведены ли обоснования выводов экспертов?

  12. Соответствует ли ответы экспертов правовым нормам?

  13. Не вышли ли эксперты в ответах на вопросы за пределы своей профессиональной компетенции?

  14. Является ли содержание заключения терминологически понятным для следователя?

  15. Не имеется ли оснований для назначения повторной (дополнительной) экспертизы?




  1. Задания по судебной экспертологии.


Цель – изучение практики назначения и производства судебных экспертиз при производстве по уголовным делам.

В период прохождения преддипломной практики Вам необходимо изучить не менее 10 архивных дел, при производстве которых проводились экспертные исследования, и ответить в виде отчёта на следующие вопросы по каждому проведенному экспертному исследованию:

  1. Номер уголовного дела, инкриминируемая статья УК РФ, фабула преступного деяния.

  2. Структура постановления о назначении судебной экспертизы.

  3. Класс, род, вид, назначенной экспертизы. Единоличная, комиссионная или комплексная экспертиза. Первичная или повторная экспертиза.

  4. Предметы, представленные для исследования.

  5. Вопросы, поставленные для разрешения экспертом.

  6. Структура заключения эксперта (экспертов).

  7. Выводы экспертов – категорически положительные, категорические, отрицательные, вероятные (предположительные) положительные или отрицательные.

  8. Вопросы, оставшиеся без ответов. Причины, послужившие основанием для отказа в предоставлении ответов на поставленные вопросы.

  9. Типичные ошибки, встречающиеся в постановлении о назначении судебной экспертизы.

  10. типичные ошибки, встречающиеся в заключении эксперта (экспертов).




  1. Задание для прохождения преддипломной практики по дисциплине «Правовая статистика».


Основной задачей при выполнении сформулированных ниже заданий является приобретение студентами навыков и умений в работе со статистической отчётностью в процессе возбуждения, расследования и окончания уголовного дела.

Возбуждение, расследование и окончание производства по уголовному делу сопровождается заполнением должностным лицом, осуществляющим предварительное расследование статистических карточек. Сведения, занесённые дознавателем, следователем, прокурором в статистическую карточку обрабатываются соответствующими аналитическими структурами органов внутренних дел и передаются в информационно-аналитическую службу УВД Архангельской области. Поступившая информация анализируется, и на её основе формулируются выводы об уровне, структуре и динамике совершённых на территории Архангельской области преступлений, исследуются категории лиц, в отношении которых совершены преступления и т.д. Полученные сведения создают базу для разработки профилактических мер, мер по совершенствованию организации и методики расследования преступлений различных категорий, разработки соответствующих социальных программ, направленных на снижение преступности и т.д.

В процессе возбуждения, расследования и окончания уголовного дела в основном составляются статистические карточки:

  1. на выявленное преступление (форма №1);

  2. о результатах расследования преступления (форма №1.1);

  3. на лицо, совершившее преступление (форма №2);

  4. о движении уголовного дела (форма №3);

  5. карточка о потерпевшем (форма №5);

  6. учётная алфавитная карточка формы 1 на осуждённого (арестованного).


Методические рекомендации по заполнению статистических карточек:
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью iconПояснительная записка Контрольная работа, как одна из форм оценки...
Учебно- методическое пособие содержит материал, с помощью которого ведется целенаправленная работа по закреплению теоретических знаний...

Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью iconМетодическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного...
Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения...

Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью iconМетодическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного...
Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения...

Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью iconПравила и требования к оформлению отчетов по производственной практике...
«дизайн» преддипломная практика заключает в себе сбор информации и практическую апробацию элементов дипломного проекта. В соответствии...

Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью iconВысшего профессионального образования
Диалектологическая практика. Программа и методические указания к проведению диалектологической практики для студентов 2 курса очного...

Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью iconПроизводственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика предусмотрена фгос спо для студентов 3 курса заочной формы обуче­ния в течении 5-го семестра. Продолжительность...

Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью iconПрограмма преддипломной практики Специальность: 080115. 65 Таможенное...
Она проводится в таможенных органах в восьмом семестре после прохождения теоретического курса и сдачи слушателями всех экзаменов,...

Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью iconПояснительная записка 4 Компетенции обучающегося, формируемые в результате...
Производственная практика студентов IV курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело», в качестве помощника врача стационара...

Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью iconЛитература для подготовки по изучаемой теме Основная литература:...
Специальность: 40. 05. 01 (030901. 65) Правовое обеспечение национальной безопасности; специализация уголовно-правовая

Пояснительная записка Преддипломная практика организуется для студентов 5 курса очного отделения (уголовно-правовая специализация) в начале 10 семестра общей продолжительностью в шесть недель. Она имеет своей целью iconПрограмма учебной, производственной и преддипломной практик для студентов...
Практика организуется в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса и настоящей программой. Учебным планом предусмотрены...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск