Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.


Скачать 120.29 Kb.
НазваниеСтатья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
ТипСтатья
filling-form.ru > бланк заявлений > Статья
Порядок предоставления земельных участков

для строительства из земель, находящихся

в государственной или муниципальной собственности
Испокон веков в России земельный вопрос являлся центральным экономическим, социальным, политическим (1917 год) и даже культурным вопросом.

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Гражданский кодекс РФ (главы 6, 17) устанавливает право собственности и иные вещные права на земельные участки.

Земельный кодекс РФ согласно его ст. 1 основывается на принципах:

- учета значения земли как основы жизни и деятельности человека,

- приоритета ее охраны,

- единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов,

- платности использования земли,

- деления земель по целевому назначению на категории,

- разграничения государственной собственности на землю и, наконец,

- сочетания интересов общества и законных интересов граждан (чем суды, в частности и занимаются).

Ученые отмечают, что земельный участок - особый объект права. Являясь частью земной коры, он вечен и непотребляем. Площади всех земельных участков ограничены размерами территории страны, в силу чего их количество ограничено, количество ценных, пригодных для позитивного использования земельных участков ограничено еще в большей степени. Это означает, что по мере роста населения ценность земельных участков будет только возрастать1.
Вещное право.

Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются

- в собственность,

- в аренду, а также в определенных случаях

- в постоянное (бессрочное) пользование и

- в безвозмездное срочное пользование.
За плату или бесплатно

Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность лиц осуществляется за плату (общее правило) или бесплатно. При этом бесплатное предоставление должно быть установлено Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Например, имеет право бесплатно приобрести земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждане и религиозные организации (ст. 36 ЗК РФ).

При этом в силу ч. 1 этой статьи граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Кстати, анализ вышеуказанных норм законодательства о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности государства, в собственность граждан, позволила судебной коллегии по делам по искам Х.С.Ф. и А. В.М. к Росимуществу прийти к выводу, что закон предполагает предоставление земельного участка в порядке приватизации (бесплатно) или за плату. Бесплатно земельный участок предоставляется при условии, если земельный участок ранее гражданам выделялся на каком-либо вещном праве - в аренду, в безвозмездное срочное пользование - в порядке, предусмотренном законом. Истцами доказательств этому не представлено.

В случае с Х. С.Ф. земля передавалась на правах аренды не ему, а ДНТ.

По делу П.Н.К., которому отказали в предоставлении земельного участка под самоволкой в п. Таежный коллегия указала, что обстоятельство наличия на земельном участке самовольно возведенного строения свидетельствует о наличии притязаний третьих лиц, что до разрешения возникшего спора в судебном порядке препятствует собственнику земельного участка принимать решение о продаже, передаче в аренду спорного земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством.

Еще пример бесплатного предоставления земли. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в ред. от 20 июля 2012 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В Республике Бурятия действует Закон РБ от 16 октября 2002 года № 115-III (в ред. от 09 июля 2012 года) «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», установивший категории граждан, кому земля предоставляется в собственность бесплатно.

Закон направлен на узаконение земельных участков, на которых расположена собственность гражданина и которые были предоставлены гражданам на каком-либо праве, на защиту незащищенных слоев населения (специалистов на селе, лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, малоимущих, многодетных семей), а также на стимулирование развития сельского и личного подсобного хозяйства в сельских поселениях.

Собственно Порядку предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности посвящена ст. 30 Земельного кодекса РФ, согласно которой законодателем предусмотрены две различные процедуры предоставления земельного участка под строительство:

- без предварительного согласования места размещения объекта;

- с предварительным согласованием места размещения объекта.
Без предварительного согласования

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ.

Исключение законодателем сделано только:

- лицам, заключившим договор о развитии застроенных территорий,

- пользователям недр,

- ГК «Российские автомобильные дороги».
Порядок следующий:

1. Формирование земельного участка:

- проведение кадастровых работ и постановка на кадастровый учет в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- определение разрешенного использования земельного участка в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ст. 37);

- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение согласно Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 (в ред. от 16 апреля 2012 года);

- принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов;

- публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.

2. Проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. (Передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка).

Порядок проведения торгов урегулирован ст. 38 ЗК РФ.

3. Подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.
С предварительным согласованием

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, президентским центрам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Порядок следующий:

1. Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2. Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета (ФЗ «О кадастре недвижимости»);

3. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
NB! Пункт 6 ст. 30 ЗК РФ устанавливает важное правило о том, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется через торги и с подписанием протокола о его результатах, если иной порядок не установлен Кодексом.
В силу ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

По делу Е.Л.Н. к КУИЗ г. Улан-Удэ о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства судебная коллегия обратила внимание на то, что в газете “Правда Бурятии” была размещена информация относительно 5 земельных участках площадью без каких-либо индивидуализирующих признаков, а содержание заявления Х.В.В.     не свидетельствует о том, что она претендует на предоставление ей в аренду того же участка, относительно которого имеется заявление Е. Н.Л., поскольку ни публикация, ни заявление Х. В.В. не позволяют идентифицировать названные участки. На этом основании коллегия пришла к выводу о том, что у Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ отсутствовали основания для отказа в предоставлении ей спорного участка по мотиву необходимости проведения аукциона на право заключения договора аренды указанного участка, в связи с чем решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об отказе в предоставлении гражданину в аренду участка для индивидуального жилищного индивидуального без проведения аукциона признала незаконным, а решение районного суда - подлежащим отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявления.

Согласно ст. 31 ЗК РФ («Выбор земельных участков для строительства») гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления (орган государственной власти) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. Неисполнение обязанности по информированию населения является основанием для отмены решения о предварительном согласовании либо предоставлении земельного участка.

Результаты выбора земельного участка оформляются Актом о выборе земельного участка для строительства. К данному Акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Орган местного самоуправления (орган государственной власти) принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
При этом в силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случаях:

1. При размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также

2. В случае предоставления земельного участка:

- для нужд сельскохозяйственного производства;

- из состава земель лесного фонда;

- гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Копия решения о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Непринятие администрацией решения по заявлению о выборе земельного участка является незаконным бездействием.
Правовые последствия решения о предоставлении земельного участка

Решение органа о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов является основанием для:

- заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность или

- заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в также в семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

В городе Улан-Удэ действует Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденное решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года № 807-82 (в ред. от 24 мая 2012 года).

Пунктом 4 этого Положения установлен Порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц и принятия решений по предоставлению земельных участков для строительства, которым детализированы положения федерального законодательства, например, отдано предпочтение аукциону, а не конкурсу как виду торгов, определен порядок принятия формы Акта выбора земельного участка, разрешены вопросы согласования между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию и другими подразделениями Администрации г. Улан-Удэ и пр.
Судья Верховного суда РБ Б.С. Семенов


1 Завьялов А.А., Маркварт Э. Земельные отношения в системе местного самоуправления. М.: Статут, 2011. с. 1.





Похожие:

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. iconТема Право собственности и иные права на землю
Право государственной и муниципальной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. iconСтатья 30 Конституции РФ : «Каждый имеет право на объединение, включая...
Статья 30 Конституции рф: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов....

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. iconСтатья 30 Конституции РФ : «Каждый имеет право на объединение, включая...
Статья 30 Конституции рф: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов....

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. iconС 1 сентября в России объявляется так называемая «дачная амнистия»:...
Сейчас земля оформляется в собственность отдельно от строений, расположенных на ней. То есть, например, для продажи участка с домом...

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. iconЧасто задаваемые вопросы есть ли в России всеобщая воинская обязанность?
Фзво). Конституция рф, принятая в 1993 году, гарантирует базовые права человека: право на жизнь, здоровье, достоинство. Именно с...

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. iconМетодические рекомендации по организации трудоустройства несовершеннолетних...
Статья 37 Конституции РФ устанавливает, что молодые люди, как полноправные граждане Российской Федерации, имеют право свободно распоряжаться...

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. iconАдминистративный регламент
Конституцией Российской Федерации от 12. 12. 1993 года ("Российская газета", №7, 21. 01. 2009, с учетом поправок, внесенных Законами...

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. iconСудебной практики судов Новосибирской области по делам о наследовании
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ в России гарантируется право наследования. Таким отношениям государство демонстрирует...

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. iconПрофсоюза работников здравоохранения РФ
Конституция Российской Федерации (статья 30) устанавливает право каждого гражданина на объединение, включая право создавать профессиональные...

Статья 36 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. iconСтатья 54 Семейного кодекса РФ устанавливает право каждого ребёнка...
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации семья находится под защитой государства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск