Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки


Скачать 138.19 Kb.
НазваниеКакие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
Журнал «Трудовые Споры»

№5 от мая 2010 года

Тактика защиты от неправомерных решений ГИТ


  • Какие полномочия имеют инспекторы ГИТ при проведении проверки

  • Какие нарушения в рамках проверок работодателей допускают инспекторы

  • В какой суд следует обжаловать неправомерные решения ГИТ

Иванов Виталий Олегович,

руководитель юридического департамента 000 «Первая Телевизионная Компания» vivanov85@mail.ru


Проверки федеральной инспекции труда могут иметь серьезные негатив­ные последствия для работодателей: как материальные (в виде штрафа), так и нематериальные (дисквалификация руководителя организации). Избежать или минимизировать их можно лишь в случае, если четко знаешь права и обязанности рабо­тодателей и проверяющих. Ведь нередко инспекторы превышают свои полномочия, что дает возможность обжалования их решений.

Чем руководствуются инспекторы при проведении проверок

Органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, пере­числены в ст. 353 ТКРФ. Функции основного контролера возложены на инспекции труда. Статус Федеральной инспекции труда регламентирован постановлением Прави­тельства РФ от 30.06.2004 М> 324 «Об утверж­дении Положения о Федеральной служ­бе по труду и занятости». Напомним, что Госинспекция труда входит в Федеральную службу по труду и занятости, находящую­ся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность ГИТ, явля­ется Конвенция Международной организа­ции труда от 11.07.1947 № 81 «Об инспек­ции труда в промышленности и торговле». На деятельность Госинспекции труда рас­пространяется также Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государствен ного контроля (надзора) и муниципально­го контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Естественно, в своей работе инспекторы труда в первую очередь руководствуются положениями ТК РФ.

Виды проверок

Порядок проведения проверок ГИТ регла­ментирован Законом № 294-ФЗ. Так, инспекторы вправе проводить документар­ные и выездные проверки, которые могут носить плановый и внеплановый характер.

Плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводят не чаще одного раза в три года в соответствии с ежегодными планами проверок (ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Данные планы направляются в прокуратуру и публикуются в СМИ. О плановой провер­ке инспектор труда уведомляет работодателя «не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения» (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Цель таких проверок — полный и все­общий контроль деятельности работодате­ля в трудовой сфере. Так что после полу­чения уведомления о проведении проверки ему следует привести в порядок все доку­менты, связанные с трудовыми отношения­ми: кадровые (личные карточки, трудовые книжки и проч.), бухгалтерские (докумен­ты по заработной плате, отпускам и проч.), управленческие (приказы, локальные норма­тивные акты и проч.).

С внеплановой проверкой инспекторы могут прийти, если истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения или в инспекцию поступило заяв­ление о возможном нарушении трудового законодательства (ст. 10 Закона № 294-ФЗ). При этом о проведении внеплановой выезд­ной проверки работодателя должны уведо­мить не менее чем за 24 часа до ее начала.

Документарные и выездные проверки.

В рамках документарных проверок в течение 10-ти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса работодатель обя­зан направить в трудовую инспекцию ука­занные в нем документы. При этом инспек­торы вправе требовать лишь те документы, которые относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 ТКРФ). Однако именно дан­ное правило, инспекторы труда нарушают наиболее часто.

ПРИМЕР. На практике нередки ситуации, когда, к при­меру, в запросе о представлении информации для про­верки заявления работника о невыплате заработной платы указывают на необходимость представления устава компании, копии справки из органов статисти­ки, сведений о численности работников, правил вну­треннего трудового распорядка и иных не относящихся к делу документов. Хотя в данном случае должны быть проверены трудовой договор, штатное расписание, положения об оплате труда и о премировании, иные документы, устанавливающие размер зарплаты, порядок ее определения, приказы о премировании, платежные ведомости, расчетные листки, в случае нахождения работника в отпуске в спорный период — приказ о назначении отпуска, график отпусков.

Возможно, что полученные докумен­ты инспекторы труда проверят не только для выяснения информации о конкретном нарушении, но и на предмет оформления и соответствия законодательству. Свои выво­ды инспекторы могут отразить в акте, пред­писании об устранении нарушений, а в даль­нейшем — в протоколе об административном правонарушении.

Однако стоит напомнить, что предмет внеплановой документарной проверки — не контроль за соблюдением законодательства в целом (как при плановой или выездной проверке), а выяснение обстоятельств по кон­кретному факту, обращению. Должностные лица Госинспекции, проверяя в ходе тако­го контрольного мероприятия «все и по пол­ной», нарушают ч. И ст. 11 Закона № 294-ФЗ. Следовательно, их действия могут быть обжалованы. Кроме того, инспекторы нередко тре­буют представлять оригиналы документов вместо (или помимо) заверенных копий или выписок из них. Данные запросы незаконны и их можно не исполнять. Но, чтобы обе­зопасить себя от претензий по поводу невы­полнения требований запроса, необходимо в письменном объяснении государственному инспектору труда указать на незаконность его действий. Иначе инспектор может при­менить ст. 363 ТКРФ, ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации)) и наложить административный штраф: на должностное лицо или предпринимате­ля — от 300 до 500 руб.; на компанию -от 3000 до 5000 руб.

Порядок выездной проверки закреплен в ст. 12 Закона № 294-ФЗ. Проверка начи­нается с предъявления трудовым инспек­тором служебного удостоверения. После этого он обязан ознакомить руководителя (иное должностное лицо или уполномочен­ного представителя) с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки. Документ должен быть подписан руководителем трудовой инспекции или его заместите­лем. Затем проверяющий обязан рассказать о своих полномочиях, а также о целях, зада­чах, основаниях проведения проверки, видах и объемах мероприятий, сроках и условиях ее проведения.

Представитель проверяемого, в свою оче­редь, должен предоставить инспектору воз­можность ознакомиться с документами, кото­рые связаны с целями, задачами и предметом выездной проверки.

Срок проведения проверки одинаков и для документарных, и для выездных меро­приятий. Он не может превышать 20 рабо­чих дней (п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

Исключения сделаны лишь для малых (численность работников — до 100 чел., выручка от реализации или балансовая стои­мость активов — не более 400 млн. руб. в год) и микропредприятий (численность работни­ков до 15 чел., выручка от реализации или балансовая стоимость активов — не более 60 млн. руб. в год). Для них срок проведения плановой выездной проверки не может пре­вышать, соответственно, 50 и 15 часов в год.

Полномочия государственных инспекторов труда

При проведении проверок государственные инспекторы труда вправе (ст. 357 ТК РФ):

а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать рабо­тодателей. Порядок такого посещения оговорен Законом № 294-ФЗ;

б) запрашивать у работодателей и безвоз­мездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для надзора и контроля;

в) изымать для анализа образцы исполь­зуемых или обрабатываемых материалов и веществ;

г) расследовать несчастные случаи на производстве;

д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений норм трудового права, о восстановлении нарушен­ных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисципли­нарной ответственности или об отстранении их от должности;

е) направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении дея­тельности их структурных подразделений
вследствие нарушения требований охраны труда (при наличии заключений государ­ственной экспертизы условий труда);

ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажи­ровку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

з) запрещать использование средств инди­видуальной и коллективной защиты, кото­рые не имеют сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо не соответ­ствуют государственным нормативным требованиям охраны труда;

и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушени­ях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие мате­риалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;

к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законода­тельства о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В ТК РФ полномочия трудовых инспекто­ров по правовым вопросам и по охране труда отдельно не перечислены. Однако некоторые юристы указывают перечень прав, которые имеют лишь инспекторы по охране труда:

  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с обязательным уведомлением об этом работодателя или его представи­теля и составлением акта;

  • требовать от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудова­нии или в организации труда, которые могут угрожать здоровью или безопасно­сти работников;

  • приостанавливать работу отдельных про­изводственных подразделений и обору­дования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;

  • требовать отстранения от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажиров­ку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

При этом ст. 15 Закона № 294-ФЗ ограни­чивает полномочия государственных инспекто­ров труда при проверках. Так, они не вправе:

  • проверять выполнение обязательных тре­бований, если они не относятся к полно­мочиям трудовой инспекции;

  • проводить плановую или внеплановую выездную проверку в отсутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя работо­дателя;

  • требовать документы, информацию, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы этих доку­ментов;

  • распространять информацию, получен­ную в результате проверки и составляю­щую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну (за исключением случаев, преду­смотренных законодательством РФ); превышать установленные сроки проведе­ния проверки;

  • выдавать работодателям предписания или предложения о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Оформление результатов проверки

Если по окончании проверки нарушений не выявлено, составляется только акт, в кото­ром отражаются ее итоги. В случае, если они все-таки выявлены, инспектор сначала составляет акт проверки, в котором отра­жает нарушения со ссылками на статьи ТК РФ, а затем — протокол об администра­тивном правонарушении и возбуждает дело по соответствующей статье КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28-5.34, 15.34 КоАП РФ). Основной массив правонарушений прихо­дится на ст. 5.27 КоАП РФ — «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».

Если в ходе проверки инспектор труда выявит нарушение правил охраны труда, которое повлекло по неосторожности при­чинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ст. 143 УК РФ), он уве­домит Следственный комитет при про­куратуре РФ и передаст туда материалы проверки. Данное преступление будут рас­следовать уже сотрудники прокуратуры (ст. 151 УПК РФ).

Протокол об административном право­нарушении -- важнейший процессуаль­ный документ. Работодателям необходи­мо внимательно следить за соблюдением процедуры его составления. А в случае нарушения порядка — отразить это в объ­яснениях и замечаниях по содержанию про­токола. В дальнейшем такой протокол можно оспорить.

То же самое касается и остальных про­цессуальных нарушений со стороны инспек­торов — они дают повод для оспаривания их решения. Это можно сделать двумя спо­собами:

- написать жалобы вышестоящему долж­ностному лицу (административный поря­док). Так, решения инспектора труда можно обжаловать его руководителю и главному государственному инспекто­ру труда РФ (ст. 361 ТК РФ);

- обратиться в суд. При этом досудебный порядок обжалования не обязателен, госпошлину платить не надо (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Однако первый способ, на наш взгляд, недостаточно эффективен. А вот во втором случае возможно беспристрастное и незави­симое рассмотрение дела и вынесение спра­ведливого решения.

Обжаловать решение трудовой инспек­ции о привлечении к административной от­ветственности можно в течение 10 дней после получения соответствующего поста­новления.

Судебное обжалование решений трудовой инспекции

При определении подведомственности рас­смотрения дела необходимо иметь в виду, что решения инспекции труда могут быть обжалованы как в суд общей юрисдикции, так и в арбитражный суд.

Если работодатель обжалует постановле­ние о привлечении его к административной ответственности, заявление ему необходи­мо подать в арбитражный суд (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).

При обжаловании предписания государ­ственного инспектора труда, не связанного с привлечением к административной ответ­ственности, необходимо руководствоваться правилам ГПК РФ и обращаться в суд общей юрисдикции. Если к ответственности привле­чено должностное лицо компании, заявление об обжаловании нужно подать в районный суд по месту нахождения трудовой инспек­ции (ст. 28 ГПК РФ).

ПОЗИЦИЯ СУДА. Данная позиция подтверждена постановлением Президиума ВАС РФ от 04.11.2003 № 8908/03. В нем суд указал, что согласно ч. 1 ст. 27

АПК РФ арбитражные суды рассматривают экономи­ческие споры и иные дела, связанные с осуществле­нием организациями и гражданами предпринима­тельской и иной экономической деятельности. В том числе споры об административных правонаруше­ниях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 3 ст. 29 АПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постанов­ление по делу об административном правонаруше­нии, совершенном компанией или предпринимате­лем, обжалуется в арбитражный суд.

Однако, выступая в роли работодателя, предпри­ниматель выполнял в отношении нанятых им работ­ников функции и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и присущие должност­ному лицу. Значит, он привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предприни­мательской деятельности и не в связи с ее осущест­влением, а как участник трудовых правоотношений. Следовательно, дело должен рассматривать суд общей юрисдикции.
Практика показывает, что решения и предписания трудовой инспекции обжалу­ются по двум основаниям: нарушение норм материального права и нарушение норм процессуального права при проверках. При этом работодатели нередко выигрывают такие дела.

ПОЗИЦИЯ СУДА. Примером выигранного у трудовой инспекции дела по процессуальным нарушениям в ходе проверки может служить постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.05.2009 № ФОЗ-2081/2009.

ОАО «Российские железные дороги» в лице Комсомольского отделения Дальневосточной железной дороги обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании неза­конным и отмене постановления государственной инспекции труда, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 5.44 КоАП РФ. Дело в том, что законный представитель общества не был уведомлен о времени и месте рас смотрения дела об административном правонару­шении. Государственная инспекция уведомила лишь руководителя филиала, выполняющего свои полно­мочия по доверенности. Однако надлежащим было бы уведомление руководителя не филиала, а непо­средственно ОАО «РЖД».

Решением суда первой инстанции, подтвержден­ным решениями вышестоящих судов, заявленные требования были удовлетворены.

Судебная практика располагает примера­ми удачного обжалования решений инспек­ций труда по результатам проверок и в связи с нарушением ими норм материально­го права.

ПОЗИЦИЯ СУДА. ФАС Западно-Сибирского окру­га в постановлении от 18.08.2009 № Ф04-4917/2009(12782-А45-19) отменил решение суда апелляционной инстанции, которым было призна­но законным постановление государственного инспектора труда о привлечении к административ­ной ответственности арбитражного управляющего за ненадлежащую выплату зарплаты работникам предприятия. Суд указал, что его нельзя привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, посколь­ку несвоевременная выплата зарплаты внешним управляющим непосредственно не обусловлена нарушением законодательства о труде (трудовых отношений). Он действует в пределах специальных полномочий, определенных законодательством о банкротстве.

Помимо этого, ФАС Западно-Сибирского округа не согласился с утверждением суда апелляционной инстанции о неподведомственности дела арбитраж­ному суду. В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном право­нарушении, совершенном компанией или предпри­нимателем, обжалуется в арбитражный суд.

Еще одно распространенное основание признания незаконным решения о привле чении к ответственности — его вынесение по истечении предусмотренного ТК РФ 3-месячного срока.

ПОЗИЦИЯ СУДА. Определением Верховного Суда РФ от 28.06.2006 № 11-В06-8 оставлено в силе решение суда второй инстанции об отмене пред­писания главного инспектора труда в Республике Татарстан. Инспектор обязал руководителя ГУП РТ «Чистополь-Водоканал» в течение 10 дней оплатить бывшей работнице предприятия вынужденный про­гул. Основанием отмены стало нарушение срока защиты права (3 месяца), в течение которого работ­ник имел возможность обратиться в суд за разреше­нием спора о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Нередки случаи превышения полномо­чий государственными инспекторами труда. Чаще всего инспекторы «берут на себя» раз­решение споров, которые должен рассматри­вать исключительно суд.

ПОЗИЦИЯ СУДА. В том же определении от 28.06.2006 № 11-В06-8 Верховный Суд РФ отметил, что при проведении проверки инспек­тор труда нарушил ТК РФ и Конвенцию МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда в про­мышленности и торговле». Дело в том, что в соот­ветствии с Конвенцией МОТ инспектор не вправе давать обязательные для исполнения работода­телем предписания по трудовым спорам. Вопрос об оплате времени вынужденного прогула является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в суде (ст. 391 ТК РФ). Вынося пред­писание по этому делу, инспектор превысил свои полномочия, что является основанием для отмены его решения.
Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда Рязанской области от 22.12.2006 № А54-4663/2006. Так, требования инспектора труда к работодателю о восстановлении сотрудни­ка на работе и выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула были признаны неза­конными. Суд указал, что ст. 357 ТК РФ не предо­ставляет инспекторам право и полномочия разрешать вопросы о восстановлении на работе. Кроме того, такое предписание противоречит ч. 1 ст. 118 Конституции РФ. Решая вопрос об устранении нару­шения (подлинного или мнимого) трудового зако­нодательства, инспекция узурпирует полномочия по осуществлению правосудия, которые принадле­жат суду.

Выносить решение о привлечении рабо­тодателя к ответственности должен толь­ко тот государственный инспектор труда, который рассматривал дело об администра­тивном правонарушении. Однако на прак­тике бывает, что рассматривает дело один инспектор труда, а постановление о привле­чении к ответственности выносит главный инспектор труда по субъекту. Данная прак­тика является незаконной, а суды справед­ливо удовлетворяют требования организаций об отмене таких решений.

ПОЗИЦИЯ СУДА. Постановлением ФАС Московского округа от 07.12.2007 № КА-А40/130-07 оставле­ны в силе решения судов первой и апелляционной инстанции. Суды признали незаконным постанов­ление ГИТ г. Москвы о привлечении организации к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки (нарушение порядка и сроков выплаты зарплаты, порядка ведения трудовых книжек, лич­ных карточек и проч.). Основанием стало нарушение порядка привлечения к административной ответ­ственности. Инспекция не исполнила требования ст. 29.7 КоАП: постановление о привлечении к ответ­ственности было вынесено должностным лицом, которое не рассматривало дело об административ­ном правонарушении.

Таким образом, работодателям необхо­димо внимательно следить за соблюдением процедуры привлечения к ответственности и при малейших ее нарушениях отражать подобные факты в процессуальных доку­ментах (протоколах, объяснениях, замеча­ниях, жалобах и проч.). И, как показывает практика, неправомерные действия инспек­торов труда успешно обжалуются в судеб­ном порядке.





Похожие:

Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки iconПри проведении камеральной проверки декларации по ндс инспекторы...
Ндс инспекторы анализируют не только сведения, содержащиеся в ней, но также и аналогичные сведения контрагентов. Если налоговики...

Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки iconМетодические рекомендации по организации деятельности территориальных...
При проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края вышеуказанные полномочия по контролю и проверке возложены...

Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки iconГрупповой интеллектуальный тест (гит). Экспертная оценка
Групповой интеллектуальный тест используется для диагностики умственного развития при переходе из младшего школьного возраста в подростковый....

Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки iconЧасто задаваемые вопросы Какие изменения планируются при проведении...
Какие изменения планируются при проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах в 2016 году

Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки iconЗаконодатели сохранили основной тариф по страховым взносам
Законодатели решили, что налоговики смогут лучше справляться с должниками. Так что с нового года проверки по взносам (кроме взносов...

Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки iconМуниципальное казенное образовательное учреждение
При проведении проверки контролировалось заполнение и ведение определенных страниц дневников обучающихся в соответствии с бланком...

Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки iconПроверка гит: могут ли проверить малое предприятие по жалобе сотрудника?
Ответственность сторон трудового договора Проверки и ответственность за нарушения законодательства

Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки iconПриказ фтс россии от 06. 07. 2012 n 1373 (ред от 26. 09. 2014) "Об...
...

Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки icon10. налоговые проверки 34 Задайте свои вопросы: kisi
Так, чтобы снизили штраф, нужно сослаться на смягчающие обстоятельства. Если есть хотя бы одно такое обстоятельство, инспекторы обязаны...

Какие полномочия имеют инспекторы гит при проведении проверки iconИнструкция по проведению закупочных процедур Общая последовательность...
Требования к Закупочной комиссии, функции и полномочия ответственного должностного лица

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск