Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное


НазваниеМетодические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное
страница1/3
ТипМетодические указания
filling-form.ru > бланк резюме > Методические указания
  1   2   3
ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

логотип

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2-е издание, исправленное и дополненное

Иваново 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………..........

4

1. Общая характеристика выпускной квалификационной работы……

5

2. Структура ВКР ………………………………………………………..

7

2.1. Титульный лист……………………………………………………..

7

2.2. Оглавление…………………………………………………………..

9

2.3. Список сокращений…………………………………………………

11

2.4. Введение……………………………………………………………..

11

2.5. Основная часть………………………………………………………

17

2.6. Заключение…………………………………………………………..

18

2.7. Список литературы………………………………………………….

18

2.8. Приложения………………………………………………………….

21

3. Оформление ВКР………………………………………………………

22

3.1. Оформление текста………………………………………………….

22

3.2. Правила библиографического описания…………………………..

26

3.3. Оформление ссылок и сносок………………………………………

27

4. Подготовка доклада и электронной презентации…………………...

31

4.1. Доклад………………………………………………………………..

31

4.2. Электронная презентация…………………………………………..

31

5. Процедура предзащиты и защиты……………………………………

35

Список литературы………………………………………………………

37

Приложение 1. Правила составления анкет……………………………

38

Приложение 2. Образец рецензии………………………………………

41

Приложение 3.Заявление о самостоятельном характере выпускной квалификационной работы………………………………………………

43

Приложение 4. Пояснительная записка к ВКР…………………………

44



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) является завершающим этапом самостоятельной исследовательской работы студента. Подготовка ВКР требует от студента информационной компетентности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Несмотря на освоение студентом разных форм самостоятельной работы (рефератов, курсовых и учебно-исследовательских работ), при выполнении ВКР может возникнуть ряд трудностей. На начальном этапе возможно появление вопросов, связанных с выбором темы, отбором источников информации, составлением примерного плана работы, распределением времени на каждом из этапов подготовки ВКР. Важными вопросами являются формирование содержания работы, следование пунктам плана, отбор нужной информации, связанной с темой работы. Особенную трудность вызывает у студентов написание введения, заключения и описание практической части. Для ВКР существуют определенные требования к оформлению. Предзащита и защита работы требует предварительной подготовки.

Данные методические указания предназначены для студентов Ивановского фармацевтического колледжа и методических руководителей выпускных квалификационных работ. Целью методических указаний является обеспечение единства в оформлении выпускных квалификационных работ и оказание методической помощи студентам и руководителям ВКР в преодолении трудностей, возникающих при выполнении дипломных работ.

Указания содержат общую характеристику ВКР; описание структуры и структурных элементов с примерами; требования к оформлению ВКР в части оформления текста, иллюстраций, приложений, библиографического описания, ссылок и сносок. Поэтапно раскрыт процесс подготовки доклада и электронной презентации и описаны методы подготовки к процедурам защиты и предзащиты ВКР.

В приложениях размещены правила составления анкет и образцы документов, необходимых для процедуры предзащиты и защиты ВКР.

Во второе издание указаний внесены исправления и дополнения; включена информация о проверке ВКР на оригинальность текста, т.е. наличие/отсутствие плагиата.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) выпускника, или дипломная работа, выполняется студентом, получающим диплом специалиста СПО в определенной области деятельности. ВКР – это законченное исследование на заданную тему, позволяющее в комплексе оценить знания по специальности и соответствие выпускника квалификационным требованиям.

Качественно выполненная дипломная работа свидетельствует об умении студента четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности; обосновывать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; отбирать нужные сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме; делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации (в соответствующих случаях); излагать свои мысли грамотно, использовать научный стиль изложения, использовать профессиональную терминологию, правильно оформлять работу.

В дипломной работе необходимо придерживаться научного стиля изложения, специальной терминологии и общепринятых сокращений. Не рекомендуется употреблять выражения-штампы и обороты разговорной речи. Не допускается изложение от первого лица: «я наблюдал», «мне кажется», «по моему мнению». В тексте используются безличная форма («было исследовано», «было проанализировано», «можно сделать выводы») или формы множественного числа («мы провели исследование», «мы сделали выводы», «нами был проведен анализ» и т.д.).

Общий объем дипломной работы (без приложений) – от 45 до 50 печатных страниц. Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями (см. раздел 3) и иметь аккуратный внешний вид. ВКР представляется в печатном и электронном виде (см. раздел 5).

ВКР является авторской рукописью. В ней недопустимы элементы плагиата. Все прямые заимствования из печатных и электронных источников должны иметь соответствующие ссылки (см. раздел 3). Готовая работа (электронный вариант) в обязательном порядке проходит проверку на определение соотношения авторского текста и заимствований (плагиата).

В целях оказания выпускнику методической помощи по вопросам структуры и оформления ВКР, определения целей и задач исследования, подбора литературы и обработки материалов в период подготовки и написания дипломной работы назначаются руководители, однако качество содержания и оформления работы целиком и полностью являются ответственностью дипломника. Перед предзащитой необходимо получить у руководителей ВКР рецензию на дипломную работу (см. раздел 5).

Работа над дипломом сводится к следующим этапам:

1. Выбор темы и ее утверждение.

В идеале дипломная работа должна стать заключительным результатом всех исследовательских работ, выполненных студентом в предыдущие годы (докладов, рефератов, научно-исследовательских и курсовых работ). В этом случае проблем с выбором темы обычно не возникает. Но зачастую определиться с темой ВКР бывает трудно до того момента, пока студент не познакомится со списком тем, предложенных к выбору. Поэтому следует выбирать ту тему, которая вызывает научный или практический интерес студента. До преддипломной практики студент имеет право изменить тему ВКР при согласовании с руководителями и заместителем директора по учебно-методической работе.

2. Подбор и изучение литературы по выбранной теме.

Студент-дипломник должен серьезно отнестись к сбору материалов по теме своей работы. Это сложный творческий процесс, от результатов которого в существенной мере зависит успех работы над дипломом. Следует составить примерный список литературы и накапливать материал: работать с нормативными актами, учебниками, монографиями, справочниками, научными статьями, ресурсами Интернет. Изучать литературу необходимо от более простой к более сложной: начиная с литературы обзорного характера, переходя к публикациям более узкой тематики. Накопленный материал нужно систематизировать в соответствии с содержанием работы. Этот материал станет основой для написания первой (теоретической) части ВКР.

3. Составление плана выполнения дипломной работы.

Студент составляет и согласовывает с руководителем структуру ВКР и план выполнения дипломной работы с указанием сроков. Студент обязан строго соблюдать сроки выполнения плана.

При составлении плана руководствуйтесь следующими принципами:

- соблюдайте структуру диплома;

- соблюдайте направленность глав дипломной работы: первая глава носит теоретический характер, вторая – практический;

- не включайте в план разделы и подразделы, не относящиеся к теме ВКР.

4. Проведение практического исследования.

Студент составляет план практического исследования, определяет его цель, базу (организацию, учреждение) для проведения исследования, готовит необходимые материалы (анкеты, опросники, документы и т.д.). Важно, чтобы исследование соответствовало теме ВКР. Далее, обычно в период преддипломной практики, студент выполняет практическое исследование и обрабатывает полученные результаты, делает выводы. Материалы данного этапа станут основой второй (практической) части ВКР.

  1. Написание ВКР.

Работа пишется сначала в черновом варианте и оформляется в соответствии с методическими указаниями колледжа.

6. Подготовка к предзащите.

7. Предзащита дипломной работы.

8. Подготовка к защите.

9. Защита дипломной работы.

2. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
В дипломной работе должна быть четко выдержана следующая структура:

- титульный лист;

- оглавление;

- список сокращений (при необходимости);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список литературы (или список использованных источников);

- приложения (при необходимости).
2.1. Титульный лист

Титульный лист дипломной работы оформляется по единому образцу (см. образец). Номер страницы на титульном листе не ставится, но титульный лист входит в общую нумерацию. Текст набирается шрифтом Times New Roman, 14 размером, (кроме названия темы ВКР). Заглавными буквами набирается название учебного заведения.

На титульном листе указываются:

1. Название образовательного учреждения.

Выравнивается по центру страницы, набирается в вверху страницы заглавными буквами, полужирным шрифтом 14 размера.

2. Тип работы.

Выравнивается по центру страницы, оформляется с прописной буквы,

размер шрифта –14.

3.Тема ВКР.

Выравнивается по центру страницы, оформляется без кавычек, с

прописной буквы, полужирным шрифтом 16-18 размера.

4. Название специальности.

Выравнивается по левому краю. Надпись: Специальность пишется

полужирным шрифтом 14 размера, с прописной буквы, в конце слова ставится двоеточие и указывается название специальности с прописной буквы. Например:

Специальность: Фармация (базовая подготовка);

Специальность: Стоматология профилактическая (базовая подготовка);

Специальность: Стилистика и искусство визажа (углубленная подготовка).

5. Исполнитель и руководители ВКР.

Этот блок выравнивается в команде «Абзац» в позиции «Отступ» на 8,5 см. Надписи: Выполнил, Научный руководитель и Методический руководитель выполняются полужирным шрифтом 14 размера, с прописной буквы. Указываются данные об исполнителе: ФИО студента, номер группы и о руководителях: ФИО, должность, место работы.

6. Учебный год.

Набирается в самом низу страницы, по центру, размер шрифта – 14.

Образец титульного листа
ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Дипломная работа

Тема дипломной работы

Специальность: Название специальности

Выполнил

Фамилия И.О., студент гр. ………...

Научный руководитель

Фамилия И.О., ……………………….

…………………………..…………..…

(указать должность, место работы)

Подпись________________________

Методический руководитель

Фамилия И.О., преподаватель Ивановского фармацевтического колледжа

Подпись_______________________

2016-2017 уч. год

2.2. Оглавление

Оглавление – это путеводитель по работе, включающий в себя перечень частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями, с указанием страниц их расположения (см. образец). По правилам оформления оглавление располагают на второй странице работы, после титульного листа.

Оглавление рекомендуется оформлять в виде таблицы с невидимыми границами. В первом столбце названия и номера структурных частей выравниваются по левому краю, во втором столбце номера страниц выравниваются по правому краю.

Главное требование к оглавлению дипломной работы – чтобы нумерация страниц совпадала с расположением заголовков в тексте. Для этого важно не забыть пронумеровать страницы. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице.

Оглавление должно включать в себя все структурные части работы. Такие структурные части, как список сокращений, введение, заключение, список используемых источников, приложения не имеют перед собой порядкового номера, то есть нельзя писать: 1. Введение.

Главы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами, после которых ставится точка и далее с прописной буквы указывается название главы, например: Глава 1. Теоретические основы … . Глава 2. Анализ … .

Главы делятся на подразделы, которые должны иметь нумерацию в пределах каждой главы и названия. При нумерации первая цифра означает номер главы, вторая – номер подраздела. Знак § в оглавлении не используется. Например: 1.2. – это второй подраздел первой главы; 2.3. – третий подраздел второй главы.

Подразделы, могут также состоять из нескольких пунктов. Например: 1.2.1. – первый пункт второго подраздела первой главы; 2.3.2. – второй пункт третьего подраздела второй главы.

Названия глав и подразделов должны представлять собой законченную мысль, отражающую рассмотренные в данной части работы аспекты. Названия отдельных подразделов не должны совпадать с темой дипломной работы и с названиями глав. К формулировке заголовков глав и подразделов дипломной работы выдвигаются такие основные требования:

- сжатость, четкость и синтаксическое разнообразие в построении предложений с преобладанием простых предложений;

- последовательное и точное отображение внутренней логики содержания работы.

Текст дипломной работы должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Необходимо следить, чтобы названия глав и подразделов в тексте соответствовали аналогичным названиям в оглавлении.
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ


Список сокращений………………………………………………...................

3

Введение………………………………….…………………………................

4

Глава 1. Название………………………………………………………….......

6

1.1. Название…………………………………………………………….….....

6

1.1.1. Название...................................................................................................

8

1.1.2. Название....................................................................................................

10

1.2. Название………………………………………………………………......

13

1.2.1. Название....................................................................................................

17

1.2.2. Название....................................................................................................

19

1.2.3. Название....................................................................................................

21

Глава 2. Название……………………………………………………………...

24

2.1. Название…………………………………………………………………...

24

2.2. Название…………………………………………………………………...

28

Заключение……………………………………………………….....................

47

Список литературы………………………………………………....................

50

Приложение 1. Название...................................................................................

51

Приложение 2. Название...................................................................................

53


2.3. Список сокращений

Список сокращений не является обязательным элементом в структуре дипломной работы. Но если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются мало распространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то они должны быть представлены в работе в виде отдельного списка общепринятых сокращений.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются не более трех раз, список не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании, например: лекарственные средства (далее – ЛС).

Список сокращений должен располагаться в алфавитном порядке столбцом, в котором слева приводят сокращения, справа – его детальную расшифровку. Например:

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИПН – ингибиторы протонного насоса

ЛС – лекарственное средство
2.4. Введение

Введение – одна из самых значимых частей диплома. Именно по ней у аттестационной комиссии во многом формируется представление о работе в целом. Общий объем введения составляет 2-3 страницы. Во введении:

- дается характеристика современного состояния вопроса по выбранной теме работы, краткое обоснование обращения к выбранной теме;

- тезисно обозначается актуальность работы;

- выделяется объект и предмет исследования;

- формулируются цель и задачи дипломной работы;

-выдвигается гипотеза (теоретическое предположение, которое предстоит проверить практически);

- делается обзор использованной литературы и информационных источников;

- дается краткое описание методов исследования;

- отмечается теоретическая и/или практическая значимость и научная новизна работы;

- раскрывается   структура дипломной работы.

Актуальность темы дипломной работы обосновывается, с одной стороны, анализом сложившейся ситуации, с другой – отсутствием необходимой научной информации или приемов и методов воздействия с целью разрешения сложившейся ситуации. Актуальность темы – это та причина, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность исследовать ее, это ее злободневность. Обычно это общее резюме по вопросу. Например:

Проблема ... является на сегодняшний день одной из самых актуальных, учитывая то, что ...

Эта проблематика сегодня актуальна, поскольку ...

Указанные проблемы, являющиеся важными для ... , обусловили актуальность темы данной работы.

Актуальность данной темы бесспорна, поскольку…

Гипотеза исследования – предположение, допущение, требующее теоретического обоснования и проверки на опыте для того, чтобы стать достоверным знанием, т.е. это наш предполагаемый ответ на поставленный вопрос (проблему). Гипотеза является неотъемлемой частью дипломной работы. Без гипотезы нет и не может быть никакого исследования. Она разрабатывается только при четком представлении о предмете и объекте исследования. Гипотеза определяет направление теоретического и практического исследования.

Различают 2 основных вида гипотез: описательные и объяснительные.

Описательные гипотезы направлены на изучение структуры исследуемого объекта (предположение о характере связей в нём, о типичном наборе факторов) и его функций (предположение о тесноте связей). Описательная гипотеза строится на предположении: если, то.

Объяснительные гипотезы представляют собой предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, характеризуют условия, при которых реализуются следствия, вытекающие из определённых причин. Объяснительная гипотеза строится на предположении: так как, то.

При формулировке гипотезы можно использовать следующие слова и обороты:

Предполагается, что если …, то…

Мы предположили, что … будет эффективно при наличии (при условии)…

Выдвигается гипотеза, предполагающая, что … зависит от…

Гипотеза исследования состоит в предположении о …

Гипотеза исследования: следует ожидать, что … связано с …

В основу исследования положена следующая гипотеза: создание … позволит обеспечить …, возможно повысить качество… за счет …

В начале исследования не всегда получается определить точную формулировку гипотезы. В этом случае лишь в процессе исследования удастся придать ей окончательное содержание.

Объект и предмет исследования являются обязательными элементами введения.

При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что объект дает ответ на вопрос "что рассматривается?" Предмет дает ответ на вопрос "как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?" Объект исследования – это сфера деятельности, данная исследователю до начала его работы, т.е. задается вопрос: что именно в этом мире мы исследуем? Объект исследования – это то явление, процесс, факт, сфера действительности и т.п., которое обусловило возникновение проблемной ситуации и избрано для изучения.

Предмет исследования – это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, т.е. это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта. Предмет выступает по отношению к объекту более узким понятием и является результатом исследовательского творчества студента. Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой исследования. Предметом исследования служит конкретная проблема в теме дипломной работы, которая находится в границах объекта исследования. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично с целью. Так, если цель «проанализировать потребительский спрос на лекарственные препараты, применяемые для…», то предметом становятся именно «потребительский спрос на лекарственные препараты данной группы».

Примеры определения объекта и предмета исследования.
Пример 1

Объектом исследования послужила деятельность интернет-аптеки в сфере продажи лекарственных средств.

Предмет исследования: востребованность интернет-аптек у пользователей.

Пример 2

Объект исследования: реализация лекарственных препаратов и лекарственных средств растительного происхождения, применяемых для лечения …

Предмет исследования: особенности реализации лекарственных препаратов … на примере аптеки …

Пример 3

Объект исследования: изготовление бюгельных зубных протезов.

Предмет исследования: факторы, влияющие на качество бюгельных протезов

Пример 4

Объект исследования: изготовление бюгельных зубных протезов.

Предмет исследования: зависимость состояния слизистой оболочки полости рта от материалов, используемых для изготовления бюгельных протезов.

Пример 5

Объект исследования: реализация лекарственных препаратов и лекарственных средств растительного происхождения, применяемых для лечения …

Предмет исследования: экономические факторы, влияющие на реализацию… , на примере аптеки …

Пример 6

Объект исследования: реализация лекарственных препаратов…

Предмет исследования: влияние правовых аспектов на реализацию…
Оформление объекта и предмета в примерах 1-6 подойдет для презентации. В тексте ВКР (во введении, а потом в докладе) желательно представить их в литературном варианте, т.е. логически связать в одном предложении.

Примеры описания объекта и предмета исследования в работе.


Пример 1

Поскольку реализация… имеет ряд особенностей, было важно исследовать эти особенности, поэтому целью работы стало…

Пример 2

Исследование было сконцентрировано на реализации…, было интересно выявить зависимость процесса реализации от социально-экономических факторов. Это и стало целью работы.
Цель дипломной работы – это конечный практический результат работы, который показывает, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Между формулировкой цели и темой работы должна прослеживаться логическая связь. Цель дипломного исследования состоит в рассмотрении наиболее важных дискуссионных вопросов конкретной отрасли научного знания либо наименее изученных проблем, имеющих высокую практическую значимость, в том числе на региональном уровне либо в профессиональной деятельности автора. Цель должна быть одна, иметь конкретную формулировку и вытекать из поставленной научной проблемы либо темы работы. Правильная формулировка цели во многом закладывает основу для написания заключения. Примеры формулировки цели могут быть следующими:

- исследовать влияние чего-либо на объект исследования;

- дать характеристику изменений какого-либо процесса в определенных условиях;

- установить зависимость какого-либо явления от определенных факторов;

- исследовать особенности какого-либо процесса, явления, состояния;

- определить тенденции развития структуры, объекта;

- сделать анализ особенностей ….;

- обосновать роль каких-либо факторов в чем-то;

- показать значение каких-либо условий для получения планируемых результатов.

Задачи дипломной работыэто промежуточные этапы, необходимые для реализации поставленной цели. Если цель – это наиболее точное отражение содержания дипломной работы, то задачи дипломной работы тесно с ней связаны, поскольку с их помощью цель раскрывается и конкретизируется. Решение соответствующих задач при выполнении дипломной работы ведет к достижению поставленной научной цели. Конкретные задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий: рассмотреть понятие …, изучить, установить, исследовать, систематизировать, обобщить, проанализировать, дать классификацию, определить, установить, показать, выяснить, сформулировать практические рекомендации и т. п.

Задачи дипломной работы тесно связаны с содержанием глав и подразделов и формулируются с опорой на их названия в оглавлении дипломной работы. Таким образом, задачи исследования являются направлениями ВКР.

Теоретическая часть работы основана на исследовании литературных и информационных источников.

Обзор литературы и информационных источников. В обзоре автор дипломной работы выполняет описание тех источников, на основании которых была написана теоретическая часть работы. Например:

При написании теоретической части работы была использована нормативно-правовая, периодическая, справочная, учебная литература, источники Интернет.

Теоретическая часть работы основана на исследованиях (указать фамилии авторов)… , в работах которых отражены современные взгляды на проблему….

В теоретической части работы обобщены наиболее распространенные подходы к проблеме…, которые нашли отражение в работах таких авторов, как (перечислить авторов).

Обычно источники группируются по проблемам, имеющим отношение к теме дипломной работы. Можно использовать такие фразы:

Вопросы ... (указать какие) были исследованы... (перечислить авторов). Они обращают внимание на ... (основная идея этих ученых).

В книгах ... (указать авторов книг) анализируется проблема ... (указать какая). Особое внимание уделяется ... (указать чему).

Проблема … была проработана такими учеными, как (указать авторов). В их работах акцент сделан на …

Разные аспекты исследуемой темы изучали (указать авторов).

В электронных источниках раскрыты многие стороны исследуемой проблемы... (перечислить какие).

Методы исследования. Во введении необходимо указать, какие методы исследования использовались в теоретической и практической частях дипломной работы. Например: В ходе решения поставленных задач дипломной работы были использованы следующие методы исследования: ... .

Метод исследования определяется его целями и включает необходимые методики, используемые для достижения поставленной цели. Методика исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность всесторонне изучить исследуемую проблему.

Теоретические методы (анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, обобщение и др.) связаны с осмыслением теоретического и эмпирического материала и его переработкой.

Анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений.

Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило, т. е. осуществляем синтез.

Классификация – это метод, основанный на разгруппировании предметов по присущим им признакам.

Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

Метод обобщения (аналог метода дедукции) – это процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Эмпирические методы (наблюдение, сравнение, беседа, интервью, анкетирование, эксперимент, моделирование, изучение документации, математические и статистические методы и др.) применяются на этапе сбора данных (фактов) об исследуемом объекте.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Сравнение – позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора первичных данных с помощью анкеты (см. приложение 1).

Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно, эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение результатов).

Метод изучения документации – метод сбора данных, основанный на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее в организации.

Моделирование – метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов.

Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Помимо общих методов, которые используются в различных науках, в дипломных работах могут также применяться специальные методы, характерные для определенных областей научного знания. Например: методы изучения ассортимента лекарственных средств в фармации (АВС-анализ, XYZ-анализ).

Научная новизна дипломной работы. Необходимо указать, что именно отличает Вашу работу от остальных источников по этой проблеме. Это может быть новый подход, успешно проверенный в работе, или систематизация знаний, или сравнение существующих методов, т.е. то новое, что было впервые осуществлено в процессе написания ВКР. Например: Научная новизна дипломной работы состоит в том, что впервые на примере аптеки…. был исследован ассортимент лекарственных препаратов, применяемых при ИБС и спрос посетителей на данные препараты.

Теоретическая или практическая значимость работы – раскрытие либо теоретического, либо практического значения работы, указание того, с какой целью и где могут применяться полученные результаты.

Например: Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования и сделанные выводы могут быть использованы в практической работе … (указать кого) для … (указать для чего) с целью ….

Структура работы. Во введении следует отразить структуру дипломной работы. Например: Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы и приложения. В главе 1 раскрываются теоретические основы темы дипломной работы. В главе 2 дается описание практического исследования и отражены его результаты.
2.5. Основная часть

Основная часть обычно состоит из двух глав, которые делятся на подразделы. При необходимости количество глав может быть увеличено. В частности, в третью главу могут помещаться развернутые рекомендации или проект внедрения результатов работы в практику.

Каждая глава должна начинаться с маленького вступления (2-3 предложения) и заканчиваться краткими выводами из изложенного материала. Главное, чтобы главы и подразделы были соединены друг с другом последовательностью текста, без явных смысловых разрывов.

Первая глава основной части ВКР является теоретической. Она представляет собой аналитический обзор изучаемой проблемы, показывающий степень ее изученности в науке, и составленный на основе изученных информационных источников. В этой части дипломной работы ссылки на литературу обязательны (см. раздел 3). В первой главе:

-дается общая характеристика области (объекта) исследования;

- раскрываются понятия и сущность изучаемого явления или процесса, даются определения и т.д.;

- отражается состояние теоретических исследований по теме ВКР;

- краткие выводы по главе.

По объему первая глава, как правило, занимает примерно 35-50% всей работы, т.е. 20-25 страниц.

Вторая глава основной части ВКР является практической. Она представляет собой описание вашего собственного исследования. Объем этой части дипломной работы – примерно 45 - 50% общего объема, т.е. 20-25 страниц.

Вторая глава может включать:

- программу исследования;

-общую характеристику условий исследования и описание основных процедур на каждом этапе исследования;

- характеристику методов;

-результаты исследования (включают текст, модели, таблицы, схемы,

графики, диаграммы и их описание);

- анализ и интерпретацию полученных результатов;

- краткие выводы по главе.
2.6. Заключение

Заключение по своей сути является кратким резюме проведенного в дипломной работе теоретического и практического исследования.

Начинать заключение желательно с обращения к цели ВКР, например:

- Исследование влияния (чего-либо) на объект исследования дает возможность сделать следующие выводы:…

- Характеристика изменений какого-либо процесса в определенных условиях позволила сделать следующие выводы…

- Исследование позволило установить зависимость (какого-либо) явления от определенных факторов, и привело к следующему заключению… (выводы)

- Анализ …(явления, процесса, особенностей ) показал следующее:… (выводы).

В заключении пишут краткие выводы по каждой из поставленных во введении задач объемом примерно на один-два абзаца. Если во введении было поставлено пять задач, то и в заключении будет пять "ответов" на поставленные задачи. При написании заключения очень помогут выводы по всем главам. Но не следует просто копировать их. Лучше перефразировать и добавить в заключительную часть, дополнив предложениями по практическому применению рекомендаций. Последний абзац заключения дипломной работы должен носить общий характер, содержать информацию о степени подтверждения гипотезы («гипотеза подтвердилась», «гипотеза подтвердилась частично»). Если гипотеза не подтвердилась, то следует определить направления для дальнейших исследований в данной сфере.

Выводы по дипломной работе должны соответствовать изложенному материалу. Не допускаются выводы общего характера, не вытекающие из результатов и содержания дипломной работы.

Примерный объем заключения – 1-2 страницы.
2.7. Список литературы

Список литературы (список использованных источников или библиография) – это органическая часть любой научной работы. Список может включать в себя законодательные документы, специальную научную, справочную и учебную литературу, статьи из периодики, источники Интернет другие материалы (не менее 20 источников, изданных за последние 5 лет).

В список литературы включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые Вы изучили при исследовании темы работы. Библиографические записи источников делаются в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати (см. раздел 3).

Литература группируется в списке в следующем порядке:

1) Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти в соответствии с их юридической силой:

- международные законодательные акты – по хронологии;

- Конституция РФ;

- кодексы – по алфавиту;

- законы РФ – по хронологии (по дате принятия) – впереди более старые.

- указы Президента РФ – по хронологии;

- акты Правительства РФ – по хронологии;

- акты министерств и ведомств в следующей последовательности:

приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.

2) Все остальные источники – в общем строгом алфавитном порядке. Работы одного и того же автора располагаются по алфавиту их названий.

Вся включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. Каждая библиографическая запись в списке начинается с красной строки. В конце каждого библиографического описания ставится точка (см. образец).

Образец списка литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1   2   3

Похожие:

Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное iconМетодические указания по написанию выпускной квалификационной работы...
Требования к содержанию и структуре выпускной квалификационной работы (вкр)

Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное iconМ. Ю. Филиппова Методические указания по написанию, оформлению и...
Методические рекомендации предназначены для студентов Юридического института, обучающихся по направлениям подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция»;...

Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите выпускной...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности 080105 «Финансы и кредит»

Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное iconМетодические указания по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы
В «Методических указаниях» рассматриваются порядок подготовки выпускной квалификационной работе к защите, сроки их выполнения и представления,...

Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное iconМетодические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Перед вами методические указания, охватывающие широкий круг вопросов от выбора темы до процедуры защиты выпускной квалификационной...

Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное iconМетодические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Перед вами методические указания, охватывающие широкий круг вопросов от выбора темы до процедуры защиты выпускной квалификационной...

Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Разработка архитектурного раздела выпускной квалификационной работы: методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...

Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Выпускная квалификационная работа: методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы / Сост. Н. П. Литвинова

Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 35. 02. 05. Агрономия. В методических...

Методические указания к написанию выпускной квалификационной работы 2-е издание, исправленное и дополненное iconМетодические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы
Методические указания содержат требования и рекомендации факультета по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск