Одобрено на заседании научно-методического совета


Скачать 332.27 Kb.
НазваниеОдобрено на заседании научно-методического совета
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк резюме > Методические рекомендации
  1   2   3

Утверждаю

Директор гимназии

_________________

И.М. Михно

«31» августа 2016 г.




Одобрено

на заседании научно-методического совета

«26» августа 2016 г.

Председатель

_____________

(Андросова Ю.А.)












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Примерной программы «Технология» (базовый уровень, 10-11 кл.), Программы «Основы технологической культуры» 10 - 11 кл. (гуманитарный профиль) (под ред. В.Д. Симоненко), методических рекомендаций по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) на 2008-2009 учебный год. Новосибирск, НИПКиПРО, 2008 год, авторы - составители: И.Ю. Мельникова, С.С. Лузан,
О.В. Петровская и др. (раздел Образовательная область «Технология»). 10-11 класс.

Рабочая программа предназначена для реализации технологической подготовки учащихся 10-11-х классов в условиях гимназии; составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе, а также в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Примерные программы среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и НРФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики НСО от 20.07.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций Новосибирской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016-2017 учебный год»

  • Методические рекомендации по реализации примерного базисного учебного плана НСО (региональный компонент) на 2008/2009 учебный год в 2т. т.1 ч.1. образовательная область «Технология» [3].

Структура целей программы определяется с учетом целей федерального компонента по предмету (освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений), а также регионального компонента стандартов по технологии и компонента образовательного учреждения.

Изучение курса технологии с учетом заявленной структуры целей направлено на:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики Новосибирской области;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учётом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе учебного проектирования; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание самостоятельности, инициативности, ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

  • формирование у обучающихся способности к успешному самоопределению в обществе на основе сформированных компонентов технологической культуры;

  • подготовку к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Содержание программы представлено:

    • общетехнологическим компонентом, обеспечивающим формирование базового уровня технологической подготовки - основ общей технологической культуры;

    • специальным гимназическим компонентом – профориентационной составляющей, отражающей специфику содержания гимназического образования, где основы технологической культуры рассматриваются в контексте освоения основ конкретной профессиональной деятельности, соответствующей выбранному направлению (профилю) обучения - социально-гуманитарного; социально-экономического; естественно-математического;

выстроено на основе:

  • Программы «Основы технологической культуры» 10 - 11 кл. (гуманитарный профиль) (В.Д. Симоненко) [4];

  • Примерной программы регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии «Твоя профессиональная карьера. Эффективное поведение на рынке труда» [3];

с учетом преемственности целей, задач технологической подготовки гимназистов и уровневого подхода на различных ступенях общего образования, а также типа образовательного учреждения, психолого-педагогических характеристик, возрастных особенностей и образовательных потребностей учащихся.

Модульное построение содержания программы позволило оптимизировать тематические составляющие и их объем.

Общетехнологический компонент содержания образования является базовой основой технологической подготовки гимназистов и пронизывает содержание каждого модуля данной программы. Предметное наполнение общетехнологической подготовки осуществляется за счет федерального компонента содержания образования, предусмотренного государственным стандартом среднего (полного) общего образования по технологии, и реализуется в рамках базовых составляющих предметных модулей программы.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей - с алгеброй, геометрией, основами экономики при проведении расчетных и графических операций, с химией и физикой при изучении современных технологий, с историей, литературой, искусством при выполнении социальных проектов и проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

Региональные условия реализации содержания технологической подготовки учащихся и тип образовательного учреждения предопределили профориентационный характер специального гимназического компонента, направленного на развитие функциональной технологической грамотности и проективных умений гимназистов в построении профессиональной карьеры, т.е. способности быстро осваивать различные технологические средства, адаптироваться к различным видам деятельности и проектировать свое личностное и профессиональное развитие в процессе построения своей жизнедеятельности в условиях рыночной экономики Новосибирской области. Данный компонент является обязательным системообразующим ядром профильного обучения гимназистов и включает основные компоненты базового уровня технологической подготовки:

  • основные технологические понятия и виды деятельности;

  • основы преобразовательной и проектной деятельности, технологической и потребительской культуры, профессиональной ориентации;

интегрируется с одним из вариантов специального гимназического компонента:

  • направлениями профильного обучения - социально-гуманитарному; социально-экономическому; естественно-математическому;

  • областями трудовой деятельности, соответствующими выбранному направлению (профилю) обучения;

Структура содержания программы представлена модулями:

  1. Производство, труд и технологии

  2. Основы технологии проектирования

  3. Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда

Модуль «Производство, труд и технологии» направлен на овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственности за экологические последствия хозяйственной деятельности. Освоение содержания модуля позволяет формировать у учащихся общеучебные и технологические знания и умения, позволяющие ориентироваться, обрабатывать, использовать и преобразовать материал, осуществлять контроль и оценку деятельности.

Модуль «Основы технологии проектирования» призван формировать общетрудовые, проективные и технологические знания и умения, необходимые для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами, для презентации результатов проекта.

Модуль «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» обеспечивает формирование умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы с учетом особенностей социально-экономического развития и потребностей рынка труда Новосибирской области; формирование технологической культуры, самостоятельности и ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Освоение содержания модулей происходит при совместном обучении девочек и мальчиков. Практическое обучение допускает деление класса на подгруппы в зависимости от выбора тематики проектных работ учащимися.

Выполнение проектов предполагается в рамках специального гимназического компонента, а также изучения модуля «Основы технологии проектирования». При этом темы проектов связаны с изучаемым старшеклассником направлением трудовой деятельности, согласно выбранному профилю. Часы, отводимые на раздел «Результаты проектной деятельности» предполагается использовать для защиты и презентации итоговых проектных работ учащихся.

Курс обучения рассчитан на 68 часов, практическим занятиям отводится 75% общего времени. Освоение содержания курса строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений. Так, каждый модуль программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы, рекомендуемые объекты труда, а также творческие проектные работы, выполняемые в процессе освоения учебного материала согласно выбранного профиля обучения. Специфика содержания модуля «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» предполагает проведение развивающих процедур.

Режим освоения модулей программы устанавливается в зависимости от специфики внутренней организации учебного процесса в данном образовательном учреждении.

Таким образом, настоящая рабочая программа призвана осуществить завершение базовой технологической подготовки всех обучающихся 10-11 классов, содержание которой интегрируется с содержанием базовых модулей общетехнологической подготовки гимназистов старших классов и поддерживает содержание выбранного учащимися профиля обучения в рамках выполняемых практических и проектных работ.

В результате освоения учебного курса учащиеся должны:

знать/понимать

  • влияние технологий на общественное развитие;

  • составляющие современного производства товаров или услуг;

  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

  • основные этапы проектной деятельности;

  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства с учетом потребностей рынка труда Новосибирской области;

  • возможности социальной защиты населения на рынке труда, систему обязательного пенсионного страхования в стране, Новосибирской области

уметь

  • оценивать потребительские качества товаров и услуг;

  • изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;

  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

  • использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

  • проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

  • организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;

  • выполнять изученные технологические операции;

  • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

  • анализировать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства, рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности;

  • уточнять и корректировать профессиональные намерения, строить модель профессионального продвижения с учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проектирования различного характера - материального, социального, экзистенциального и направленности, согласно выбранному профилю обучения; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

  • решения практических задач в выбранном направлении профиля обучения;

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг г. Новосибирска и Новосибирской области и профессиональной деятельности.

  • рационального поведения на рынке труда с учетом потребностей Новосибирской области, товаров и услуг;

  • проектирования собственной профессиональной карьеры и проведения самопрезентации.

По окончании изучения курса учащиеся выполняют итоговую проектную работу «Моя профессиональная карьера», в котором должен быть отражен индивидуальный профессиональный путь учащегося, а также позволяет отследить уровень освоения содержания учебного курса и владение практическими умениями и навыками.

Обучающиеся, их родители (законные представители) ознакомлены с условиями обучения в рамках стандартов первого поколения (протокол общегимназического родительского собрания № 4 от 09.06.2016), с условиями обучения в рамках федерального государственного образовательного стандарта (протокол № 3 от 01.06.2016).

ПЛАН

п/п

Наименование модулей, разделов

Количество часов

Форма контроля

Всего

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

1

Производство, труд и технологии

10

6

4

защита

реферата

защита

реферата

1.1

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры

6

6

-







1.2

Организация производства

4

-

4







2

Основы технологии проектирования

18

8

10

защита проекта

Защита проекта

2.1

Проектирование в профессиональной деятельности

12

4

8







2.2

Проектная документация

2

2

-







2.3

Результаты проектной деятельности: защита, анализ, презентация

4

2

2







3

Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда

40

22

20

защита мини-проекта «Мой профессиональ-ный план»

защита мини-проекта «Мой профессиональ-ный план»

3.1

Рынок труда Новосибирской области

4

6

-







3.2

Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области

22

16

6







3.3

Проектирование профессиональной карьеры с учетом потребностей Новосибирской области

14

-

14










Итого:

70

36

34





раздела темы


Номер урока

Наименование

модулей,

разделов, тем

1




Организация производства (9 часов)




1


Организация производства. Введение.





2

Структура современного производства.




3


Урок-практикум.




4

Урок-практикум.





5

Самостоятельная работа




6

Производство, современные технологии (обобщение)





7

Урок-практикум.





8

Использование технологий и их значение.





9

Самостоятельная работа.








Проектирование в профессиональной деятельности (14 часов)




10

Проектирование в профессиональной деятельности.





11

Цели, задачи, виды проектов.




12

Урок-практикум.





13

Самостоятельная работа.





14

Исследовательский этап в проектировании.




15

Урок-практикум.




16

Подготовка к защите проектов.





17

18

Защита бизнес-планов.

Защита бизнес-планов.





19

Защита бизнес-планов.





20

Защита бизнес-планов.





21

Защита бизнес-планов.





22

Защита бизнес-планов.





23

Защита бизнес-планов.





24

Урок-практикум.





25

Виды и способы защиты проектов.





26

Урок – обобщение по разделу.


Итоговое повторение

(8 часов)

27

Профессиональная деятельность.




28

Профессиональные интересы и склонности.




29

Урок-практикум.




30

Выбор профессии и ошибки при выборе.




31

Самостоятельная работа.




32

Выбор профиля обучения.




33

Контрольная работа.




34

Итоговое обобщение.







Итого




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль «ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ»
Раздел 1.2 Организация производства
Тема 1.2.1 Структура современного производства

Основные теоретические сведения.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Практические работы.

Анализ региональной структуры производственной сферы. Анализ форм разделения труда в организации. Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения.

Составление схемы структуры предприятия и органов управления.

Варианты объектов труда

Средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.
Тема 1.2.2 Нормирование и оплата труда

Основные теоретические сведения

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

Практические работы

Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.

Варианты объектов труда

Справочная литература, результаты опросов.
Модуль «ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
Раздел 2.1 Проектирование в профессиональной деятельности

Тема 2.1.1 Функционально-стоимостной анализ

Основные теоретические сведения

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых учащимися проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания учащихся. Учебные проектные задания, отвечающие профилю обучения.
Тема 2.1.2 Основные закономерности развития искусственных систем

Основные теоретические сведения

Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

Практические работы

Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития (краткие сообщения, доклады учащихся)

Варианты объектов труда

Объекты проектирования учащихся, отвечающие профилю обучения. Знакомые учащимся системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.
Тема 2.1.3 Защита интеллектуальной собственности

Основные теоретические сведения

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы

Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Варианты объектов труда

Объекты проектирования учащихся, отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий.
Раздел 2.3 Результаты проектной деятельности: анализ, защита, презентация

Тема 2.3.1 Презентация результатов проектной деятельности

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования учащихся, отвечающие профилю обучения. Учебные задания.

  1   2   3

Похожие:

Одобрено на заседании научно-методического совета iconМетодические рекомендации утверждены на заседании Научно-методического совета
Лнр на временный государственный образовательный стандарт (фгос), в соответствии с методическими рекомендациями по переходу на новые...

Одобрено на заседании научно-методического совета iconОдобрено на заседании Учёного Совета Института Протокол №08/14
Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, студентами

Одобрено на заседании научно-методического совета iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению Ростов-на-Дону 2013
Ига), утвержденными на заседании Научно-методического совета факультета 18 февраля 2013 г. (протокол №3), и предназначены для студентов...

Одобрено на заседании научно-методического совета iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению Ростов-на-Дону 2013
Ига), утвержденными на заседании Научно-методического совета факультета 18 февраля 2013 г. (протокол №3), и предназначены для студентов...

Одобрено на заседании научно-методического совета iconРабочая программа дисциплины
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности

Одобрено на заседании научно-методического совета iconОдобрено Утверждаю на заседании совета техникума Директор
Федеральным законом Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Одобрено на заседании научно-методического совета iconОдобрено на заседании Ученого совета скги протокол №
Программа производственной практики разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...

Одобрено на заседании научно-методического совета iconПрограмма рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании...

Одобрено на заседании научно-методического совета iconПрограмма рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании...

Одобрено на заседании научно-методического совета iconНа заседании экспертно методического совета обсуждались вопросы
Изучение нормативно – правовой базы федерального, регионального, муниципального, школьного уровней по внедрению фгос

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск