Закон субъекта российской федерации «о службе примирения»


Скачать 232.48 Kb.
НазваниеЗакон субъекта российской федерации «о службе примирения»
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк заявлений > Закон
Лидия Воскобитова

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«О СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ»
Пояснительная записка.

В конце ХХ в. во многих странах Европы, Америки, Австралии, Новой Зеландии появился новый подход к урегулированию юридических конфликтов, конкурирующий с уже устоявшейся системой разрешения конфликтных ситуаций посредством обращения в суд и применения государственного принуждения. Новая модель основана не на конфронтации сторон конфликта и принудительном его разрешении, а на поиске консенсуса и примирении сторон на взаимоприемлемых условиях, выработанных самими сторонами при помощи независимого и незаинтересованного посредника.

Такой способ урегулирования правовых конфликтов может применяться при разрешении как гражданских, так и уголовных дел, его можно использовать на любой стадии производства по делу. Признание и быстрое распространение примирительных процедур в различных странах позволило обсуждать этот опыт и перспективы его развития на уровне Комитета Министров Совета Европы. 15 сентября 1999 года Комитетом Министров Совета Европы была принята Рекомендация № R(99) 19, посвященная посредничеству в уголовных делах.

Комитет Министров Совета Европы оценил посредничество как гибкое и всеобъемлющее дополнение или альтернативу традиционному судебному разбирательству и отметил, что посредничество способствует повышению в сознании людей роли человека и сообщества в предотвращении преступлений и разного рода конфликтов. Оно может способствовать новым, более конструктивным и менее репрессивным исходам того или иного дела. Комитет рекомендовал правительствам государств – членов Совета ознакомить с данной рекомендацией как можно большее количество людей и развивать системы посредничества, учитывая принципы, отмеченные в этом документе.

Российское законодательство содержит нормы, выступающие в качестве правовой основы для развития примирительных процедур и в российском судопроизводстве. Примирение сторон рассматривается как одна из задач подготовки дела к судебному разбирательству в гражданском судопроизводстве (ст. 148 ГПК РФ). Примирение допускается и при производстве по уголовным делам как одна из возможных перспектив разрешения уголовного дела по существу. Примирением могут закончиться дела частного обвинения (ст. 20 и 319 УПК РФ), подсудные мировым судьям, а также как в досудебных стадиях, так и в суде, могут быть прекращены по этому основанию дела публичного и частно-публичного обвинения (ст. 76 УК РФ, ст. 25 УПК РФ).

Настоящий модельный закон предлагается субъектам РФ как основа для разработки собственных законов с целью создания при исполнительных органах, осуществляющих организационное обеспечение деятельности мировых судей, специальных отделов – «служб примирения». Эти законы позволят создать механизм успешной реализации названных положений российского законодательства и международных документов, прежде всего по делам, отнесенным к компетенции мирового судьи. Мировая юстиция, будучи наиболее приближенной к населению, является лучшей институциональной структурой для освоения и распространения в России опыта альтернативных способов разрешения правовых конфликтов.

Настоящий модельный закон предлагает субъектам РФ основные правовые положения, определяющие создание и функционирование служб примирения. В законах субъектов РФ могут уточняться отдельные положения модельного закона с учетом территориальных, социальных, национальных, культурных особенностей своего региона. В случае необходимости могут разрабатываться дополнительно нормативные акты, более детально регулирующие организацию, структуру, обязанности сотрудников, порядок и размеры финансирования службы примирения и иные вопросы.

Законы субъектов РФ и иные нормативные акты, регулирующие организацию и функционирование службы примирения, не должны затрагивать вопросов судопроизводства, которые находятся в исключительном ведении Российской Федерации и могут регулироваться только федеральными законами.

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«О СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ»
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие службы примирения

1. Служба примирения является структурным подразделением исполнительного органа субъекта РФ, создающимся для оказания содействия жертве и правонарушителю в организации и проведении переговоров о возможности и условиях примирения с целью разрешения любого гражданского или уголовного дела, подсудного мировому судье, при условии согласия сторон.

2. Служба примирения входит в структуру органов субъекта РФ, осуществляющих организационное обеспечение деятельности мировых судей в субъекте РФ.

3. Служба примирения включает в свой состав посредников (медиаторов), количество которых зависит от количества мировых судей, территории и количества населения субъекта РФ. Медиаторы организуют и проводят примирительные переговоры на основании принципов, установленных настоящим законом.
Статья 2. Назначение, цели и задачи службы примирения

1. Служба примирения призвана способствовать реализации положений гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства, позволяющих разрешать правовой конфликт примирением сторон, и прекращать дела ввиду примирения сторон.

2. В процессе своей деятельности служба примирения должна способствовать достижению таких целей, как:

2.1 содействие сокращению сроков производства по делу и нагрузки мировых судей;

2.2 содействие формированию гражданского общества в муниципальных образованиях, воспитанию гражданской позиции уважения чужих прав и ответственности за собственные поступки;

2.3 содействие профилактике правонарушений и сокращению случаев их повторного совершения;

2.4 содействие сокращению применения видов наказания, связанных с лишением или ограничением свободы граждан, снижению нагрузки на исправительные учреждения и бюджет;

2.5 приближение населения к правосудию у мирового судьи и повышение авторитета судебной власти.

3. Задачами службы примирения является:

3.1 содействие мировому судье в случаях, когда в соответствии с требованиями закона он должен принять меры к примирению сторон;

3.2 внедрение в практику судопроизводства у мирового судьи новых, более конструктивных и менее репрессивных способов разрешения дела;

3.3 обеспечение сторонам возможности самостоятельно, не прибегая к принудительной силе государства, урегулировать свой конфликт путем достижения соглашения, признания и взаимного удовлетворения законных интересов и требований;

3.4 содействие сторонам в проведении примирительных переговоров, выработке взаимоприемлемых условий разрешения конфликта и примирения сторон;

3.5 помощь правонарушителю в осознании причиненного вреда и формировании позитивного стремления к примирению с потерпевшим и заглаживанию вреда;

3.6 помощь потерпевшему в преодолении негативных психологических последствий правонарушения;

3.7 содействие примирению сторон, выработке и оформлению соглашения о взаимоприемлемых условиях и порядке заглаживания вреда.
Статья 3. Правовые основы организации и деятельности службы примирения

1. Служба примирения в каждом из субъектов РФ создается и действует на основании закона данного субъекта РФ «О службе примирения».

2. В своей деятельности медиаторы строго следуют предписаниям Конституции РФ и федерального законодательства.

3. При организации и проведении переговоров медиаторы руководствуются принципами медиации и стандартами альтернативных способов разрешения правовых конфликтов, закрепленными в Рекомендации № R(99) 19, принятой Комитетом Министров Совета Европы 15 сентября 1999 года, и в иных актах международного права.
Статья 4. Принципы организации и деятельности службы примирения

1. Служба примирения организуется и действует на основании принципа законности.

2. В процессе своей деятельности служба примирения обеспечивает уважение прав, чести, достоинства личности, способствует приоритетной защите прав и законных интересов человека.

3. Деятельность службы примирения организуется так, чтобы обеспечить повсеместно на территории субъекта РФ возможность свободного доступа к примирительным процедурам любому участнику судопроизводства по делам, подсудным мировым судьям, на любом этапе судопроизводства.

4. В своей деятельности служба примирения независима и автономна при принятии с согласия сторон дела для проведения медиации; при назначении медиатора; при организации и проведении примирительных процедур. Никто не может влиять на деятельность медиатора при проведении примирительных процедур.
Статья 5. Порядок организации, структура и состав службы примирения

1. Служба примирения создается решением исполнительного органа субъекта РФ на основании закона субъекта РФ «О службе примирения».

2. Возглавляет службу примирения начальник, являющийся государственным служащим и назначаемый на эту должность тем же органом и в том же порядке, что и начальник органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей в данном субъекте РФ.

3. Начальник службы примирения осуществляет общее руководство, распределяет обязанности между сотрудниками службы примирения и нагрузку между медиаторами, обеспечивает своевременное и компетентное выполнение деятельности, предусмотренной статьей 6 настоящего закона.

4. В штат службы примирения включаются сотрудники, осуществляющие организационные функции, которые обеспечивают своевременное выполнение службой примирения и медиаторами деятельности, предусмотренной статьей 4 настоящего закона. Их полномочия определяются законом субъекта РФ «О службе примирения» и соответствующими должностными инструкциями.

5. Для проведения примирительных процедур (медиации) в состав службы примирения входят штатные и внештатные медиаторы:

а) штатные медиаторы – это лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку по проведению примирительных процедур (медиации), включенные в реестр медиаторов субъекта РФ и назначенные на должность начальником органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей, по представлению начальника службы примирения;

б) внештатные медиаторы – это лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку по проведению примирительных процедур (медиации), включенные в реестр медиаторов субъекта РФ, но не входящие в состав штатных медиаторов. Внештатные медиаторы привлекаются к проведению медиаций начальником службы примирения по отдельным делам на основе гражданско-правового договора. Основаниями привлечения внештатных медиаторов являются полная загруженность штатных медиаторов, отводы, заявленные штатному медиатору, или выбор сторонами конкретного медиатора с целью обеспечения его независимости и беспристрастности.
Статья 6. Компетенция службы примирения

1. Служба примирения осуществляет следующую деятельность:

1.1 формирует состав штатных и внештатных медиаторов;

1.2 обеспечивает связь медиаторов с мировыми судьями;

1.3 получает информацию о делах, требующих проведения примирительных переговоров, и организует в установленные мировым судьей сроки примирительные процедуры (медиацию);

1.4 обеспечивает своевременное назначение компетентного и беспристрастного медиатора;

1.5 предоставляет медиатору и сторонам помещение для переговоров, обеспечивает необходимые оборудование, оргтехнику, средства связи;

1.6 ведет учет проведенных медиаций и их результатов;

1.7 проводит регулярный мониторинг медиаций, обобщение опыта, выработку предложений по развитию и совершенствованию примирительных процедур как альтернативного способа разрешения правовых конфликтов;

1.8 обеспечивает постоянное повышение квалификации медиаторов.

2. Служба примирения обеспечивает связь и взаимодействие с мировыми судьями, правоохранительными и иными государственными органами, общественными объединениями, средствами массовой информации и населением с целью распространения идей об альтернативных способах разрешения конфликтов.
Статья 7. Взаимодействие службы примирения с мировыми судьями, правоохранительными органами, иными государственными, муниципальными органами и общественными объединениями, населением

1. Служба примирения взаимодействует с мировыми судьями.

2. Мировые судьи:

2.1 по мере необходимости направляют в службу примирения информацию о делах, по которым законом предусмотрена возможность их прекращения ввиду примирения сторон;

2.2 предоставляют сторонам информацию о деятельности службы примирения;

2.3 по просьбе сторон и с учетом процессуального законодательства вправе предоставить им время для проведения с помощью службы примирения примирительных переговоров и выработки взаимоприемлемых условий возможного прекращения дела или заключения мирового соглашения.

3. Служба примирения обеспечивает в сроки, установленные мировым судьей, проведение примирительных процедур (медиации) и незамедлительно сообщает о результатах мировому судье. В случае отказа сторон служба примирения уведомляет мирового судью о невозможности проведения медиации или о не достижении сторонами примирения.

4. Служба примирения взаимодействует с правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и населением субъекта РФ и регулярно информирует их о своей деятельности.

5. Прокуратура и милиция вправе направлять в службу примирения информацию об административных правонарушениях или уголовных делах, находящихся в их производстве, по которым закон допускает примирение сторон, для организации и проведения примирительных переговоров. Они своевременно информируют стороны об их праве на примирение и о работе службы примирения.

6. Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления создают необходимые условия для организации и деятельности службы примирения, оказывают поддержку в развитии альтернативных форм разрешения правовых конфликтов, способствуют развитию опыта примирительных процедур и повышению их эффективности, используют возможности примирения для вовлечения населения в профилактику правонарушений, для укрепления правопорядка, безопасности и обеспечения прав граждан.

7. Служба примирения активно вовлекает в свою деятельность местное сообщество. В целях обеспечения эффективности и результативности примирительных процедур медиатор с согласия сторон вправе привлекать к подготовке медиации и допускать к участию в примирительных процедурах родственников, иных близких сторонам лиц, а также представителей местного сообщества или общественных объединений. Возможна совместная работа по установлению форм общественного контроля последующего поведения правонарушителей и выполнения ими условий достигнутого соглашения.
Статья 8. Финансирование службы примирения.

1. Служба примирения финансируется из средств бюджета субъекта РФ как структурное подразделение органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей.

2. При проведении примирительных процедур по гражданским делам медиация может проводиться на платной основе. Стоимость и порядок оплаты определяются законом субъекта РФ «О службе примирения» или иным нормативным актом субъекта РФ.


Глава 2. МЕДИАТОР И ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС
Статья 9. Понятие медиатора и его роли в переговорах

1. Медиатор – это лицо, организующее и проводящее переговоры между сторонами правового конфликта с целью содействовать примирению сторон и выработке взаимоприемлемых условий урегулирования конфликта.

2. Медиатор организует и ведет переговоры между сторонами по делам, переданным в службу примирения мировым судьей.

3. Медиатор по поручению начальника службы примирения может организовывать и вести переговоры по иным делам только в случаях, когда законодательство предусматривает возможность примирения сторон, и стороны непосредственно обратились в службу примирения за оказанием содействия в проведении переговоров.

4. Медиатор, в отличие от мирового судьи, не разрешает спор по существу: он лишь способствует сторонам организовать и провести переговоры, достигнуть взаимопонимания относительно фактических обстоятельств спора и взаимоприемлемых условий его урегулирования.

5. Медиатор оказывает содействие в оформлении достигнутого соглашения, которое стороны вырабатывают самостоятельно в процессе переговоров.

Статья 10. Принципы примирительной процедуры (медиации)

1. Примирительная процедура (медиация) по делу, находящемуся в производстве мирового судьи, может проводиться в случаях, не запрещенных законом, и лишь при условии, что стороны добровольно согласились на переговоры. Стороны вправе отказаться от участия в медиации на любом этапе ее проведения.

2. Участие правонарушителя в медиации, равно как и его отказ от участия в ней на любом этапе медиации не могут рассматриваться как подтверждение его виновности; не свидетельствует ни о признании иска, ни об отказе от иска; не является признанием факта совершения административного правонарушения.

3. Медиация проводится независимым и беспристрастным медиатором, назначенным из числа штатных или внештатных медиаторов. Сторона вправе заявить отвод назначенному медиатору, если он проявляет предвзятость или необъективность в процессе медиации, если, по мнению стороны, он недостаточно компетентен или не вызывает должного доверия. В подобных случаях начальник службы примирения принимает меры к замене назначенного медиатора.

4. Обсуждение проводится с учетом обстоятельств дела, потребностей и желания сторон, на основе уважения прав человека, чести, достоинства и доброго имени. Медиатор воздерживается от собственных оценок обстоятельств дела, выражения осуждения или сочувствия, предложения решений по делу. Медиатор следит, чтобы стороны проявляли уважение и корректность при обсуждении.

5. Соглашение, вырабатываемое в процессе обсуждения, должно быть результатом добровольного и сознательного согласования интересов сторон и в равной мере удовлетворять каждую сторону.

6. Любого рода обсуждения и высказывания сторон в ходе медиации носят конфиденциальный характер и не должны разглашаться медиатором, за исключением случаев, когда на это получено согласие сторон.

7. Медиатор соблюдает нормы этики и обеспечивает их соблюдение в процессе переговоров сторонами.

Статья 11. Требования, предъявляемые к медиатору

1. Медиатором может быть только лицо, прошедшее дополнительную к имеющемуся образованию профессиональную подготовку по проведению примирительных процедур при разрешении правовых конфликтов, и включенное в реестр медиаторов, ведущийся службой примирения субъекта РФ.

2. Медиатором по конкретному делу должно быть лицо, имеющее достаточное образование и жизненный опыт, чтобы участвовать в данной примирительной процедуре.

3. Компетентность медиатора обеспечивается кроме дополнительной профессиональной подготовки систематическим, не реже одного раза в три года, повышением квалификации в учебных заведениях, уполномоченных осуществлять специальную профессиональную подготовку медиаторов.

4. Компетентность медиатора определяется:

4.1 умением осуществлять коммуникацию в конфликтной ситуации, устанавливать психологический контакт с жертвой и правонарушителем; разрешать конфликты и споры, возникающие в процессе медиации;

4.2 умением анализировать информацию, выявлять конструктивные идеи, направлять дискуссию к достижению взаимопонимания и выработке взаимоприемлемых решений;

4.3 достаточным жизненным опытом, позволяющим понимать проблемы и трудности других людей;

4.4 знанием основ правового регулирования, основ судоустройства и судопроизводства.

5. Медиатор должен обладать высокими моральными качествами; соблюдать нормы этики в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

6. Медиатор вправе совмещать профессиональную деятельность в качестве медиатора с иной профессиональной деятельностью, не препятствующей его независимости и беспристрастности при проведении медиаций по отдельным делам.
Статья 12. Порядок отбора и включения в реестр медиаторов

1. Лицо, получившее дополнительную профессиональную подготовку по проведению примирительных процедур при разрешении правовых конфликтов, вправе обратиться с заявлением в службу примирения субъекта РФ о включении его в реестр медиаторов.

2. К заявлению прилагаются копии документов о базовом высшем образовании, о дополнительной профессиональной подготовке по проведению примирительных процедур при разрешении правовых конфликтов; копия трудовой книжки (если таковая имеется); характеристика.

3. В течение двух недель с момента поступления указанных документов начальник службы примирения совместно со штатными медиаторами проводит собеседование с претендентом и принимает решение о включении его в реестр медиаторов, которое оформляется приказом начальника органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей, или об отказе в этом.

4. Решение об отказе может быть принято по итогам собеседования в случае несоответствия претендента требованиям, установленным статьей 10 настоящего закона:

4.1 несоответствия или неполноты представленных документов;

4.2 отрицательной характеристики;

4.3 некомпетентности претендента. В этом случае при наличии всех соответствующих документов претенденту может быть предложена предварительная трехмесячная стажировка в службе примирения, в процессе которой он может получить недостающие навыки и знания, участвуя в медиациях с наиболее опытными медиаторами. По итогам стажировки может быть повторно проведено собеседование и рассмотрен вопрос о включении претендента в реестр медиаторов.

5. При включении претендента в реестр медиаторов одновременно решается вопрос о зачислении его в штат службы примирения или о его работе в качестве внештатного медиатора.

6. Медиатору выдается удостоверение установленного образца.
Статья 13. Исключение медиатора из реестра медиаторов субъекта РФ

1. Медиатор может быть исключен из реестра медиаторов субъекта РФ по следующим основаниям:

1.1 по личному заявлению;

1.2 в связи со смертью или по состоянию здоровья, препятствующему выполнять функции медиатора;

1.3 в связи с решением об исключении медиатора из реестра по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 16 настоящего закона.

2. Медиатор исключается из реестра медиаторов приказом начальника органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей. В отношении штатного медиатора одновременно решается вопрос об освобождении его от занимаемой должности медиатора.

3. Лицо, исключенное из реестра медиаторов, вправе просить о повторном включении в реестр, если устранены основания, вызвавшие его исключение. При исключении по пункту 1.3 части первой настоящей статьи такой вопрос может быть поставлен не ранее чем через год после исключения при условии повторного прохождения дополнительной профессиональной подготовки.
Статья 14. Права медиатора при осуществлении примирения

1. Медиатор, назначенный для проведения примирительной процедуры (медиации), вправе:

1.1 получать от сторон всю необходимую информацию о фактических обстоятельствах дела и иных обстоятельствах, имеющих значение для эффективности переговоров и достижения примирения;

1.2 выяснять мнения, оценки и отношение сторон к этим обстоятельствам;

1.3 знакомиться с согласия сторон с копиями или подлинниками имеющихся у них документов, имеющих значение для примирения;

1.4 по согласованию со сторонами определять время, место, продолжительность переговоров, круг участвующих в них лиц;

1.5 беседовать со сторонами конфликта об обстоятельствах дела как совместно, так и по отдельности;

1.6 требовать от сторон и присутствующих уважительного отношения друг к другу и этичного поведения в процессе переговоров;

1.7 в случае необходимости делать перерыв в переговорах, продлять или переносить дату и место их проведения;

1.8 оказывать необходимую помощь сторонам в оформлении принятого ими соглашения.
Статья 15. Обязанности медиатора

1. При организации и проведении примирительной процедуры (медиации) медиатор обязан:

1.1 демонстрировать и реально проявлять свою беспристрастность по отношению к сторонам и независимость в проведении медиации;

1.2 своевременно и полно разъяснять сторонам особенности, порядок и последствия медиации, ее отличия от судопроизводства по данному делу и ее преимущества для сторон конфликта;

1.3 проявлять уважительное отношение и корректность в равной мере, как к правонарушителю, так и к потерпевшему, а также к иным лицам, присутствующим на переговорах;

1.4 проявлять уважение к органам судебной власти, правоохранительным органам, закону, правам и законным интересам участников переговоров;

1.5 обеспечивать безопасность, уважение чести и достоинства всех участников во время переговоров;

1.6 сохранять конфиденциальность и не разглашать без согласия сторон информацию, высказанную ими в процессе переговоров;

1.7 при необходимости раздельной беседы с каждой из сторон разъяснять причины этого, а также разъяснять необходимость передачи другой стороне информации, полученной в индивидуальной беседе, если без этой информации невозможно достижение соглашения;

1.8 стремиться к достижению сторонами единого понимания фактических и правовых аспектов данного дела;

1.9 воздерживаться от собственных оценок, комментариев или решений по поводу высказываний сторон;

1.10 не подменять стороны в выработке соглашения, а содействовать их самостоятельности и достижению взаимного согласия по вопросу о возможности примирения, условиях и порядке заглаживания вреда потерпевшему, обеспечению законных интересов, как потерпевшего, так и правонарушителя;

1.11 контролировать законность принимаемого сторонами соглашения.
Статья 16. Ответственность медиатора

1. Медиатор использует свою компетенцию, чтобы правильно организовать и провести переговоры, добиться взаимопонимания сторон, привести их к примирению и выработке взаимоприемлемых условий заглаживания вреда потерпевшему.

2. Медиатор не несет ответственности за отказ сторон от продолжения переговоров и примирения. В этом случае он сообщает мировому судье о том, что стороны не достигли соглашения и судопроизводство продолжается в обычном порядке.

3. Медиатор не вправе:

3.1 использовать недозволенные методы (обман, угрозы, шантаж и т.п.) с целью склонить стороны к достижению соглашения;

3.2 проявлять предвзятость, необъективность, грубость или неуважительное отношение к участникам переговоров;

3.3 навязывать сторонам собственные оценки или решения;

3.4 нарушать установленные мировым судьей сроки переговоров. В случае необходимости продления этих сроков медиатор должен получить согласие мирового судьи.

3.5 предлагать сторонам или совершать самостоятельно незаконные действия или решения.

4. За совершение перечисленных действий:

4.1 штатный медиатор может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке и по основаниям, установленным трудовым законодательством;

4.2 медиатору может быть рекомендовано пройти досрочное повышение квалификации;

4.3 в случаях, когда проступок медиатора не совместим с профессиональной деятельностью медиатора, он может быть исключен из реестра медиаторов.

5. При совершении проступка, требующего исключения медиатора из реестра медиаторов, начальник службы примирения вправе получить объяснения от медиатора и иных лиц, и провести необходимую проверку, по итогам которой совместно со штатными медиаторами проводит собеседование с правонарушителем.

6. Вопрос об исключении медиатора из реестра медиаторов решается голосованием, простым большинством голосов всего состава штатных медиаторов. Медиатор, проступок которого обсуждается, в голосовании по данному вопросу не участвует.
Глава 3. ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА (МЕДИАЦИЯ)
Статья 17. Примирение как альтернативный способ разрешения правового конфликта

1. Примирение как способ разрешения гражданского, административного или уголовного дела является дополнением и альтернативой традиционному правосудию, осуществляемому мировым судьей.

2. Примирительная процедура (медиация) – это:

2.1 основанная на законе возможность разрешить конфликт при помощи посредника наиболее приемлемым для сторон образом, и ходатайствовать о заключении мирового соглашения, о прекращении производства, вместо принудительного разрешения этого дела судом;

2.2 лишенная свойственных судопроизводству формальностей возможность обсудить обстоятельства дела, высказаться о личных переживаниях, предложить варианты решений, самостоятельно выработать и принять взаимоприемлемое соглашение о решении конфликта.
Статья 18. Дела, по которым возможно проведение примирительной процедуры

1. Примирительная процедура как альтернатива традиционному правосудию у мирового судьи допускается с согласия сторон по любому гражданскому, уголовному или административному делу.

2. По уголовным делам, подсудным мировому судье, примирительные процедуры допускаются как по делам частного обвинения, в соответствии со статьями 20 и 319 УПК РФ, так и по иным делам в соответствии со статьей 76 УК РФ и статьей 25 УПК РФ.

3. Согласие сторон является обязательным условием проведения примирительных процедур.
Статья 19. Поводы и основания проведения примирительной процедуры

1. Поводом для проведения примирительной процедуры является направление мировым судьей соответствующего поручения в службу примирения или обращение в службу примирения заинтересованных лиц, дело которых находится в производстве у мирового судьи.

2. Примирительные процедуры могут быть проведены и по обращению правоохранительных органов, в производстве которых находится дело, допускающее его прекращение ввиду примирения сторон на основании статьи 76 УК РФ и статьи 25 УПК РФ.

3. Основанием для проведения примирительных процедур является добровольное согласие сторон и отсутствие установленных законом запретов или ограничений.
Статья 20. Круг лиц, участвующих в примирительной процедуре

1. Обязательными участниками примирительной процедуры являются стороны гражданского, уголовного или административного дела и медиатор.

2. По желанию сторон с их обоюдного согласия при проведении примирительной процедуры могут присутствовать родственники сторон, адвокат, иные лица. Они вправе присутствовать при обсуждении, с разрешения медиатора задавать вопросы, высказывать свои суждения, просить об объявлении перерыва для обсуждения возникающих вопросов. Присутствующие не вправе нарушать порядок переговоров, установленный медиатором, препятствовать сторонам в высказывании своих мнений и оценок, навязывать сторонам решения, проявлять неуважение к противоположной стороне, иным присутствующим, медиатору. В случаях, когда присутствующие лица, не являющиеся сторонами конфликта, своим поведением создают препятствие конструктивному обсуждению и достижению взаимоприемлемого соглашения, медиатор вправе объявить перерыв в переговорах, и порекомендовать сторонам изменить состав присутствующих.

3. При проведении примирительных процедур с участием несовершеннолетних присутствие родителей или лиц их заменяющих обязательно.
Статья 21. Порядок проведения медиации

1. Порядок проведения медиации отличается от судопроизводства гибкостью и отсутствием раз и навсегда установленных правил. Медиатор, руководствуясь стандартами медиации, самостоятельно определяет наиболее оптимальные для конкретного случая место, время, порядок и последовательность действий сторон. Он выбирает наиболее эффективные формы проведения переговоров, соответствующие обстоятельствам дела, характеру и поведению сторон, чтобы обеспечить их примирение.

2. При подготовке к медиации медиатор должен:

2.1. разъяснить сторонам порядок и особенности примирительной процедуры,

2.2. проверить добровольность согласия сторон на проведение переговоров,

2.3. уточнить круг лиц, желающих принимать участие в переговорах,

2.4. согласовать со сторонами время, место и продолжительность переговоров.

3. При проведении медиации должны быть выяснены позиции сторон относительно обстоятельств дела и возможности решения его путем примирения. Медиатор предоставляет каждой из сторон возможность представить ту информацию по делу, которую она сочтет необходимой. Медиатор вправе беседовать с каждой из сторон отдельно. В целях беспристрастности медиатор должен заботиться, чтобы количество индивидуальных встреч с каждой из сторон, их продолжительность были по возможности одинаковы. В итоге обсуждения медиатор должен стремиться к получению единообразного представления сторон о сути и обстоятельствах произошедшего, о причиненном вреде, действиях и отношениях сторон в процессе конфликта и после него.

4. Медиация имеет целью достижение сторонами взаимоприемлемых условий примирения, заглаживания вреда и разрешения конфликта, поэтому на завершающем этапе формулируются и оформляются в виде соглашения условия примирения и порядок их реализации.
Глава 4. ПРИМИРИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Статья 22. Понятие и значение примирительного соглашения

1. Примирительное соглашение является итоговым документом, завершающим медиацию в случае достижения сторонами примирения.

2. Примирительное соглашение – это обязательство, которое добровольно принимают на себя конфликтующие стороны в целях примирения, заглаживания вреда и урегулирования конфликта.

3. Примирительное соглашение подлежит обязательному исполнению сторонами. В случае неисполнения в добровольном порядке в сроки, определенные соглашением, другая сторона вправе требовать принудительного исполнения обязательств в порядке, установленном законодательством РФ.

4. Примирительное соглашение может быть представлено сторонами мировому судье или в правоохранительные органы:

4.1. в обоснование заявления потерпевшего о прекращении уголовного дела в соответствии со статьей 25 или статьей 319 УПК РФ;

4.2. в обоснование заявления сторон о прекращении гражданского дела в связи с мировым соглашением в соответствии со статьями 173 и 220 ГПК РФ;

4.3. в подтверждение смягчающих вину правонарушителя обстоятельств, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, позволяющих ограничиться объявлением устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ или учесть их при назначении административного наказания в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ.
Статья 23. Содержание и форма примирительного соглашения

1. Примирительное соглашение должно отражать место и дату его составления, полное наименование сторон (фамилию, имя, отчество сторон конфликта), все договоренности, к которым пришли переговаривающиеся стороны относительно обстоятельств дела, причиненного вреда, условий примирения и заглаживания вреда, порядка и сроков исполнения достигнутого соглашения.

2. Примирительное соглашение оформляется письменно. Оно излагается в произвольной форме, позволяющей, тем не менее, достаточно ясно, конкретно и однозначно зафиксировать содержание достигнутых договоренностей.

3. Соглашение подписывается обеими сторонами в присутствии медиатора, о чем делается соответствующая отметка в тексте соглашения. Соглашение составляется в количестве экземпляров, необходимых для вручения каждой из сторон, медиатору и представления мировому судье или в соответствующий правоохранительный орган.
Статья 24. Последствия отказа сторон от проведения медиации или не достижения сторонами примирительного соглашения

1. При подготовке и проведении медиации любая из сторон вправе отказаться от примирения или от участия в медиации. Решение стороны обязательно для медиатора. Он обязан прекратить подготовку и проведение медиации, о чем должен сообщить лицу или органу, обращение которых послужило поводом к медиации.

2. В ходе переговоров стороны могут не достигнуть взаимоприемлемых соглашений. В этом случае медиация может быть завершена без составления примирительного соглашения, о чем медиатор обязан сообщить лицам или органам, обращение которых послужило поводом к медиации.

3. Не достижение сторонами примирительного соглашения в ходе медиации не препятствует достижению сторонами примирения другим путем.




Похожие:

Закон субъекта российской федерации «о службе примирения» iconЛенинградская область областной закон о правовом регулировании муниципальной службы
Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации") устанавливает правовые отношения,...

Закон субъекта российской федерации «о службе примирения» iconПроект положения о службе примирения
Целью службы примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных...

Закон субъекта российской федерации «о службе примирения» iconРоссийская федерация
Тюменской области в пределах компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области муниципальной службы,...

Закон субъекта российской федерации «о службе примирения» iconЗаконодательное собрание красноярского края закон красноярского края
Закона являются отношения, связанные с прохождением муниципальной службы в Красноярском крае, не урегулированные Федеральным законом...

Закон субъекта российской федерации «о службе примирения» iconЗакон Пензенской области от 09. 03. 2005 №751-зпо «О государственной...
Федеральный закон от 27. 07. 2004 №79-фз «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Федеральный закон №79-фз)

Закон субъекта российской федерации «о службе примирения» iconЗакон Ивановской области от 06. 04. 2005 №69-оз «О государственной...
Федеральный закон от 27. 07. 2004 №79-фз «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Закон субъекта российской федерации «о службе примирения» iconЗакон от 02. 03. 2007 n 25-фз (ред от 30. 06. 2016) «о муниципальной...
Федеральный закон от 02. 03. 2007 n 25-фз (ред от 30. 06. 2016) «о муниципальной службе в российской федерации»

Закон субъекта российской федерации «о службе примирения» iconВ федеральные законы "О государственной гражданской службе Российской...
В федеральные законы "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации"...

Закон субъекта российской федерации «о службе примирения» iconМежрегиональный ежегодный мониторинг деятельности служб примирения по проведению
Обращение к руководителям ассоциаций медиаторов, региональным координаторам и кураторам служб примирения

Закон субъекта российской федерации «о службе примирения» iconФедеральный закон
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск