Фонд «Международный Центр по развитию конкуренции
и товарных рынков»
Тверское территориальное антимонопольное управление МАП РФ Тверская торгово-промышленная палата
Что должен знать предприниматель
Практическое пособие
МОСКВА
2002 г.
В пособии изложены основные особенности предпринимательской деятельности и практические рекомендации предпринимателям, в том числе тем. кто работает без образования юридического лица.
Пособие может быть полезно для работников объединений предпринимателей, организаций, занимающихся проблемами регулирования предпринимательской деятельности, а так же обучения.
В подготовке пособия приняли участие специалисты Тверской торгово-промышленной палаты и Тверского территориального антимонопольного управления Залесский Н.В. Кобец В.В.. кандидат технических наук Кухта В.А., Маскаева М.Ф.. Милосердое В.А.. Величко А.А. Под общей редакцией кандидата экономических наук Лукьянова Г.И.. Мусина Л.М. и при активном содействии Хачатурова Ю.Н., президента «Фонда «Международный центр по развитию конкуренции и товарных рынков».
Издано Фондом «Международный центр по развитию
конкуренции и товарных рынков» по гранту Фонда
«Евразия» на средства, предоставленные
Агентством США по Международному развитию (USAID).
Распространяется бесплатно.
© Издательство — полиграфический комплекс
"Правовое просвещение "Белингтон" 2002 г. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРЕЖДЕ ЧЕМ РЕШАТЬСЯ - ЗАДУМАЙТЕСЬ. 5
1.1. Кто есть предприниматель 5
1.2. Барьеры в осуществлении предпринимательской деятельности. 6
1.3. Тотальный контроль пал нормой. 8
1.4. Возможны санкции. 10
1.5. Поддержка и защита предпринимателей. 12
1.6. Делайте выводы 15
2. РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
2.1. Порядок регистрации предпринимателей без образования юридического лица. 16
2.2. Порядок регистрации предприятий. 17
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 21
3.1. К проверкам надо быть готовым. 21
3.2. Проверка сотрудниками милиции. 25
3.3. Проверки Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. 30
3.5. Государственный санитарно-эпидемиологический контроль. 41
3.6. Особенности проведения проверок органами защиты прав потребителей 43
3.7. Государственный противопожарный контроль. 45
3.8. Государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации. 47
3.9. Как вести себя при проверках. 49
4. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ 52
4.1. Подача и рассмотрение жалобы. 52
4.2. Выбирайте надежных помощников. 53
Приложения 54
ВВЕДЕНИЕ За годы реформ в России малый бизнес, с которого начался практический переход страны в рыночную экономику, не получил должного развития. Сегодня в стране насчитывается около 850 тыс. малых предприятий и 4.5 млн. предпринимателей без образования юридического лица, в Тверской области - соответственно 5,7 тыс. и примерно 40 тыс.
Торможение развития этой сферы было обусловлено отсутствием ясной законодательно обеспеченной государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства, непониманием чиновниками его истиной роли в развитии страны как средства решения многих социально-экономических и политических проблем. В условиях глубокого экономического кризиса это породило серьезные экономические сложности в виде непомерных налогов, сборов и множество административных барьеров.
Контроль за деятельностью малых предприятий и предпринимателей, особенно в сферах торговли и общественного питания, фактически стал тотальным, разрушительным. Практические цели деятельности контролеров смещены в сторону решения сиюминутных бюджетных задач, не соответствуют долгосрочным целям социально-экономического развития.
Ситуация осложняется тем, что зачастую действия контролеров направляются органами местного самоуправления - и не только для решения бюджетных проблем, но и для борьбы с неугодными предпринимателями.
Благодаря вниманию, которое уделил этой острой и важной проблеме Президент Российской Федерации, разработана и 19 декабря 2001 года одобрена Госсоветом РФ «Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации», основной целью которой является создание благоприятных политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства.
Основные меры по достижению этой цели, изложенные в перечнях поручений Президента и Председателя Правительства РФ, предусматривают, в том числе, и повышение уровня подготовки предпринимателей.
Настоящее пособие направлено на предварительную подготовку людей к предпринимательской деятельности с учетом современных реалий (раздел 1), на оказание практической помощи в снятии или снижении административных барьеров при оформлении и осуществлении предпринимательской деятельности (разделы 2 - 4). Оно содержит ряд приложений информационного характера, в первую очередь в части основных нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Пособие рассчитано главным образом на предпринимателей сферы торговли и общественного питания. Вместе с тем общая направленность пособия будет интересна и полезна более широкому кругу читателей.
|