Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение


НазваниеСтавропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение
страница1/8
ТипРеферат
filling-form.ru > Бланки > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГРИГОРОПОЛИССКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АТАМАНА М.И.ПЛАТОВА»

Модульно – компетентные технологии по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

Учебно – методическое пособие.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГРИГОРОПОЛИССКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АТАМАНА М.И.ПЛАТОВА»


Модульно – компетентные технологии по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

Учебно – методическое пособие.

Авторы: Скорбина О.В. – заведующая бухгалтерским отделением Григорополисского сельскохозяйственного техникума, преподаватель высшей категории.

Гридина В.Н. – председатель цикловой комиссии бухгалтерских дисциплин, преподаватель высшей категории.


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года были поставлены задачи повышения компетенций персонала, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях, способствует решению этих задач. В данном пособии представлена процедура разработки модульной программы по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", основанной на компетенциях и пакет форм документации по отдельным модулям. Методическое пособие является результатом изучения и освоения методики разработки модульных программ, основанных на компетенциях, предлагаемых Минобрнауки России. Предназначено для преподавателей бухгалтерских дисциплин.
Содержание

Введение.


  1. Обучение основанное на компетенциях.




    1. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях.

    2. Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях.




  1. Модульно – компетентные технологии по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».




    1. Модульная программа для обучения профессии бухгалтера.

    2. Организация учебного процесса основанного на модульно – компетентной технологии.


Заключение.


Введение.
Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" устанавливает, что бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Это предполагает необходимость освоения обучения основанного на компетенциях.

В настоящем учебно-методическом пособии освещаются вопросы, связанные с изучением и освоением методики разработки модульных программ, основанных на компетенциях, предлагаемыми Минобрнауки России, применительно к конкретной специальности – "Экономика и бухгалтерский учет".

Пособие состоит из двух разделов с подразделами. В первом разделе представлены результаты освоения и внедрения механизмов разработки модульных программ, основанных на компетенциях (1.1.) и методики обучения в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях (1.2.).

Во втором разделе содержится описание модульно-компетентной технологии по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", состоящий из методики разработки модульной программы для обучения профессии бухгалтера (2.1.) и организации учебного процесса основанного на модульно – компетентной технологии (2.2.).

В данном пособии представлена процедура разработки модульной программы по специальности, основанной на компетенциях, а также пакет форм документации по отдельным модулям. Рассмотрены особенности организации учебного процесса, механизмы интеграции и практики, методы обучения и разработки обучающих материалов, новая роль преподавателя в условиях предлагаемого подхода.

В приложении представлена примерная программа профессионального модуля "Вести бухгалтерский учет источников формирования имущества, выполнять работы по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации".

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года были поставлены задачи повышения компетенций персонала, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях, способствует решению этих задач. Модульный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет методики формирования содержания и организации обучения; позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их. При этом происходит переосмысление места и роли знаний в процессе освоения компетенций.

Особое значение имеет гибкость модульных программ:

  • путем комбинирования модулей можно индивидуализировать обучение для каждого учащегося исходя из его уровня знаний и умений;

  • обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда.

Реформы происходящие в экономике страны вызывают необходимость для системы профессионального обучения следовать за изменениями в сфере труда и адаптироваться с происходящим переменам. Профессиональное образование должно реагировать на экономическую ситуацию, структуру рынка и спрос на новые компетенции. Политика в области профессионального образования должна отражать экономическую политику страны. Развитие всех секретов экономики в современной ситуации связано с убыстряющимся темпом развития новых технологий и новыми производственными процессами.


  1. Обучение основанное на компетенциях.



В современных условиях социально-экономических развития общества основной концепцией в сфере образования является обучение в течение всей жизни. Сущность его заключается в целенаправленном обучении, осуществляемом на постоянной основе с целью совершенствования знаний и умений в интересах профессионального и личностного развития.

Цель данной компетенции состоит в формировании высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда и заниматься продолжением профессионального роста и образования.

Подготовка таких специалистов способствует технология профессионального образования с применением модульных программ, основанных на компетенциях.

Компетенция – это способность применять знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.

Знания осваиваются в ходе познавательной деятельности.

Умения предполагает целенаправленное выполнение действий.

Под отношениями понимаются отношения к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе, своему личному и профессиональному развитию и карьере.

Опытом становиться то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира.

Различают три основных типа компетенций:

  1. Технические (профессиональные) компетенции, относящиеся к сфере профессиональной деятельности.

  2. Сквозные (мобильные), относящиеся к социальным, коммуникативным, методическим и иным компетенциям, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий (умение организовывать рабочее место; умение поддерживать эффективное общение с коллегами и т.п.).

  3. Новые базовые (ключевые) компетенции, которые дополняют традиционные ключевые умения и необходимы для получения новых знаний, адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и др.

Все три вида компетенций предполагают автономное обучение, основанное на решении проблем в реальной ситуации трудовой деятельности или в ситуациях приближенных к реальным трудовым условиям (имитирующим их) и требует использования при обучении интерактивных методов.

Под обучением, основанным на компетенциях, понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации, знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности /профессии». (Глоссарий ЮНЕСКО, 2004).

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ.

Модуль – понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значительным для сферы труда.

Модульные программы, основанные на компетенциях имеют следующие преимущества:

  1. Возможность ясно и четко формировать цели и задачи программ обучения, соответствующие потребностям работодателей и понятные им.

  2. Увеличение производительности обучения.

  3. Упрощение системы администрирование учебного процесса.

  4. Расширение целевых групп обучающихся.

  5. Возрастание эффективности личной деятельности и ответственности обучающихся и обучающего персонала.

  6. Реальная индивидуализация учебного процесса.

  7. Повышение уровня взаимодействия обучающихся и преподавателей.

  8. Реальная подготовка обучающихся к трудовой деятельности.

  9. Рост доверия социальных партнеров.

  10. Повышение гибкости программ обучения.

  11. Формирование производственной культуры в учебном заведении.

  12. Создание стандартных, объективных, независимых условий оценки качества освоения программ обучения.

Профессиональное образование основанное на компетенциях характеризуется следующими особенностями:

  1. Основное содержание (стандарты) – ориентированность на потребности сферы труда, т.е. на реальную трудовую деятельность.

  2. Учебная программа – модульная. Строиться гибко в виде горизонтального (вертикального) набора модулей на базе теоретической подготовки в данной области компетенции или на основе предыдущего трудового опыта в соответствии с потребностями обучающегося.

  3. Методы обучения – активные, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, включая проектную работу. Преподаватель становиться организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами; он заинтересован быть в курсе изменений и тенденций развития предметной области.

  4. Оценка – «Умеет / не умеет делать что – то», т.е. оценка освоенных компетенций. Может быть проведена с участием внешних экспертов или на рабочем месте. Методика позволяет выявить несоответствие (недостаточные умения) демонстрируемых компетенций задачам модуля в конкретной области.

  5. Продолжительность программы обучения – гибкий подход, основанный на конкретной потребности обучающегося.

  6. Реализация обучения – разнообразие методов и мест освоения.

    1. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях.


Профессиональное обучение основанное на компетенциях невозможно без соответствующих программ. Перед разработкой модульной программы необходим функциональный анализ, который представляет собой описание трудовой деятельности через функции и результаты. Функциональный анализ позволяет оперативно учитывать изменения в технологии и организации труда на региональных рынках труда, куда попадут выпускники учебных заведений. Анализ необходим и при наличии профессиональных стандартов, так как они требуют постоянного уточнения в результате опережения темпов развития рынков труда, их обновления. Профессиональные стандарты представляют собой набор характеристик в виде знаний и умений, отвечающих тому, что и как человек должен уметь делать и что для этого нужно знать, описанный конкретным набором типовых профессиональных критериев, свойственных той деятельности, которую человек осуществляет в рамках конкретной профессии. Эти характеристики в свою очередь, развиваются на компетенции. Профессиональный стандарт (ПС) и компетенция определяются сферой труда. Сущность профессионального стандарта в том, что его содержание не привносится извне и не возникает в результате обсуждения работодателем. Это содержание заложено в самой профессиональной деятельности. ПС устанавливаются для всех работающих в данной конкретной области в рамках отрасли.

Разработка модулей начинается с установления требований работодателей к стандартам деятельности в рамках конкретной профессии. При наличии профессиональных стандартов это делается для их уточнения, поскольку отрасли развиваются значительно быстрее, чем обновляются профессиональные стандарты, а в случае их отсутствия анализ потребности в умениях проводится для выявления реальных и перспективных требований к различным категориям работников.

На основе проведенного функционального анализа составляется функциональная карта, которая состоит в описании основной цели профессии; описания основных функций, составляющих данную профессию; функциональных модулей, определяющих конкретные значимые действия в рамках основных функций, являющиеся производными от основных функций (таб.1).

Основная цель кратко описывает профессию как суммарный результат того, что должно быть достигнуто в данной профессии. Например: основная цель должности «Кассир» - «Проводить и документально оформлять операции с наличными деньгами в кассе организации».

Основные функции позволяют достичь основную цель профессии и представляют собой описание тех конкретных действий, посредством которых достигается основная цель профессии. Количество функций зависит от сложности профессии. Каждая функция содержит целостную группу требований к осуществляемым действиям.

В случае должности «Кассир» могут быть выделены три функции (таб.2).:

  1. Организовать работу кассы.

  2. Проводить операции с наличными деньгами.

Таблица 1.


Функциональный модуль




Основная функция

Функциональный модуль




Функциональный модуль


Функциональный модуль



Основная цель профессии



Функциональный модуль

Основная функция



Функциональный модуль



Функциональный модуль




Основная функция

Функциональный модуль




Функциональный модуль



Функциональный модуль



Основная функция

Функциональный модуль




Функциональный модуль



и т.д.


  1. Вести учет операций с наличными деньгами.

Основные функции должны отражать максимальную целесообразность действий для достижения конечного результата.

После определения основных функций все основные функции подразделяются на ряд составляющих их более мелких единиц, каждая из которых называется функциональным модулем и описывает конкретные действия, составляющие конкретную компетенцию. Например, основная функция «Проводить операции с наличными деньгами» подразделяется на два функциональных модуля:

- принимать наличные деньги в кассу;

- выдавать наличные деньги из кассы.

Функциональный модуль. Каждый модуль описывает целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (т.е. компетенций), сформированных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по окончании освоений модуля. Функциональный модуль должен представлять собой четкое, понятное и законченное интегрированное описание набора действий, каждое из которых не является самодостаточным. Например, функциональный модуль «Принимать наличные деньги в кассу включает в себя такие действие:

  1. Принять и пересчитать наличные деньги от клиента;

  2. Проверить приходный кассовый ордер формально и сверить суммы денег;

  3. Расписаться в ордере;

  4. Поставить штамп «Получено»;

  5. Отрезать квитанцию;

  6. Проверить сопутствующие документы;

и т.д.»

Формирование модульной программы обучения, основанной на компетенциях осуществляется после разработки функциональной карты. Для этого необходимо сформулировать цели и задачи обучения. В основе программы находятся те результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения и которые соответствуют требованиям сферы труда, т.е. требованиям к деятельности в рамках профессии. Общая структура программы строится на основе функциональной карты, включающей в себя набор областей компетенций, состоящих из модулей обучения. Затем следует разработка каждого модуля обучения.

Общий пакет документации по каждому модулю содержит:

  1. Три документа по модулю:

- спецификация модуля;

- содержание модуля;

- руководство по модулю.

  1. Документацию по оценке.

  2. Методические материалы по реализации модуля.

  3. Учебные материалы.

Полный пакет документов следует разработать по каждому модулю.

Структура модульной программы обучения как отдельный документ содержит:

  1. Название профессии / специальности обучения с указанием параметров государственного образовательного стандарта ПО.

  2. Название профессии / специальности обучения.

  3. Описание профиля компетенции, которой будет обладать обучающийся по окончании обучения.

  4. Список областей компетенции.

  5. Список областей компетенции с перечнем входящих в них модулей.

  6. Даты утверждения.

Основной принцип модульной программы, основанной на компетенциях, состоит в определении того, что будут уметь обучающиеся по завершении обучения в рамках конкретной специальности или профессии.

Функциональная карта должности «Кассира»
Таблица 2.


А 1. Использовать помещение и оборудование




А. Организовывать работу кассы




А 2. Представлять документацию и наличные деньги на проверку



Основная цель:

Проводить и документально оформлять операции с наличными деньгами в кассе организации

Основная цель:

Проводить и документально оформлять операции с наличными деньгами в кассе организации



В 1. Проводить операции по поступлениям наличных денег в кассу и оформлять документы

В. Проводить операции с наличными деньгами


В 2. Проводить операции по выбытию наличных денег из кассы и оформлять документы


С. Вести учет операций с наличными деньгами



С 1. Вести кассовую книгу




С 2. Составлять отчет кассира




Сквозные модули



Д. Эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями и клиентами



Е. Применять компьютерные программы автоматизации рабочего места кассира



F. Соблюдать на рабочем месте правила техники безопасности


Поэтому все формулировки в документах, относящиеся к структуре программы обучения, начинаются со слов: «После завершения обучения обучающийся будет уметь…»

Таким образом, исходными понятиями для разработки программы обучения являются:

- основная цель профессии / специальности;

- основные функции;

- функциональные модули;

- технические компетенции;

- сквозные / мобильные компетенции;

- ключевые (базовые) компетенции.

Формирование программы обучения на основе функциональной карты осуществляется следующим образом:

  1. Профиль компетенции основная цель профессии.

  2. Области компетенции основные функции.

  3. Модули обучения функциональные модули.

- технические;

- сквозные;

- вспомогательные.

Вспомогательные модули необходимы в тех случаях, когда для освоения технических компетенций, или модулей обучения, требуются специальные знания и умения.

Рассмотрим составляющие структуры модульной программы обучения на примере программы обучения кассиров (Таблица 3.).

Профиль компетенции, как и основная цель в функциональной карте, является ключевым элементом структуры модульной программы обучения. Он обобщенно описывает требуемые компетенции для конкретной профессии, соответствующие основной цели функциональной карты. Профиль компетенции проецируется на области компетенции, которыми будет обладать обучающийся после завершения обучения и которые изложены в документах по модулю как задачи обучения.

Таким образом, для обучения кассиров профиль компетенции будет формулироваться следующим образом:

По завершении обучения обучающийся будет уметь проводить и документально оформлять операции с наличными деньгами в кассе организации.

Области компетенции описываются в форме конкретных измеряемых задач конкретные компетенции, которые обучающийся освоит в ходе обучения.

Описание областей компетенций начинается со слов: «В каждой области компетенций обучающийся будет уметь», после чего следует перечень названий областей компетенций, для каждой из которых сформулированы конкретные задачи. Так в случае программы обучения кассиров области компетенции будут формулироваться следующим образом: «По завершении обучения обучающийся будет уметь:

- организовать работу кассы;

- проводить операции с наличными деньгами;

- вести учет операций с наличными деньгами.

Структура модульной программы обучения должности «Кассира»
Таблица 3.

А 1. Использовать помещение и оборудование




А. Организовывать работу кассы




А 2. Представлять документацию и наличные деньги на проверку



Основная цель:

Проводить и документально оформлять операции с наличными деньгами в кассе организации

Основная цель:

Проводить и документально оформлять операции с наличными деньгами в кассе организации



В 1. Проводить операции по поступлениям наличных денег в кассу и оформлять документы

В. Проводить операции с наличными деньгами


В 2. Проводить операции по выбытию наличных денег из кассы и оформлять документы


С. Вести учет операций с наличными деньгами



С 1. Вести кассовую книгу




С 2. Составлять отчет кассира


Сквозные модули



Д. Эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями и клиентами



Е. Применять компьютерные программы автоматизации рабочего места кассира



F. Соблюдать на рабочем месте правила техники безопасности


Вспомогательные модули



Нормативные документы регламентирующие порядок ведения операций с наличными деньгами

Затем каждая область компетенции подразделяется на конкретные модули обучения.

Таким образом, структура модульной программы обучения будет выглядеть следующим образом:

Структура модульной программы обучения.

Специальность (должность) обучения:

Кассир

Профиль компетенции:

После завершения обучения обучающийся будет уметь проводить и документально оформлять операции с наличными деньгами в кассе организации.

Области компетенции и модули обучения.

Область компетенции:

После завершения обучения обучающийся будет уметь организовывать работу кассы.

Модули обучения:

- использовать помещение и оборудование;

- представлять документацию и наличные деньги на проверку.

Область компетенции:

После завершения обучения обучающийся будет уметь проводить операции с наличными деньгами.

Модули обучения:

- проводить операции по поступлению наличных денег в кассу и оформлять документы;

- проводить операции по выбытию наличных денег из кассы и оформлять документы.

Область компетенции:

После завершения обучения обучающийся будет уметь вести учет операций с наличными деньгами.

Модули обучения:

- вести кассовую книгу;

- составлять отчет кассира.

Сквозные модули, относящиеся ко всем областям компетенции:

- эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, клиентами;

- применять компьютерные программы автоматизации рабочего места кассира;

- соблюдать на рабочем месте правила техники безопасности.

Вспомогательные модули:

- нормативные документы регламентирующие порядок ведения операций с наличными деньгами.

Завершив разработку структуры модульной программы обучения, следует составить для каждого модуля спецификацию, в которой определяется какие знания, умения и отношения, подлежат освоению.

Спецификация модуля составляется по следующей схеме:

Задача модуля:

Действия

Умения

Знания

Ресурсы













  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение iconМетодическая разработка практического занятия, представленная на...
Министерство здравоохранения Ставропольского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского...

Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение iconС одной стороны, и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения...
Ставропольского края «Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница №1», лицензия № ло-26-01-002091 от "16" августа...

Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение iconДипломный проект тема: «Оценка эффективности функционирования трудового потенциала»
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение

Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение iconЗакон ставропольского края
Ставропольского края, внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае"...

Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение iconПлан работы министерства финансов Ставропольского края на I квартал 2016 года
Подготовка и внесение на рассмотрение Правительства Ставропольского края проекта закона Ставропольского края для представления в...

Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение iconКраснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение iconКраснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение iconДневник-отчет
...

Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение iconМинистерство образования и молодежной политики ставропольского края приказ
Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 г. N 421-п, в целях установления...

Ставропольского края государственное бюджетное образовательное учреждение iconСтавропольского края
Края от 30 апреля 2010г. №222 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск