ДОКЛАД Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) в 2013 году Настоящий доклад подготовлен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)».
приказом Росстата от 21.12.2011 № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Сведения, содержащиеся в докладе, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации. Раздел 1. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере образования Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки
К нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность Рособрнадзора и нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц, соблюдение которых подлежит проверке Рособрнадзором в процессе осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, относятся:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании»;
Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»;
постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»;
постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»;
постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»;
постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 164 «Об утверждении Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования»;
постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»;
постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 № 36 «Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приёма граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования и региональных информационных систем обеспечения проведения единого государственного экзамена»;
постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2012 № 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»;
постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;
постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
приказ Минобразования России от 18.06.1997 № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 11.07.1997, регистрационный № 1351);
приказ Минобразования России от 24.02.1998 № 501 «Об утверждении Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое» (зарегистрирован Минюстом России 08.04.1998, регистрационный № 1506);
приказ Минобразования России от 13.05.2002 № 1725 «Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки» (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2002, регистрационный № 3693);
приказ Минобрнауки России от 26.11.2002 № 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 27.12.2002, регистрационный № 4084);
приказ Минобразования России от 25.03.2003 № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (зарегистрирован Минюстом России 02.06.2003, регистрационный № 4617);
приказ Минобразования России от 25.03.2003 № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 05.05.2003, регистрационный № 4490);
приказ Минобрнауки России от 10.03.2005 № 65 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Минюстом России 13.04.2005, регистрационный № 6508);
приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2005, регистрационный № 6862);
приказ Минобрнауки России от 01.12.2005 № 297 «Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)» (зарегистрирован Минюстом России 16.12.2005, регистрационный № 7273);
приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрирован Минюстом России 13.05.2009, регистрационный № 13915);
приказ Минобрнауки России от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» (зарегистрирован Минюстом России 24.01.2012, регистрационный № 23011);
приказ Минобрнауки России от 02.05.2012 № 364 «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Минюстом России 30.05.2012, регистрационный № 24379);
приказ Минобрнауки России от 02.05.2012 № 367 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования» (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2012, регистрационный № 24789);
приказ Минобрнауки России от 02.05.2012 № 370 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования» (зарегистрирован в Минюсте России 03.07.2012, регистрационный № 24782);
приказ Рособрнадзора от 25.04.2010 № 2260 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрирован Минюстом России 23.09.2010, регистрационный № 18525);
государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утверждённые заместителем Министра образования Российской Федерации;
федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утверждённые приказами Минобрнауки России, зарегистрированными Минюстом России.
Нормативные правовые акты размещаются на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.obrnadzor.gov.ru (далее – официальный сайт Рособрнадзора).
Раздел 2. Организация государственного контроля (надзора)
Сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля (надзора)
Приказом Рособрнадзора от 31.01.2013 № 51 «Об утверждении структуры Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» (в редакции приказов Рособрнадзора от 04.07.2013 № 643 и от 07.11.2013 № 1101) утверждена следующая структура Рособрнадзора:
руководство Рособрнадзора;
помощник руководителя Рособрнадзора;
советник руководителя Рособрнадзора;
Управление правового, инструктивного и аналитического обеспечения;
Управление государственного заказа и работы с целевыми программами;
Управление оценки качества образования;
Управление делами;
Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Управление надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями;
Управление государственных услуг;
Отдел режимно-секретной работы и мобилизационной подготовки.
Функцию государственного контроля (надзора) в сфере образования осуществляет Управление надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями.
Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» к функциям государственного контроля (надзора) относятся:
федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путём выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным организациям и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также принятие мер по устранению нарушений этих стандартов, в том числе путём выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным организациям, и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
государственный контроль (надзор) за соблюдением указанными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции, а также принятие мер по устранению выявленных нарушений, в том числе путём выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным организациям, и контроль за исполнением таких предписаний.
Согласно статье 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования.
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учётом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьёй 93 Федерального закона об образовании.
В рамках установленных полномочий объектами надзорно-контрольной деятельности Рособрнадзора являются:
организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, реализующие образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки», которое утратило силу с 01.09.2013;
федеральные государственные профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
российские образовательные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации;
образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
осуществляющие образовательную деятельность дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.
В целях реализации полномочий по государственному контролю (надзору) Рособрнадзором обеспечивается:
Подготовка мероприятий по контролю (надзору), включающая:
формирование и согласование с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, иными органами, осуществляющими функции по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, плана проведения Рособрнадзором плановых проверок юридических лиц на очередной календарный год; обработку представленной Генеральной прокуратурой Российской Федерации информации; работу с базами данных ФНС России; подготовку и направление писем в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля о согласовании сроков проведения плановых проверок;
принятие решений о проведении внеплановых мероприятий по контролю (надзору);
аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых Рособрнадзором к проведению мероприятий по контролю (надзору), включая: обработку поступающих заявлений об аккредитации и представленных документов; направление уведомлений заявителям о принятых решениях; подготовку распоряжений об аккредитации; подготовку свидетельств об аккредитации граждан и организаций; формирование реестра выданных свидетельств об аккредитации; рассылку распорядительных актов и свидетельств об аккредитации;
подбор экспертов, аккредитованных Рособрнадзором в установленном порядке, для участия в мероприятиях по контролю (надзору);
направление распорядительных актов о проведении проверок и уведомлений о начале проведения плановой/внеплановой проверки в образовательные организации; запрос документов и материалов для проведения документарных проверок.
Проведение мероприятия по контролю (надзору), формирование по его результатам итоговых документов и реализация полученных материалов, включающее:
проведение проверки (плановая/внеплановая; выездная/документарная), в ходе которой осуществляется анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения (организации), научной организации;
формирование по результатам проверки акта;
возбуждение дел об административных правонарушениях;
направление в суд протоколов об административных правонарушениях;
подготовку отчёта о результатах проверки;
подготовку предписания об устранении выявленных нарушений;
направление материалов проверки в порядке межведомственного взаимодействия (при необходимости) в органы прокуратуры, органы внутренних дел, Счётную палату Российской Федерации, Роспотребнадзор, Роструд, Росимущество, федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции учредителей образовательных организаций.
Обработка результатов мероприятия по контролю (надзору), включающая:
ведение журнала учёта актов по результатам проверок;
ведение базы данных о выявленных в результате проведённых проверок нарушениях; выданных предписаниях, результатах рассмотрения документов об их исполнении;
формирование архивных материалов (основания для проведения внеплановых проверок (жалобы граждан), приказы о проведении плановых/внеплановых, выездных/документарных проверок, решения органов прокуратуры о согласовании/отказе в согласовании внеплановых проверок (при необходимости), акты, отчёты, экспертные заключения, предписания, документы об исполнении предписаний, распорядительные акты Рособрнадзора о приостановлении/прекращении действия лицензии; приостановлении/лишении образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации);
ведение базы данных о составленных протоколах об административных правонарушениях и принятых судебных решениях;
формирование информации о результатах контрольно-надзорной деятельности для размещения на официальном сайте Рособрнадзора;
внесение документов, формируемых в результате контрольно-надзорной деятельности, в государственную информационную систему автоматизации контрольно-надзорной деятельности;
формирование справочных, информационных, аналитических и статистических материалов о результатах контрольно-надзорной деятельности;
формирование еженедельной, ежемесячной, ежеквартальной, полугодовой и итоговой отчётной информации о результатах мероприятий по контролю (надзору).
Принятие мер в связи с неисполнением предписаний:
подготовка предложений по результатам рассмотрения отчётов образовательных организаций, не подтверждающих исполнение предписания, о проведении внеплановой проверки;
проведение внеплановых проверок исполнения предписаний;
возбуждение дел об административных правонарушениях в связи с неисполнением предписаний, направление протоколов в судебные органы;
подготовка повторных предписаний;
подготовка актов по результатам рассмотрения сведений и документов, представленных образовательными организациями во исполнение повторного предписания Рособрнадзора;
подготовка приказов (распоряжений) о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации и запрете приёма в образовательную организацию;
подготовка приказов о возобновлении действия свидетельства о государственной аккредитации; подготовка приказов о лишении объекта контроля свидетельства о государственной аккредитации;
внесение соответствующих документов в государственную информационную систему автоматизации контрольно-надзорной деятельности.
Иные административные действия, включающие:
формирование планово-отчётной документации;
осуществление мер профилактического характера, направленных на недопущение образовательными учреждениями и научными организациями нарушений установленных требований;
представительство интересов Рособрнадзора в судебных и иных органах и организациях;
подготовку предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности;
регистрацию и отправку входящей и исходящей корреспонденции;
рассмотрение обращений физических и юридических лиц;
подготовку ответов заявителям по результатам рассмотрения обращений;
внесение в базу данных по работе с обращениями граждан информации о результатах рассмотрения поступившего обращения и принятых мерах;
формирование архива.
В соответствии со статьёй 98 Федерального закона об образовании в целях обеспечения единства требований к осуществлению государственного надзора в сфере образования и учёта его результатов (далее – ГИС надзора) создана государственная информационная система государственного надзора в сфере образования, формирование и ведение которой организует Рособрнадзор.
В настоящее время ГИС надзора эксплуатируется в Рособрнадзоре в штатном режиме.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования» в ГИС надзора учитываются следующие виды информации:
а) в отношении образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, включая их филиалы (далее - организации), полномочия по государственному контролю (надзору) за деятельностью которых осуществляет Рособрнадзор:
наименование организации;
основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, организационно-правовая форма, код причины постановки на учёт в налоговом органе;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя;
место нахождения;
справочные телефоны, адрес электронной почты, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»);
б) в отношении планирования и согласования проверок образовательных организаций (далее – федеральный объект проверки):
наименование федерального объекта проверки;
место нахождения;
цели и задачи проведения проверки;
основание для проведения проверки;
сроки проведения проверки;
предмет проверки;
форма проверки (выездная, документарная);
вид проверки (плановая, внеплановая);
наименование органа государственного контроля (надзора), с которым проверка проводится совместно;
перечень должностных лиц, осуществляющих проверку, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов и (или) экспертных организаций;
информация об изменениях, внесенных в план проверок;
в) в отношении результатов проверки:
выявленные нарушения (акты и отчёты, составленные по результатам проверки);
реквизиты протоколов об административных правонарушениях и результаты рассмотрения судом указанных протоколов;
решение о признании проверки недействительной с указанием оснований такого признания;
решение об отмене результатов проверки;
перечень нарушений требований законодательства Российской Федерации к проведению проверок;
г) в отношении выданных предписаний:
реквизиты предписания;
перечень выявленных нарушений;
д) информация об устранении нарушений по выданным предписаниям, включая информацию о представлении Рособрнадзору отчётов об исполнении предписаний;
е) в отношении мер, принятых в связи с неисполнением предписаний:
реквизиты протоколов об административных правонарушениях и результаты рассмотрения указанных протоколов судом;
решение о приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности, возобновлении её действия, аннулировании лицензии;
решение о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации, возобновлении действия свидетельства, о лишении организации свидетельства о государственной аккредитации;
ж) информация о поступивших в Рособрнадзор обращениях физических и (или) юридических лиц с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц федеральных объектов проверки.
Таким образом, за период с 2012 года фиксируется систематическое увеличение количества документов по результатам государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Ниже приведена диаграмма, отображающая данные по количеству документов в ГИС надзора за периоды: первое полугодие и конец 2012 года, первое полугодие и конец 2013 года.
Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций
К нормативным правовым актам, являющимся основанием для исполнения контрольно-надзорных полномочий, относятся:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании»;
Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»;
постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»;
постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»;
постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;
постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»;
постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования»;
постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
приказ Минобрнауки России от 02.05.2012 № 367 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования» (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2012, регистрационный № 24789);
приказ Минобрнауки России от 02.05.2012 № 370 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования» (зарегистрирован Минюстом России 03.07.2012, регистрационный № 24782).
Информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора) при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регламентирующего порядок организации и проведения проверок (особенности проведения проверок, установленные указанным законом) юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), при организации и проведении проверок.
Плановые проверки осуществлялись в 2013 году в соответствии с Планом проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановых проверок юридических лиц на 2013 год (далее – План проверок), проект которого в срок до 01.09.2012 был направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации на рассмотрение.
После проведённого в соответствии с предложениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации согласования с иными контрольными органами сроков проведения совместных проверок План проверок, утверждённый руководителем Рособрнадзора, был размещён на официальном сайте Рособрнадзора и направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования сводного плана проверок субъектов предпринимательства и размещения на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В течение 2013 года по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации вносились изменения в План проверок в части исключения образовательных учреждений из плана в связи с ликвидацией или реорганизацией. В соответствии с требованиями законодательства информация об исключении образовательных учреждений из плана проверок регулярно размещалась на официальном сайте Рособрнадзора.
При осуществлении своих функций Рособрнадзор взаимодействовал с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и по другим вопросам, связанным с контрольно-надзорной деятельностью.
Так, в связи с видеорепортажем телекомпании РТР «Вузы-прокладки: мошенники нашли способы обойти ЕГЭ», вышедшим в эфир в сентябре 2013 года, Рособрнадзор направил в Генеральную прокуратуру Российской Федерации письмо о деятельности образовательных учреждений, упомянутых в репортаже, и иных юридических лиц, имеющих лицензию Рособрнадзора на осуществление образовательной деятельности, и использующих схемы ложного зачисления абитуриентов в образовательные учреждения иностранных государств, минуя таким образом необходимость сдачи единого государственного экзамена при поступлении в российские вузы.
В своем обращении Рособрнадзор, реализующий функции по контролю и надзору в сфере образования, отметил, что с точки зрения соблюдения законодательства об образовании применить к подобным «вузам-прокладкам» предусмотренные законодательством об образовании санкции не представляется возможным, поскольку порядок приёма граждан в вузы, утверждённый соответствующим нормативным правовым актом, зарегистрированным Минюстом России, в этой части вузами соблюдается (раздел Х «Особенности проведения приема иностранных граждан» приказа Минобрнауки России от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования»).
Вместе с тем, очевидно, что такие абитуриенты в действительности никогда не обучались в образовательных учреждениях иностранных государств, а договоры, в соответствии с которыми они зачислялись в вузы, являлись фиктивными. Учитывая тот факт, что указанные нарушения касаются сферы правоприменения правоохранительных органов и прокуратуры, Рособрнадзор обратился с просьбой к Генеральной прокуратуре Российской Федерации принять в отношении таких вузов меры прокурорского реагирования.
В ответном письме Генеральная прокуратура Российской Федерации проинформировала Рособрнадзор о проведении по её поручению межрайонными прокуратурами г. Москвы проверок вузов, упомянутых в обращении Рособрнадзора, результатами которых стало вынесение в отношении образовательных организаций представлений прокуратур об устранении нарушений законодательства, а также возбуждение дел об административных правонарушениях.
Кроме того, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации неоднократно направлялись материалы проверок, проведённых Рособрнадзором, а также информационно-аналитические справки о деятельности отдельных образовательных организаций, сформированные по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования.
На основании обращений Генеральной прокуратуры Российской Федерации ответственные работники Рособрнадзора, уполномоченные на проведение проверок, принимали участие в совместных с органами прокуратуры различных субъектов Российской Федерации проверках в части компетенции Рособрнадзора.
Представитель Рособрнадзора является также членом Межведомственной рабочей группы по противодействию распространению запрещённой информации в средствах массовой информации и в сети «Интернет», созданной в соответствии с распоряжением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в целях повышения эффективности надзора за исполнением законов о защите интересов государства и общества при распространении информации в средствах массовой информации и в сети «Интернет», координации деятельности уполномоченных органов и улучшения межведомственного информационного взаимодействия в указанной сфере.
Учитывая, что вопросы, связанные с противодействием распространению запрещённой информации в средствах массовой информации и сети «Интернет», на сегодняшний день представляют наиболее актуальное значение, особенно в сфере образования, при подготовке нового Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки в число полномочий Рособрнадзора был включён государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции, а также принятие мер по устранению выявленных нарушений, в том числе путём выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным организациям, и контроль за исполнением таких предписаний.
В целях реализации указанного полномочия Рособрнадзором при проведении проверок образовательных организаций высшего образования выборочно запрашивалась информация о выполнении вузами требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
У органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в сфере образования Северо-Кавказского федерального округа (далее – СКФО), Рособрнадзором была запрошена информация о мероприятиях, направленных на противодействие экстремизму, развитие толерантности в детской и подростковой среде, правовому просвещению обучающихся образовательных учреждений. Представленная этими органами информация, а также информация о результатах проверок Рособрнадзором нескольких вузов, также расположенных на территории СКФО, в виде обобщенной справки направлена в декабре 2013 года в Генеральную прокуратуру Российской Федерации к заседанию Межведомственной рабочей группы по противодействию распространению запрещённой информации в средствах массовой информации и в сети «Интернет».
В случае выявления признаков экстремизма, в том числе по информации граждан, поступающей в Рособрнадзор, уголовно-наказуемых и иных противоправных деяний в рассматриваемой сфере, не входящих в компетенцию Рособрнадзора, такая информация незамедлительно направлялась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, МВД России и ФСБ России.
При выявлении в ходе проверок Рособрнадзора, в том числе по обращениям граждан и организаций, признаков нарушений финансового, трудового, гражданского законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей материалы проверок направлялись в адрес Счётной палаты Российской Федерации, Роструда, Росфиннадзора, Росимущества, Роспотребнадзора и его территориальных органов, в чьи полномочия входит принятие мер реагирования на указанные нарушения.
Так, по обращению группы педагогических и научных работников ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» в Администрацию Президента Российской Федерации Рособрнадзор провел совместную с Рострудом проверку информации, изложенную в обращении, а также организовал встречи, как с авторами обращений, так и с руководящими работниками университета.
В результате проверки нарушений законодательства Российской Федерации в части компетенции Рособрнадзора выявлено не было.
В связи с многочисленными обращениями граждан на неправомерное введение дополнительного вступительного испытания профильной направленности вузами, находящимися в ведении ФСИН России, Рособрнадзор провел проверки информации, изложенной в обращениях, в результате которых установил, что дополнительное вступительное испытание и зачисление в вузы, подведомственные ФСИН России, проводилось в 2013 году на основании приказа ведомства «Об объявлении набора и организации отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний в 2013 году».
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат государственной регистрации. В нарушение указанных Правил упомянутый приказ ФСИН России государственной регистрации в Минюсте России не проходил.
Учитывая данное обстоятельство, Рособрнадзор направил официальные письма и материалы проведённых по обращениям граждан проверок в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и ФСИН России о несоответствии ведомственного акта федерального органа исполнительной власти требованиям законодательства Российской Федерации и недопустимости его применения.
Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора) подведомственными органам государственной власти организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют контроль (надзор)
Федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Рособрнадзора, не выполняют функции по осуществлению государственного контроля (надзора).
Сведения о проведённой работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок
В соответствии с Правилами аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689, в 2013 году продолжалась работа по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок.
В 2013 году аккредитовано в качестве экспертов 27 граждан (в 2012 году – 149) и 4 юридических лица – в качестве экспертной организации (в 2012 году – 1) с внесением их в Реестр свидетельств об аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Рособрнадзором в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю и выдачей свидетельства об аккредитации.
|