1. Паспорт программы дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной образовательной программы высшего образования 38.03.01 «Экономика» профиль 38.03.01.01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от __ ___ 201_ г. № ___
1.2. Место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Дисциплина Б3.В.ДВ2 «Особенности бухгалтерского учета в торговле» относится к профессиональному, социальному и экономическому циклу основной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» базовой части.
1.3 Цели и задачи дисциплины – перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения:
(в соответствии с ООП ВО)
Формируемые
компетенции
| Осваиваемые
Знания, умения, владения
| Код
| Наименование
| Общекультурные компетенции (ОК)
| ОК-5
| Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| З1 Положения по бухгалтерскому учету, отраслевые методические указания по бухгалтерскому учёту на предприятиях торговли;
| У1 Определять разделы и пункты нормативных документов по бухгалтерскому учёту необходимые для решения конкретных задач;
| В1 Владеть навыками работы с нормативно-правовыми документами в профессиональной деятельности;
| Профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности
| ПК-1
| Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
| З1 План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций;
| У1 Экономически обоснованно и грамотно формировать полную и достоверную информацию о деятельности организации и ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей;
| В1 Навыками формирования и анализирования исходных данных, характеризующих торговые операции в оптовой и розничной торговле, предприятий общепита;
| ПК-2
| Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
| З1 Методику учета товарных операций в оптовой и розничной торговле: процесс поступления, процесс хранения и процесс продажи товаров;
методику учета производства и товарооборота на предприятиях общественного питания;
| У1 Экономически обоснованно и грамотно формировать полную и достоверную информацию о деятельности организации и ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей;
| В1 Методами учёта товарных операций на предприятиях оптовой и розничной торговли и предприятий общепита
|
Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Бухгалтерский финансовый учет
Бухгалтерский управленческий учет
Бухгалтерская финансовая отчетность
Налоговый учет
МСФО
| Бухгалтерская финансовая отчетность
Аудит
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- очная форма обучения
В интерактив. форме
| Неделя
| Кол. час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| ЛЕКЦИИ
|
|
| 4
| 1-9
| 10
| МОДУЛЬ 1. «Особенности учета на предприятиях торговли и общественного питания»
| М,
П, ПБ
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
| 2
| 1
3
5
| 6
| Тема 1. «Учет товарных операций в оптовой и розничной торговле»
| Задачи и основные принципы организации учета в торговле.
| 1.2 Цена товара и ее контроль.
| 1.3 Учет поступления товаров в оптовой и розничной торговле.
| 1.4 Учет реализации товаров.
| 1.5 Учет хранения товаров и отчетность товароматериальных лиц.
| Учет товарных потерь и переоценка товаров.
| 1.7 Учет тары.
| 1.8 Инвентаризация товаров и отражение ее результатов в учете.
| 2
| 7
9
| 4
| Тема 2. «Особенности бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания».
| М, П, ПБ
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
| Образование цен на предприятиях общественного питания.
| Учет товаров, сырья и продуктов питания в кладовых предприятия общественного питания.
| Учет производства и реализации продукции общественного питания.
| Учет товаров в буфетах и мелкорозничной сети.
| 2
| 11-18
|
| МОДУЛЬ 2. «Учет расходов на продажу и финансовых результатов».
| М, П, ПБ
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
| 1
| 11
13
| 4
| Тема 3. «Учет расходов на продажу и финансовых результатов».
| Цели, задачи и принципы учета.
| 3.2 Классификация расходов на продажу.
| 3.3 Синтетический и аналитический учет расходов на продажу.
| 3.4 Учет финансовых результатов.
|
|
|
| МОДУЛЬ 3. «Особенности формирования бухгалтерской и налоговой отчетности».
| М, П, ПБ
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
| 1
| 15
17
| 4
| Тема 4. «Бухгалтерская и налоговая отчетность».
| 4.1 Состав, формы и порядок представления текущей и годовой бухгалтерской отчетности.
| 4.2 Содержание основных форм налоговой отчетности.
| 6
| 1-18
| 18
|
|
|
|
|
|
| ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
|
|
|
| 2-10
| 10
| МОДУЛЬ 1. «Особенности учета на предприятиях торговли и общественного питания»
| Д, И, П, Э
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
| 2
4
6
| 6
| Тема 1. «Учет товарных операций в оптовой и розничной торговле»
| 1.1 Учет поступления товаров и тары в оптовой и розничной торговле.
| 1.2 Учет реализации товаров и тары.
| 1.3 Учет хранения товаров, товарных потерь и переоценка товаров.
| 1.4 Учет товарных потерь и переоценка товаров.
| 1.6 Инвентаризация товаров и отражение ее результатов в учете.
|
| 8
10
| 4
| Тема 2. «Особенности бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания».
| Д,
Э,И
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
|
|
| 2.1 Учет товаров, сырья и продуктов питания в кладовых предприятия общественного питания.
| 2.2 Учет производства и реализации продукции общественного питания.
| 2.3 Учет товаров в буфетах и мелкорозничной сети.
|
| 12-18
| 8
| МОДУЛЬ 3. «Учет расходов на продажу и финансовых результатов».
| Д,
Э,И
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
| 12
14
| 4
| Тема 3. «Учет расходов на продажу и финансовых результатов».
| 3.1 Синтетический и аналитический учет расходов на продажу.
| 3.2 Учет финансовых результатов.
|
|
|
| МОДУЛЬ 4. «Особенности формирования бухгалтерской и налоговой отчетности».
| Д,
Э,И
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
| 16
18
| 4
| Тема 4. «Бухгалтерская и налоговая отчетность».
| 4.1 Состав, формы и порядок представления текущей и годовой бухгалтерской отчетности.
| 4.2 Содержание основных форм налоговой отчетности.
|
| 1-18
| 18
|
|
|
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- заочная форма обучения 5л. 00м.
|
|
| ЛЕКЦИИ
|
|
|
|
|
| МОДУЛЬ 1. «Особенности учета и отчетности на предприятиях торговли и общественного питания».
| М,
П, ПБ
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
|
| 2
| Тема 1. «Особенности учета и отчетности на предприятиях торговли и общественного питания».
1.1 Учет поступления и реализации товаров в оптовой и розничной торговле.
1.2 Учет хранения товаров и товарных потерь и переоценка товаров.
1.3 Инвентаризация товаров и отражение ее результатов в учете.
1.4 Учет производства и товарооборота на предприятиях общественного питания.
1.5 БФО и налоговая отчетность на предприятиях торговли и общественного питания.
|
| итого
| 2
|
|
|
|
|
|
| ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
|
|
|
|
|
| МОДУЛЬ 1. «Особенности учета на предприятиях торговли и общественного питания».
| Д, И, П, Э
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
|
| 3
| Тема 1. «Учет товарных операций и отчетность в оптовой розничной торговле».
|
|
|
| 1.1 Учет товарных операций в оптовой розничной торговле.
|
|
|
| 1.2 Бухгалтерская налоговая отчетность на предприятиях торговли.
|
|
|
| МОДУЛЬ 2. «Учет производства, товарооборота и отчетность на предприятиях общественного питания».
| Д, И, П, Э
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
|
| 1
| Тема 2. «Учет производства, товарооборота и отчетность на предприятиях общественного питания».
|
|
|
| 2.1 Учет производства, товарооборота на предприятиях общественного питания.
|
|
|
| 2.2 Бухгалтерская и налоговая отчетность на предприятиях общественного питания.
|
| итого
| 4
|
|
|
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- заочная форма обучения 3г. 00м., 2г.06м.
|
|
| ЛЕКЦИИ
|
|
|
|
|
| МОДУЛЬ 1. «Особенности учета на предприятиях торговли и общественного питания».
|
|
|
|
| 3
| Тема 1. «Особенности учета на предприятиях торговли и общественного питания»
1.1 Учет поступления и реализации товаров в оптовой и розничной торговле.
1.2 Учет хранения товаров и товарных потерь и переоценка товаров
1.3 Инвентаризация товаров и отражение ее результатов в учете.
1.4 Учет производства и товарооборота на предприятиях общественного питания.
1.5 Учет финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания.
| М,
П, ПБ
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
|
|
| МОДУЛЬ 2. «Особенности формирования отчетности на предприятиях торговли и общественного питания»
| М,
П, ПБ
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
|
| 1
| Тема 2. «Особенности формирования отчетности на предприятиях торговли и общественного питания».
|
|
|
| 2.1 Бухгалтерская и налоговая отчетность на предприятиях розничной и оптовой торговли.
|
|
|
| 2.2 Бухгалтерская и налоговая отчетность на предприятиях общественного питания.
|
| итого
| 4
|
|
|
|
|
|
| ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
|
|
|
|
|
| МОДУЛЬ 1. «Особенности учета на предприятиях торговли и общественного питания».
| Д, И, П, Э
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
|
| 3
| Тема 1. «Учет товарных операций и отчетность в оптовой розничной торговле».
|
|
|
| 1.1 Учет товарных операций в оптовой и розничной торговле
|
|
|
| 1.2 Бухгалтерская и налоговая отчетность на предприятиях торговли
|
|
|
| МОДУЛЬ 2. «Учет производства, товарооборота и отчетность на предприятиях общественного питания».
| Д, И, П, Э
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
|
|
| 1
| Тема 2. «Учет производства, товарооборота и отчетность на предприятиях общественного питания».
|
|
|
| 2.1 Учет производства, товарооборота на предприятиях общественного питания.
|
|
|
| 2.2 Бухгалтерская и налоговая отчетность на предприятиях общественного питания.
|
| итого
| 4
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
|
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 4 28
4
| 1. Темы, вынесенные на самостоятельную подготовку:
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета в торговле.
- Документы и документооборот в торговой фирме.
2. Сквозная задача.
Условие данной сквозной задачи охватывает основы организации учета в торговле. Задача построена на базе исходных данных условной организации, уставная деятельность которой предусматривает ведение торгово-закупочной деятельности, включающую торговлю приобретенным товаром и комиссионную торговлю.
Задания:
Проанализировать совершенные хозяйственные операции, составить корреспонденцию счетов, подсчитать финансовые результаты фирмы и составить бухгалтерскую отчетность.
Рассчитать сумму издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров.
3. Тематика рефератной работы:
- Методы учета товаров.
- Правила приемки товаров. Документальное оформление.
- Организация складного учета товаров.
- Инвентаризация товаров и порядок отражения ее результатов в учете.
- Денежные средства торговой организации.
- Учет возврата забракованного товара.
- Формирование системы налогообложения в торговле и организация ее учета.
- Цена товара и ее контроль.
- Учетная политика торговой организации.
- Учет торговой деятельности и товаров в интернет-магазинах.
- Учет расчетов пластиковыми карточками.
- Калькуляция себестоимости продукции общественного питания.
| Д,Э
И ПБ
Д,Э
И
П
Д
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
ОК-5
ПК-1
ПК-2
ОК-5
ПК-1
ПК-2
| 1-18
| 36
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения 5л.00м.
Неделя
| Кол. час
|
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 20
20
26
| 1. Темы, вынесенные на самостоятельную подготовку:
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета в торговле.
- Документы и документооборот в торговой фирме.
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания.
- Документы и документооборот на предприятиях общественного питания.
- Учет товаров в интернет-магазинах.
- Учет расчетов за приобретенный товар пластиковыми картами.
- Учет возврата товара покупателями.
- Учет товаров буфетах и мелко розничной сети. 2. Сквозная задача.
Условие данной сквозной задачи охватывает основы организации учета в торговле. Задача построена на базе исходных данных условной организации, уставная деятельность которой предусматривает ведение торгово-закупочной деятельности, включающую торговлю приобретенным товаром и комиссионную торговлю.
Задания:
Проанализировать совершенные хозяйственные операции, составить корреспонденцию счетов, подсчитать финансовые результаты фирмы и составить бухгалтерскую отчетность.
Рассчитать сумму издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров. 3. Тематика рефератной работы:
- Методы учета товаров.
- Правила приемки товаров. Документальное оформление.
- Организация складного учета товаров.
- Инвентаризация товаров и порядок отражения ее результатов в учете.
- Денежные средства торговой организации.
- Учет возврата забракованного товара.
- Формирование системы налогообложения в торговле и организация ее учета.
- Цена товара и ее контроль.
- Учетная политика торговой организации.
- Учет торговой деятельности и товаров в интернет-магазинах.
- Учет расчетов пластиковыми карточками.
- Калькуляция себестоимости продукции общественного питания.
- Учет возврата товара покупателями.
- Учет товаров в буфетах и мелко розничной сети.
- Учет реализации товаров транзитом.
- Учет товарообменных операций.
- Учет продажи товаров в кредит.
- Комиссионная торговля
- Отчетность материально-ответственных лиц на предприятиях общественного питания.
| Д,Э
И
ПБ
Д,Э
И
П
Д
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
ОК-5
ПК-1
ПК-2
ОК-5
ПК-1
ПК-2
| итого
| 66
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения 3г.00м., 2г.06м.
Неделя
| Кол. час
|
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 20
20
26
| 1. Темы, вынесенные на самостоятельную подготовку:
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета в торговле.
- Документы и документооборот в торговой фирме.
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания.
- Документы и документооборот на предприятиях общественного питания.
- Учет товаров в интернет-магазинах.
- Учет расчетов за приобретенный товар пластиковыми картами.
- Учет возврата товара покупателями.
- Учет товаров буфетах и мелко розничной сети. 2. Сквозная задача.
Условие данной сквозной задачи охватывает основы организации учета в торговле. Задача построена на базе исходных данных условной организации, уставная деятельность которой предусматривает ведение торгово-закупочной деятельности, включающую торговлю приобретенным товаром и комиссионную торговлю.
Задания:
Проанализировать совершенные хозяйственные операции, составить корреспонденцию счетов, подсчитать финансовые результаты фирмы и составить бухгалтерскую отчетность.
Рассчитать сумму издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров. 3. Тематика рефератной работы:
- Методы учета товаров.
- Правила приемки товаров. Документальное оформление.
- Организация складного учета товаров.
- Инвентаризация товаров и порядок отражения ее результатов в учете.
- Денежные средства торговой организации.
- Учет возврата забракованного товара.
- Формирование системы налогообложения в торговле и организация ее учета.
- Цена товара и ее контроль.
- Учетная политика торговой организации.
- Учет торговой деятельности и товаров в интернет-магазинах.
- Учет расчетов пластиковыми карточками.
- Калькуляция себестоимости продукции общественного питания.
- Учет возврата товара покупателями.
- Учет товаров в буфетах и мелко розничной сети.
- Учет реализации товаров транзитом.
- Учет товарообменных операций.
- Учет продажи товаров в кредит.
- Комиссионная торговля
- Отчетность материально-ответственных лиц на предприятиях общественного питания.
| Д,Э
И
ПБ
Д,Э
И
П
Д
| ОК-5
ПК-1
ПК-2
ОК-5
ПК-1
ПК-2
ОК-5
ПК-1
ПК-2
| итого
| 66
|
|
|
|
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центров, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| Часы
|
| Компьютерные симуляции
|
|
|
| Деловые и ролевые игры
| Деловая игра на тему: «Учет денежных средств и расчетов на торговом предприятии». При проведении игрового занятия используется один из методов активизации учебного процесса – разыгрывание ролей. Каждому студенту отводится определенная роль (например: директор, гл. бухгалтер, кассир и др.) в соответствии с которой он выполняет свои служебные обязанности. Во время игры в аудитории воспроизводится один рабочий день бухгалтерии, заполняются при этом все необходимые первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отслеживается документооборот
| 2
|
| Разбор конкретных ситуаций
| Решение практических задач на семинарах
| 1
|
| Психологические и иные тренинги
|
|
|
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Информационно-справочные системы (Консультант плюс, Гарант)
| 1
|
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Применение слайд-шоу
|
|
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
|
|
|
| Применение предпринимательских идей в содержании курса
| Отражение в бух. учете хозяйственных операций на примерах деятельности коммерческих организаций Составление бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности
| 1
|
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
|
|
|
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
|
|
|
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
| Решение сквозной задачи
| 1
|
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
|
|
|
| Другие
| Содержание программы
Модуль 1 (информативно-ориента-ционный): Психологическая и педагогическая характеристика совре-менных технологий в Вузе
1.1.Педагогический аспект современных образовательных технологий.
1.2.Психологический анализ современных педагогических технологий.
Модуль 2 (проективно-содержатель-ный): Обучающие технологии
Технологии модульного обучения.
Технологии проектирования и чтения проблемной лекции.
2.3. Технологии проектирования диалоги-ческой формы организации семинарского занятия.
2.4. Технологии проектирования современ-ного Вузовского учебника.
2.5. Технологии организации самостоятель-ной работы студентов.
2.6. Технологии дистанционного обучения.
Модуль 3 (инструментально-развива-ющий):Технологии профессионального и личностного развития.
3.1.Технологии, ориентированные на фор-мирование эффективной профессииональ-ной роли преподавателя.
3.2. Технологии личностного роста сту-дентов в образовательном процессе
3.3. Технологии развития интеллекта и креативности студентов в образовательном процессе
Модуль 4 (процессуально-коммуникат-ивный): Коммуникативные технологии.
4.1.Технологии конструирования педаго-гического общения.
4.2. Техники применения речевых и нере-чевых средств педагогического общения.
4.3. Технологии развития навыков само-презентации педагога.
4.4. Технологии развития сензитивности в педагогическом общении.
Модуль 5 (контрольно - оценочный): Контрольно-оценочные технологии
Технология оценки качества деятельности преподавателя.
Технология контроля и оценки самостоятельной образовательной деятельности студентов.
Рейтинговая система оценки знаний студентов.
|
|
|
| итого
| 6
| |