ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решение педагогического совета Директор МБОУ гимназия №9
Протокол №1 от 30.08.2013 г. И.В. Черкасова
Приказом от 30.08.2013 №209-А Положение о профильном обучении и предпрофильной подготовке обучающихся II-III уровней общего образования МБОУ гимназия №9 Содержание
Общие положения.
Принципы, цель и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Порядок комплектования предпрофильных и профильных клаасов.
Организация образовательного процесса в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Финансовое обеспечение профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Порядок комплектования 10-х классов
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение о предпрофильной подготовке и профильном обучении разработано в соответствии с Уставом гимназии, концепцией и программой развития МБОУ гимназия №9.
1.2. Положение имеет цель организации предпрофильной подготовки и профильного обучения на втором и третьем уровнях гимназического образования, направленного на повышение способности будущего выпускника адаптироваться к современной жизни, к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструирования собственного образовательного маршрута.
1.3 Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 с изменениями от 20.07.07., Уставом МБОУ гимназия №9 (с изменениями, утв. Постановлением от 19.12.2013г. №1217.
1.4. Предпрофильная подготовка и профильное обучение направлено на предоставление обучающимся оптимальных условий для получения основного общего и среднего общего образования на основе увеличения их духовно-творческого потенциала и реализации их образовательных интересов и склонностей к повышенному уровню образованности в различных областях филологического, гуманитарного, социально-гуманитарного, социально-экономического, химико-биологического и физико-математического профилей, для организации ранней допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации.
1.4.1. Предпрофильная подготовка реализуется на второй (основной) ступени гимназического образования (8 – 9 классы) через систему элективных курсов и увеличенного количества часов на изучение профильных дисциплин, которые призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, направленные на формирование компетенций и выбор профиля обучения на третьей ступени. В её рамках для учащихся создаются максимально благоприятные условия для развития и обеспечивается овладение ими первичными навыками самостоятельной и научной работы, формируется устойчивый интерес к изучению дисциплин определенного профиля: филологического, гуманитарного, социально-гуманитарного, социально-экономического, химико-биологического и физико-математического.
1.4.2. Профильное обучение реализуется на третьем уровне гимназического образования (10 – 11 классы), в его рамках на основе общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ, учащиеся, завершившие основное образование в предпрофильных классах, продолжают получение среднего общего образования на основе программ профильного и углубленного изучения одного из профилей: филологического, гуманитарного, социально-гуманитарного, социально-экономического, химико-биологического и физико-математического. Данная модель не постоянна, она может в каждом наборе меняться в зависимости от социального заказа общества и потребностей заказчиков качественного образования (родителей, учащихся, муниципальной системы образования).
2. Принципы, цель и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки.
2.1. Модель системы профильного образования строится на принципе внутришкольной дифференциации и профилизации, при которой создаются классы, гарантирующие академические знания в рамках базисного учебного плана (общеобразовательный стандарт) и реализацию профильного обучения через специальные и элективные курсы и за счёт увеличенного количества часов на изучение профильных дисциплин по социально-экономическому, физико-математическому, социально-гуманитарному, химико-биологическому, филологическому, гуманитарному направлениям. Дифференцированное обучение по направлениям - это обучение учащихся старших классов гимназии по учебным планам, предусматривающим право и возможность выбора учащимся 8-11 классов различных профилей образования с учетом личных интересов, склонностей и способностей и позволяющим им сосредоточивать преимущественное внимание на углубленном изучении дисциплин, соответствующих избранному профилю образования. Профильная дифференциация образования представляет собой логическое продолжение образования учащихся, осуществляемой на ступени пятых-седьмых классов обучения.
2.2. Цель профильного образования гимназии заключается в том, чтобы создать условия для разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся 8-11классов, нацеленных на формирование личного профессионального образа своего будущего.
2.3. Задачи системы профильного образования:
2.3.1 Развитие качеств конкурентоспособной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества в трудовой деятельности при обеспечении высокого качества конечного результата.
2.3.2. Обеспечение высокого качества общеобразовательной и профильной подготовки;
2.3.3. Формирование у выпускников в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, развитие исследовательской и проектной деятельности, основ научного мировоззрения;
2.3.4. Обеспечение перехода в системе профильного образования гимназии со знание-ориентированной парадигмы на компетентностную с целью решения жизненно важных задач для дальнейшего развития и саморазвития личности.
2.3.5. Внедрение в процесс обучения эффективных образовательных технологий и механизмов социализации.
2.3.6. Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения учащихся и формирование личной ответственности за сделанный выбор.
3. Порядок комплектования предпрофильных и профильных классов.
3.1. Комплектование предпрофильных и профильных классов происходит в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом МБОУ гимназия № 9.
3.2. Предпрофильная подготовка осуществляется на втором уровне основного общего образования, с 8 по 9 классы включительно, профильные классы комплектуются на третьем уровне образования – 10-11 классы.
3.3. Комплектование предпрофильных классов и реализация предпрофильной подготовки осуществляется на основе: - добровольности обучения в них в заявительном порядке со стороны родителей (законных представителей); - в соответствии с учебным планом, основной образовательной программой и программой развития МБОУ гимназия №9; - результатов предварительной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей и типа интеллекта учащихся (по согласованию с родителями); - результатов анализа интересов и склонностей учащихся с учетом рекомендаций классных руководителей,
- рейтингового суммарного балла, полученного по итогам вступительных испытаний (экзаменов) по учебным предметам, принятым решением педсовета. Форма и количество экзаменов также определяются педсоветом.
При комплектовании предпрофильных классов учитываются:
- результаты успеваемости по итогам трёх четвертей 7 класса;
- комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений (Портфолио);
3.4. Приём в профильные классы осуществляется на основе:
- добровольности обучения в них в заявительном порядке со стороны родителей (законных представителей); - в соответствии с учебным планом, основной образовательной программой и программой развития МБОУ гимназия №9; - результатов предварительной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей и типа интеллекта учащихся; - результатов анализа интересов и склонностей учащихся с учетом рекомендаций классных руководителей, - решения приемной комиссии в составе директора школы, исполняющего функции председателя приёмной комиссии; заместителей директора по УВР; секретаря; учителей – предметников, ведущих профильную подготовку. Комиссия устанавливает сроки и порядок приема документов. В состав приемной комиссии могут входить представители Учредителя, Совета гимназии.
При комплектовании профильных классов учитываются:
- рейтинговая оценка ученика, включающая средний балл аттестата за курс основной школы; - результаты обязательных государственных экзаменов: алгебра (письменно), русский язык (письменно); - результаты экзаменов по выбору, не менее одного, выбор которого должен соответствовать заявленному профилю; - комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений (Портфолио).
3.5. Зачисление в предпрофильные и профильные классы производится приказом директора МБОУ гимназия №9.
3.6. При приеме учащихся в предпрофильные и профильные классы администрация гимназии знакомит обучающихся и их родителей (законных представителей) с Уставом гимназии, настоящим положением, а также с другими документами, регламентирующими образовательный процесс.
4. Организация образовательного процесса в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
4.1. Обучение в предпрофильных и профильных классах организуется на основе учебного плана предпрофильной подготовки и профильного обучения с учётом образовательных маршрутов обучающихся.
4.2. Учебные планы для предпрофильных и профильных классов утверждаются на Педагогическом совете школы.
4.3. Занятия в предпрофильных и профильных классах организуются в соответствии с Уставом школы по 6-тидневной рабочей неделе в соответствии с расписанием уроков, факультативных, элективных курсов и других занятий.
4.4. В предпрофильных классах через систему элективных курсов, информационную работу и профильную ориентацию производится подготовка к самоопределению учащихся по окончании II уровня гимназического образования.
4.5. В предпрофильных и профильных классах производится углублённое изучение отдельных предметов. При этом (примерный перечень): - для гуманитарного профиля используются расширенные образовательные программы с добавлением по 1 часу для углублённого изучения русского языка, литературы, истории, обществоведения, добавлен элективный курс «Русская словесность» ; - для социально-экономического профиля используются расширенные программы с добавлением по 1часу по математике, по истории, введены дополнительно учебные курсы по праву и «Школе банковского клиента»; - для физико-математического профиля используются программы углублённого изучения по математике, по физике добавлен 1час;
- для химико-биологического профиля используются профильные программы по химии, биологии; - для филологического профиля используются расширенные образовательные программы изучения русского языка ( добавлен1 час), по основному иностранному языку - английскому и немецкому (добавлены 2 часа), дополнительно введён второй иностранный язык (по выбору);
- для социально-гуманитарного профиля используются расширенные образовательные программы с добавлением по 1 часу по русскому языку, по литературе, по истории и праву.
Набор элективных учебных курсов и количество часов на их реализацию из часов компонента образовательного учреждения может меняться в зависимости от образовательных запросов участников образовательного процесса.
4.6. Каждый профиль предусматривает теоретическое обучение, практические занятия. 4.7. Перевод из одного профиля в другой возможен при наличии условий по заявлению обучающихся, их родителей (законных представителей). В 11 классе смена профиля допускается в исключительных случаях.
4.8. При смене профиля ликвидация пробелов знаний учащихся, обусловленная различием в учебных программах, возлагается на родителей (законных представителей) обучающихся. Ликвидация пробелов знаний не должна превышать срок в 1 месяц.
4.9. Информационная подготовка к выбору предпрофильного гимназического обучения начинает осуществляться с 7 класса путём проведения ученических и родительских собраний, на которых разъясняются цели и задачи предпрофильной подготовки, проводится анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей). На данном этапе проводится психологическая диагностика обучающихся, публикуется учебный план, план элективных курсов и планируется образовательный маршрут обучающихся на 8 класс.
4.10. Предпрофильная гимназическая подготовка в 8 классах реализуется через систему распределения часов школьного компонента учебного плана с учётом рекомендаций психолога, запросов учащихся и родителей (законных представителей) на образовательные услуги, углублённого изучения учебных предметов того или иного профиля, элективных курсов, которые призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, направленные на формирование компетенций и выбор профиля обучения на третьей ступени. В предпрофильную подготовку включается профконсультирование, профдиагностика и профориентация.
5.Финансовое обеспечение профильного обучения и предпрофильной подготовки. 5.1. Финансирование осуществляется за счет субвенции, предусмотренной в бюджете на соответствующий год, на финансирование общеобразовательного учреждения в части реализации им стандарта общего образования, а также за счет средств от предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом общеобразовательного учреждения услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.
6. Порядок комплектования 10-х классов.
6.1. 10-е классы создаются на третьем уровне общего образования, открываются, реорганизуются и закрываются решением учредителя образовательного учреждения (далее – учредитель) по представлению администрации гимназии.
6.2. Порядок комплектования 10-х классов устанавливается на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации», Типового положения об общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и закрепляется Уставом гимназии.
6.3 Информация о порядке комплектования 10-х классов, об условиях обучения в них доводится до родителей и учащихся путем размещения материалов на сайте гимназии, стендах, при проведении собраний, а также иными доступными способами.
6.4. При приеме в 10-е классы администрация гимназии знакомит обучающихся, родителей (законных представителей): с Уставом гимназии, локальными актами, регламентирующими отдельные виды деятельности гимназии, отраженные в её Уставе, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими деятельность гимназии.
6.5. Для организации приема в гимназии формируется приемная комиссия в составе директора гимназии, исполняющего функции председателя приёмной комиссии; заместителей директора по УВР; секретаря; учителей – предметников, ведущих профильную подготовку. Комиссия устанавливает сроки и порядок приема документов. В состав приемной комиссии могут входить представители Учредителя, Совета гимназии.
6.6. Комиссия ведёт приём в 10-е классы на основании рассмотрения следующих документов:
заявление родителей (законных представителей);
аттестата за курс основного общего образования;
При комплектовании 10-х классов учитывается:
результаты обязательных государственных экзаменов: алгебра (письменно), русский язык (письменно);
результаты экзаменов по выбору (выбор экзаменов должен соответствовать заявленному профилю);
комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений (Портфолио).
6.7. Документы, представленные выпускниками 9 классов или их родителями (законными представителями), регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в 10 класс. 6.8. Вопросы зачисления учащихся решаются приемной комиссией гимназии в соответствии с порядком, установленным Уставом. Решения оформляются протоколом заседания комиссии и приказом директора.
Комплектование 10 –х классов осуществляется на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе.
6.9. При зачислении в 10-е классы с профильным обучением обращается внимание на состояние здоровья ребенка и отсутствие у него медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом.
6.10. В случае если количество поданных заявлений превышает количество мест в профильном классе, прием выпускников 9-х классов осуществляется на основании рейтинга образовательных достижений учащегося, включая портфолио.
6.11. Комплектование 10-х классов завершается 29 августа текущего года.
6.12. После окончания приема заявлений зачисление в 10-й класс гимназии оформляется приказом директора гимназии не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения заявителей.
6.13. При наличии вакантных мест прием может осуществляться дополнительно в течение учебного года.
6.14. Наполняемость 10-х классов в гимназии составляет не более 25 человек. При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения возможна организация профильных классов с меньшей наполняемостью.
6.15. Администрация гимназии несет ответственность за своевременное ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими образовательный процесс в 10-х классах.
6.16. Преимущественным правом поступления в 10-е классы пользуются:
выпускники девятых классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования по предметам профильного обучения;
победители и призеры муниципального, регионального, окружного и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по соответствующим профильным предметам;
победители и призеры творческих конкурсов различных уровней по соответствующим профильным предметам;
выпускники девятых классов, получившие аттестат особого образца.
дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
6.17. За учащимися профильных 10-х классов сохраняется право свободного перехода в классы соответствующего профиля в другие общеобразовательные учреждения или универсальные классы общеобразовательных учреждений по заявлению родителей (законных представителей). Учащиеся профильных классов, не успевающие по профильным предметам, переводятся в универсальные классы.
6.18. Обучающимся в 10-х профильных классах может быть предоставлено право изменения профиля обучения в течение учебного года при следующих условиях:
отсутствия академических задолженностей за прошедший период обучения;
самостоятельной сдачи зачетов по ликвидации пробелов в знаниях по предметам вновь выбранного профиля.
6.19.Учащимся, не успевающим по профильным дисциплинам, могут быть аттестованы по программе общеобразовательной школы, им предоставляются возможности перехода в универсальный класс и получения аттестата о среднем общем образовании в другом общеобразовательном учреждении, имеющем универсальные профили.
6.20.Отчисление из 10-х классов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации ", основания отчисления регламентируются Уставом гимназии.
|