Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей


Скачать 87.13 Kb.
НазваниеТребования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк резюме > Документы
Бондаренко И.А., магистрант

БГТУ им. В.Г. Шухова
ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

В настоящее время рынок труда разбалансирован, налицо несоответствие спроса и предложения. В определенной степени дестабилизатором ситуации является рынок образовательных услуг. Сегодня молодой человек имеет возможность выбрать специальность из широкого перечня, предлагаемого вузами, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность на рынке труда. На наш взгляд, проблемы, как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда в значительной мере обусловлены недостатками в информационном обеспечении их функционирования. По результатам проводимых опросов можно сделать вывод, что подавляющее большинство респондентов получили сведения о вузе и о специальности от друзей – выпускников, студентов вуза и от родственников. То есть от людей, в большинстве своем не владеющих информацией о состоянии и перспективных потребностях рынка труда, от людей, которые рекомендуют (или не рекомендуют) поступать на ту или иную специальность, исходя из собственного житейского опыта, либо интуитивно. Исходя из этого, можно сказать о низкой результативности профессиональной ориентации и недостаточной информированности выпускников школ о состоянии и перспективах развития рынка труда. В действующей системе профориентации учащиеся не имеют возможности определить рациональность выбора профессии и оценить спрос на рабочую силу. Нет и системы обучения планированию профессиональной карьеры, развития умений и навыков, необходимых для трудоустройства. [1]

Кроме этого перед профессиональными учебными заведениями стоит задача обеспечения и постоянного улучшения качества образовательного процесса. Это связано с постоянно ужесточающейся конкуренцией на рынках рабочей силы, необходимостью разработок новых высокоэффективных промышленных технологий, неполной удовлетворенностью участников образовательного процесса результатами своей деятельности – все это должно быть направлено на повышение эффективности образовательного процесса, так как качество определяется процессом. Высокое качество образовательных услуг означает: соответствие содержания общих образовательных программ требованиям заказчиков и образовательных стандартов; высокая удовлетворенность заинтересованных сторон (работодателей, студентов, преподавателей и др.) качеством образовательных услуг.

В решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах - с одной стороны, и вузами - с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе - более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.

Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда.

Поэтому при выборе профессии инженера-строителя необходимо для начала рассмотреть содержания его деятельности, и какие навыки будущий специалист должен приобрести для реализации своих возможностей на рынке труда.

Инженер-строитель – это специалист широкого профиля. Может участвовать в работе по проектированию и строительству автодорог, проектированию систем микроклимата (отопление, газоснабжение и вентиляция), полевых работах при планировании трассы будущей автомагистрали. Участвует в оформлении документов геодезических съемок и разработке рабочих чертежей.

От современных специалистов, занятых в сфере строительства, все чаще требуют владения разными профессиями. Нужны не обычные инженеры, а, например: инженеры-проектировщики, инженеры-сметчики, инженеры-электрики, инженеры-теплотехники. Также спрос на рынке труда имеют: главные инженеры, инженеры по охране труда и инженеры по надзору за строительством, начальники отделов, директора и их заместители.

Поэтому основным вопросом в сфере трудоустройства остается требования, предъявляемые к специалистам работодателем. Ссылаясь на информацию представленную специалистами компании HeadHunter, в 2010 году ситуация в сфере строительства начала стабилизироваться. К сентябрю 2010 года на одну вакансию приходилось менее двух резюме. Эксперты отмечают, что на данный момент проявляется все больший интерес к новому строительству и многие проектные группы возобновляют свою работу.

По результатам исследований специалистов компании HeadHunter, наиболее востребованными (более 32% от общего числа вакансий) на данный момент являются сотрудники инженерных специальностей. На втором месте в структуре спроса находятся специалисты, занятые непосредственно в проектах строительства, причем это относится как к жилой недвижимости, так и к коммерческой — 12,5% вакансий размещено именно в этой специализации. Также в выгодном положении на рынке труда находятся проектировщики, архитекторы и прорабы.

Активность соискателей строительной сферы в 2010 году возросла примерно в два раза по сравнению с прошлым годом и в настоящее время продолжает расти. Больше всего резюме на сайтах размещается от инженеров — 35% от всех предложений соискателей строительной отрасли. Каков портрет среднестатистического соискателя профессии инженера, который ищет работу? Это преимущественно молодой мужчина (от 26 до 35 лет) с высшим образованием, как правило, не владеющий английским языком, имеющий опыт работы не более трех лет и заниженные зарплатные ожидания. Средняя зарплата, которую готовы платить инженеру работодатели, составляет 23000 руб., при этом кандидаты на эту позицию рассчитывают лишь на 30000 руб. Аналогичная ситуация и с главными инженерами. Основные требования к инженерам со стороны работодателей заключаются в наличии у кандидатов высшего строительного образования. Помимо базовых профессиональных знаний работодатели требуют от кандидатов знание MS Off1ce и AutoCAD. Пожелания относительно опыта работы соискателей — минимум 2-3 года. Диапазон предпочтительного возраста довольно велик — 25-50 лет. Среди личных качеств наиболее часто указываются следующие: внимательность, ответственность, грамотность, коммуникабельность.

Сегодня на рынке труда существует ряд сложностей, связанных с несовпадением потребностей и ожиданий работодателей с результатами работы вузов и сузов. Наладить коммуникации между заинтересованными сторонами возможно благодаря диалогу. В настоящее время все чаще в рамках специализированных отраслевых выставок проводятся конференции и круглые столы как раз на тему взаимодействия учебных заведений и компаний-работодателей. 

Основная проблема заключается в том, что переговоры зачастую превращаются во взаимные упреки. Представители вузов требуют от работодателей нереальных условий для молодых специалистов, а работодатели жалуются на завышенные ожидания, нездоровые амбиции студентов и выпускников и призывают отделы трудоустройства к более активной работе с молодежью. В последнее время не только строители и производственники говорят о проблеме «звездности» молодых специалистов. В ответ на вопрос «Сколько вы планируете зарабатывать после вуза?» от молодых специалистов можно услышать и 30000, и 40000 рублей. В то же время многие студенты не умеют грамотно составить резюме, некоторые даже на пятом курсе не представляют, где бы они хотели работать. Есть положительный момент: некоторые студенты начинают осознавать, что рабочее место им не гарантировано: распределения в вузах нет, а конкуренция на рынке труда высока. Но, к сожалению, далеко не каждый молодой специалист может адекватно оценить свои компетенции. В итоге вместо того чтобы повышать свою ценность, начинать работать с 3-4-го курса для наработки опыта, без которого нельзя устроиться на хорошую должность в строительстве и производстве, выпускник несколько месяцев ходит на собеседования в поисках работодателя, который «поймет и оценит». Во многом это связано с тем, что трудовая мотивация выпускников за период обучения зачастую не успевает сформироваться.

Действительно, большинство студентов и выпускников отдают предпочтение высокооплачиваемой работе, нежели получению опыта, поэтому одной из основных задач строительных и технических вузов является карьерное консультирование и мотивация на трудоустройство по специальности. Эту работу можно вести совместно с компаниями-работодателями, а также привлечь для этих целей сторонние организации, готовые оказать помощь.

Следом возникает другой вопрос, как трудоустроиться молодому специалисту без опыта.

Большинство выпускников после окончания ВУЗа, как правило, дают себе полуторамесячный отдых перед началом своей новой взрослой жизни. С наступлением осени они приступают к поиску работы, рассылая потенциальным работодателям резюме в надежде получить должность по специальности. Однако им приходится столкнуться с суровой действительностью рынка труда, которая большинство выпускников настраивает на негатив. Лишь немногие работодатели готовы принять молодых специалистов без опыта на работу.

В большинстве организаций молодые специалисты могут услышать фразу «Опыт работы не менее года». Это довольно часто становится главным препятствием для трудоустройства вчерашнего выпускника ВУЗа. Хотя трудоустроиться можно, если, конечно, вас не смущает работа в школе, вакансии в средних учебных заведениях есть всегда. Стоит сказать, что от соискателей не требуется наличие опыта, что обусловлено дефицитом кадров учителей. В большинстве остальных организаций и компаний наличие опыта - необходимое условие. Работодателей можно понять. Многие из руководителей знают, что стандарты обучения в некоторых ВУЗах существенно расходятся с задачами, которые сегодня решает современный бизнес.  Отсутствие опыта не позволяет молодому специалисту трудоустроиться в более-менее крупную компанию. В результате он попадает в замкнутый круг: чтобы получить работу, необходим опыт, но для того, чтобы его приобрести, нужен хотя бы минимальный стаж.

Однако в данной ситуации не все так трагично. Даже если весь ваш багаж диплом о высшем образовании, найти место работы все-таки можно. Хотя стоит заметить, что для трудоустройства в таком случае придется затратить немало времени. Помимо этого первые месяцы придется поумерить свои аппетиты и работать на низшей должности с достаточно скромной зарплатой. К слову сказать, именно высокие амбиции вчерашних выпускников являются главной причиной, по которой им отказывают в трудоустройстве.

Выбирая для себя начальную должность, необходимо действовать осмотрительно, поскольку есть вакансии, которые вообще не предполагают карьерного роста, приобретения профессиональных навыков. Но это не относится к работе в школе, вакансии в учебных заведениях позволяют дослужиться до директора. Работа в качестве расклейщика объявлений или курьера вряд ли украсит трудовую книжку выпускника, который имеет экономическое или юридическое образование. В этом плане наиболее оптимальный вариант – должность менеджера по работе с клиентами или помощника юриста.

Другой вариант трудоустройства – это принять участие в программе вербовки персонала начального уровня, которые регулярно проводят компании, работающие в сфере торговли (продукты питания, бытовая химия).  Громкое имя компании поможет вам при дальнейшем трудоустройстве, когда у вас в багаже будет не только диплом, но и необходимый для трудоустройства опыт.

Еще один способ трудоустроиться – посещать ярмарки вакансий, карьерные форумы. Не лишним будет воспользоваться услугами кадровых агентств. Однако, обращаясь туда, стоит принимать во внимание то, что они действуют больше в интересах нанимателя, чем соискателя.

Таким образом, одно из основных направлений снижения негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов - развитие систем профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних общеобразовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда. Необходимо регулярно анализировать динамику уровня трудоустройства по полученной профессии выпускников образовательных учреждений и их закрепляемости на рабочих местах. Следует определить перспективную потребность экономики в специалистах, по отношению к объемам и структуре их подготовки в учреждениях профессионального образования. Это поможет обеспечить сбалансированность рынков труда и образовательных услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК
1. Беляева О.В., Полякова Т.Н. Проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8 – С. 79-80. [1]

2. Гладкова И.А. Адаптация выпускников вуза к рынку и сфере труда: учебное пособие / И.А.Гладкова, Н.Н.Реутов, В.Н.Фомин; под ред. В.Н.Фомина. – Белгрод: Изд-во БГТУ. – 2010. - 253 с.

3. Сергеев В., Исхакова Д., Ярошевская Х., Кочнев А. О моделях деятельности и подготовки специалиста образования // Высшее образование в России. – 2005. – №8. – С.159 – 161.

Похожие:

Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей iconПояснительная записка Содержание учебного предмета Тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся по годам обучения и к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения предмета

Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы подготовки бакалавра 5

Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей iconПояснительная записка 4-7 2 Требования к уровню подготовки учащихся...
Требования к уровню подготовки учащихся основной общеобразовательной программы основного общего образования

Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей iconПояснительная записка 4-7 2 Требования к уровню подготовки учащихся...
Требования к уровню подготовки учащихся основной общеобразовательной программы основного общего образования

Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей iconУтверждаю одобрено
Требования гос к уровню подготовки выпускника по специальности «Сестринское дело в терапии»

Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей iconПояснительная записка 2 2 Требования к уровню подготовки выпускников 6
Кадровое обеспечение реализации образовательной программы основного общего образования

Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей iconОсновная образовательная программа мбоу «сош с. Чесноковка»
Требования к уровню подготовки выпускников ступени основного общего образования

Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей iconЛитература
...

Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Программы учебных предметов. Требования к уровню подготовки выпускников по предметам

Требования работодателей к уровню подготовки инженеров-строителей iconПояснительная записка 3 2 Требования к уровню подготовки выпускников 5
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск