Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии


Скачать 331.12 Kb.
НазваниеТроицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2


Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Учебно-методический кабинет

Отдела тюремного служения

Московской Духовной Академии и Семинарии



Промысл Божий

и значение веры в Бога

в местах лишения свободы
Сергиев Посад

2004



В Иерусалиме есть прообраз темницы,

где находился Господь Иисус Христос

в ночь перед распятием

«Я — Бог твой, располагающий обстоятельствами,

и не случайно ты оказалась на своем месте,

это то самое место, которое Я тебе назначил,

знай, что от Меня это было».

(«От Меня это было», преподобный Серафим Вырицкий)(16).
Если посмотреть на необъятные просторы нашего Отечества, то мы увидим, как много у нас тюрем и лагерей, так называемых зон общего и строгого режима, переполненных нашими заключенными — взрослыми и подростками, которые забыты людьми, но не забыты Богом.

Тюрьма — это огромный сложный мир, где собраны вместе люди самого разного социального происхождения, разных характеров и убеждений. Здесь сидят опытные рецидивисты, гордые своим весом в уголовном мире «воры в законе» и малолетние преступники — дети, подростки, брошенные своими родителями и совершившие преступления. Здесь заключены солдаты-убийцы, не выдержавшие издевательств старослужащих, в отчаянии убившие своих пьяных тиранов-мужей женщины-матери, которым в ночной тишине камер мерещатся кровь и трупы убитых супругов и встают в сознании осиротевшие дети. Здесь томятся шестнадцатилетние девушки, которые создали разбойничьи банды без единого представителя мужского пола. Много здесь бывших спортсменов, которые развивали физическую силу мышц, стремясь к победе над противником, однако не заботились о своей душе и нравственности (5). Много здесь сидит людей, страдающих недугами пьянства, наркомании, курения и т.д. Как ни странно, сидят здесь священнослужители, монашествующие и простые миряне, которые пришли уже к Богу и Матери-Церкви…

Что объединяет всех этих людей? Почему они здесь оказались? Почему сидят верующие люди? За что сидят малые дети и старики, богатые и бедные? Почему? Когда мы задаем такие вопросы и размышляем о действиях Промысла Божия по отношению к человеческому роду, то нам нужно помнить, что каждое действие Божие всегда носит на себе печать непостижимости и таинственности. Однажды преподобный Антоний Великий был приведен в недоумение глубиной Домостроительства Божия и судом Божьим, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте? Отчего одни бедны, а другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?» Долго он был занят этими размышлениями, и пришел к нему глас: «Антоний, внимай себе и не подвергай исследованию судеб Божьих, потому что это — душевредно»(10).

В мире нет ничего случайного. Промысл Божий простирается на все существующее в мире, на великое и малое, на мир невидимый и видимый, на общие мировые события и на частные проявления бытия и жизни, на весь род человеческий и на каждого человека в отдельности (12). Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский определяет Промысл Божий следующим образом: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям»(13). Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог одевает небо облаки, уготовляет земли дождь, прозябает на горах траву и злак на службу человеком (Пс.146, 8). Промысл Божий распространяется и на весь животный мир. Господь Иисус Христос говорил о птицах, что ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного (Мф.10, 29)(10).

Но главный предмет Божия Промышления на земле это человек. С момента появления на свет Божий и до последней минуты земной жизни каждая живая душа присутствует в планах Божественного Промысла.

На протяжении всей своей многовековой истории Православная Церковь осуществляет миссию среди заключенных, помня заповедь Христа Спасителя: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.24, 36).

Господь Иисус Христос всю свою земную жизнь был как бы в темнице, так как вся земля наша после грехопадения стала темницей, а мы — изгнанниками на ней после потерянного блаженного рая. Несколько времени Спаситель действительно был в темничном заключении и телесно ощутил тюремные узы, жестокие издевательства, незаконное осуждение, пытки, был под стражей и, наконец, казнен, приняв самую позорную и жестокую смерть. Таким образом, Господь Иисус Христос сделался узником ради нашего спасения.

Если Господь безвинно был заключен в темницу, не сотворив ни одного греха, то могут ли роптать на свою участь заключенные, когда их совесть нечиста от грехов? Всякий человек грешен перед Богом, всякого человека можно назвать преступником. Казалось бы, насельники тюрем — люди потерянные. Но в них есть душа человеческая, которая так дорога для Господа, что Он для искупления ее благоволил пролить бесценную Свою Кровь. Пусть порча глубоко проникла в преступную душу, но она не в конец растлила ее (2). Преподобномученица Елизавета Федоровна говорила, что подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено.

В Евангелии нам заповедано посещать заключенных. Отношением к этой заповеди определяется участь человека в будущей вечной жизни. Через сердца заключенных Господь смотрит на сердце каждого из нас, как мы относимся к слабым, сломанным и духовно искалеченным людям. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Легко пройдут через огонь ноги, ходившие в темницу для Христа; не испытают тяжести уз руки, касавшиеся Его связанного»(4).

Современные тюрьмы и лагеря это невозделанное поле для пастыря — миссионера, где надо пахать, сеять и жатву убирать. Но, зададимся вопросом, возможно ли сейчас, в тяжелейших условиях тюремного заключения, обрести веру в Бога и сохранить ее, помогать страждущим по камере и достичь спасения? Человеку как существу слабому и немощному тяжело, но, по слову Св. Писания, невозможное человекам возможно Богу (Мф.18, 27). Святые отцы учат, что душа каждого человека дороже Богу всего мира. Цель жизни человека это спасение души.

Священное Писание свидетельствует, что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.2, 4). Промысл Божий обращает каждого грешника по-разному, сообразно личным свойствам человека и обстоятельствам, в которые он поставлен. Трудно показать все возможные пути, которыми благодать Божия ведет человека к спасению. Мы попытаемся дать общий обзор разнообразных путей Промысла Божия в обращении грешников, основанный на опыте людей, находящихся в местах заключения. Тюрьмы — это места человеческих испытаний и особенных скорбей, там раскрываются тайники души, и то, что в обстоятельствах свободы человек о себе не знал, там раскрывается в полной мере (6). Вот, что говорит нам одно из писем заключенных (19): Начну с того, что мне 42 года, из этих лет семнадцать в местах не столь отдаленных, и три года еще впереди, Господь даст, доживу, — будет ровно двадцать тюремных.

Был я мальчиком задиристым, любил первенствовать среди сверстников. Рано узнал, что такое заколоть «урок», а то и целый день. Школу и учебу вконец забросил, стал жить одними гулянками с друзьями. Научился курить, ругаться матерно и, со временем, — еще со школьной скамьи выпивать. Мне учителя «пророчествовали» скамью подсудимых. Каким-то чудом я избежал колонии для малолетних, но в детской комнате милиции стоял под наблюдением.

Кое-как окончил восьмилетку и ПТУ, потом — армия. Но и в армии я любил и спиртное употребить, и в самоволочку сходить. Из 730 суток, что требовалось от меня для защиты Родины, 115 я провел на гауптвахте. Чуть не угодил в дисбат. После демобилизации вернулся в г. Иваново. Один год еще как-то держался на свободе, потом — тюрьма.

Любил вино и девиц легкого поведения. Работать уже не хотелось, начал воровать, где немного, где побольше. Ну и понеслось. Как ни странно, первый срок я сидел там же, где и сейчас. Эту зону называют зоной строгого режима. А раньше она хоть и была зоной общего режима, но называлась «кровавый спец», то есть зона беспредельная, где находиться было очень тяжело.

Срок за сроком, тюрьмы, зоны, пересылки, этапы, суды, следствия и т.д. и т.п. О Боге не хватало времени думать. Только в очень сложных ситуациях ощущал потребность к кому-то обратиться за помощью, когда силы человеческие не могли что-то изменить. Много было таких случаев, смысл которых я понял уже позже. Много раз Господь мне жизнь сохранял, оставлял для покаяния.

Когда я был на одной зоне в Архангельской области на повале леса, случилось со мной вот что. Как обычно с утра в мороз мне нужно было завести свой старенький бульдозер С—100. Прогрел лампой поддон, пролил двигатель горячей водой, залил радиатор, забрался на гусеницу, чтобы завести пусковой двигатель. А ручка заводная устроена таким образом, что дергать ее надо на себя. Ну, вот приспособился я, думаю: «Только бы завести». Дергаю раз-другой, ручка срывается, и я спиной на землю падаю, а это метра полтора высоты. Меня словно прострелило — до меня дошло, что сзади из земли торчат острые, вмерзшие штыри. Все внутри похолодело. Упал. Смотрю — лежу между двух штырей, как будто меня кто-то специально так аккуратно положил. Даже не зацепился, хотя в фуфайке это трудно было сделать, даже специально. Чудом остался жив. Кто сотворил это чудо, я тогда и не подумал.

Потом другой случай. Пилили мы «баланы» (бревна), четырехметровку на развалке. Станочек старенький, еще до революции служил. Нас трое на станке работало. Я наклонился, чтобы подкатить «балан» поближе, чувствую — меня что-то по спине погладило. Мягко так. И, смотрю, пролет цеха выбивает не допиленный «балан». Тут я понял, кто меня погладил — хватило бы даже миллиметра — и все.

Вот еще один случай. Выводили нас на лесообработочную биржу в ночную смену, подвели к воротам. До биржи нас водили под автоматами с собаками. Идти было недалеко — метров триста. Подвели к воротам, нарядчик открывает первые ворота и становится с личными карточками осужденных, чтобы вызывать пофамильно. Вдруг вижу: с вышки автоматчик снимает автомат с плеча, передергивает затвор, и дальше я ничего не мог понять, что происходит — в меня ни разу в жизни не стреляли. Даже в армии до сознания не доходило: как это в меня стреляют! Все произошло очень быстро. Смотрю: впереди меня один упал, второй, песок брызнул из-под ног от пуль — тут до меня дошло, Я теперь знаю, что такое «в один миг жизнь, прошедшая перед глазами" — это трудно описать. Но тогда я как-то в один миг все-все и вся ощутил: и прожитое, и предстоящее за прожитое. Это дивно. Но, увы, я этому открытию не был рад, я увидел себя как бы черным от грехов. Этого понятия «грех» я еще не знал, но ощутил его опытно в первый раз. Я себя чувствовал как «осужденник» в зале суда — как осужденный на что-то очень страшное и невозвратное. И все это я прочувствовал в какие-то доли секунды, пока горела вспышка на конце ствола автомата. Это был еще один урок в моей жизни, кем-то мне любезно предоставленный в назидание.

Жалко, что не могу описать всех своих дорог и встреч с Промыслом Божиим, но хотя бы некоторые очень хочется описать. Вот еще, что произошло со мной в одной из тюремных следственных камер.

В камере нас было человек 45 на 16 спальных мест. Лето, духота, пот, вши, клопы. Сон в три смены и плюс страшные головные боли, которые в то время очень меня мучили. Сидел я под «раскруткой» (нового дела), будучи осужденным. За спиной было немало и впереди светило не меньше. Состояние было ужасное, душа томилась, не находя выхода и смысла в жизни. Образовался какой-то тупик. Проснусь с утра, лежу, думаю: «Ну что ты, пес паршивый, опять глаза продрал, что ты хочешь увидать в этой жизни? Для чего ты живешь? Чтоб извечно мучаться в этих тюрьмах, нюхать эту парашу? Посмотри, что сзади в твоей жизни и что впереди ждет — лучшее? Зачем ты вообще родился на свет, — чтобы терпеть?» В общем, потерял смысл в жизни. Начал всерьез подумывать о расчете с жизнью. Плохо мне было очень — даже сейчас, после такого промежутка времени неприятно вспоминать об этом. Начал придумывать, как бы это получше осуществить — я был на пределе своих сил. И вот как-то у своего сокамерника увидел книжечку «Яко с нами Бог». Думаю: «Дай, хоть от нечего делать полистаю». Попросил — он дал. Сижу, читаю, задумался о прочитанном, встретил там молитовку; «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»; Заучил на память и начал ее почти постоянно повторять. На следствие еду в воронке, на суд ли, — все повторяю. Конечно, сердцем-то я просил совсем не то, что мне требовалось: избежать наказания, уменьшить срок или вообще выйти на свободу все в этом плане. Сижу как-то под вечер, читаю эту молитовку про себя — других-то я просто не знал. И Господь, видя мое крайнее состояние и мое обращение к Нему (a молился-то я точно из глубины сердца, вопиял, хотя не о том, но искренне), послал мне сознание. Чувствую, что вроде все то же самое — и люди, и камера, но кажется, что смотрю я на это вроде как со стороны. Тихо на сердце стало, безмятежно — как под колпачком каким-то, защищено. И стало мне как-то все ясно: и смысл жизни, и что не так я живу, и что я страшный грешник. Я этого никогда не забуду. Я почувствовал Бога — Живого и Великого, Милосердного, Любящего меня, такового вот, паразита, какой я есть.

Конечно, много всего было, трудно описать, но в тот вечер я хоть что-то понял. Накануне моего этапа на зону, после суда (мне дали еще шесть лет и шесть месяцев к моим недосиженным шести) мне приснился очень интересный сон. Снам я никогда не верил и сейчас не верю. Но тут было что-то другое, и смысл его мне стал понятен намного позже. Иду я, будто, от тюрьмы в сторону р. Минеево по тротуару к деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы (это я позднее узнал, что ее так называют), поднял голову вверх на небо, смотрю — в высоте парит, распростерши руки, монах большой-большой и начинает медленно опускаться. И я смотрю и иду, дохожу до церкви, и в это время опустился монах и пропал.

Дивно то, что в то время я был еще даже не крещен, но сон в памяти остался навсегда.

Много всего было после того случая в тюрьме, на зоне я стал много читать, писать в монастыри — просил книг. Интересно, что первыми моими книгами оказались 5 томов Добротолюбия и Новый Завет. Я читал эти святые книги запоем, я жил ими, они согревали мое сердце, дотоле не знавшее ничего подобного. А главное, я удивляюсь тому, что книги эти я сейчас читаю с трудом, а в то время для меня это был второй хлеб. На меня очень подействовала жизнь наших святых отцов, я полюбил монашество, этот дух Христов, который насквозь пронизывает все монашеское делание.

Еще будучи некрещеным, я просил Бога: «Господи, я хочу быть монахом! Что может быть прекраснее жизни монашеской?» Я ходил по локальному участку и просил Господа, разговаривал с Ним, радовался Ему. У меня было три сильных желания: креститься, стать монахом и попасть в церковь на службу (так как в церкви я еще не был, а для меня в зоне это было несбыточной мечтой). Но я просил, просил, просил.

И Господь дал мне то, что я просил. Вначале я принял крещение. В то время в зоны начинали приезжать священники. В один радостный счастливый день приехал в зону о. Алексей из г. Кинешмы и крестил сразу человек двадцать — кто готовился. Крестил прямо на сцене в клубе учреждения. А я еще готовился и к Причастию, и о. Алексей меня и причастил после крещения. Наклонился ко мне батюшка и сказал на ухо: «На тебе — говорит, — сейчас двойная благодать». Я ушел, как пьяный, таким я еще никогда не был. Пришел в отряд, сижу на кровати и не пойму: то ли я на небе, то ли на земле. Заглянул один знакомый, говорит: «Андрей, ты что, в баню ходил?" Я говорю: «Да нет, вот, крестился». Оказывается, и на лице у меня отразилась эта чистота. Позже я узнал, что это действительно «баня пакибытия».

Прошло время, с год, я регулярно молился, постился и просил Бога о том, чтобы у меня был духовный отец. И Господь дал мне духовного отца, который и поныне ведет меня по жизни. Это великая милость Божья! Чудны дела Твои Господи! Нет слаще имени на земле, как Иисус Христос! Как пришел к вере — это понятно, а оказалось дальше идет труд, труд над собой. Мне мой духовный отец сказал при первой встрече на свиданке. «Ты долго калечил свою душу, но надо попробовать». Я не придал большого значения этим словам, так как на то время чувствовал себя хорошо — Господь придерживал — я этого не понимал.

Я, как неопытный пловец, чувствующий в себе силы, но не имеющий ни опыта, не зная всех правил плавания по морю, ринулся, надеясь, увы, только на себя. И жестоко был наказан за свое самоволие. Я рвался на свободу, то есть освободиться. Думал: «Ну, вот там уж я выйду — дело пойдет». А сам того не понимал: чего это меня вдруг тянет на свободу? Если бы у меня был опыт, я бы понял, что тут западня для меня, смертная.

Сердце, сердце мое, изуродованное распутной жизнью, любило свое богатство — просто-напросто меня тянуло в мир. Но я этого не понимал и чуть не погиб. Только молитвами моего духовного отца Господь вытащил меня из этой трясины адовой. Я сделал много подлости, — отплатил злом за добро людям, поверившим в меня. В какие только грехи я не впал! Я пишу это все не для того, чтобы поразить чем-то людей — наболело внутри, истомилось. Я никогда не думал, что я так сросся греху, стал чем-то целым с ним. И теперь, после своего страшного падения, когда я опять в зоне — те люди, христиане, братья и сестры, а в первую очередь мой духовный отец не оттолкнули меня, но протянули мне руку и помощь. Я теперь знаю силу и цену всепрощения, никогда не поймешь этого, если не испытаешь на себе. Грустно, что не доходит это сразу, только со слов. Мой духовный отец говорит: «Тебе не полезно пока выходить на свободу. Трудись над собой, терпи». Сейчас, слава Тебе Господи, я даже не хочу выходить. Место нахождения нашей плоти роли не играет. А если когда тянет в мир, значит, страсть ко греху начинает оживать, значит, надо трубить тревогу.

Андрей, ОК 3/5
Обращение к вере Христовой есть внутреннее перерождение, которое совершается в глубине сердца человека. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Сколько бы ты ни убеждал человека, если благодать не просветит его, пользы не выйдет. Он может слушать твои слова какое-то время, но затем, словно плененный, возвращается к своему»(2).

Личное общение и переписка с заключенными на практике убеждают, что это очень действенный метод побуждения к достойному перенесению скорбей, достижению высшей духовной цели каждого человека — обретения веры в Творца и в Промысл Божий. Часто приходится слышать в беседах с заключенными: «Меня посадили ни за что, я этого не делал». Но каждый человек подвержен греху и страстям. Нет безгрешного человека, кроме Господа Иисуса Христа. В жизни каждого человека не бывает случайностей, это мы можем увидеть из жизни преподобного Ефрема Сирина. «В юности, — говорит он, — когда жил я еще в миру, напал на меня враг; и в это время юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни случайно. Как корабль без руля, хотя кормчий стоит на корме, идет назад или вовсе не трогается с места, а иногда опрокидывается, если не придет к нему на помощь Ангел или человек, так было и со мною».

Промысл Божий не оставил без вразумления колеблющегося юношу и следующие события, рассказанные самим Ефремом с глубоким сокрушением, послужили для него вразумляющим уроком, позволившим ему познать Промысл Божий, и побудили перейти к новому образу жизни. Однажды по приказанию родителей, отправившись в город, Ефрем запоздал, и остановился ночевать в лесу вместе с пастухом овец. Ночью напали на стадо волки и растерзали овец. Когда пастух объявил о случившемся хозяину стада, то тот не поверил и обвинил Ефрема, будто он подговорил воров, которые расхитили овец. Ефрема представили суду. «Я оправдывался, — говорил он, — рассказывая, как было дело. Вслед за мною был приведен некто, пойманный в прелюбодеянии с женщиной, которая убежала и скрылась». Судья, отложив суд до времени, отослал их обоих в тюрьму. В темнице они встретили еще одного человека, обвиняемого в убийстве. Но все трое не были виновными в том, в чем их обвиняли. Проведя в тюрьме 7 дней, на восьмой видит Ефрем сон. Кто-то говорит: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл. Перебери в мыслях, о чем ты думал, и что ты делал в жизни неправильно, и по себе узнаешь, что через тебя страдали несправедливо». И далее говорит преподобный Ефрем: «Виновные не избегут наказания». Проснувшись, я стал размышлять о том, что было сказано, и вспомнил в своей жизни проступок своей виновности. Когда-то я со злым намерением выгнал из загона корову одного бедного человека, и ее в эту ночь растерзали дикие звери. Я поделился своим сном с другими заключенными, которые также считали себя ложно обвиненными. И они сказали, что также в жизни нашли себя виновными в других преступлениях. После этого Ефрем стал очень сокрушаться, потому что увидел в этом явное воздаяние (9).

Часто бывает так, что человек попадает в тюрьму, на первый взгляд, без вины перед обществом, по ошибке, случайно. Оказавшись в заключении, он начинает отчаянно сопротивляться обстоятельствам, не понимая, что Промыслом Божиим поставлен в них с какой-то целью. Может быть, он «спрятан» там до времени, чтобы не произошло с ним чего-либо ещё более худшего. Может, бережет его Господь от большой беды, от смерти и хранит его для другой Своей цели.

Архимандрит Трифон, насельник Троице-Сергиевой Лавры рассказывал следующий случай, который произошел в СИЗО г. Сергиева Посада. Немолодой человек был обвинен по не очень приятной статье. В беседе с ним видно было явно, что он этого не делал, но доказать невозможно. Ложно был оклеветан — через заявление, написанное на него. Неоднократно говорили с ним о смысле жизни, о Боге, но все казалось для него чуждым. Время шло, его судили. При встречах продолжали говорить о жизни святых отцов, о Святом Евангелии, о смысле нашего пребывания на земле, о Страшном Суде и вечных муках. Равнодушное слушание, больше молчание и только одно повторял: «Как только выйду, отомщу за эту клевету». Но Господь вел его особым Промыслом к спасению.

В изоляторе он задержался надолго. Суд над ним не совершался, откладывался. Прошло около двух лет. Он стал больше проявлять интереса к храму, к беседе, к службе и как-то раз сам попросился на исповедь. Все же верно гласит пословица: капля камень точит. Так и благодать Божия, получаемая им в тюремном храме, растопила его окаменевшее грехом сердце. Узнаю на исповеди, что всех его друзей расстреляли за это непродолжительное время. Тогда я спросил его: «Если бы ты находился не в тюрьме, а с ними, что могло быть?» Ответ однозначный: «То же самое, что с ними». Здесь я и говорю: «Тебя обвиняют в том, что ты не делал, сажают в тюрьму, а ты живой и до сего часа благодаря ложному обвинению. Ты не задумывался ни о Боге, ни о жизни вечной, а Господь Своим Божественным Промыслом вел тебя по молитвам твоих же родственников, которых даже и имен не знаешь, уже давно ушедших из этой жизни, но угодивших Богу своей верой и делами. Надо бы подумать». Он продолжает за мной: «Да, у нас была бабушка, мамина мама, очень добрая и набожная. Всегда только молилась и всем делала добро. Мама с детства ее приводила в пример, когда я что-то делал нехорошее».

Так и вспомнил, что в его роду были молитвенники. Задумался, исповедовался. Злость и обида угасли. На одной из исповедей говорю ему: «Как чистосердечно простишь тем, на кого имеешь обиду, и сделаешь переоценку своей жизни, — суд решит в твою пользу». Спустя два года пребывания в СИЗО человек этот заметно изменился, просился часто в храм помолиться у иконы Матери Божией «Утоли Моя Печали». Поставит свечу и долго молится. На последней исповеди очень удивил меня пронзительной откровенностью: «Батюшка, хочу сказать, что искренне прощаю мнимым своим обидчикам, которые помогли сохранить мне жизнь. Я сам-то столько наделал в жизни зла, что только здесь с Божией помощью и увидел себя со стороны». Я очень порадовался за него и, как-то вроде в шутку, говорю ему: «На суд поедешь, — домой отпустят». Так и случилось. Он вскоре пришел к нам поделиться своей радостью (9).

Тюремный священник принимает беспощадное покаяние кающегося грешника. Человек со слезами кается на исповеди в преступлениях, которые ему следователи не инкриминируют. Это ли не показатель и глубины раскаяния, и доверия к духовнику! Если на Вас смотрит просветленное после крещения лицо и полные любви глаза смертника, бывшего убийцы, то это его лицо и глаза Вы будете носить в сердце до конца дней своих.

Вот другой пример, рассказанный архимандритом Трифоном. Один человек отсидел больше двадцати лет и был уже в годах. На его лице никогда не было улыбки. После неоднократной исповеди я ему разрешил причаститься (причастников у нас всегда очень мало, мы сами не допускаем сразу заключенных к причастию, потому что в этом нет пользы, можно только повредить. Надо, чтобы у человека появилось именно благоговение и страх перед Таинством Причащения), но он отказался. По окончании службы я подошел к нему и спросил: «В чем дело?» — «Я, — говорит, — еще не достоин». И добавляет: «А я улыбаться научился». И с такой радостью это сказал! (9)

Миссионеру часто не видно плодов своей деятельности, Господь скрывает их для пользы самого миссионера, но через духовные беседы с заключенными, исповедь и Св. Причащение действует сам Господь. Тюрьма глубоко перерождает человека, подобно кресту, на котором висел евангельский благоразумный разбойник, покаявшийся перед распятым Спасителем.

Вот что рассказывает архимандрит Трифон: «Не скрою, я часто приходил из изолятора “убитый, расстроенный, думал, что все брошу, что никому это не надо. У руководства изолятора свои проблемы: как прокормить, отправить, содержать заключенных, ему не до нас. Один человек исповедовался, причастился, думали, что он уже и ушел на зону. Но вот однажды я иду по коридору и слышу из карцера голос, который зовет меня. Смотрю в окошко, — стоит тот самый заключенный, под мышкой держит Библию и плачет. Я его спрашиваю: “Что с тобой?” А он отвечает: “Батюшка, я плакать научился”. Это меня потрясло. Я почувствовал, что вот она награда за нашу работу, это тебе не “спасибо” от заключенного или от администрации. Я его спрашиваю, что ему принести, а он отвечает: “Ничего мне не надо, дайте мне свечек, чтоб повиднее было Библию читать”. “Как ты оказался здесь?” Он отвечает: “Я специально нарушил режим, чтобы в карцере Библию читать в одиночестве”.

Солженицын А. писал: «Считалось веками: для того и дан преступнику срок, чтобы весь этот срок он думал над своим преступлением, терзался, раскаивался и постепенно исправлялся»(3). Если желает православный христианин увидеть образец истинного покаяния, то это он может увидеть в тюрьме. Прот. Глеб Каледа рассказывал, как на исповеди молодой парень-арестант благодарил Господа: «Слава Богу, что я попал в тюрьму (!). Если бы меня не арестовали, я не знаю, чего бы еще натворил. А здесь, в тюрьме, я поверил в Бога!»(5).

А другой смертник говорил: «Я поверил в Бога, когда услышал свой смертный приговор». Позже он крестился (8).

Отец Глеб пишет, как в камере заключенный говорил: «Если бы мне сейчас предложили выйти на волю или провести месяц в тюрьме, я бы выбрал тюрьму: мне многое еще надо узнать и постигнуть». Значит, идет перерождение человека. Арест — удар, горе, которое многих заставляет задуматься, ибо насильственно останавливается бег жизни. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6, 16). И многие, лежа на тюремных нарах, рассматривают прежде всего свой путь и ищут в нем свои ошибки (5).

Бог стучится в сердце человека и милостями, и наказаниями. Если человек не откликается на призыв милостей Господних, то ему посылаются жизненные несчастья, скорби и страдания. Они призваны остановить безумный бег человека по жизни, заставить задуматься о путях своих. Так бывает и с отдельным человеком, и с целым народом.

В заключении многие начинают строже с себя спрашивать, чувствуя свою вину в содеянном грехе. Один из заключенных пишет: «Батюшка, ничего мне не присылай, я и этой тюремной баланды не достоин»(8). Игумен Никон (Воробьев) говорит: «Чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее всех человеков».

Часто Господь приводит человека к храму. Путь этот порой не легкий, полный различных скорбей и страданий. Каждый человек рано или поздно даст Богу ответ за свои грехи, которые он совершил в своей жизни.

Один заключенный рассказывал архимандриту. Никодиму следующее: «Я много уже отсидел лет за колючей проволокой, много увидел, но Господь в зоне свел меня с верующими людьми. Стал я о своей беспутной жизни задумываться, стал читать книги духовные, прочел книгу “Отец Арсений”; очень она меня тронула: вернусь из-за колючки, начну новую жизнь. Бог дал, вышел, вскоре и человека для жизни встретил. Перестал пить, воровать и стал уже к новой прибиваться. И работу подыскал, вроде бы жить да радоваться. Но попутал сатана. Обвинили меня в одном воровстве, а я этого не делал, Бог Свидетель». И пошел разбираться, доказывать, что невиновен, пошел к тем, кто это сделал; они тоже сидели и хотели на меня все дело свалить. И взыграла во мне лагерная струнка — постоять за свою честь. Да еще меня один из этих клеветников обозвал очень плохим лагерным словом. Тут-то я его ножом и ударил. Другие разбежались. Этого я и пришил к венкам, так как разборку учинили на кладбище. Все так и прошло. Никто не узнал, а кто знал, боялись сказать. Через некоторое время сижу дома, вдруг мой взгляд упал на окно, и пошли у меня мурашки по телу: в окно смотрит убитый мной и рукой мне манит меня. Я вскочил на улицу — никого. И стало со мной твориться неизъяснимое. Жизнь не в радость, а он стал постоянно мне являться, и все манит меня к себе. Стал я снова в рюмку заглядывать, думал, что хоть этим отгоню страх. А он еще чаще стал мне являться. И водка не помогает. Прошло почти два года. Решил — пойду в милицию, и все расскажу, о своем злодеянии. Пошел. Там не поверили. А когда съездили на место преступления, все сразу поверили. Вот я и оказался снова в тюрьме. Только чудо произошло: как преступил порог тюрьмы, так и видение, меня мучившее, прекратилось. А теперь прошел и исповедь, покаялся, совсем легко стало. Вот как сам Бог привел меня к раскаянию»(9). Заключенные часто благодарят. Вот прошла первая служба в храме, присутствовал на ней начальник учреждения, и сразу письмо из камеры: «Спасибо Вам, низкий поклон до земли, делаете великое дело»(9).

В страданиях человек перерождается в ту или иную сторону. Страдание просвещает, облагораживает и очищает душу, возносит сердце к Богу. Святитель Тихон Задонский говорил, что Промысл Божий через страдания ведет людей к спасению. Отец Глеб пишет в своих «Записках…»: Я готов на страдания, — сказал мне один заключенный, — в страданиях человек очищается. Он говорил это так, словно хотел передать мне свою глубокую убежденность, если не свое личное открытие, сделанное им в страданиях в тюремных камерах и на допросах. Он готов был идти этапом в ИТК, как путем очистительного страдания. Дай Бог, чтобы он не сломался в лагере. Такое отношение к страданиям, к своему заключению я встречал у многих мужчин. На протяжении веков известны случаи, когда терзаемые угрызениями совести преступники сами на себя доносили и являлись с повинной, чтобы в страданиях омыть грех свой»(5).

У рабы Божией Татьяны Соколовой единственный сын Владимир попадает в тюрьму по ложному обвинению. С этого момента мать усиленно молится за сына и через глубокие скорби и страдания приходит к Богу и Церкви.

Испытание тюрьмой посылается не только тем, кто в ней сидит, но и тем, кто скорбит о своих близких, оказавшихся там по разным причинам. Оно учит молиться Богу, верить Ему и не терять надежды на Его милосердие.

Человеком я была не церковным, хотя и крещена с младенчества, но как только мой Володя оказался за решеткой, я стала истово молиться целыми днями, да и ночи часто простаивала перед иконами. Молилась я по молитвослову, не всегда вникая в новые для себя слова. Я больше сердцем чувствовала их смысл, а иногда просто своими словами умоляла Матерь Божию вернуть мне моего сыночка: «Ты же Сама Матерь, кому как не Тебе знать мою боль! Помоги мне! Спаси моего Вовочку!»

Моя церковная жизнь началась с домашних молитв и в слезах по сыну, но продолжилась в стенах многих храмов и монастырей. Я побывала на острове Залит у о. Николая Гурьянова, сподобилась утешения у него, часто плакала у раки блаженной Матронушки, обращалась за молитвенной помощью ко многим монахам и простым мирянам (7).

Преступник, совершая тяжкий грех над ближним, грехи своей жертвы берет на себя. Одна мать совсем недавно рассказала следующее. У нее была единственная дочь, уже невеста, но как сейчас часто бывает, она воспитывалась без Бога. Однажды, после очередной «гулянки», дочь не вернулась домой. Через несколько дней ее нашли убитой. Прошел почти год. Об убийце ничего не было известно.

Горе заставило мать обратиться к Богу, пойти в храм. И вот как-то одна из знакомых женщин встречает ее и говорит: «Пиши заявление в милицию вот на такого человека». Она сама слышала, как пьяные соседи ругались, и один другому говорит: «Может, ты и меня убьешь, как эту девушку?» — и называет имя ее убитой дочери. Мать вечером села писать заявление, а утром хотела отнести его в милицию. Ночью ей приснился сон. Является дочь и строго говорит, называя имя этого парня: «Мама, не пиши на него заявление, что он меня убил. Мне сейчас так хорошо. А если ты напишешь, то все мои прежние грехи вернуться ко мне»(9). Иногда человек сидит в тюрьме за грехи своих родных и близких. Многие из них, по словам архимандрита Никодима, это «неблагодарные» дети. Это те чада, которых родители зачали в нетрезвом виде. Это те, кто рожден от матери — убийцы, которая сделала пять-шесть абортов, а следующим родила его. Это те, которых прокляли родители. Они посчитали своего ребенка случайным, появившимся не во время, (так называемые незапланированные, нежелательные дети). Это те, кто был зачат во время поста.

Митрополит Мануил (Лемешевский) приводит пример, как один уголовник, отсидевший семнадцать лет, возроптал. А владыка ему говорит, что ему предстоит еще не одна отсидка, что он и умрет в тюрьме, потому что зачат, был в Великую Пятницу. Архимандрит Никодим говорит, что он не раз убеждался в этом, спрашивал у собеседников, когда у них день рождения, отсчитывал положенные месяцы, получалось — март, апрель(8).

Многие, освободившись, в скором времени опять попадают в тюрьму, и кажется это вина даже не заключенного, а судьи или государства. Это бывает очень обидно, но и здесь, если по-человечески что-то не видно и кажется не справедливо, Божественный Промысл хранит человека от чего-то такого, что не полезно ему. Многое сразу не понятно, но пройдет время, и человек поймет, что Господь от чего-то страшного сохранил, или это откроется уже после смерти. Во всяком случае Господь через страдания ведет людей ко спасению.

Одна молодая девушка рассказала о себе следующее. Они отмечали Новый год, студенты выпили, вышли веселые на улицу, играли в снежки. Из другого подъезда вышли также молодые ребята и девушки; слово за слово — началась драка. Девушки стали разнимать дерущихся, в ход пошли ножи. Приехала милиция. В результате она попала в изолятор. Отбыла в Можайской колонии два года, с СИЗО писала маме, что жить не буду, что жизнь кончена. За хорошее поведение ее выпустили досрочно. Вернулась домой, попыталась восстановиться в институте. Помешала печать «зэка». Отказ. Прошло немного времени, в один из воскресных дней мама пошла в магазин, а дочка осталась дома приготовить обед. Через некоторое время она услышала крик на лестничной площадке этажом ниже. Дверь, видимо, была не совсем закрыта. Она выбежала на лестницу, держа в руке кухонный нож, и видит, что пьяный мужик повалил маму, а она вырывается, кричит. Но никто не поспешил ни из одной двери помочь ей. Перепуганная дочь сбегает вниз… Опомнилась только тогда, когда полоснула этого мужика ножом по горлу. Он остался жив, но вскорости подъехала милиция, появились и свидетели. А девушка вновь оказалась в тюрьме (сейчас она уже освободилась)(9).

Промысл Божий разными путями ведет человека ко спасению. Иногда естественные законы становятся недостаточными для приближения человека к Богу, и тогда Господь действует необыкновенным и сверхъестественным образом. Господь останавливает грешника на пути беззакония, какими-либо необыкновенными вразумлениями в жизни, которые глубоко проникают в душу и остаются на всю жизнь. (14)

Крещен-то я был в детстве, но чтобы вера была — нет, прабабушка верующая была, Царство ей Небесное. А я, если бы не зона, к вере вряд ли бы пришел. Получилось так. Посадили меня в карцер. Причем, нелегально. Хотели, чтобы подписал заявление, что все, в чем я обвинял начальство, — неправда, ну, словом, чтобы сам расписался в том, что я клеветник. Карцер — комнатка 1, 5 метра шириной, никакой мебели, даже стула нет. Присесть негде. Кровать к стене пристёгнута, только на ночь откидывается. Сквозняк. Кормят так: утром — ложка каши, днем — ложка каши. Пшенка или сечка. Мало кто так долго выдерживает. Или с ума сходят, или вешаются. Ну, сижу я уже много суток. Терпеть уже сил нет, и вот, что я задумал. Сломаю ногу и переведут меня отсюда в больницу. Придумал уже как осуществить все это. Ногу в решетку заложу, навалюсь всем телом, получится. Встал я утром, перекрестился — не потому, что я верующий был, а просто так, для порядка, что ли. Вот, думаю, молитву бы еще прочитать, да не знаю ничего, только «Отче наш. Иже ecu...» а что после «Иже еси...» — понятия не имел. Ну, прочитал хоть это и ногу в решетку засунул. Сейчас, думаю, прыгну. Вдруг слышу голос строгий такой, но добрый в то же время: «Борис, не делай этого». Вынул я ногу, а потом думаю: «Чего это я испугался? Это ведь померещилось». Ну, я второй раз приготовился. Опять слышу: «Борис, не делай этого». Я — в третий. Опять то же.

Вот тут-то я образумился, просветление нашло, прекратил я свои попытки. А на следующий день комиссия приходит и меня из карцера освобождает как незаконно содержащегося. И уверовал я тогда в Господа, да так, что никаких сомнений никогда не возникало (4).
Бывают в тюрьме особые Божии посещения, когда Господь по молитвам Божией Матери и свт. угодников исцеляет страждущих от тяжкой болезни и приводит человека к покаянию.

Вот один из таких случаев, рассказанных отцу Никодиму: «Батюшка, крестик, что Вы надели мне на шею, спас меня от смерти. Были мы на земляных работах, повздорили, и один хотел ударить меня ломом. Замахнувшись, он вдруг бросает этот лом и кричит, как безумный. Оказывается, когда он кинулся на меня, то луч света, отразившийся от крестика, полоснул ему по глазам. Так вашим крестом я и спасся»(8).

Вот случай исцеления от фотографии архимандрита Иоанна (Маслова). Недавно со мной произошел случай, иначе как скорой помощью старца Иоанна это не назовешь. Передо мной в данный момент стоит несколько проблем, очень болезненных для меня. Еще ранее были прочитаны книги о Матронушке Московской и Ксении Петербургской. В своей беде я решила прибегнуть к их помощи и решила в течение сорока дней читать им акафисты ежедневно. На третий день, когда я только подумала, что буду читать, у меня резко схватило сердце. Такой боли и страха я не испытывала никогда прежде. С великим трудом я преодолела полтора метра до двери, постучалась и попросила срочно вызвать врача. Врач пришел, вид ей мой не понравился, но при измерении давление оказалось как никогда в норме, при прослушивании в сердце никаких изменений обнаружено не было. Мне дали капли и таблетки, и все. Это было в час дня. Я мучилась почти четыре часа, не могла ни сидеть, ни лежать в одном положении долго, ни тем более ходить, дышала с трудом. И мой взгляд упал на книгу об отце Иоанне. Я взяла, открыла ее на последней странице, где портрет старца. Я даже не могла сосредоточиться на своей просьбе. Только со слезами посмотрела и приложила к груди. Я даже не заметила, как погрузилась в какое-то забытье, очнулась резко минут через двадцать. Дыхание было нормальным, тяжелая давящая боль прошла, появлялась только при движениях. Я взяла акафисты, оперлась о подушку и стала их читать. Когда закончила чтение обоих акафистов и пошла класть их на место, то даже не сразу заметила, что боли-то вообще нет… Это неверующему может показаться случайностью, но я знаю, что таких случайностей не бывает… Я вас очень прошу, отслужите панихиду на могиле о. Иоанна и положите ему на могилку мои записочки (21).

р. Б. Валентина. Учр. ОЕ—256/1 г. Вологда

Через некоторое время пришло второе письмо. «Я вам в первом письме писала, как приложив к груди фотографию отца Иоанна, у меня прошло сердце. И вот скоро уже три месяца, как я не разу не обращалась в санчасть с сердцем. А ведь до этого я постоянно пила таблетки и капли и самое большее месяц находилась в отряде, потом месяц лежала в санчасти. Такова помощь благодатного старца»(21).

Вот случай исцеления от туберкулеза. «Зовут меня Сергей, мне сорок пять лет, осужден на 9 лет. Год назад заболел туберкулезом и был отправлен на туберкулезную зону, оттуда я и писал и рассказал о себе, как, я пришел ко Христу и просил у вас православной литературы, и все получил и написал вам благодарственное письмо. А дальше произошло вот что: мне было очень плохо и, как-то во время процедур я дал обет Богу: «Господи, если Ты избавишь меня от этой болезни, я уйду в монастырь и всего себя посвящу служению Тебе».

В то, что за этим последовало, не верит никто. Через месяц мне сделали рентген, и легкие у меня оказались совершенно чистые, как будто и не было никакой болезни. И вот я снова в нормальной зоне, мне осталось четыре месяца; в апреле 2003 года срок мой заканчивается. Наказание, которое вынесли мне люди, девять лет лишения свободы, я отбыл так, что я чист перед людьми, но не перед Богом. Смотрю на себя и не вижу ни одного белого пятнышка, я весь, как свинья, в грязи, грехи мои «превзошли главу мою». И только одна надежда, один лучик в царстве тьмы — это Господь мой Иисус Христос»(22).

р. Б. Сергей. Учр. ОК—3/5

Современный подвижник XX века, старец Паисий Святогорец говорил: «У большого грешника много материала для смирения, а большое смирение способно вместить обилие Божией благодати, достаточно человеку впоследствии избегать поводов и причин для греха, чтобы сохранить эту благодать»(11).

Милосердный Господь подкрепляет духовно страждущих узников темниц через явные чудеса — мироточение икон. Господь Сам присутствует вместе с заключенными, желая спасения каждому грешнику.

  1   2

Похожие:

Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии iconОтдел образования Дятловского райисполкома Районный учебно-методический...
Рекомендовано районным методическим советом учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома

Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии iconПоложение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации...
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения мда

Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии iconАннотация учебно-методический комплекса «правовая информатика» Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по 1С»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности
...

Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск