Скачать 138.19 Kb.
|
Журнал «Трудовые Споры» №5 от мая 2010 года Тактика защиты от неправомерных решений ГИТ
Иванов Виталий Олегович, руководитель юридического департамента 000 «Первая Телевизионная Компания» vivanov85@mail.ru Проверки федеральной инспекции труда могут иметь серьезные негативные последствия для работодателей: как материальные (в виде штрафа), так и нематериальные (дисквалификация руководителя организации). Избежать или минимизировать их можно лишь в случае, если четко знаешь права и обязанности работодателей и проверяющих. Ведь нередко инспекторы превышают свои полномочия, что дает возможность обжалования их решений. Чем руководствуются инспекторы при проведении проверок Органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, перечислены в ст. 353 ТКРФ. Функции основного контролера возложены на инспекции труда. Статус Федеральной инспекции труда регламентирован постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 М> 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». Напомним, что Госинспекция труда входит в Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность ГИТ, является Конвенция Международной организации труда от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле». На деятельность Госинспекции труда распространяется также Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государствен ного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Естественно, в своей работе инспекторы труда в первую очередь руководствуются положениями ТК РФ. Виды проверок Порядок проведения проверок ГИТ регламентирован Законом № 294-ФЗ. Так, инспекторы вправе проводить документарные и выездные проверки, которые могут носить плановый и внеплановый характер. Плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводят не чаще одного раза в три года в соответствии с ежегодными планами проверок (ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Данные планы направляются в прокуратуру и публикуются в СМИ. О плановой проверке инспектор труда уведомляет работодателя «не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения» (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Цель таких проверок — полный и всеобщий контроль деятельности работодателя в трудовой сфере. Так что после получения уведомления о проведении проверки ему следует привести в порядок все документы, связанные с трудовыми отношениями: кадровые (личные карточки, трудовые книжки и проч.), бухгалтерские (документы по заработной плате, отпускам и проч.), управленческие (приказы, локальные нормативные акты и проч.). С внеплановой проверкой инспекторы могут прийти, если истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения или в инспекцию поступило заявление о возможном нарушении трудового законодательства (ст. 10 Закона № 294-ФЗ). При этом о проведении внеплановой выездной проверки работодателя должны уведомить не менее чем за 24 часа до ее начала. Документарные и выездные проверки. В рамках документарных проверок в течение 10-ти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса работодатель обязан направить в трудовую инспекцию указанные в нем документы. При этом инспекторы вправе требовать лишь те документы, которые относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 ТКРФ). Однако именно данное правило, инспекторы труда нарушают наиболее часто. ПРИМЕР. На практике нередки ситуации, когда, к примеру, в запросе о представлении информации для проверки заявления работника о невыплате заработной платы указывают на необходимость представления устава компании, копии справки из органов статистики, сведений о численности работников, правил внутреннего трудового распорядка и иных не относящихся к делу документов. Хотя в данном случае должны быть проверены трудовой договор, штатное расписание, положения об оплате труда и о премировании, иные документы, устанавливающие размер зарплаты, порядок ее определения, приказы о премировании, платежные ведомости, расчетные листки, в случае нахождения работника в отпуске в спорный период — приказ о назначении отпуска, график отпусков. Возможно, что полученные документы инспекторы труда проверят не только для выяснения информации о конкретном нарушении, но и на предмет оформления и соответствия законодательству. Свои выводы инспекторы могут отразить в акте, предписании об устранении нарушений, а в дальнейшем — в протоколе об административном правонарушении. Однако стоит напомнить, что предмет внеплановой документарной проверки — не контроль за соблюдением законодательства в целом (как при плановой или выездной проверке), а выяснение обстоятельств по конкретному факту, обращению. Должностные лица Госинспекции, проверяя в ходе такого контрольного мероприятия «все и по полной», нарушают ч. И ст. 11 Закона № 294-ФЗ. Следовательно, их действия могут быть обжалованы. Кроме того, инспекторы нередко требуют представлять оригиналы документов вместо (или помимо) заверенных копий или выписок из них. Данные запросы незаконны и их можно не исполнять. Но, чтобы обезопасить себя от претензий по поводу невыполнения требований запроса, необходимо в письменном объяснении государственному инспектору труда указать на незаконность его действий. Иначе инспектор может применить ст. 363 ТКРФ, ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации)) и наложить административный штраф: на должностное лицо или предпринимателя — от 300 до 500 руб.; на компанию -от 3000 до 5000 руб. Порядок выездной проверки закреплен в ст. 12 Закона № 294-ФЗ. Проверка начинается с предъявления трудовым инспектором служебного удостоверения. После этого он обязан ознакомить руководителя (иное должностное лицо или уполномоченного представителя) с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки. Документ должен быть подписан руководителем трудовой инспекции или его заместителем. Затем проверяющий обязан рассказать о своих полномочиях, а также о целях, задачах, основаниях проведения проверки, видах и объемах мероприятий, сроках и условиях ее проведения. Представитель проверяемого, в свою очередь, должен предоставить инспектору возможность ознакомиться с документами, которые связаны с целями, задачами и предметом выездной проверки. Срок проведения проверки одинаков и для документарных, и для выездных мероприятий. Он не может превышать 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Исключения сделаны лишь для малых (численность работников — до 100 чел., выручка от реализации или балансовая стоимость активов — не более 400 млн. руб. в год) и микропредприятий (численность работников — до 15 чел., выручка от реализации или балансовая стоимость активов — не более 60 млн. руб. в год). Для них срок проведения плановой выездной проверки не может превышать, соответственно, 50 и 15 часов в год. Полномочия государственных инспекторов труда При проведении проверок государственные инспекторы труда вправе (ст. 357 ТК РФ): а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать работодателей. Порядок такого посещения оговорен Законом № 294-ФЗ; б) запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для надзора и контроля; в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ; г) расследовать несчастные случаи на производстве; д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений норм трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности; е) направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда (при наличии заключений государственной экспертизы условий труда); ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, которые не имеют сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда; и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности; к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. В ТК РФ полномочия трудовых инспекторов по правовым вопросам и по охране труда отдельно не перечислены. Однако некоторые юристы указывают перечень прав, которые имеют лишь инспекторы по охране труда:
При этом ст. 15 Закона № 294-ФЗ ограничивает полномочия государственных инспекторов труда при проверках. Так, они не вправе:
Оформление результатов проверки Если по окончании проверки нарушений не выявлено, составляется только акт, в котором отражаются ее итоги. В случае, если они все-таки выявлены, инспектор сначала составляет акт проверки, в котором отражает нарушения со ссылками на статьи ТК РФ, а затем — протокол об административном правонарушении и возбуждает дело по соответствующей статье КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28-5.34, 15.34 КоАП РФ). Основной массив правонарушений приходится на ст. 5.27 КоАП РФ — «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Если в ходе проверки инспектор труда выявит нарушение правил охраны труда, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ст. 143 УК РФ), он уведомит Следственный комитет при прокуратуре РФ и передаст туда материалы проверки. Данное преступление будут расследовать уже сотрудники прокуратуры (ст. 151 УПК РФ). Протокол об административном правонарушении -- важнейший процессуальный документ. Работодателям необходимо внимательно следить за соблюдением процедуры его составления. А в случае нарушения порядка — отразить это в объяснениях и замечаниях по содержанию протокола. В дальнейшем такой протокол можно оспорить. То же самое касается и остальных процессуальных нарушений со стороны инспекторов — они дают повод для оспаривания их решения. Это можно сделать двумя способами: - написать жалобы вышестоящему должностному лицу (административный порядок). Так, решения инспектора труда можно обжаловать его руководителю и главному государственному инспектору труда РФ (ст. 361 ТК РФ); - обратиться в суд. При этом досудебный порядок обжалования не обязателен, госпошлину платить не надо (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ). Однако первый способ, на наш взгляд, недостаточно эффективен. А вот во втором случае возможно беспристрастное и независимое рассмотрение дела и вынесение справедливого решения. Обжаловать решение трудовой инспекции о привлечении к административной ответственности можно в течение 10 дней после получения соответствующего постановления. Судебное обжалование решений трудовой инспекции При определении подведомственности рассмотрения дела необходимо иметь в виду, что решения инспекции труда могут быть обжалованы как в суд общей юрисдикции, так и в арбитражный суд. Если работодатель обжалует постановление о привлечении его к административной ответственности, заявление ему необходимо подать в арбитражный суд (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ). При обжаловании предписания государственного инспектора труда, не связанного с привлечением к административной ответственности, необходимо руководствоваться правилам ГПК РФ и обращаться в суд общей юрисдикции. Если к ответственности привлечено должностное лицо компании, заявление об обжаловании нужно подать в районный суд по месту нахождения трудовой инспекции (ст. 28 ГПК РФ). ПОЗИЦИЯ СУДА. Данная позиция подтверждена постановлением Президиума ВАС РФ от 04.11.2003 № 8908/03. В нем суд указал, что согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В том числе споры об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 3 ст. 29 АПК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном компанией или предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд. Однако, выступая в роли работодателя, предприниматель выполнял в отношении нанятых им работников функции и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и присущие должностному лицу. Значит, он привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений. Следовательно, дело должен рассматривать суд общей юрисдикции. Практика показывает, что решения и предписания трудовой инспекции обжалуются по двум основаниям: нарушение норм материального права и нарушение норм процессуального права при проверках. При этом работодатели нередко выигрывают такие дела. ПОЗИЦИЯ СУДА. Примером выигранного у трудовой инспекции дела по процессуальным нарушениям в ходе проверки может служить постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.05.2009 № ФОЗ-2081/2009. ОАО «Российские железные дороги» в лице Комсомольского отделения Дальневосточной железной дороги обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной инспекции труда, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 5.44 КоАП РФ. Дело в том, что законный представитель общества не был уведомлен о времени и месте рас смотрения дела об административном правонарушении. Государственная инспекция уведомила лишь руководителя филиала, выполняющего свои полномочия по доверенности. Однако надлежащим было бы уведомление руководителя не филиала, а непосредственно ОАО «РЖД». Решением суда первой инстанции, подтвержденным решениями вышестоящих судов, заявленные требования были удовлетворены. Судебная практика располагает примерами удачного обжалования решений инспекций труда по результатам проверок и в связи с нарушением ими норм материального права. ПОЗИЦИЯ СУДА. ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 18.08.2009 № Ф04-4917/2009(12782-А45-19) отменил решение суда апелляционной инстанции, которым было признано законным постановление государственного инспектора труда о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего за ненадлежащую выплату зарплаты работникам предприятия. Суд указал, что его нельзя привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку несвоевременная выплата зарплаты внешним управляющим непосредственно не обусловлена нарушением законодательства о труде (трудовых отношений). Он действует в пределах специальных полномочий, определенных законодательством о банкротстве. Помимо этого, ФАС Западно-Сибирского округа не согласился с утверждением суда апелляционной инстанции о неподведомственности дела арбитражному суду. В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном компанией или предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд. Еще одно распространенное основание признания незаконным решения о привле чении к ответственности — его вынесение по истечении предусмотренного ТК РФ 3-месячного срока. ПОЗИЦИЯ СУДА. Определением Верховного Суда РФ от 28.06.2006 № 11-В06-8 оставлено в силе решение суда второй инстанции об отмене предписания главного инспектора труда в Республике Татарстан. Инспектор обязал руководителя ГУП РТ «Чистополь-Водоканал» в течение 10 дней оплатить бывшей работнице предприятия вынужденный прогул. Основанием отмены стало нарушение срока защиты права (3 месяца), в течение которого работник имел возможность обратиться в суд за разрешением спора о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Нередки случаи превышения полномочий государственными инспекторами труда. Чаще всего инспекторы «берут на себя» разрешение споров, которые должен рассматривать исключительно суд. ПОЗИЦИЯ СУДА. В том же определении от 28.06.2006 № 11-В06-8 Верховный Суд РФ отметил, что при проведении проверки инспектор труда нарушил ТК РФ и Конвенцию МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Дело в том, что в соответствии с Конвенцией МОТ инспектор не вправе давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Вопрос об оплате времени вынужденного прогула является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в суде (ст. 391 ТК РФ). Вынося предписание по этому делу, инспектор превысил свои полномочия, что является основанием для отмены его решения. Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда Рязанской области от 22.12.2006 № А54-4663/2006. Так, требования инспектора труда к работодателю о восстановлении сотрудника на работе и выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула были признаны незаконными. Суд указал, что ст. 357 ТК РФ не предоставляет инспекторам право и полномочия разрешать вопросы о восстановлении на работе. Кроме того, такое предписание противоречит ч. 1 ст. 118 Конституции РФ. Решая вопрос об устранении нарушения (подлинного или мнимого) трудового законодательства, инспекция узурпирует полномочия по осуществлению правосудия, которые принадлежат суду. Выносить решение о привлечении работодателя к ответственности должен только тот государственный инспектор труда, который рассматривал дело об административном правонарушении. Однако на практике бывает, что рассматривает дело один инспектор труда, а постановление о привлечении к ответственности выносит главный инспектор труда по субъекту. Данная практика является незаконной, а суды справедливо удовлетворяют требования организаций об отмене таких решений. ПОЗИЦИЯ СУДА. Постановлением ФАС Московского округа от 07.12.2007 № КА-А40/130-07 оставлены в силе решения судов первой и апелляционной инстанции. Суды признали незаконным постановление ГИТ г. Москвы о привлечении организации к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки (нарушение порядка и сроков выплаты зарплаты, порядка ведения трудовых книжек, личных карточек и проч.). Основанием стало нарушение порядка привлечения к административной ответственности. Инспекция не исполнила требования ст. 29.7 КоАП: постановление о привлечении к ответственности было вынесено должностным лицом, которое не рассматривало дело об административном правонарушении. Таким образом, работодателям необходимо внимательно следить за соблюдением процедуры привлечения к ответственности и при малейших ее нарушениях отражать подобные факты в процессуальных документах (протоколах, объяснениях, замечаниях, жалобах и проч.). И, как показывает практика, неправомерные действия инспекторов труда успешно обжалуются в судебном порядке. |
Ндс инспекторы анализируют не только сведения, содержащиеся в ней, но также и аналогичные сведения контрагентов. Если налоговики... | При проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края вышеуказанные полномочия по контролю и проверке возложены... | ||
Групповой интеллектуальный тест используется для диагностики умственного развития при переходе из младшего школьного возраста в подростковый.... | Какие изменения планируются при проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах в 2016 году | ||
Законодатели решили, что налоговики смогут лучше справляться с должниками. Так что с нового года проверки по взносам (кроме взносов... | При проведении проверки контролировалось заполнение и ведение определенных страниц дневников обучающихся в соответствии с бланком... | ||
Ответственность сторон трудового договора Проверки и ответственность за нарушения законодательства | ... | ||
Так, чтобы снизили штраф, нужно сослаться на смягчающие обстоятельства. Если есть хотя бы одно такое обстоятельство, инспекторы обязаны... | Требования к Закупочной комиссии, функции и полномочия ответственного должностного лица |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |