Возраст
| Методика Применение
|
Дошкольники
|
Познавательное развитие, развитие основных психических функций
|
2-7 лет
| Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е .А. Стребелевой (диагностический ящик)
| Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста
|
| Мюнхенская функциональная диагностика развития
| Оценка общего психомоторного развития детей раннего возраста
|
5-9 лет
| Тест «Цветные матрицы Равена»
| Уровень невербального интеллектуального развития
|
6 - 60 лет
| Тест «Прогрессивные матрицы Равена»
| Уровень невербального интеллектуального развития
|
6-60 лет
| Тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю. А. Панасюка)
| Уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; потенциал обучаемости; уровня сохранности интеллекта
|
6-7 лет
| Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной.
| Уровень интеллектуальных способностей: общая осведомленность, понимание количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей
|
3-12 лет
| Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер
| Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей
|
6-17 лет
| Тест Тулуз-Пьерона
| Исследование особенностей внимания, психомоторного темпа
|
5-9 лет
| Методика Пьерона-Рузера
| Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
|
с 5 лет
| Таблицы Шульте
| Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
|
с 5 лет
| Красно-черные таблицы Горбова
| Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
|
4 - 11 лет
| Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова
| Оценка и исследование понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака
|
6,5 - 7 лет
| «Перцептивное моделирование» Л. А. Венгер
| Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями
|
5-18 лет
| Тест Б. Торренса
| Уровень развития творческого (креативного) мышления, отдельные творческие способности— беглость, гибкость, оригинальность
|
от 2,5 до 12 лет
| Диагностический комплект Н. Я. Семаго, М. М. Семаго
| Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста
|
с 6,5-10 лете трудностями усвоения программы общеобразов ательной школы
| Методика исследования прогностической деятельности («Угадайка») Л. И. Переслени и В. Л. Подопед
| Диагностика отклонений в умственном развитии, выявление психологической структуры интеллектуального дефекта
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Методика «Домик». Н. И. Гуткина
| Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
|
Дошкольный и младший школьный возраст
| Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека
| Исследование готовности детей к обучению в школе
|
с 5 лет
| Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи). А. Л. Венгер
| Позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностировать психические заболевания.
|
3 - 8 лет
| Методика «Исключение предметов (4-й лишний)». Белопольская Н. Л.
| Изучение особенностей мышления детей и взрослых, уровня развития и качественных характеристик процессов обобщения наглядного материала
|
6 - 7 лет
| Графический диктант. Д. Б. Эльконин
| Исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого
|
Особенности личностного развития
|
3,5 - 7 лет
| Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
| Изучение тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях
|
дошкольники , младшие школьники
| Карта наблюдения Д. Стотта
| Изучение эмоциональной и поведенческой сферы
|
6-10 лет
| Методика самооценки «Дерево» Д. Лампен, в адаптац. Л. П. Пономаренко
| Изучение самооценки дошкольников и младших школьников
|
6-7 лет
| «Лесенка» В. Г. Щур (модиф. А. М.- Прихожан)
| Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой
|
5-12 лет
| Тест Рене Жиля в адаптации И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой
| Изучение личности ребенка и особенностей отношения его к близким людям
|
от 2,5 до 12 лет
| Контурный CAT M. М. Семаго
| Определение динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома
|
5 -7лет
| Методика диагностики мотивации учения у детей (Т. А. Нежнова, модификация А. М. Прихожан)
| Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
|
6-7 лет
| Беседа о школе (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина)
| Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Гуткина Н. И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
| Исследование мотивационной сферы
|
Дошкольный возраст
| Тест «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой)
| Выявление страхов у детей и определение их характер. В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.
|
Речевое развитие
|
6 - 7 лет
| Методика Т. А. Фотековой «Пересказ прослушанного текста»
| Определение уровня речевого развития детей
|
5-6 лет
| Лексико -грамматические конструкции. А. В. Семенович
| Комплексная диагностика и коррекции психоречевых нарушений у дошкольников со сложной структурой дефекта (общее недоразвитие речи, осложненное гиперактивностью)
|
2-4 года
| Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. Громова О. Е., Соломатина Г. Н.
| Предназначен для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О. Б.
| Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О. Б.
| Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка
|
5-6 и 6-7 лет
| Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет Р. А. Кирьянова
| Обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, исследования речевых и неречевых функций.
|
с 4 до 8 лет
| Методика «Логопедическое обследование детей». В.М. Акименко
| Диагностика речевого развития детей
|
Дошкольный и младший школьный возраст
| «Методика обследования нарушений речи у детей». Г. А. Волкова
| Позволяет исследовать различные стороны речевой деятельности /фонетическую, лексическую, грамматическую, фонематические процессы, понимание речи/, а также неречевые расстройства в структуре дефекта
|
5 лет 3 мес. -7лет 2 мес.
| Диагностико-коррекционная программах. Бройера и М. Войффен
| Исследование речевого развития детей
|
Школьники
|
Познавательное развитие, развитие основных психических функций
|
Младшие школьники
| Выбор по аналогии. Н. И. Поливанова, И. В. Ривина
| Выявление способности ребенка выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить её на другую систему по аналогии с первой. Выявляет аналитический компонент в структуре системного мышления.
|
Младшие школьники
| Повороты фигур. Классификация. Н. И. Поливанова, И. В. Ривина
| Определение сформированное у ребёнка умения производить мысленные операции поворота с простыми геометрическими элементами. Методика выявляет образный компонент в структуре системного мышления.
|
Младшие школьники
| Дополни набор. Н. И. Поливанова, И. В.Ривина
| Методика разработана для оценки такого аналитического компонента мышления, как умение ребёнка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных, объектов
|
С 7 лет
| Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р.Лурия)
| Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения
|
Младшие школьники
| «Полянки». А. Л. Венгер
| Диагностика уровня сформированности наглядно-образного мышления
|
Младший школьный возраст
| Изучение словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене
| Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций
|
7 - 9 лет
| Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Замбицявичене Э. Ф,
| Определение уровня умственного развития детей
|
10-11 лет
| Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (адапт. М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой, Г. П. Логиновой)
| Уровень интеллектуального развития учащихся
|
13-16 лет
| Школьный тест умственного развития (ШТУР) М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова и др.
| Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социально-психологическому нормативу
|
13-60 лет
| Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
| Уровень развития вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации комбинаторного
|
Младшие подростки
| Тест «Нарисуй человека» Ф.Гудинаф
| Измерение уровня интеллектуального развития детей и подростков
|
Особенности личностного развития
|
С 8 лет
| Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
| Диагностика особенностей личности человека
|
7-14 лет
| Тест школьной тревожности Филлипса
| Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
|
с 1 кл.
| Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бук
| Изучение аффективной сферы личности, ее потребностей, уровень психосексуального развития
|
с 9 лет
| Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда
| Диагностика способностей в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения
|
10-16 лет
| Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч. Д. Спилбергера, выполненный А. Д. Андреевой)
| Изучение эмоционального отношения к учению
|
С 10 лет
| Цветовой тест отношений. А. М. Эткинд
| Изучение эмоциональных компонентов отношений личности, выявление эмоционачьного отношения школьников к учителю, одноклассникам
|
с 14 лет
| Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
| Определение уровня состояния агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины (угрызения совести)
|
10-16 лет
| Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан
| Определение уровня личностной тревожности
|
4-13 лет
| Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н. В. Тарабриной)
| Исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
|
7-17 лет
| Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург)
| Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива
|
16 до 55 лет
| «Личностный опросник MMPI»
| Для углубленной диагностики психологических особенностей личности взрослых людей.
|
Подрост-ки (млад-шие и старшие)
| Патохарактерологический диагностический опросник по А. Е. Личко (ПДО)
| Изучение акцентуированности (заострённости) некоторых черт характера
|
Средний и старший школьный возраст
| Модифицированная анкета мотивации «Анкета для определения школьной мотивации» Н. Г. Лускановой
| Диагностика школьной мотивации для учащихся среднего старшего звена. Модифицированный текст анкеты содержит вопрос об отношении ребёнка к классному руководителю. Данная анкета может быть использована для скрининговой оценки уровня школьной мотивации
|
7-11 лет
| Тест «Рука». Э. Вагнер
| Диагностика агрессивности. В варианте теста для детей до 11 лет могут быть выделены следующие основные оценочные категории: Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность).
|
Межличностные отношения
|
4-11кл.
| Социометрия
| Изучение особенностей социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы
|
3-10 лет
| Детский Апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак);
| Выявление ведущих потребностей и мотивов, особенностей восприятия и отношения ребенка к родителям, особенностей взаимоотношений ребенка с сиблингами, содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка, особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов, агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации, динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.
|
Школьный возраст
| Незаконченные предложения (диагностический комплекс проективного интервью В. Михала)
| Диагностика отношений ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.
|
Профессиональная направленность
|
9-11 кл.
| Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Голланда)
| Исследование профессиональных интересов и предпочтений человека
|
Старшие школьники
| «Карта интересов». А. Е. Голомшток, в модиф. О. Г. Филимоновой
| Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности.
|
С
подросткового возраста
| Дифференциально -диагностический опросник (ДДО). Е. А. Климов
| Выявление склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий
|
Старшие школьники
| Опросник «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)
| Диагностика профессиональных склонностей респондентов
|
Речевое развитие
|
с 7 кл.
| Методика Эббенгауза «Заполнение пропущенных в тексте слов»
| Выявление развития речи, продуктивности ассоциаций, проверка критичности мышления
|
Взрослые
|
| Методика диагностики межличностных отношений (авт. Т. Лири)
| Исследование представлений субъекта о себе и идеальном "Я", изучение взаимоотношений в малых группах
|
| Цветовой тест Люшера
| Позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов
|
| Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)
| Предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании
|
| Тест «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллер
| Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье -прямой или опосредованный
|
| Эйдемиллер Э. Г. Методика аутоидентификации акцентуаций характера.
| Изучение акцентуаций характера.
|
| Самооценка психических состояний по Г. Айзенку
| Диагностика психических состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
|
| Методика «Выявление коммуникативных и организаторских склонностей» КОС-2. В. А. Федоришин
| Выявление коммуникативных и организаторских склонностей личности
|
| Опросник определения акцентуации характера (Шмишек)
| Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента
|
| «Ценностные ориентации». М. Рокич
| Позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни»
|
| Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В. В. Сталин)
| Диагностика родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними
|
| Тест Мюнстерберга
| Направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости
|
Компьютерные программы
|
| Программно-аппаратный комплекс для электроэнцефалографического биоуправления
| для коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности
|
| Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр-03»
| Комплексная оценка уровня развития широкого спектра профессионально важных качеств, психологических и психофизических свойств
|
| Оценка уровня развития детей от 2 месяцев до 3 лет KID-RCDI-2000
|
|