Скачать 2.39 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» На правах рукописи МЕЗЕНЦЕВ Иван Валерьевич КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕИЗМА КОН. XIX – НАЧ. XX ВВ. Специальность 09.00.14 – Философия религии и религиоведение Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Научный руководитель: доктор философских наук профессор С.В. Пишун Владивосток 2016 ОглавлениеВведение 4 Глава I. Историко-культурный контекст православно-теистической интерпретации католической философии представителями духовно-академического теизма в кон. XIX - нач. XX вв. 19 §1.Рецепция византийско-русской традиции критического отношения к католической философии в научно-образовательном процессе Духовных Академий 19 §2.Оценка католической философии в контексте исторической и методологической авторефлексии духовно-академического сообщества 28 §3. Религиозные процессы в Западной Европе и России в XIX – нач. XX вв. и их влияние на оценку католической философии представителями духовно-академического теизма 34 Глава II. Интерпретация католической философии как историко-философского феномена представителями духовно-академического теизма кон. XIX - нач. XX вв. 41 §1.Представления духовно-академических мыслителей об отличиях типовой структуры православной метафизики от римо-католической 41 §2.Осмысление происхождения католической философии и поиск объективных детерминант ее конфессиональной специфики представителями духовно-академического теизма 47 §3.Критика фундаментальной структуры римо-католической метафизики представителями духовно-академического теизма 53 §4.Оценка состояния католической мысли в Новое время представителями духовно-академического теизма 59 §5.Положительная оценка римо-католической философии представителями духовно-академического теизма 65 Глава III. Оценка метафизики в основных отделах римо-католической доктрины представителями духовно-академического теизма кон. XIX - нач. XX вв. 77 §1.Оценка римо-католической концепции Абсолюта представителями духовно-академического теизма 77 §2.Оценка римо-католической онтологии и космологии представителями духовно-академического теизма 83 §3.Оценка римо-католической антропологии представителями духовно-академического теизма 89 §4.Оценка римо-католической метафизики в контексте философского анализа христианской сотериологии представителями духовно-академического теизма.........................................................................................................................109 §5.Оценка этического учения римо-католицизма представителями духовно-академического теизма 125 Заключение 133 Библиография 153 Введение Актуальность исследования. Сопоставление философских традиций Запада и Востока, а также осмысление позиций отечественной мысли в истории религиозной философии неизменно сохраняют свою актуальность. Существенный вклад в развитие данной тематики может внести изучение православно-теистической интерпретации католической философии в дореволюционной духовно-академической традиции. Внимание к духовно-академической философии данного периода обусловлено, с одной стороны, возрастанием интереса к исследованию русской религиозной метафизики в современной истории философии и философии религии, и, с другой стороны, качественной постановкой религиозно-философского дискурса и научно-педагогической деятельности в самих духовных академиях. Восполнение пробелов в понимании внутреннего многообразия русской православно-теистической мысли будет формировать целостное, связное и дифференцированное понимание исторического процесса развития религиозной философии в России, а также содержательно восполнять состояние философского и философско-религиозного дискурсов в наши дни. Изучение православно-теистической оценки католической метафизики – классики западноевропейской мысли – позволит глубже осмыслить мировоззренческую специфику русской религиозной философии и глубже проникнуть в традицию русского понимания сущности религиозной культуры Запада. Современный исследователь духовно-академической философии С.В. Пишун считает востребованным «сопоставление русского духовно-академического теизма с творческим наследием представителей европейской средневековой схоластики» [256, с. 19]. Изучая оценку католической философии в духовно-академическом теизме, имеет смысл сосредоточить внимание на интеллектуальной активности отечественных авторов на рубеже XIX и XX вв. По указанию Б.В. Емельянова, 90-е гг. XIX – нач. ΧΧ вв. можно воспринимать как третий этап становления духовно-академической философии1. Внимание к данному периоду обусловлено тем, что, во-первых, к этому времени духовно-академическая мысль прошла почти 300-летний путь своего развития, накопив значительный опыт в деле осмысления римо-католической философии. Это позволило духовно-академическому теизму, во-вторых, углубить степень критической авторефлексии над конфессиональной спецификой своего религиозно-философского пути, начиная от своих схоластических истоков XVII в. Как известно, именно католическая схоластика фундировала научно-педагогический процесс в начальный период становления первых духовных академий на Руси, которые создавались для усиления интеллектуальной мощи православия: «...русская духовно-академическая традиция еще во времена Киевской и Славяно-греко-латинской академий выросла в первую очередь на схоластическом аристотелизме...» [256, с. 19]. В-третьих, с высоты XIX - нач. XX вв. православные теисты имели возможность рассмотреть развитие римо-католической метафизики в значительной исторической ретроспективе, соотнося средневековый схоластицизм с состоянием католической философии в Новое время. В-четвертых, именно со втор. пол. (особенно - с конца) XIX в. и вплоть до закрытия духовных академий православно-теистическая традиция активизировала оценку католической мысли и философски углубила ее, развивая формат этой оценки под влиянием тех изменений, которые происходили в католическом мире во втор. пол. XIX - нач. XX вв. Продолжатели духовно-академической традиции в послереволюционную эпоху нередко характеризовали период рубежа XIX - XX вв. как попытку радикального освобождения православно-теистической мысли от «латинского пленения (засилия)», которое своими корнями восходит к самому началу становления духовных академий2. В этой связи необходимо отметить, что исследователи русской религиозно-философской традиции по сей день стоят перед задачей корректной и обстоятельной научной оценки степени латинского влияния на философскую мысль духовно-академических мыслителей. Как в научной, так и в популярной литературе эта историко-философская проблема по сей день получает различные, а иногда и противоречивые решения. Некоторые исследователи, жестко противопоставляя католицизм и православие, полагают, что в дореволюционный период духовно-академический теизм находился под гнетом «латинского засилия», которое блокировало путь для разработки самостоятельной философии и развитию альтернативной католицизму восточнохристианской мысли. Другие авторы в решении данной проблемы склонны нивелировать противостояние между «духом» латинской схоластики и содержанием конфессиональной славяно-византийской мысли, полагая, что духовно-академический теизм при помощи инославного влияния сумел облечь православное мировоззрение в особую форму, что сообщило отечественной теистической традиции предельную степень наукообразия. Встречаются также мнения о том, что изучение духовно-академической философии бесперспективно для развития философского и философско-религиозного дискурсов по причине богословской тенденциозности русской конфессиональной метафизики, ее умозрительной несамостоятельности и скованности образцами латинского и византийского происхождения. В этой связи С.В. Пишун отмечает: «В позднейшей отечественной литературе весьма часто можно было встретить показное пренебрежение к средневековой схоластике, что являлось следствием общей конфессиональной конфронтации православия и католицизма. Такого рода "романтизация" православной философской учености с постоянным указанием на ее внесхоластический характер есть пренебрежение принципом историзма и чревата ошибочными историографическими спекуляциями. Необходимо разобраться на уровне философской конкретики, в каком отношении находились православная персонология и западноевропейская схоластика» [255, с. 82]. Итак, актуальность настоящего исследования для развития современного философского знания можно представить в виде следующих позиций: 1) Православно-теистическое отношение к римо-католической философии представляет собой частный (но, тем не менее, значительный) случай историко-философского и религиозно-философского анализа западноевропейской мысли, что являлось (и остается по сей день) столь значимым для русской религиозной философии и, в целом, для русской культуры. 2) Результаты данного исследования значимы для развития историко-философской и религиоведческой компаративистики, так как через парадигмальный анализ католической философии духовно-академические мыслители приближались к пониманию специфики западноевропейской философии в целом, ее пути, детерминант и философских констант, а также к пониманию специфической архитектоники религиозной философии Западной Европы. В свою очередь, изучение того, как православные академисты осмысляли римо-католическую философию, дает представление о специфике религиозно-метафизического конструирования в рамках духовно-академической традиции. 3) Очевидно, что изучение отношения того или иного идейного направления Нового времени к средневековой философской схоластике позволяет во многом определить специфику мировоззренческого позиционирования данного течения на арене новоевропейской религиозной философии. Таким образом, исследование специфики православно-теистической интерпретации помогает понять «расположение» русской духовно-академической философии рассматриваемого периода в ряду иных религиозно-философских направлений Нового времени. Также настоящая работа позволит сопоставить опыт развития и преодоления средневековой схоластики в отечественной и западноевропейской религиозных культурах. 4) Данное исследование позволяет конкретизировать и дифференцировать представления современных исследователей религиозной философии о внутреннем развитии духовно-академической традиции как значимого направления в истории отечественной мысли. Настоящая работа призвана внести вклад в прояснение вопроса о развитии умозрительной самостоятельности православно-теистической философии, уточнить суждения о характере влияния религиозно-философских образцов восточно- и западнохристианского происхождения на становление конфессиональной метафизики в России. 5) Также данное исследование способствует осмыслению русской духовно-академической философии на линии развития восточнохристианской (прежде всего, византийской) метафизики, которая, как известно, вступила в серьезную мировоззренческую конфронтацию с философским дискурсом западнохристианского происхождения. Учитывая тот факт, что православно-теистическая оценка римо-католической философии есть, в сущности, оценка христианизированного аристотелизма (в томизме) и платонизма (в средневековых августинизме и мистицизме), настоящее исследование позволит определить характер преломления аристотелизма и платонизма в религиозной мысли духовно-академического теизма (что, в идеале, требует сопоставления с аналогичными синтезами аристотелизма и платонизма в католической и византийской культурах). Настоящее исследование, помимо прочего, призвано развить понимание глубокого суждения С.С. Аверинцева о том, что в русской культуре «встреча» с Аристотелем, в отличие от Платона, «так и не произошла»3. C.С. Аверинцев демонстрирует «встречу» с Платоном на примере мыслителей Древней Руси, мировоззренческих интересов шеллингианцев, Ф.И. Тютчева, В.С. Соловьева, В.Ф. Эрна, о. Павла Флоренского. В данной же работе проблема «встречи» с Платоном и Аристотелем в русской религиозной мысли будет рассмотрена на базе духовно-академической философии. Очевидно, что взаимодействие конфессиональных философий в пределах русской мысли представляет собой широкое поле для различных религиозно-философских исследований. Традиция критической оценки римо-католической философии с позиций православной метафизики представляет собой значительный исторический срез философского развития отечественной культуры, достойный научного изучения. Также изучение духовно-академической интерпретации католической мысли позволит глубже осмыслить перспективы взаимоотношений религиозно-философских традиций западнохристианского и восточнохристианского происхождения. Степень научной разработанности проблемы. Отношение православных теистов XIX - нач. XX вв. к католической философии в настоящее время не изучено в должной мере. Мы располагаем либо результатами фрагментарного анализа данной тематики, либо суждениями общего характера без опоры на результаты подробного, всестороннего и системного исследования. Отсутствие попыток целостного рассмотрения указанной проблемы, очевидно, обусловливает наличие разнообразных мнений о характере концептуального отношения духовно-академического теизма к римо-католической философии. Авторов, так или иначе затрагивающих заявленную тематику, можно разделить на две группы. С одной стороны, это православные мыслители русского зарубежья и продолжатели духовно-академической традиции в послереволюционный период. В сочинениях данных авторов, как правило, ставится вопрос о характере «латинского влияния» в отечественной православно-теистической мысли и высказываются суждения о ее отношении к латинской философии в кон. XIX - нач. XX вв. С другой стороны, заявленного вопроса касаются светские исследователи постсоветского периода (С.В. Пишун, М.В. Шумейко, И.В. Гунькин, В.Ю. Пинчук, В.Е. Луценко, Е.П. Красотин, А.Э. Барсегова). С.В. Пишун отмечает некоторые аспекты православно-теистического отношения к средневековому схоластицизму и мистицизму по вопросам персонологии, антропологии и этики [255]. М.В. Шумейко сравнивает постановку проблемы Абсолюта в западноевропейской схоластике средних веков и в духовно-академической философии [377]. И.В. Гунькин рассматривает православную философскую онтологию в отношении к философии средневековья [92]. В.Ю. Пинчук обозначает отношение «отечественной ортодоксально-философской традиции и метафизической психологии XIX в. к философии средневековья» [254]. Е.П. Красотин рассматривает православный теизм в сопоставлении с философией средневековья, определяя истоки философствования в Киевской духовной академии [170]. В.Е. Луценко затрагивает тему духовно-академической интерпретации философии католического спиритуализма [194]. А.Э. Барсегова касается вопроса об отношении русской духовно-академического понимания эстетического к средневековой философской схоластике [11]. Отчасти рассматриваемую нами тематику рассматривает А.В. Ермолин [112, 113]. Объектом диссертационного исследования является философское наследие представителей русского духовно-академического теизма втор. пол. XIX - нач. XX вв. Предметом данного исследования является философское отношение представителей духовно-академического теизма кон. XIX - нач. XX вв. к римо-католической философии. Цели и задачи исследования. Цель данного исследования - определить специфику осмысления римо-католической философии представителями русского духовно-академического теизма кон. XIX - нач. XX вв. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Методологическая основа исследования. Методологической основой данного исследования послужили метод логического анализа и системной реконструкции, историко-генетический и сравнительно-исторический методы. Метод логического анализа позволил выделить различные грани православно-теистического отношения к римо-католической философии и представить их в виде структурированной целостности. Историко-генетический метод позволил установить мировоззренческие детерминанты духовно-академической оценки римо-католической философии. Сравнительно-исторический метод помог определить специфику православно-теистического отношения к римо-католицизму в сравнении с аналогичными явлениями в другие периоды развития отечественной и византийской мысли. В данной работе за основу были взяты наработки З.А. Каменского по историко-философской методологии [140, 141, 142], В.С. Горского по методологии историко-философской герменевтики [81], а также Л.А. Микешиной по общенаучной методологии и методологии гуманитарных исследований [210, 211]. В ходе работы над диссертационным исследованием были учтены критические замечания В.И. Коцюбы касательно сложившихся на сегодняшний день подходов к изучению духовно-академической философии [168, с. 549-550]. Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
Положения, выносимые на защиту:
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации заключается в расширении сведений о духовно-академической философии дореволюционного периода и, соответственно, в углублении понимания специфики русской религиозно-философской мысли на арене европейской философии. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории отечественной философии и религиозной философии, философской компаративистики, в рамках изучения историко-культурного наследия XIX - нач. XX вв., а также особенностей межконфессиональных отношений православия и римо-католицизма на религиозно-философском уровне. Источниковая база исследования состоит из следующих групп текстов. Первую группу источников образуют тексты, авторами которых являются представители отечественной духовно-академической традиции дореволюционного периода (прежде всего, рассматриваются работы, вышедшие в свет с 1870 по 1920 гг., а также работы, появившиеся до 1870 г., но, тем не менее, имевшие влияние и распространение в православно-теистической среде кон. XIX – нач. XX вв.). Это учебные пособия и руководства, рукописные лекции преподавателей духовных академий и конспекты лекций, записанные студентами, некоторые словарные статьи, рукописи и машинописи диссертаций, отзывы и рецензии на данные исследования, а также статьи в дореволюционных журналах («Православный собеседник», «Вера и разум», «Труды Киевской духовной академии», «Вера и Церковь», «Христианское чтение», «Богословский вестник», «Церковный вестник» и др.). Многие источники были изучены при работе в фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (г. Москва) и Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Вторая группа источников - это ряд значительных произведений религиозных философов западного и восточного христианства, появившиеся за пределами русской духовно-академической традиции. Анализ этих работ необходим для того, чтобы определить положение русской православно-теистической мысли на арене христианской и, в целом, европейской философий. Апробация работы. Ключевое содержание диссертации отражено в 9 статьях. Результаты исследования выносились на обсуждение в выступлениях на конференциях «Религия. Культура. Человек», проходивших в Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток) в 2014 и 2015 гг., а также были использованы для проведения семинарских занятий по дисциплинам «Философия религии», «Религиозная философия», «Сравнительное религиоведение» на кафедре теологии и религиоведения Дальневосточного федерального университета. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. |
Павел называл с в о и м Евангелием (2 Кор 4: 3; Гал 1: 11). П. а п обращены гл обр к церк общинам, за исключением Флм и Пастырских... | Академического отпуска осуществляется по личному заявлению студента и при наличии документов, являющихся основанием для получения... | ||
Что такое «философия»? Каким образом проходил процесс становления философского знания? | Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2012. — с. 664 | ||
Соболев Сергей Владимирович, Степанюк Дмитрий Павлович) получить направление в поликлинику№18 (медсанчасть УрФУ, ул. Комсомольская,... | Философия- это окно в сердце, разум и душу. Это путеводная звезда, идеал, к которому необходимо стремится. (Марша Фаулер)- профессор... | ||
Памятка студенту «порядок оформления академического отпуска и восстановления после академического отпуска» | Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XIX века | ||
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада? | Основным источником информации для написания статьи являлись документы духовной консистории по Кемскому уезду, хранящиеся в Национальном... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |