Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения


Скачать 147.04 Kb.
НазваниеПоложение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
f:\чистякова новый\документы для завуча\фгос ооо\введение фгос ооо\чистовые документы\положения\портфолио.bmp

ПОЛОЖЕНИЕ

о портфолио ученика в условиях введения ФГОС


  1. Общие положения

    1. Настоящее Положение разработано в рамках введения ФГОС на всех ступенях обучения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации. 
      1.2.Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
      1.3. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период его обучения в школе. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. 

1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
1.6. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на следующую ступень обучения.


1.7. Функции Портфолио:

  • Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.

  • Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.

  • Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.

  • Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.




  1. Цель и задачи составления Портфолио.

Цель внедрения технологии Портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Основными задачами применения Портфолио являются:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

  • содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.


3. Структура и содержание Портфолио ученика.


3.1. Портфолио представляет собой пакет материалов, позволяющих фиксировать индивидуальные достижения учащегося в различных сферах деятельности. Это документ единого образца, представляющий папку с файловыми вкладышами. Состоит из следующих разделов:

  • титульный лист,

  • «О себе»,

  • «Учебные успехи»,

  • «Дополнительные занятия»,

  • «Участие в олимпиадах»,

  • «Участие в предметных мероприятиях»,

  • «Спортивные успехи»,

  • «Участие в творческих мероприятиях»,

  • «Мои трудовые успехи»,

  • «Родительская»,

  • «Отзывы»

  • «Приложение» (Приложение 1). 


3.2.Содержание страниц предполагает:

3.2.1. На Титульном листе указываются название, данные об ученике.
3.2.2. Страница «О себе»: в произвольной форме учащиеся пишут о себе. Страница заполняется, дополняется на классных часах в течение года. 

Страница может включать следующие вопросы:

  • Автопортрет «Какой я»

  • Доволен ли я собой

  • Моя мечта

  • Я познаю себя

  • Я успешный ученик

  • Мои добрые дела

  • Мои жизненные принципы

  • Мой лучший друг

  • Барометр взаимоотношений и др.

3.2.3. Страница «Учебные успехи»: здесь фиксируются успехи по предметам за учебный год.

В Приложении можно разместить материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Другие работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

- по русскому и литературе, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы учеников, материалы их самоанализа и т.п.;

- по математике и информатике и ИКТ — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по биологии и географии — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и·т.п.;

- по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

- по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

- по физкультуре - дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

3.2.4. Страница «Дополнительные занятия» представляет информацию о занятиях дополнительным образованием (кружки, секции, факультативы). 
3.2.5. Страница «Участие в олимпиадах»: помещаются сведения об участии школьника в предметных олимпиадах, указывается результат. 

3.2.6. Страница «Участие в предметных мероприятиях» содержит сведения об участии в предметных мероприятиях и конкурсах с указанием результата. 
3.2.7. Страница «Спортивные успехи» - здесь даётся информация об участии в различных спортивных мероприятиях, указывается уровень (школьный, городской) и фиксируется результат. 
3.2.8. Страница «Участие в творческих мероприятиях», где помещаются сведения об участии в различных выставках, творческих конкурсах, указываются уровень и результат. 
3.2.9. Страница «Мои трудовые успехи»: даётся информация об участии в конкурсах профессионального мастерства, выставках, субботниках и т. п.

3.2.10. Страница «Родительская» заполняется родителями, которые в произвольной форме дают оценку домашнему труду ребенка, пишут пожелания.

3.2.11. Страница «Отзывы» включает

  • характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);

  • анализ самим школьником своей деятельности.

Школьник может представить следующие материалы:

  • Задание, которое мне больше всего понравилось

  • Моя лучшая работа

  • Я прочитал ……. книг.

  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?

  • Мои цели и планы на следующий учебный год:

  • Чему я еще хочу научиться?

  • Какие книги хочу прочитать?

  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях и др.

3.3. В «Приложение» входят:

3.3.1. Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п. - «Портфолио документов»;

3.3.2. Собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д. - «Портфолио работ»;

3.3.3. Характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.) - «Портфолио отзывов»


4. Технология ведения Портфолио.

4.1. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

4.2. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ученика в нем. При переводе ученика в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ученика.

4.3. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования, администрация ОУ, родители.

4.4. Учащиеся:

  • осуществляют заполнение Портфолио;

  • оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;

  • при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, представленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления, эпиграфа;

  • могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете, на других общешкольных мероприятиях.

По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества.

4.5. Администрация образовательного учреждения:

  • разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио; 

  • создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания; 

  • осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения; 

  • организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся; 

  • осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе.

4.6. Классный руководитель:

  • оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио; 

  • проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;

  • осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;

  • осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;

  • обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, 

  • оформляет итоговые документы, табель успеваемости; 

  • организует воспитательную работу с учащимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся (Приложение 2).

4.7.Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

  • проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио; 

  • предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов Портфолио; 

  • организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение учащимися элективных и факультативных курсов; 

  • разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; 

  • проводят экспертизу представленных работ по предмету; 

  • пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4.8. Родители помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.

4.9. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

4.10. При оформлении следует соблюдать следующие требования:

  • Записи вести аккуратно и самостоятельно.

  • Предоставлять достоверную информацию.

  • Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.

  • В конце года ученик самостоятельно проводит  анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

4.11. Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения т.д.).

4.12. По результатам оценки портфолио учащихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

Приложение 1
Система работы классного руководителя  с ученическим портфолио


Портфолио заполняются учащимися в школе, хранятся в классе. Основное условие – свободный доступ к папкам со стороны учащихся и классного руководителя. По окончании школы портфолио выдаются учащимся.

При использовании портфолио в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие условия:

  • сотрудничество всех участников образовательного процесса (классный руководитель + учителя-предметники + ученики + родители);

  • вовлечение всех учащихся в активную деятельность с портфолио;

  • руководство деятельностью детей (оказание помощи при заполнении, контроль за своевременностью заполнения страниц и др.);

  • осуществление обратной связи посредством проведения рефлексии, опросов. 

Классный руководитель мотивирует учащихся на своевременное и качественное заполнение портфолио, используя методы убеждения, поощрения. 

Содержание работы по использованию портфолио в образовательном процессе включает несколько этапов: 

Организационный этап - предполагает знакомство участников образовательного процесса с целями, структурой и содержанием портфолио. 
Знакомство детей со значением, структурой, содержанием портфолио, правилами работы с портфолио происходит в начале учебного года (в сентябре). Форма портфолио презентуется на классном часе «По ступенькам роста». Классный руководитель демонстрирует портфолио. С помощью системы вопросов учащиеся делают вывод о необходимости ведения портфолио. Осуществляется просмотр страниц, в ходе совместной деятельности составляется доступная по содержанию памятка по работе с портфолио. Организуется групповая работа, в ходе которой школьники создают рекламу портфолио. 

Знакомство родителей со структурой, содержанием портфолио, правилами работы с портфолио происходит на первом родительском собрании. Используются методы беседы, демонстрации, рассказа. Включается групповая работа по разработке памятки по работе с портфолио.

Подготовительная работа – предполагает заполнение учащимися отдельных страниц портфолио: титульного листа, страницы «О себе». Данная работа проводится на классном часе по теме «Кто я? Какой я?». Классный руководитель с помощью проблемных вопросов стимулирует мыслительную, рефлексивную деятельность детей. После чего дети заполняют страницу «О себе» с последующим представлением. 

В последующих классах страница «О себе» дополняется, корректируется учащимися. Данная работа включается на классных часах по личностному развитию.
Практический этап включает работу с портфолио, в которую вовлечены все участники образовательного процесса. 

На первоначальном портфолио заполняются под руководством классного руководителя, в дальнейшем – самостоятельно. Дети фиксируют результаты деятельности по мере их достижений, заполняя страницы.

Еженедельно на классном часе планируется 15-минутная работа по заполнению основных страниц. 

В течение учебного года, в каждой четверти, может быть запланировано проведение специального дня «Мои успехи – наши успехи», когда учащиеся демонстрируют портфолио дома родителям. 
Итоговый этап - включает представление результатов работы с портфолио по итогам 1-ого полугодия, учебного года, диагностику учеников. 

По итогам 1-ого полугодия проводится классный час, на котором каждый ученик представляет результаты своей деятельности в устной форме и с показом страниц портфолио. 

Итоговый классный час в конце учебного года требует более тщательной подготовки. Перед классным часом организуется выставка портфолио с целью знакомства с достижениями одноклассников. Папки раскладываются в классе на столе, дети имеют возможность их просмотреть. На классном часе «Мои достижения» учащиеся презентуют портфолио, рассказывают о наиболее значимых достижениях за год. Выступление может строится по плану: 

Какие результаты за год ты считаешь наиболее значимыми? 

Удалось ли тебе подняться на ступеньку вверх в собственном развитии? 

Что не удалось достичь? Почему? 


В конце классного часа проводится взаимооценивание работы с портфолио. Детям предлагается выделить: 

Самое содержательное портфолио, 

Самое эстетично оформленное портфолио, 

Самое результативное портфолио. 


Включается оценивание портфолио: самим учеником, родителями, классным руководителем.

В конце учебного года может проводится анкетирование, целью которого является выявление отношения учащихся к работе с портфолио. 

Анкета

Интересно ли вам работать с портфолио? (да, нет, затрудняюсь сказать)

Помогает ли вам портфолио отслеживать свои результаты, достижения? (да, нет, затрудняюсь сказать).

Помогает ли вам портфолио в развитии положительных качеств? (да, нет, затрудняюсь). 

Нужна ли вам работа с портфолио в дальнейшей жизни после школы? (да, нет, затрудняюсь сказать). 

Эффективным является проведение в конце учебного года совместного с родителями классного часа по представлению портфолио. Предусматривается совместное выступление ребёнка с родителем. В выступлении отражается следующее: «Какими результатами я могу гордиться?», «Какие результаты ребёнка вызывают у меня гордость? Что я ему пожелаю?». 


Похожие:

Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения iconО портфолио ученика в условиях введения фгос ООО общие положения
Фгос на основной ступени обучения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального...

Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения iconПоложение о портфолио ученика в условиях введения фгос ООО
Фгос на основной ступени обучения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального...

Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения iconПоложение о портфолио ученика основной школы общие положения
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и...

Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения iconПоложение о портфолио учащегося мбоу «Ратчинская оош» в условиях...
Рассмотрено «Утверждено»

Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения iconПоложение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения...
Положение разработано в рамках реализации фгос ооо, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного...

Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения iconПоложение о портфолио ученика моу сош №16 Портфолио
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и...

Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения iconПамятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по...
«Портфолио ученика начальных классов, как средство мотивации личностного развития»

Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения iconПриказ №49 от 16. 10. 2014г. Положение о портфолио ученика Общие положения
Настоящее Положение разработано обучения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального...

Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения iconПортфолио ученика начальной школы
Портфолио это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности...

Положение о портфолио ученика в условиях введения фгос общие положения iconПоложение о портфолио ученика мбоу «Коноваловская оош имени Горячева А. А.»
Портфолио это собрание личных достижений ученика, кото­рое формируется лично и реально показывает его уровень подготов­ленности и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск