Пояснительная записка
Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие всего общества.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях общества.
Проблема выбора профессии всегда стоит очень остро, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Проблемы профессионализма находятся в центре внимания физиологов, социологов, философов, психологов, юристов, врачей. В настоящее время ситуация на рынке труда в России характеризуется катастрофическим разрывом между спросом и предложением. Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы.
Одна из задач школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Для достижения поставленной цели необходимо повысить мотивацию обучения у современных школьников, вовлечь учеников в образовательный процесс, научить самостоятельно, добывать знания.
Программа направлена на профессиональную ориентацию школьников, помощь в выборе профессии. В основе программы положено понятие проекта, аккумулирующее новые педагогические технологии. Учебный проект – это результат самостоятельной творческой, исследовательской деятельности учащихся, организованной на основе использования информационных и коммуникационных технологий, имеющих социально значимую и образовательную цель.
Обучение на основе проектов – это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков ориентированных на учителя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни.
Программа составлена на основе учебного пособия «Учебные проекты с использованием Microsoft office» разработанного всемирно известной корпорацией Майкрософт в рамках инициативы «Партнёрство в образовании»1 и ориентирована на учащихся, которые владеют основами работы с компьютерами и периферийными устройствами, базовыми функциями работы с файлами и принципами работы в операционной системе.
Информационные технологии рассматриваются не просто как самостоятельный учебный предмет, а как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека.
Программа интегрирована и может быть реализована в рамках учебного процесса или в дополнительном образовании. Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов и предполагает 18 учебных занятий. Основные характеристики обучения на основе проектно-ориентированного обучения:
Актуальность. Обучение основано на фактах из реальной жизни, большая часть информации добывается учащимися самостоятельно. Обучение направлено на социализацию школьников.
Междисциплинарный характер обучения.
Ученики используют знания из разных дисциплин:
русский язык: осознание роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; развитие речевой культуры; удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования;
иностранный язык: социальная адаптация; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка; установление в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
информатика: выполнение базовых операций над объектами; оперирование информационными объектами, использование графического интерфейса; создание информационных объектов; поиск информации с применением правил поиска; пользование персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
история: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; объяснение исторически сложившихся норм социального поведения; использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры;
биология: анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека;
математика: анализ реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц, чисел и др.;
технология: изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.
Комплексное решение задач. Стимулирование учащихся к решению сложных задач: исследование, анализ, обобщение, заключение
Мотивирующий характер обучения. Право выбора наряду с возможностью самому контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками.
Достоверность. Получение информации из надёжных и достоверных источников.
Настрой и сотрудничество. Создание предпосылок для сотрудничества: ученик – ученик, ученик – учитель.
В рамках учебного курса учащимся предоставляются возможности:
использования программы Microsoft Word для создания и форматирования документов;
поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;
создания и определения структуры презентаций, в которых используется графика, анимация и звуки, с помощь программы Microsoft Power Point;
использования приложения Microsoft Access для создания базы данных для хранения, организации и сортировки важной информации;
делового общения при совместном решении вопросов;
изучения интересных профессий и создание базы данных: названия профессий, диапазоны заработной платы, необходимые навыки образования и работы, а также источники дополнительной информации;
найти ответы на вопросы: как добиться успешной карьеры, каков спектр предлагаемых обществом престижных профессий, каков спектр предлагаемых профессий на территории проживания.
Оценка результатов обучения учащихся
Основной пример оценки достижения школьника – это «портфолио» - собрание результатов достигнутых учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, технологической, социальной, коммуникативной.
Основной смысл показать всё, на что ученик способен:
смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественных и качественных оценок;
перенос педагогической оценки на самооценку.
Критерии оценки результатов
Шкала оценок:
1 – не отвечает критерию;
2 – частично отвечает критерию
3 – в основном отвечает критерию;
4 – полностью отвечает критерию или превосходит его. Критерии резюме:
содержит чёткие цели поиска работы;
отражает профессиональные умения и биографические данные необходимые работодателю;
отражена основная деятельность учащегося за последние несколько лет;
указана основная трудовая деятельность или опыт, который приобрёл учащийся и который может быть полезен работодателю;
включена информация о курсах, названия учебных заведений, времени обучения и получения специальности;
указаны достижения (если таковые имеются) и/или интересы, увлечения, хобби;
резюме содержит актуальную контактную информацию соискателя;
резюме должным образом отформатировано для лучшего восприятия читателем;
резюме не содержит орфографических и грамматических ошибок.
Критерии презентации:
определена будущая профессия:
представлена оценка интереса к профессии в соответствии с методом Биркмена (цветовой код);
представлена оценка интереса к профессии в соответствии с кодом RIASEC;
глубокое изучение правильности выбора профессии содержит все необходимые элементы;
оценена необходимость обучения в образовательных учреждениях для получения выбранной профессии;
показаны разделы профессионального резюме;
присутствуют гиперссылки на реальные резюме;
единый стиль оформления презентации;
отсутствуют грамматические и орфографические ошибки;
презентация демонстрирует осведомлённость автора во всех областях проекта;
учащийся говорит громко, чётко объясняет содержание слайда, поддерживает зрительный контакт с аудиторией.
Подсчитывается общая сумма баллов, и формулируются примечания по каждой категории и в целом по проекту.
Минимальные системные требования для осуществления проекта.
Компонент
| Требования
| Процессор
| Intel Pentium 233 MHz (Pentium III и выше)
| Память
| 256 Мб (500 Мб)
| Жёсткий диск
| 500 Мб + 500 Мб свободного пространства на диске для файлов пользователей
| Приводы
| CD и DVD
| Монитор
| Super VGA (800 на 600) или более высокое разрешение
| Операционная система
| Microsoft Windows 2000 wit Service Pack 3 (SP 3) или Windows XP
| Соединение с Интернетом
| Модем или выделенная линия (не менее 33 Кб/с)
| Другое
| Наличие звуковой карты, динамиков (наушников)
| Сеть
| Обязательно наличие сетевой карты
|
По окончании проекта «Портфолио для успешной карьеры» ученик должен: знать/понимать
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
основные этапы проектной деятельности;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;
способы работы в программе Microsoft office;
способы работы с периферийными устройствами;
уметь
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
использовать методы решения творческих задач в технологической информационно-коммуникативной деятельности;
проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
организовывать рабочее место; выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические и информационно-коммуникативные операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
решения практических задач в выбранном направлении технологической, информационно-коммуникативной подготовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.
рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
составления резюме и проведения самопрезентации
|