Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора»


Скачать 321.1 Kb.
НазваниеДоклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора»
страница1/3
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
  1   2   3


Доклад на расширенном заседании коллегии

«Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора»

27 января 2011 года
Уважаемые участники коллегии!
В 2010 году органы прокуратуры области основные усилия сосредоточили на защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, сопровождении средствами прокурорского надзора идущих в стране преобразований, противодействии преступности и коррупции.

Основные отчетные показатели деятельности органов прокуратуры в прошедшем году сохранили наметившуюся еще в 2008 году тенденцию роста в среднем на 10-20%.

Вместе с тем необходимо отметить, что благодаря конструктивному взаимодействию с правоохранительными органами и региональными органами государственной власти выявляемые нарушения оперативно устраняются и общее состояние законности в регионе не вызывает серьезных нареканий.

Со статистическими данными, а также обзорами работы по основным направлением деятельности вы сможете ознакомиться в нашем бюллетене, который в ближайшее время будет разослан на места. Поэтому в своем выступлении хотелось бы акцентировать внимание на имеющихся проблемах и путях решения стоящих перед нами задач.
Вначале - о криминогенной ситуации.

Итоги прошедшего года подтвердили сложившуюся в последние 5 лет тенденцию сокращения общего числа зарегистрированных преступлений. Всего в 2010 году в области было зарегистрировано менее 27,5 тыс. преступлений, что на 12% меньше, чем в 2009-ом. Для сравнения напомню, что в 2005 году в области было зарегистрировано почти 44 тысячи преступлений.

Снижение отмечается практически по всем видам преступности.

Причин тому – несколько:

- рост социально-экономического благополучия населения как в нашем, так и в других регионах,

- декриминализация отдельных видов преступлений,

- реализация комплекса предупредительно-профилактических мер правоохранительными органами, органами власти и управления области.

Но есть еще одна причина, на которой хотелось бы остановиться подробнее – это укрытие сотрудниками правоохранительных органов преступлений от регистрации и учета, когда права граждан, пострадавших от преступников нарушаются уже людьми в погонах, что вызывает недоверие к правоохранительным органам.

И это - не голословное заявление. По итогам года прокурорами в ходе осуществления текущего надзора дополнительно поставлено на учет более 4 тысяч криминальных посягательств или 15 % от общего их количества. Другими словами, если бы не вмешательство прокуратуры, то каждое шестое дело просто не было бы возбуждено.

Количество нарушений выявленных прокурорами в сфере уголовно-правовой регистрации неуклонно растет на протяжении ряда лет, что вызывает серьезную озабоченность. По итогам 2010 года их число увеличилось на 20 % с 36 до 46 тысяч.

Благодаря прокурорскому вмешательству, на учет восстановлено 40 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, более 300 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, свыше 150-и грабежей и 30-и разбойных нападений.

Отдельного разговора заслуживают факты укрытия убийств следователями СУ СК при прокуратуре РФ по Воронежской области. В 2009 году имелось 6 таких случаев, в прошедшем – 3.

Приведу один пример.

В феврале 2009 года в ОВД по Россошанскому району поступило заявление Дружкиной Н.С. о безвестном исчезновении ее дочери Дружкиной Е.П. При наличии явных признаков преступления Россошанским МСО СУ СК неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Лишь вмешательство прокуратуры области позволило добиться восстановления законности. В результате принятых мер 15.10.2010 Россошанским МСО СУ СК возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.105 УК РФ. В ходе расследования обнаружен труп Дружкиной Е.П., установлено, что убийство совершил сожитель пропавшей – Шматко В.В., который задержан и взят под стражу. Следствие продолжается.

Как и прежде, наиболее часто преступления укрываются путем вынесения незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Однако в 2010 году органами внутренних дел стало практиковаться укрытие тяжких корыстно-насильственных преступлений (грабежи, разбои) путем возбуждения по этим фактам уголовных дел о побоях, причинении легкого вреда здоровью.

Так, например, в Левобережном районе, несмотря на показания потерпевшего о том, что после того, как он вышел из кафе, его ударили по голове твердым предметом, и он потерял сознание, а очнувшись, обнаружил пропажу сотового телефона, денег в сумме 32500 рублей и 2 золотых колец, уголовное дело возбуждено не по ч.1 ст.162, а по ч.1 ст.115 УК РФ. Так разбой по воле нерадивого сотрудника превратился в причинение легкого вреда здоровью.

В ходе осуществления надзора прокурорам необходимо по каждому такому делу проводить контрольный опрос потерпевших.

На территории области по итогам 12 месяцев 2010 года наблюдается снижение случаев отказа в приеме или не регистрации сообщений о преступлениях с 68 до 50.

Проведенный нами анализ свидетельствует, что эти данные не отражают реальной картины. Прокурорские проверки показывают, что случаи отказа в приеме заявлений о преступлениях в органах внутренних дел значительно участились. Особенно это характерно для городских отделов милиции.

Прокурорам необходимо шире использовать такие методы выявления незарегистрированных сообщений о преступлениях, как сверки с ОАО «Центртелеком» о входящих телефонных звонках, поступающих на номер «02» дежурных частей ОВД, регулярное проведение встреч, в том числе лично прокурорам, с населением, трудовыми коллективами.

В истекшем году по факту укрытия преступления от учета возбуждено 2 уголовных дела (в 2009-1). Данную форму воздействия к должностным лицам, допустившим грубые нарушения, следует признать наиболее эффективной.
Качество надзорной деятельности за производством предварительного расследования также улучшилось. Число выявленных нарушений превысило 11,5 тыс. (в 2009- менее 9 тыс.) и отмечается практически во всех органах следствия и дознания.

Прокурорами активнее стали использоваться полномочия по отмене постановлений о возбуждении уголовного дела (увеличение с 312 до 559), что позволило предотвратить незаконное уголовное преследование граждан, а по экономическим преступлениям - вмешательство в деятельность представителей малого и среднего бизнеса.

Так, например, в ноябре 2010 года прокуратурой города Воронежа отменено постановление следователя следственного управления при УВД по городу Воронежу о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, по заявлению представителя Акционерного коммерческого банка «Национальный резервный банк» о мошеннических действиях руководства ООО «Олсам». Причиной принятия такого решения явилось отсутствие в материале проверки признаков уголовно-наказуемого деяния, напротив, между вышеуказанными юридическими лицами сложились исключительно гражданско-правовые отношения.

Более принципиальной стала оценка полученных органом расследования доказательств. Прокуроры стали чаще использовать полномочия о признании их недопустимыми, о чем свидетельствует более чем двукратное увеличение данного показателя – с 128 до 336.

Повысилось качество изучения дел, поступивших с обвинительным заключением или актом. Практически по всем органам отмечается увеличение количества дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования (всего- с 261 до 341).

Принятые меры благоприятно отразились на качестве расследования и привели к сокращению на 14% (с 65 до 56) количества уголовных дел, возвращенных судами в порядке ст.237 УПК РФ.

Однако, несмотря на явный положительный эффект прокуроры Петропавловского, Хохольского и Верхнемамонского районов полномочия по направлению дел для дополнительного расследования не используют, при этом последнему из них в 2010 году возвращено 1 уголовное дело судом в порядке ст.237 УПК РФ.

В 2010 году удалось сократить количество лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям (с 38 до 24).

Вместе с тем, факты грубого нарушения органами расследования прав участников уголовного судопроизводства имеются.

Так, СО при ОВД по Лискинскому району девять месяцев расследовалось уголовное дело по обвинению Макаренко А.А., Свиридова А.И. и Кучинского С.В. в совершении 9 квалифицированных краж. Двое из обвиняемых содержались под стражей.

Единственным доказательством виновности указанных лиц являлись первоначальные признательные показания самих обвиняемых, которые были получены с нарушением права на защиту.

Результатом явного непрофессионализма следователя, да и надзирающего прокурора, явилось прекращение дела и освобождение обвиняемых из-под стражи.

Приведенный пример явно свидетельствует о необходимости более внимательного подхода при осуществлении надзора за законностью уголовного преследования граждан и, особенно, при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Впервые за последние 3 года раскрываемость преступлений снизилась (на 3%) и составила 57,3% от общего числа зарегистрированных.

Конечно это лучше, чем в начале века, когда после «лихих девяностых» еще только шло восстановление государственности вообще и правоохранительной системы в частности, и раскрывалось всего 45-47% преступлений, но сегодня работа, которая позволяет раскрыть немногим более половины преступлений, недопустима.

Одна из причин такого положения дел связана с недостаточно эффективной работой оперативно-розыскных служб.

Своевременно отметив негативную тенденцию в минувшем году уполномоченные прокуроры активизировали надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Наши статистические показатели увеличены как в целом, так и на отдельных направлениях надзора. По результатам проведенных проверок в 2010 году выявлено свыше 6 тыс. нарушений законодательства в этой сфере. Для их устранения только в органы внутренних дел направлено более 3 тысяч письменных требований и 160 преставлений.

Есть конкретные результаты.

Так, в декабре 2009 года следственным отделом по Центральному району г.Воронежа Следственного комитета возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трупа Рязанова с признаками насильственной смерти. Это преступление вызвало определенный общественный резонанс, так как погибший являлся доцентом Воронежского Государственного аграрного университета.

Преступление, совершенное в условиях неочевидности, длительный период времени оставалось нераскрытым. Изучение соответствующего дела оперативного учета показало, что работа по нему осуществлялась ненадлежащим образом. В связи с этим, по инициативе прокуратуры области прокурором Центрального района в адрес начальника районного отдела милиции направлено письменное требование об устранении нарушений закона, в котором предложено провести конкретные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление лиц причастных к преступлению.

Спустя два месяца, в ходе исполнения требований прокурора и активизации деятельности, преступление было раскрыто.

Но только мерами прокурорского реагирования переломить ситуацию не возможно.

На наш взгляд, на первый план должны выйти вопросы, как ведомственного контроля, так и ведомственной статистики МВД.
Лакмусовой бумагой показателя качества оперативной работы является выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности, в ходе совершения которых обе стороны не хотят огласки.

Оперативными службами в основном заводятся дела оперативного учета о малозначительных преступлениях, не требующих глубокой, долговременной оперативной разработки. При этом прокурорами по-прежнему выявляются факты незаконного прекращения ДОУ, необоснованной постановки лиц на централизованный учет, неисполнения оперативными сотрудниками планов оперативно-розыскных мероприятий.

В результате - снижение общего количества выявленных преступлений коррупционной направленности с 795 до 521, или на 34,5%, в том числе взяток на 3,8%.

Как не трудно догадаться в этом массиве преобладает так называемая «низовая коррупция» - преступления, совершенные преподавателями учебных заведений и врачами. (104 эпизода преступной деятельности на 10 врачей и 7 преподавателей).

В 25 районах области факты получения взяток вообще не выявлялись. Более того, в 18 из них преступления, предусмотренные ст. 290 УК РФ не выявлялись последние 2 года.

С учетом изложенного, этим прокурорам, под контролем отраслевого отдела аппарата прокуратуры области, необходимо незамедлительно проанализировать причины неудовлетворительных результатов работы территориальных подразделений БЭП по выявлению преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ, принять дополнительные организационные меры по исправлению ситуации.
В заключение первой части доклада – несколько слов только для прокуроров: Порочная практика внесения формальных актов реагирования в текущем году должна быть полностью исключена. Внесение «пустых» представлений и направление указаний и требований по делам возбужденным 2-3 дня назад и содержащих типовой план оперативных и следственных действий будет расцениваться как упущение в работе со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы было совсем понятно, приведу один пример. Тогда как в целом по области по 595-и представлениям наказано 1000 виновных лиц, по результатам рассмотрения 8 представлений прокурора Богучарского района к дисциплинарной ответственности привлечено лишь 5 лиц. В Верхнемамонском районе по 3 представлениям наказано только 2 человека.

Для чего нужны были эти представления, названные прокуроры попробуют объяснить во второй части коллегии.
И еще несколько слов о противодействии коррупции, только уже не криминальной.

Не менее острой остается проблема осуществления эффективного надзора за соблюдением запретов и ограничений, установленных для государственных и муниципальных служащих.

В настоящее время органы налоговой службы, Федеральной регистрационной службы, со ссылкой на нормы Налогового Кодекса РФ, а также на федеральные законы «О персональных данных», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказывают в предоставлении сведений, мотивируя свой отказ отсутствием у органов прокуратуры правовых оснований для их истребования что влечет невозможность надлежащего исполнения органами прокуратуры своих функций, особенно в сфере противодействия коррупционным проявлениям.

Сегодня прокурор при осуществлении своих полномочий вынужден не опираться на закон, а изыскивать возможности для их реализации. Информацию косвенно свидетельствующую о возможных злоупотреблениях мы вынуждены получать используя возможности иных органов (Росимущество, Роснедвижимость, Пенсионный Фонд и др.).

Законодательное закрепление приоритетности полномочий прокурора на получение любой необходимой для осуществления надзорной деятельности информации, по отношению к нормам законодательства о служебной, коммерческой, банковской либо налоговой тайне позволило бы в корне изменить ситуацию.

Но данную проблему без поддержки органов, обладающих правом законодательной инициативы мы решить не сможем.
Общенадзорная деятельность прокуратуры также активизирована. В прошедшем году нами выявлено более 52 тысяч нарушений законов, внесено свыше 8,5 тысяч протестов и представлений, к различным видам ответственности привлечено около 8,5 тысяч виновных лиц, объявлено почти полторы тысячи предостережений, в суд направлено 9 тысяч исковых заявлений на сумму 121 млн.руб.

Как я уже говорил, подавляющее большинство нарушений уже устранено, однако есть ряд, в первую очередь социальных проблем, решать которые придется в этом году. В рамках регламента остановлюсь на важнейших.

Во-первых, погашение задолженности по заработной плате.

Напомню, что еще в феврале 2010 года она составляла более 105 млн. руб. на 21 предприятии.

Проведена серьезная работа.

Налажено тесное взаимодействие с контролирующими органами и правительством области, проведены совместные проверки и межведомственные совещания. Руководители и собственники проблемных предприятий неоднократно заслушивались на заседаниях созданного при губернаторе Координационного совета.

Еженедельно ситуация рассматривалась на оперативных совещаниях при прокуроре области или его заместителе

Проведены проверки на каждом предприятии-должнике, задействованы все меры правового воздействия, в т.ч. административного и уголовного. Так, прокуратурой Ольховатского района по факту невыплаты свыше 2 месяцев зарплаты работникам ООО «Гарант» инициирована процессуальная проверка, по результатам которой возбуждено уголовное дело по ст.145.1 УК РФ.

Результатом принятых мер стало сокращение задолженности до 25,5 млн. рублей по состоянию на 01.01.2011. Полностью погашена задолженность работникам предприятия-банкрота ОАО «ВЭКС» (36 млн. руб.), процедура конкурсного производства на котором длилась с 2006 года и ОАО ВНИИ «Вега», в начале года составляющая более 5 млн. руб., а 25-и миллионная задолженность банкротящегося ЗАО «Воронежский алюминиевый завод» сокращена на 10 млн. руб.

Вопросы своевременной выплаты заработной платы должны оставаться на ежедневном контроле райпрокуроров.
Во-вторых, соблюдение градостроительного законодательства.

Нарушения закона выявлены как в действиях застройщиков, так и в деятельности органов, уполномоченных на выдачу разрешительной документации, осуществление контроля.

В первую очередь здесь возникают вопросы к органам местного самоуправления, которыми допускаются нарушения при принятии муниципальных правовых актов, выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию (Бобровский, Лискинский, Грибановский, Новоусманский, Каменский районы). Прокурорами Лискинского, Рамонского, Новоусманского и других районов опротестованы положения об отделах по строительству и архитектуре ряда муниципальных образований, которые наделяли специалистов указанных органов функциями по осуществлению государственного строительного контроля.
Имеются нарушения и в деятельности контролирующих органов. Так, установлены
  1   2   3

Похожие:

Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» iconДоклад на расширенном заседании коллегии прокуратуры Воронежской...
Подводя итоги года с удовлетворением можно констатировать, что в данном отчетном периоде удалось сохранить позитивную тенденцию роста...

Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» icon«Об итогах работы Министерства культуры Республики Бурятия за 2016 год и задачах на 2017 год»
Уважаемые члены коллегии, участники расширенного заседания коллегии, приглашенные, дорогие друзья!

Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» iconСостояние законности и итоги работы прокуратуры города за 2012 г
Генеральной прокуратуры и прокуратуры Пермского края, направленных на исключение из практики прокурорского надзора фактов подмены...

Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» iconПриказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. N 162 "Об организации...
Вступление в законную силу изменений, внесенных в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием...

Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» iconГосударственной статистики (росстат) обзор о работе территориальных органов
На расширенном заседании коллегии Росстата (11 февраля 2014 года) отмечалось, что все мероприятия Федерального плана статистических...

Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» iconПрокурорского надзора и правоохранительной деятельности правоохранительные...
Утверждено на заседании кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора, правоохранительной деятельности юи тгу

Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» iconДоклад руководителя управления загс краснодарского края об итогах...
Наше совещание посвящено подведению итогов деятельности управления загс краснодарского края в 2012 году и определению задач на 2013...

Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» iconДоклад руководителя управления загс краснодарского края об итогах...
Наше совещание посвящено подведению итогов деятельности управления загс краснодарского края в 2012 году и определению задач на 2013...

Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» iconПриказ от 6 сентября 2007 г. N 136 об организации прокурорского надзора...
Хода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, незамедлительного реагирования на...

Доклад на расширенном заседании коллегии «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области за 2010 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» icon"Об итогах исполнения федерального бюджета за 2007 год и задачах...
Об итогах исполнения федерального бюджета за 2007 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2008 год и на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск