Скачать 0.54 Mb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Богдановичский политехникум» Технологии эффективного трудоустройства Методические рекомендации для обучающихся всех форм обучения Богданович 2013 Методические рекомендации разработаны для обучающихся всех форм обучения в качестве помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО «Богдановичский политехникум» Разработчик: Снежкова Елена Владимировна – старший методист Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Богдановичский политехникум» Рецензенты: Рассмотрена на заседании Методического совета протокол № ___ от «_____»___________20____ г. Председатель: ____________________/Е.Е. Хачатрян ВВЕДЕНИЕ В современных условиях, когда право на труд реализуется не через социальные гарантии, а через личностную инициативу, проблема занятости молодежи приобретает особую остроту. Это требует кардинальных изменений в системе трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Сегодня профобразование должно не только готовить нужных обществу специалистов, но и содействовать их трудоустройству: для студентов организуется социально-профессиональное консультирование, проводится психологическая и профессиональная диагностика. Методические рекомендации направлены на привлечение выпускников к проблеме трудоустройства, внедрению форм и технологий профессионального и экономико-правового просвещения, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда. Цель - формирование у обучающихся навыков профессионального самоопределения на рынке труда, которые реализуются посредством решения следующих задач: - формированием активной жизненной позиции, ответственности за своё будущее; - выработкой практических навыков принятия ответственных решений при трудоустройстве; - развитием потребности к различным видам социально-экономической деятельности. В рамках данных подходов трудоустройство рассматривается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда, а развитие карьеры как последовательность решений субъекта. Технологии активного поиска работы дают возможность включиться в реальные условия процесса поиска работы, выявляют заинтересованность в игровой форме освоение материала, развивают у студентов коммуникативные навыки и умения, составляющие индивидуальную траекторию поиска работы: планирование - постановка личных и профессиональных целей; самоорганизация - составление плана поиска работы и преодоление внешних обстоятельств; самоанализ - проявление заинтересованности в трудоустройстве и самоконтроль - реализация потребности в формировании карьеры. Процесс трудоустройства рассматривается как движение к получению статуса профессионального работника. Рисунок Процесс трудоустройства Составление личного социального портрета – исследование собственных способностей, навыков и ценностей, анализ внешних и внутренних ресурсов. Определение роли на рынке труда – учет функционирования рынка труда: составление плана поиска работы, оформление резюме, проведение собеседование с потенциальным работодателем. Применение технологий активного поиска работы – использование методов трудоустройства: составление сети контактов, использование Интернет-ресурсов и средств массовой информации, рассылка резюме, прямое обращение к работодателям и др. Для формирования результатов собственной деятельности студенты составляется портфолио, которое помогает выпускнику привлечь внимание работодателя и подчеркнуть его конкурентные компетенции по сравнению с другими претендентами. Портфолио фиксирует все достижения студента на каждом этапе профессионального обучения и развития. Разрабатывая материалы, выполняя их на электронных носителях, можно овладеть методами и основными умениями исследовательской деятельности: - изучают понятия, структурированные в электронных библиотеках, электронных периодических изданиях, мультимедийных энциклопедиях, каталогах и др. источниках: - составляют тематический словарь по проблемам трудоустройства; - осуществляют поиск работы в Интернете и материалах региональной печати по специальности; - участвуют во встречах со специалистами Центра занятости; - изучают причины безработицы и рынок труда; - оформляют резюме, документы и портфолио для трудоустройства. Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней! Обращение к студенту Скоро Вы окажетесь в ситуации поиска работы. А знаете ли Вы, как правильно написать резюме? Как пройти собеседование? Как составить объявление о поиске работы? Оформить портфолио для трудоустройства? Процесс трудоустройства – это тоже работа, которая состоит из логически последовательных действий: 1. Планирование: -постановка личных и профессиональных целей. 2. Самоорганизация: - составление плана поиска работы; - преодоление внешних обстоятельств; - соотнесение своих деловых качеств с теми требованиями, которые предъявляет работодатель; - принятие решений. 3. Самоанализ: - составление личного социального портрета; - проявление заинтересованности в трудоустройстве; - реализация потребности в формировании карьеры. 4. Самоконтроль: -трудоустройство. Используя Методические рекомендации, Вы узнаете: - основные методы поиска работы; - структуру резюме; - вопросы для прохождения собеседования; - правила ведения беседы с работодателем по телефону; - адреса Интернет сайтов по трудоустройству; - как составить личный социальный портрет. Вы научитесь: - определять свою роль на рынке труда; - составлять план индивидуального трудоустройства; - применять методы поиска работы; - оформлять резюме; - заполнять анкету соискателя; - проводить беседу с потенциальным работодателем по телефону; - искать работу через Центр занятости населения и Интернет; - составлять личный социальный портрет. Успех в ситуации трудоустройства будет более вероятен, если Вы знаете, какую работу хотите найти, имеете навыки поиска работы и проявляете активность и мобильность. Начните свой путь к успешному трудоустройству! Личный социальный портрет Предлагаем Вам составить свой личный социальный портрет. Для его составления используем популярные психологические тесты, которые помогут взглянуть на себя другими глазами, отметить свои деловые качества и увидеть недостатки: - Знаете ли Вы себя? (Приложение 1) - Организованный ли Вы человек? (Приложение 2) - Насколько эффективно Вы управляете своей жизнью? (Приложение 3) - Границы Вашей решительности? (Приложение 4) - Насколько Вы конфликтны? (Приложение 5) Отвечая на вопросы популярных психологических тестов, ведите записи в тетради. По результатам проведения тестирования Вы можете обратиться в психологическую службу. Психолог поможет составить индивидуальный план работы над собой и даст рекомендации по самосовершенствованию. Роль на рынке труда Определим Вашу роль на рынке труда. Постарайтесь дать развернутый ответ. На рынке труда я выбираю роль _______________________________________ Чтобы стать успешным и эффективным в этой роль я буду уделять внимание: Качеству образования. Я сделаю три шага для улучшения качества образования: 1. _________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________ Имиджу. Я сделаю три шага для создания успешного имиджа: 1.________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________ Здоровью. Я буду соблюдать три правила, чтобы вести здоровый образ жизни: 1._________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________ 3.________________________________________________________________ Досугу. Мой досуг будет организован так, чтобы способствовать … 1._________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________ Коммуникациям. Я сделаю три шага для повышения эффективности своих коммуникаций: 1._________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________ Матрица выбора профессии Определите область своей будущей профессиональной деятельности. Поставьте значок рядом с выбранным ответом. Какой объект деятельности Вас привлекает? -Человек. - Информация. - Финансы. - Техника. - Искусство. - Растения и животные. - Изделия и продукты. - Природные ресурсы. Какой вид деятельности Вас привлекает? - Управление (руководство чьей-то деятельностью). - Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей). - Обучение и воспитание. - Производство и добыча (изготовление продукции). - Конструирование (проектирование деталей и объектов). -Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо). - Защита. - Контроль и оценка. Проанализируйте свои ответы, используя матрицу выбора профессии (Приложение 6) План поиска работы Составьте план поиска работы. 1.______________________________________________________________ 2.______________________________________________________________ 3.______________________________________________________________ 4.______________________________________________________________ 5.______________________________________________________________ 6.______________________________________________________________ 7.______________________________________________________________ 8.______________________________________________________________ 9.______________________________________________________________ 10._____________________________________________________________ Резюме Резюме– это краткое изложение информации о человеке, его образовании, профессиональном опыте.
Структура резюме Напишите резюме, используя структуру. 1. Персональные данные и контактная информация: - фамилия, имя и отчество полностью; - дата рождения; - контактные данные: телефон, e-mail, факс и другие средства связи; - домашний адрес (фактический и по прописке); - семейное положение. 2.Цель резюме: -указывается должность, на которую вы претендуете; 3.Образование базовое и дополнительное: - название учебного заведения; - факультет/специальность. 4.Опыт работы за последние 5-10 лет: - период работы; - название предприятия; - название должности; - описание должностных обязанностей; - основные достижения (если таковые имеются); - причина увольнения. 5.Дополнительная информация: - уровень владения иностранными языками (базовое, рабочее или свободное); - знание компьютера (владение программами), скорость набора знаков; - наличие водительских прав (категория, стаж вождения); - личностные качества; - увлечения (хобби). Дата написания резюме Подпись _________ Анкета соискателя Заполните анкету соискателя. «__» __________ 20__ г. Фамилия________________________________________________________ Имя____________________________________________________________ Отчество________________________________________________________ Пол ____________________________________________________________ Возраст (лет)_____________________________________________________ Дата рождения (число, месяц, год)___________________________________ Место жительства по регистрации (город/поселок, улица, дом, кв.)_______ _________________________________________________________________ Адрес проживания в данный момент (город/поселок, улица, дом, кв.)______ _________________________________________________________________ Телефоны для связи (домашний; рабочий; сотовый; контактный) E-mail_____________________________________________________________ Семейное положение (подчеркните) женат / не женат; замужем / не замужем; разведен (а). Дети (да – пол, возраст; нет) ________________________________________ Основное образование (высшее; незаконченное высшее; средне; среднее; другое) __________________________________________________________ Название учебного заведения_______________________________________ _________________________________________________________________ Форма обучения: дневная; заочная; вечерняя (подчеркнуть) Год поступления ________________и год окончания____________________ Специальность____________________________________________________ Специализация____________________________________________________ Квалификация____________________________________________________ Тема дипломной работы _____________________________________________ _________________________________________________________________ Диплом (удовлетворительный; хороший; с отличием) ___________________ Дополнительное образование (второе высшее; средне; аспирантура)______ Форма обучения: дневная; заочная; вечерняя Год поступления _________________и год окончания___________________ Название учебного заведения ________________________________________ _________________________________________________________________ Специальность____________________________________________________ Специализация____________________________________________________ Квалификация_____________________________________________________ Дополнительная подготовка (курсы, стажировки, тренинги, семинары: название, специальность) ___________________________________________________________________________________________________________________________________ Степень владения компьютером: (подчеркните) не владею; на уровне пользователя (уверенного пользователя); оператора; программиста; веб-мастера; системного администратора. Укажите компьютерные программы, с которыми Вы работали____________ Знание специальных компьютерных программ:_________________________ Языки программирования:___________________________________________ С какой оргтехникой Вы работали (факс, копировальный аппарат, сканер, принтер, модем и др.) _______________________________________________ Личный автомобиль (имею, не имею). Водительские права (нет; категория «А»; «В»; «С»; «Д»; «Е») и стаж вождения________________________________________________________ Знание иностранных языков (укажите языки) _________________________ и степень владения (не владею; читаю и перевожу со словарем; разговорный; свободный). Опыт трудовой деятельности (укажите в обратном порядке последние три места работы). Общий стаж работы _________________________________________________ В случае отсутствия опыта работы укажите места прохождения практики_________________________________________________________ Участие в общественных мероприятиях, увлечения, художественная самодеятельность, хобби______________________________________________ Расставьте факторы выбора места работы по степени значимости для Вас, где 1 (наиболее важное), а 9 (наименее важное):
Собеседование Собеседование – интервью, обмен информацией между представителем организации и кандидатом на замещение с целью оценки квалификации и потенциала последнего для работы в вакантной должности. Собеседование преследует две главные цели: 1) помочь организации оценить кандидатов на соответствие должности; 2) помочь кандидатам оценить организацию как будущее место работы. Подготовьтесь к прохождению собеседования. Постарайтесь ответить на вопросы. Вопросы, которые зададут ВАМ при собеседовании: -Расскажите о себе. -Почему вы решили прийти на собеседование именно в это предприятие? -Что вы считаете вашей самой сильной стороной? -Вы можете назвать какие-то свои недостатки? -Что для вас успех? Что для вас поражение? -Какими тремя своими достижениями вы гордитесь больше всего? -Как соотносится полученное вами образование или опыт работы с этой вакансией? -Почему мы должны принять вас, а не другого кандидата? -Что вы знаете о нашем предприятии? -Образование -Почему вы выбрали именно эту специализацию? -Вы считаете, что получили хорошее образование? В чем его достоинство? -Если бы у вас была возможность начать все заново, что бы вы хотели изменить в вашем образовании? -Опыт -Вы работали, когда учились? Где? -Что вам нравилось больше всего / меньшего всего на вашем последнем месте работы / на практике? -Вы когда-нибудь увольнялись? Почему? -Карьерные цели -Вам больше нравится работать под наблюдением или самостоятельно? -Вы можете работать над несколькими заданиями одновременно? -Как вы смотрите на сверхурочную занятость? -Как вы относитесь к командировкам? Вопросы, которые ВЫ зададите при собеседовании: -Какие обязанности и права возлагаются на работника? -Какие качества и навыки работодатель наиболее ценит в потенциальных работниках? -Сколько длится испытательный срок? -Есть ли у вас курсы повышения квалификации?
2.Типы собеседований по форме организации: - индивидуальное - наиболее популярный тип собеседования, в роли интервьюера выступает только один человек, кандидат на должность также только один; позволяет обсудить много различных вопросов за сравнительно небольшой промежуток времени; - групповое - проводится несколькими интервьюерами; 3. Типы собеседований в зависимости от цели
На практике, чаще всего, собеседование проводится по типу индивидуального. 3.Советы по прохождению собеседования 1.Возьмите за правило всегда готовиться к собеседованию. Подготовка к собеседованию придает уверенности в себе. Если вы отправляетесь на собеседование к потенциальному работодателю, обязательно следует провести небольшое исследование - получить информацию о данном образовательном учреждении, было бы также неплохо узнать мнение других людей о данной образовательном учреждении. 2. Всегда приходите на собеседование заранее (на 10-15 минут раньше назначенного времени), так у вас будет возможность успокоиться и собраться с мыслями. 3. Помните, что изначально первое впечатление складывается исходя из нашего внешнего вида, затем из того, как мы разговариваем и что мы сообщаем. Рекомендуется приходить на собеседование в одежде делового стиля спокойных тонов, не стоит выбирать для собеседования одежду черного цвета (этот цвет не способствует общению, он говорит о замкнутости). Лак для ногтей также должен быть спокойных тонов. Если вы носите длинные волосы, рекомендуется их собрать. Методы поиска работы |
Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в гоу спо то «Тульский промышленный техникум».... | Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных... | ||
Методические рекомендации к проведению лабораторных и практических работ для обучающихся разработаны в соответствии с требованиями... | Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030500. 65 | ||
Методические указания предназначены как для обучающихся с получением основного общего (полного) образования, так и для студентов... | Английский язык: метод указ и практические задания для обучающихся по всем напр./ сост. Т. В. Логинова; Тюменский государственный... | ||
Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в унпо и успо брянской области. Разработаны... | Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 030501 «Юриспруденция» исодержат рекомендации... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 030501 «Юриспруденция» исодержат рекомендации... | Методические рекомендации предназначены для мастеров производственного обучения техникума, председателей методических объединений,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |