Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»


Скачать 116.32 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк доверенности > Методические рекомендации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ДГМА Росздрава)

Кафедра эпидемиологии
УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол № __ от «__»_______2013 г.

Заведующий кафедрой эпидемиологии

Зульпукарова Н.М-Г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»

на практическое занятие по теме :

«Эпидемиология и профилактика стрептококковой и стафилококковой инфекции»
Составил: зав.кафедрой, доц.

Зульпукарова Н.М.-Г.

Махачкала – 2013 г.

I. Учебная цель

1. Целью темы занятия «Эпидемиология и профилактика стрептококковой и стафилококковой инфекции» является изучение эпидемиологического процесса стрептококковой и стафилококковой инфекций.

В результате обучения по теме «Эпидемиология и профилактика стрептококковой и стафилококковой инфекций» студенты должны:

1.Знать

- этиологию стрептококковой и стафилококковой инфекции;

- резервуар и источники возбудителя;

- механизм передачи, пути и факторы передачи;

- восприимчивость;

- лабораторную диагностику;

- мероприятия в очаге.

Уметь:

- проводить мероприятия в эпид.очаге;

- собрать информацию о заболевании;

- провести эпид. обследование, дезинфекцию в эпид очаге;

- установить ежедневное медицинское наблюдение за общавшимися с больным;

- заполнять медицинскую документацию;

Время тематического занятия: 2 академических часа.

Учебно-материальное обеспечение:

1.Наглядные пособия: таблицы, схемы, слайды, санитарные правила.

2.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

Литература основная:


  1. Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М., Медицина 1993

  2. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология. М.: Медицина, 1989

  3. Ющук Н.Д. и др. Эпидемиология: сборник тестов и задач, М: Медицина 1997

  4. Биглхол Р., Бонита Р., Кьельстрем Т. Основы эпидемиологии - Женева, ВОЗ, 1994 – 259с.

  5. Зуева Л.Р., Яфаев Р.Х. Эпидемиология Санкт – Петербург, 2005


Дополнительная литература:

1.Черкасский Б.Л. Системный подход в эпидемиологии – М: Медицина, 1988

2.Черкасский Б.Л.- глобальная эпидемиология, - М.Медицина 2008

3.Покровский В.И. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней М., Медицина, 1993

4.Профилактика острых кишечных инфекций: Санитарно – эпидемиологические правила. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000 – 31с

5. М.А.Чайка, Л.Б.Хазенсон, Ж.П.Бутцлер и др. Компилабктериоз 1 – М.: Медицина, 1988 – 352с.

6. Профилактика внутрибольничных инфекций Под.ред. Е.А. Ковалевой, Н.А. Семиной. – М.: РАРОГЪ, 1993 – 228с

7.Р.Х.Яфаев, Л.П.Зуева Эпидемиология внутребольничной инфекции. – Л.: Медицина 1989 – 168с
Учебные вопросы и расчет времени:



Учебные вопросы

Расчет времени

1

2

3

1

Введение. Преподаватель отмечает актуальность изучаемой темы т.к. знания эпидемического процесса стрептококковой и стафилококковой инфекции необходимы при проведении профилактических мероприятий

5 мин

2

Определение исходного уровня знаний проводится с использованием тестов I уровня

20 мин

3

После предварительной домашней подготовки по соответствующим разделам учебника, курсанты продолжают изучать тему, работая со специально подготовленным учебным материалом (карты эпидемиологического обследования очага инфекционного больного, экстренные извещения, санитарные правила)

40 мин

4

Контроль усвоения материала проводится путем решения ситуационных задач 3 уровня.

20 мин.

5.

Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.

5 мин.


II. Методические указания

1.Общие организационно – методические указания.

Изучение материала по теме: «Эпидемиология и профилактика стрептококковой и стафилококковой инфекции» является составляющей частью обучения по дисциплине «эпидемиология». Базисом для изучения данной темы служат знания по таким дисциплинам, как инфекционные болезни, микробиология, патофизиология.

Отработке на занятиях в процессе изучения данной темы подлежат вопросы по эпидемиологии и профилактике стрептококковой и стафилококковой инфекции

2.Методические указания по вводной части.

Преподаватель объясняет студентам порядок проведения занятия «Эпидемиология и профилактика стрептококковой и стафилококковой инфекции», обращает внимание на необходимую тематическую литературу, а также электронный ресурс материалов по теме. Освещаются вопросы работы с больными, находящимися на лечении в инфекционном стационаре (сбор эпид. анамнеза, анализ лабораторных исследований, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге и т.д.).

Обязательной исходной информацией является знакомство с вопросами по данной теме для итогового занятия.

3. Методические указания по проверке исходных знаний по теме «Эпидемиология и профилактика стрептококковой и стафилококковой инфекции»

В качестве формы контроля подготовленности к занятию можно рекомендовать определение уровня знаний материала по теме домашнего задания.

Методика контроля рекомендуется в двух формах: устной и письменной (возможно краткое компьютерное тестирование). Устная форма контроля может быть применена в форме собеседования. Письменная форма контроля может быть применена в виде краткого программ – контроля, где задается 3 вопроса по изучаемому материалу.

Цель проверки знаний - определить наиболее слабые звенья в знаниях студентов.

4.Методические указания по отработке учебных вопросов.

Занятия по теме «Эпидемиология и профилактика стрептококковой и стафилококковой инфекций» проводится в форме разбора больных с диагнозом «рожа» и «острое респираторное заболевание с явлением тонзиллита».

Предварительно курсанты знакомятся с историями болезней, лабораторными данными, затем работают с пациентом в палате: собирают эпидемиологический анамнез, жалобы, намечают план проведения профилактических мероприятия в очаге.

Далее в таком же плане разбираются некоторые архивные истории болезни (больных со скарлатиной, стафилококковым сепсисом).

Обязательной частью занятия является разбор ситуационных задач, которые проводятся по следующей схеме: преподаватель зачитывает условия задачи, а затем один из курсантов последовательно отвечает на вопросы. В случае если у него возникают затруднения, ему помогают другие.

Таким образом, согласно расчету учебного времени, тема«Эпидемиология и профилактика стрептококковой и стафилококковой инфекции» разбирается в течение 2-х академических часов.

Преподаватель определяет общий уровень подготовки по теме «Эпидемиология и профилактика стрептококковой и стафилококковой инфекции», знакомит с темой следующего занятия, обращает внимание на наиболее важные вопросы темы и литературу, которая необходима при подготовке.

III. Учебные материалы:

1.Обучающие материалы: таблицы, схемы, истории болезни, слайды, санитарные правила.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Характеристика возбудителей стрептококковой инфекции.

  2. Резервуар и источники возбудителя.

  3. Механизм и пути передачи инфекции.

  4. Факторы способствующие передачи инфекции

  5. Восприимчивость людей.

  6. Мероприятия в эпидемиологическом очаге.

  7. Профилактика

  8. Характеристика возбудителей стафилококковой инфекции

  9. Резервуар и источники возбудителя.

  10. Механизм, пути и факторы передачи инфекции.

  11. Проявления эпидемиологического процесса.

  12. Профилактика и противоэпидемические мероприятия.

Тесты:

?К внутрибольничным инфекциям (ВБИ) относят…

!Инфицирование пациентов в стационаре

!Инфицирование пациентов в поликлинике

!Инфицирование медицинских работников при оказании медицинской помощи в стационаре или в поликлинике

!Инфицирование пациентов в стационаре или поликлинике и медицинского персонала при осуществлении им профессиональной деятельности

!+Все верно
?Рост заболеваемости ВБИ обусловлен…

!Созданием крупных многопрофильных больничных комплексов

!Применением антибиотиков

!Формированием внутригоспитальных штаммов

!Увеличением числа пациентов группы риска

!+все верно
?Внутрибольничная инфекция - это…

!Только результат экзогенного инфицирования

!Только результата активизации эндогенной микрофлоры

!+Возможны оба варианта

!Возможны оба варианта
?Активизация аутофлоры как причина эндогенной ВБИ у больных может быть обусловлена…

!Приемом иммунодепрессантов

!Нерациональным использованием антибиотиков

!Приемом цитостатиков

!Оперативным вмешательством на полостных органах (кишечник, верхнечелюстные пазухи и др.)

!+все верно
?Этиологическими агентами ВБИ могут быть…

!Бактерии

!Вирусы

!Простейшие

!Грибы

!+все верно
?Для госпитальных штаммов характерно…

!+все верно

!Множественная лекарственная устойчивость

!Устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды

!Устойчивость к дезинфекционным средствам

!Фагорезистентность
?Факторы риска возникновения ВБИ

!Длительность госпитализации

!+все верно

!Возраст больных

!Число инструментальных вмешательств

!Наличие сопутствующих заболеваний
?Для предупреждения возникновения ВБИ в стационаре целесообразно…

!Сокращение времени пребывания больных в стационаре

!Сокращение числа медицинских инвазивных вмешательств

!Использование инструментария одноразового пользования

!Выявление больных пиелонефритом, гнойно-септическими заболеваниями среди медицинского персонала и их лечение

!+все верно
?С целью предупреждения ВБИ для обработки рук медицинского персонала используют…

!Туалетное или хозяйственное мыло

!Антисептическое мыло «Динасул»

!0,5% раствор хлоргексидина (водный или спиртовой)

!1% раствор йодопирона

!+все верно
?Как следует обрабатывать руки медицинских работников, загрязненные кровью или выделениями больных?

!Вымыть проточной водой с мылом

!Протереть руки тампоном, смоченным в одном из дезинфекционных растворов, и вымыть проточной водой

!+Протирать руки в течение 2 мин. Тампоном, смоченным в одном из дезинфекционных растворов, и через 5 мин. Вымыть в проточной воде
?Если медицинские перчатки загрязнены кровью пациента, то следует…

!Считать их непригодными для дальнейшего использования

!+Немедленно протереть тампоном, смоченным дезинфектантом, затем промыть а проточной воде

!Немедленно вымыть в проточной воде, затем погрузить в раствор дезинфектанта
?Как поступить с использованным одноразовым медицинским инструментарием?

!Удалить его вместе с бытовым мусором

!Прокипятить и отправить в мусорный контейнер

!Залить на 1ч. раствором дезинфектанта, затем выбросить с бытовым мусором

!+Обработать в автоклаве в течение 1ч. при температуре +1320С, затем выбросить с бытовым мусором
?Стерильный стол в процедурном кабинете накрывают…

!На каждые 2ч. работы

!+На одну рабочую смену

!На один рабочий день
?Генеральную уборку процедурного кабинета следует проводить…

!Ежедневно в конце рабочего дня

!Ежедневно до начала работы, применяя 1% раствор хлорамина для мытья пола

!+Один раз в 7 дней, применяя дезинфектант для орошения стен и пола, затем - бактерицидные облучатели
?Уборочные материал (ветошь) по окончании уборки палат и кабинетов следует…

!Прополоскать в воде и высушить

!+Погрузить на 1ч. в раствор дезинфектанта, затем прополоскать и высушить

!Погрузить на 1ч. в раствор дезинфектанта, затем прополоскать и высушить
?Система эпидемиологического надзора за ВБИ включает…

!Учет и регистрацию ВБИ

!Расшифровку этиологической структуры ВБИ

!Слежение за уровнем и характером циркуляции патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в больничных условиях

!Изучение культуральных, биохимических, серологических и других свойств выделенных микроорганизмов

!+все верно
?Что из перечисленных ситуаций можно рассматривать как внутрибольничную инфекцию?

!Корь диагностирована у ребенка на 4-й день госпитализации в отделение ОРВИ по наличию сыпи на лице

!Токсигенные коринебактерии дифтерии выделены в мазке из ротоглотки, взятого у больного ангиной в 1-й день госпитализации

!+Пневмоцистная пневмония диагностирована через 20 дней после выписки ребенка из родильного дома

!+Сальмонеллез выявлен у больных пневмонией на 8-10-й день госпитализации

!+В радиологическом отделении у больного на 8-й день госпитализации появились жидкий стул, рвота, боли в животе, из кала выделены шигеллы Зонне

5.Методические указания по проведению заключительной части занятия «Эпидемиология и профилактика стрептококковой и стафилококковой инфекции».

Проводится анализ работы каждого студента, подводятся итоги.

Преподаватель: зав. кафедрой, доц.

Зульпукарова Н.М.-Г.

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»
«Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология»
«Дагестанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconУчебно-методические рекомендации по учебной дисциплине «история» для студентов-заочников
Основные требования и рекомендации по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «История»: – 9

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические рекомендации к проведению лабораторных и практических работ для обучающихся разработаны в соответствии с требованиями...

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconВопросы к зачету по дисциплине «эпидемиология» для отделения
Эпидемиология как наука об эпидемическом процессе. Связь эпидемиологии с другими науками. История развития эпидемиологии. Значение...

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические указания к практическим занятиям студентов по учебной дисциплине фармакология
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014....

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины одб. 01 Иностранный язык (английский)

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по...
Методические рекомендации по выполнению морфемного и словообразовательного разбора слова

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной...
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «огсэ. 02 История» для специальности 19. 02. 10...

Методические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «эпидемиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовой статус юридических лиц»
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск