СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
| 4-6
| . Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
| 6-14
| 2. Структура и содержание дисциплины
| 17-23
| 2.1. Обьем дисциплины и виды учебной работы
| 17
| 2.2. Самостоятельная работа студентов (аудиторная)
| 17-18
| 2.3.Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная)
| 19
| 2.4. Образец дневника производственной практики
| 20-21
| 2.5. Пример заполнения дневника
| 22-23
| 2.6. Форма отчета по итогам терапевтической практики
| 24-29
| 2.7. Форма заполнения характеристики студента
| 30
| 3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
| 31-32
| 3.1. Основная литература
| 31
| 3.2. Дополнительная литература
| 31-32
| 3.3. Список электронных материалов
|
33-35
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
36-38
| Перечень вопросов по терапии
|
39
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная практика студентов IV курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело», в качестве помощника врача стационара по циклу терапия в VIII семестре в соответствии с учебным планом на базе терапевтического отделения ФГБУЗ «Махачкалинская больница ЮОМЦ ФМБА России».
Целью производственной практики является проверка и закрепление знаний, полученных студентами при изучении основных клинических дисциплин, дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков и умений, приобретенных в клиниках ВУЗа, ознакомление студентов с организацией терапевтической помощи населению, условиями работы врача стационара.
Задачами производственной практики является приобретение и закрепление полученных практических навыков обследования и лечения больных, обучение клиническому мышлению, овладению приемами по оказанию неотложной помощи в клинике внутренних болезней, закрепление навыков по профилактике заболеваний.
За время прохождения практики студенты закрепляют полученные практические навыки, учатся методике обследования больных, закрепляют знания по фармакодинамике и фармакокинетике основных лекарственных препаратов, ежедневно делают обходы, заполняют дневники, выписные эпикризы. Продолжительность производственной практики по терапии 12 рабочих дней по 6 часов. Руководство производственной практикой осуществляет кафедра факультетской терапии. Непосредственными руководителями практики являются ассистенты и доценты кафедры факультетской терапии, зам. главного врача по лечебной работе, заведующие отделениями.
При изучении задач производственной практики в качестве помощника врача стационара по циклу терапия выделяют следующие разделы:
вопросы организации работы лечебно-профилактических учреждений;
общие вопросы диагностики, лечения терапевтических больных;
обследование, плановая и экстренная терапия, вопросы организации кардиологической помощи;
обследование, плановая и экстренная терапия, вопросы организации пульмонологической помощи;
обследование, плановая и экстренная терапия, вопросы организации нефрологической помощи;
обследование, плановая и экстренная терапия, вопросы организации гастроэнтерологической помощи;
обследование, плановая и экстренная терапия, вопросы организации гематологической помощи.
Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать
студент для усвоения работы в качестве помощника врача стационара
по циклу терапия:
Анатомия человека. Строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и топографией систем и органов. Развитие и индивидуальные особенности.
Гистология, эмбриология, цитология. Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов. Гистофункциональные особенности тканевых элементов. Методы их исследования.
Нормальная физиология. Функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды. Закономерности функционирования отдельных органов и систем.
Патологическая анатомия. Структурные основы болезней и патологических процессов.
Фармакология. Классификация и основные характеристики лекарственных средств. Фармакодинамика и фармакокинетика. Показания и противопоказания к применению лекарственных средств, применение и побочные эффекты.
Микробиология, вирусология, иммунология. Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние на здоровье человека. Методы микробиологической диагностики. Применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов.
Биологическая химия. Химическая природа веществ и химические явления и процессы в организме. Клиническая биохимия, состав крови, биохимические константы крови, гормоны, буферные системы, факторы оксигенации гемоглобина, метаболизм эритроцитов; методика экспресс-анализа глюкозы крови; мочи на глюкозу, ацетон, белок. Белковый, углеводный, липидный обмен.
Биология. Общие закономерности происхождения и развития жизни. Антропогенез и онтогенез человека. Законы генетики. Биосфера и экология. Феномен паразитизма.
Патофизиология. Причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов. Закономерности нарушений функций органов и систем.
Физика. Основные законы физики. Физические явления и процессы. Физические основы функционирования медицинской аппаратуры. Устройство и назначение медицинской аппаратуры.
Пропедевтика внутренних болезней. Сбор анамнеза, объективные методы обследования больных.
Междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
№ п/п
| Наименование последующих дисциплин
| Связь
| 1
| Поликлиническая терапия
| +
| 2
| Клиническая фармакология
| +
| 3
| Офтальмология
| +
| 4
| Общественное здоровье и здравоохранение
| +
| 5
| Фтизиатрия
| +
| 6
| Акушерство и гинекология
| +
| 7
| Госпитальная хирургия
| +
| 8
| Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия
| +
| 9
| Онкология
| +
| 10
| Инфекционные болезни
| +
| 11
| Кож/вен болезни
| +
|
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ:Махачкалинская клиническая больница ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России. Отделение - терапевтическое.
Практика проводится в 8 семестре в течение 2 недель (12 рабочих дней).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Студент, по завершению освоения программы учебной дисциплины «Факультетская терапия, проф. болезни» должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| Знать
| Уметь
| Владеть
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
ОК-5
| Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
Готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию,использованию творческого потенциала
| основные нозологические формы заболеваний внутренних органов;
основные патологические синдромы основные причины, ведущие к развитию основных заболеваний внутренних, - органов, в том числе и у пациентов с профессиональными болезнями;
| интерпретировать жалобы, анамнез заболевания и жизни, данные физикального обследования курируемого больного;
выделить основные симптомы и синдромы заболевания и объяснить их патогенез
| сбором анамнеза больного с терапевтической патологией
| ОК – 7
| Готовностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
| принципы оказания неотложной помощи при ургентных ситуациях
| уметь распознать осложнения и оказать неотложную помощь при ургентных состояниях
| алгоритмом неотложной помощи при различных аритмиях, блокадах сердца, приступе Морганьи-Эдемса-Стокса, гипертонических кризах, приступе стенокардии и инфаркте миокарда, острой сердечной недостаточности (отеке легких и кардиогенном шоке);
алгоритмом оказания неотложной помощи анафилактическом шоке, при приступе бронхиальной астмы, желудочно-кишечном и легочном кровотечении, при приступе желчной (печеночной) и почечной колики
| ОК-8
| Готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные , этнические, конфессиональные и культурные различия
| Правила врачебной этики, законы и нормативно-правовые акты по работе с конфиденциальной информацией и приняты в обществе моральные и правовые нормы
|
| навыком соблюдения правил врачебной этики и деонтологии.
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| Способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека, факторов среды его обитания
| Принципы лечения и профилактики заболеваний внутренних органов;
| оценить результаты лабораторных, биохимических, инструментальных, рентгенологических исследований и использовать их для обоснования диагноза, прогноза и контроля качества лечения больного;
| сбором анамнеза больного с терапевтической патологией
| ПК-5
| Готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных,патолого-анатомических и иных исследованиц в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания
| принципы и особенности основных методов клинических, лабораторных и инструментальных методов обследования, их диагностическое значение;
| интерпретировать жалобы, анамнез заболевания и жизни, данные физикального обследования курируемого больного;
построить план обследования больного с учетом стандартов и интерпретировать результаты объективного осмотра и дополнительных методов обследования (лабораторно-инструментальных) с учетом нормы; ,
| сбором анамнеза больного с терапевтической патологией;
навыком составления плана дополнительного обследования больного;
| ПК-6
| Способностью к определению у пациента основных патологических состояний,сиптомов, синдромов заболеваний . нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра
| основные причины и патогенетические механизмы, лежащие в основе
ведущих синдромов;
современную классификацию заболеваний;
| выделить основные симптомы и синдромы заболевания и объяснить их патогенез;
| правилами постановки клинического диагноза;
| ПК – 9
ПК – 8
| Готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара Способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами
| показания к госпитализации пациентов с заболеваниями внутренних органов;
современную классификацию заболеваний
- клинические симптомы и синдромы нозологической формы;
-диагностические критерии нозологической формы
-лечение и профилактика заболеваний внутренних органов
| интерпретировать жалобы, анамнез заболевания и жизни, данные физикального обследования курируемого больного
оценить результаты лабораторных, биохимических, инструментальных, рентгенологических исследований и использовать их для обоснования диагноза, прогноза и контроля качества лечения больного;
на основе собранной о больном информации поставить развернутый клинический диагноз, обосновать его, правильно сформулировать в истории болезни с учетом нозологической формы, фазы и стадии болезни;
провести дифференциальный диагноз со сходными заболеваниями
| сбором анамнеза больного с терапевтической патологией;
алгоритмом обследования больного;
навыком составления плана дополнительного обследования больного;
правилами постановки клинического диагноза;
Трактовкой результатов лабораторных и инструментальных исследований
| ПК-20
| Готовностью к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины
| правила оформления медицинской документации (история болезни, выписка из истории болезни, первичная мед.карточка, рецепты);
| отчитываться по учебному дежурству;
| алгоритмом обследования больного;
навыком составления плана дополнительного обследования больного;
правилами постановки клинического диагноза
| ПК -№
| Общепрофессиональные компетенции
| ОПК-4
| способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности
| Принципы этики и деонтологии
| установить контакт с больным, проявить к нему внимание, вселить надежду на успех лечения
| навыком соблюдения правил врачебной этики и деонтологии
| ОПК-5
| способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок
| основные причины, ведущие к развитию основных заболеваний внутренних, - органов, в том числе и у пациентов с профессиональными болезнями
| провести дифференциальный диагноз со сходными заболеваниями;
| Трактовкой результатов лабораторных и инструментальных исследований
| ОПК-6
| Готовностью к ведению медицинской документации
| правила оформления медицинской документации (история болезни, выписка из истории болезни, первичная мед.карточка, рецепты);
| - назначить и обосновать лечение терапевтического больного согласно стандарта и с учетом индивидуальных особенностей; дать больному рекомендации по диете, образу жизни
| - навыком составления плана дополнительного обследования больного;
- правилами постановки клинического диагноза
| ОПК-8
| Готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач
| лечение и профилактика заболеваний внутренних органов
основные группы лекарственных средств, применяемых для лечения заболеваний внутренних органов
| уметь охарактеризовать основные группы препаратов для лечения основных заболеваний внутренних органов и выписать рецепты;
| Навыком составления плана лечения больного
| ОПК-9
| Способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач
| патогенез заболеваний;
| выделить основные симптомы и синдромы заболевания и объяснить их патогенез
| Трактовкой результатов лабораторных и инструментальных исследований
| ОПК-10
ОПК-11
ПК11
| Готовностью к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи Готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи
Готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочнорго медицинского вмешательства
| принципы оказания неотложной помощи при ургентных ситуациях;
основные группы лекарственных средств, применяемых для лечения заболеваний внутренних органов;
| уметь распознать осложнения и оказать неотложную помощь при ургентных состояниях;
| алгоритмом неотложной помощи при различных аритмиях, блокадах сердца, приступе Морганьи-Эдемса-Стокса, гипертонических кризах, приступе стенокардии и инфаркте миокарда, острой сердечной недостаточности (отеке легких и кардиогенном шоке);
алгоритмом оказания неотложной помощи анафилактическом шоке, при приступе бронхиальной астмы, желудочно-кишечном и легочном кровотечении, при приступе желчной (печеночной) и почечной колики;
| |