Положение об ученическом портфолио - индивидуальной накопительной оценке обучающихся 1.Общие положения.Настоящее положение обязательно для руководства в работе по составлению портфолио для классных руководителей, преподавателей, учащихся начальной школы.
Положение определяет основные направления деятельности, порядок составления документов и его использование, взаимодействие всех заинтересованных сторон: преподавателей, учащихся, родителей.
Портфолио - накопительная оценка, которая вводится на основании приказа с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений обучающихся.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Смысл портфолио – « показать все, на что ты способен».Философия портфолио:- акцент делается на то, что ученик знает и умеет по теме, разделу, предмету;
- интеграция количественной и качественной оценки;
-перенос педагогического оценивания на самооценку.
В ходе реализации возможны дополнения, изменения в соответствии с изменяющимися условиями, достигнутыми результатами.
2.Цели и задачи составления портфолио.Цели:
изменение целеполагания обучения и оценивания, которое становится ориентированным на достижение результата;
создание особой учебной среды, которая позволяет учащимся конструировать собственные знания, развивать способности независимого мышления и действия, формировать особенности мыслительной и поведенческой сфер, стать компетентными гражданами
Задачи:- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной деятельности;
- формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
3. Основные характеристики и формы портфолио.3.1 Портфолио эффективен при условии, если:- отражен спрогнозированный результат ученика, указанный в стандартах образования; с 5-го по 9 класс.
- усилие контролируется как на самом процессе обучения, так и на приобретении ключевых знаний, навыков и отношений;
- содержатся образцы работ, выполненных в течение всего периода обучения, в большей степени в одиночные временные промежутки;
- имеются работы, представляющие использование различных методов и приемов;
- содержатся разные образцы работ и оценивание их учащимися, учителями, родителями.
- модель каждого этапа обучения.
3.2 Форма портфолио связана с удобством хранения:- файловая папка с вкладышами, пластиковая папка
, пластиковый портфель.4. Механизм реализации портфолио.4.1 Процедура разработки портфолио.1-ая стадия: организация и планирование.
Преподаватели, учащиеся принимают решение о составлении портфолио.
Ученик осознает цель и статус портфолио как средства контроля и оценки его собственного развития.
2-ая стадия: сбор значимых материалов, отражающих образовательный опыт ученика и его цели. Материалы должны быть идентифицированными для оценивания.
3-ая стадия: осмысление. В портфолио должны находиться свидетельства метакогнитивных реакций учащегося после процесса обучения, их контроля, понимания развития ключевых знаний, навыков (в виде обучающих материалов, журналов), кроме того, отражены мнения учителей, родителей (проектная работа, эссе по самооценке деятельности, оценка ровесников, учителей, родителей, самооценка, т.е. комплексное оценивание).
4.2. Критерии для оценивания портфолио (см. приложение №1)4.3 Учет результатов.Для подведения итогов образовательной деятельности обучающихся четвертные, годовые результаты заносятся в таблицы (табель).
Учащие презентуют содержание портфолио на родительских собраниях, ученической конференции, классном собрании. На презентацию ученик выходит с комментариями к собственному портфолио. Он должен представить полную картину своих успехов и проблем. Рецензент – педагог, классный руководитель, классный коллектив.
4.4 Распределение функционала.Учет документов, входящих в портфолио осуществляет классный руководитель. Портфолио ученика собирается родителями, классным руководителем, обучающимися. Ответственным лицом является классный руководитель.
5.Структура портфолио.Состав портфолио зависти от цели обучения. Каждый документ портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного процесса. Необходимо учесть три элемента:
Портфолио состоит из трех разделов:-
«Портфолио документ»- представлены сертификаты ученика ( олимпиады, конференции, конкурсы), документ об окончании музыкальных – художественных, спортивных школ, сертификаты о прохождении тестирования.
-
«Портфолио работ» - представлены сами работы, проекты, исследования, не подтвержденные документально, сертификаты обучения, конкурсов и т. д., не имеющих официального признания, и собственные изделия (модели, поделки, картины, стихи, компьютерные программы, фото).
-
«Портфолио отзывов» - представлены отзывы на творческие работы, проекты, социальные практики, конференции, самооценка ученика, его рефлексия собственной деятельности, протоколы, презентация индивидуального плана ученика.
5.1 Структура портфолио:
Титульный лист. Оглавление. Содержание.
Раздел №1. «Общая информация».1.1 Резюме по схеме. (для 5-9 классов)
1.2 Автобиография в свободной форме (для 5-9 классов)
1.3 Жизненные планы (на 2-3 года), дать ответ, что я собираюсь для этого сделать?
Раздел 2. Официальные документы.Сертифицированные документы на индивидуальные достижения (допускаются копии).
Систематизированные материалы текущей оценки (отдельные листы наблюдений, оценочные листы, результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования, выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся, материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.
Раздел №3. Творческие работы и социальная практика.Перечень: исследовательские работы, сообщения, рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстрации).
Техническое творчество: указывается конкретная работа, её описание.
Другие формы: участие в театре, оркестре, хоре, (продолжительность занятия, участие в гастролях, концертах).
Практика: участие в деятельности общественных движений, организаций.
Указывается название, выполняемые обязанности, продолжительность деятельности.
Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных курсах. Название, продолжительность занятий.
Участие в научных конференциях, семинарах. Указывается тема мероприятия, проводившая организация, форма участия ученика.
Спортивные достижения. Указывается вид соревнования.
Раздел №4 «Отзывы» Включает характеристики отношения гражданина к людям, к различным видам деятельности.
Перечень:
Отзывы преподавателей школы с краткими характеристиками ученика о его участии в работе по освоению предмета.
Рекомендательные письма (отзывы) одноклассников, друзей, где они могут написать впечатления об общении с ним.
Отзывы классного руководителя об ученике как члене коллектива (в свободной форме).
Отзывы родителей.
Заключения о качестве различных работ.
Приложение №1Раздел 1. «Общая информация».
Резюме – оценивается общее количество деловой информации о гражданине, изложенной в резюме. Максимальный балл -10
Автобиография – оценивается умение анализировать события собственной жизни и делать логически обоснованные выводы. Максимальный балл -10.
Жизненный план - оценивается конкретность планов и продуманность действий по их реализации. Максимальный балл -10
Результаты интеллектуального тестирования. Оценивание производится в соответствии с таблицей 1
Таблица 1.
Рейтинговая оценка результатов интеллектуального тестирования. Итоги интеллектуального тестирования
(в баллах)
| Д До
о 50
| От 51 д до 60
| От 761до 70
| От71 д до80
| От 81 д до 90
| От
91до 1 100
|
Рейтингования оценка (в баллах)
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
Примечание: За каждые следующие 2 балла, полученные по итогам тестирования после 100, кандидат получает дополнительно 1 рейтинговый балл.
Раздел 2. «Официальные документы»Официальные документы оцениваются в соответствии с приведенной таблицей 2.
Таблица 2 .
Рейтинговая таблица оценивания официальных документов. №
| Название документа
| Баллы
|
1
| Свидетельство об основном образовании
| 5
|
2
| Диплом участника (призера олимпиады)
| От 3 до 100 в зависимости от уровня (от школьного до международного)
|
3
| Сертификат участника конкурса
| От 3 до 10 в зависимости от уровня(от до юношеского международного)
|
4
| Удостоверение о наличии спортивного разряда
| От 3 до 10 в зависимости от уровня(от юношеского до международного
|
5
| Наград, выданные государственными органами.
| До 5 баллов.
|
Раздел 3. «Творческие работы и социальная практика».Представляемые творческие работы и прочие работы оцениваются в зависимости от уровня проработанности и добротности материалов (от 1 до 5 баллов), наличие публичной презентации или защиты данной работы добавляет от 1 до 5 баллов (в зависимости от уровня представления работы от городского до международного).
Представленные социальные практики оцениваются по степени социальной значимости и длительности участия в них (от 1 до 5 баллов).
Раздел 4. «Отзывы».
Все документы данного раздела оцениваются от 1 до 5 баллов в зависимости от глубины и конкретности данного отзыва.
Образец заполнения портфолиоРаздел 1. «Общая информация».