Перечень психодиагностических методик центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
|
Возраст
| Методика
| Применение
|
Дошкольники
|
Познавательное развитие, развитие основных психических функций
|
0 – 1 год
| Скрининг-диагностика психического развития ребенка 1 года жизни Э. Фрухт
| Психическое развитие детей
|
2 - 7 лет
| Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик)
| Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста
|
| Мюнхенская функциональная диагностика развития
| Оценка общего психомоторного развития детей раннего возраста
|
3 – 4 года
| Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Белопольская Н.Л.)
| Исследование интеллекта и поведения
|
6 лет – 60 лет
| Тест «Прогрессивные матрицы Равена»
| Уровень невербального интеллектуального развития
|
6 – 60 лет
| Тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю.А. Панасюка)
| Уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; потенциал обучаемости; уровня сохранности интеллекта
|
6 - 7 лет
| Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной.
| Уровень интеллектуальных способностей: общая осведомленность, понимание количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей
|
3–12 лет
| Комплект диагностических материалов "Лилия" О.Н.Усанова, изд. НПЦ «Коррекция»
| Диагностика нарушений психического развития у детей
|
3 – 12 лет
| Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер
| Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей
|
6 – 7 лет
| Тест школьной зрелости П. Кеэса в адаптации А.Г. Лидерса и В.Г. Колесникова
| Уровень развития восприятия, логического и пространственного мышления
|
4,5 – 8 лет
| Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений)
| Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов
|
6 – 17 лет
| Тест Тулуз-Пьерона
| Исследование особенностей внимания, психомоторного темпа
|
5-9 лет
| Методика Пьерона-Рузера
| Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
|
с 5 лет
| Таблицы Шульте
| Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
|
с 5 лет
| Красно-черные таблицы Горбова
| Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
|
с 6 лет
| Методика диагностики уровня саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности. У.В. Ульенкова
| Изучение индивидуально-типических особенностей общей обучаемости
|
4 – 11 лет
| Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова
| Оценка и исследование понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака
|
6,5 – 7 лет
| «Перцептивное моделирование» Л.А. Венгер
| Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями
|
Дошкольники
| Методика «Последовательность событий» (модифицированная методика А.Н. Берштейна)
| Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению
|
5 - 18 лет
| Тест Е. Торренса
| Уровень развития творческого (креативного) мышления, отдельные творческие способности — беглость, гибкость, оригинальность
|
от 5 до 17 лет
| Креативные тесты Вильямса
| Предназначены для комплексной диагностики креативности у детей и подростков и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики
|
5-10 лет
| Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа
| Диагностика одаренности
|
от 2,5 до 12 лет
| Диагностический комплект Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
| Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста
|
Дошкольники и младшие школьники
| Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности Л.И. Переслени
| Позволяет определить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, соотношение в уровне развития познавательных и регуляторных функций, степень готовности к школьному обучению
|
с 6,5-10 лет с трудностями усвоения программы общеобразовательной школы
| Методика исследования прогностической деятельности («Угадайка»), Л.И. Переслени и В.Л. Подопед
| Диагностика отклонений в умственном развитии, выявление психологической структуры интеллектуального дефекта
|
3 - 7 лет
| "Эксперсс-диагностика в детском саду". Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко
| Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Сапожки. Н. И. Гуткина
| Исследует обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Методика «Домик». Н.И. Гуткина
| Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Аналогии. Н.И. Гуткина
| Предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления
|
Старшие дошкольники и учащиеся 1-2 кл.
| Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой
| Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе
|
Дошкольный и младший школьный возраст
| Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека
| Исследование готовности детей к обучению в школе
|
6-7 лет
| Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению. Н. И. Гуткина
| Позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению
|
с 5 лет
| Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи). А.Л. Венгер
| Позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностировать психические заболевания.
|
3 – 8 лет
| Методика «Исключение предметов (4-й лишний)». Белопольская Н.Л.
| Изучение особенностей мышления детей и взрослых, уровня развития и качественных характеристик процессов обобщения наглядного материала
|
3 – 8 лет
| Методика образного мышления (МОМ). Белопольская Н.Л.
| Диагностика интеллектуальной деятельности ребенка
|
3 – 8 лет
| Методика «Понимание смысла сюжетных картинок». Белопольская Н.Л.
| Для исследования процесса понимания детьми дошкольного возраста явного и скрытого смысла сюжета
|
3 – 8 лет
| Методика «Разрезные картинки». Белопольская Н.Л.
| Исследование целостного восприятия, возможности создавать и узнавать предметы
|
6 - 7 лет
| Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма при поступлении в школу. Н. Л. Белопольская
| Исследование навыков чтения, письма и счета
|
6 – 7 лет
| Графический диктант. Д. Б. Эльконин
| Исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого
|
Особенности личностного развития
|
3,5 – 7 лет
| Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
| Изучение тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях
|
дошкольники, младшие школьники
| Карта наблюдения Д. Стотта
| Изучение эмоциональной и поведенческой сферы
|
6 – 10 лет
| Методика самооценки «Дерево» Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко
| Изучение самооценки дошкольников и младших школьников
|
6 – 7 лет
| «Лесенка» В.Г. Щур (модиф. А.М. Прихожан)
| Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой
|
с 6,5 лет
| Определение эмоционального уровня самооценки (А.В.Захарова)
| Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я-концепции
|
6,5 – 7 лет
| Методика выявления характера атрибуции успеха /неуспеха (индивидуальная беседа)
| Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности
|
5 – 12 лет
| Тест Рене Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой
| Изучение личности ребенка и особенностей отношения его к близким людям
|
с 6 лет
| Моральные дилеммы (задачи Пиаже)
| Исследование развития действий нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации норм
|
от 2,5 до 12 лет
| Контурный САТ М.М. Семаго
| Определение динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома
|
от 2,5 до 12 лет
| Метаморфозы. Н. Я. Семаго
| Выявление особенностей эмоциональной сферы ребенка, позволяет опредметить проблемные зоны, выявить специфичный для ребенка тип аффективного реагирования (экстра- или интропунитивный), особенности межличностных отношений, представить характер и специфику психологических защит
|
от 2,5 до 12 лет
| Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго
| Исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий
|
5 - 7 лет
| Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан)
| Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
|
6 – 7 лет
| Беседа о школе (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина)
| Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Гуткина Н. И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
| Исследование мотивационной сферы
|
от 4 до 11 лет
| Цветовая диагностика эмоций ребенка. О.А. Орехова
| Диагностика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций
|
Дошкольный возраст
| Методика Ореховой О.А "Домики"
| Диагностика степени дифференцированности-обобщённости эмоциональной сферы; духовных ценностей; деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития.
|
4 – 12 лет
| Методика исследования детского самосознания. Н. Л. Белопольская
| Исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста
|
3 – 7 лет
| Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Г. А. Урунтаева Г. А., Ю. А. Афонькина
| Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
|
Дошкольный возраст
| «Тест конфликтов» (Г.А. Волкова, А.Ю. Панасюк)
| Исследование эмоционального благополучия в дошкольном учреждении
|
16-30 мес.
| Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста M-CHAT.
| М-CHAT создан для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра (НАС)
|
Речевое развитие
|
6 – 7 лет
| Методика Т.А. Фотековой «Пересказ прослушанного текста»
| Определение уровня речевого развития детей
|
5-6 лет
| Лексико-грамматические конструкции. А.В. Семенович
| Комплексная диагностика и коррекции психоречевых нарушений у дошкольников со сложной структурой дефекта (общее недоразвитие речи, осложненное гиперактивностью)
|
2-4 года
| Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. Громова О.Е., Соломатина Г.Н.
| Предназначен для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О.Б.
| Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О.Б.
| Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка
|
5-6 и 6-7 лет
| Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет Р.А. Кирьянова
| Обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, исследования речевых и неречевых функций.
|
с 4 до 8 лет
| Методика "Логопедическое обследование детей". В.М. Акименко
| Диагностика речевого развития детей
|
Дошкольный и младший школьный возраст
| "Методика обследования нарушений речи у детей". Г.А.Волкова
| Позволяет исследовать различные стороны речевой деятельности /фонетическую, лексическую, грамматическую, фонематические процессы, понимание речи/, а также неречевые расстройства в структуре дефекта
|
5 лет 3 мес. - 7лет 2 мес.
| Диагностико-коррекционная программа Х. Бройера и М.Войффен
| исследование речевого развития детей
|
Школьники
|
Познавательное развитие, развитие основных психических функций
|
Младшие школьники
| Выбор по аналогии. Н. И. Поливанова, И. В. Ривина
| Выявление способности ребенка выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить её на другую систему по аналогии с первой. Выявляет аналитический компонент в структуре системного мышления.
|
Младшие школьники
| Повороты фигур. Классификация. Н. И. Поливанова, И. В. Ривина
| Определение сформированности у ребёнка умения производить мысленные операции поворота с простыми геометрическими элементами. Методика выявляет образный компонент в структуре системного мышления.
|
Младшие школьники
| Дополни набор. Н. И. Поливанова, И. В. Ривина
| Методика разработана для оценки такого аналитического компонента мышления, как умение ребёнка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных объектов.
|
С 7 лет
| Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия)
| Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения
|
8 – 11 лет
| Нейропсихологическая батарея Лурия – Небраска
| Исследование нейропсихологического функционирования, включая моторные, осязательные и визуальные навыки; слуховые способности; экспрессивную речь и понимание речи; чтение, письмо и арифметические навыки; ориентировку в пространстве, а также память и интеллект
|
7-14 лет
| Методика совмещение признаков Когана
| Исследование умственной работоспособности. Диагностика устойчивости, переключения, распределения и объема внимания.
|
Младшие школьники
| "Полянки". A.JI. Венгер
| Диагностика уровня сформированности наглядно-образного мышления
|
Младший школьный возраст
| Изучение словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене
| Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций
|
5-18 лет
| Рисуночный тест Р. Силвер
| Проверка уровня понимания пространственных горизонтально-вертикальных и перспективных отношений, отношений формы и расстояния между объектами.
|
С 7 лет
| Фигура Тейлора, Рея-Остеррица
| Исследование сформированности пространственных представлений, моторной координации
|
7 – 9 лет
| Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Замбицявичене Э. Ф.
| Определение уровня умственного развития детей
|
10-11 лет
| Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П.Логиновой)
| Уровень интеллектуального развития учащихся
|
13-16 лет
| Школьный тест умственного развития (ШТУР) М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова и др.
| Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социально-психологическому нормативу
|
16-17 лет
| АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития) К.М. Гуревич, М.К. Акимова и др.
| Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социально-психологическому нормативу
|
13 - 60 лет
| Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
| Уровень развития вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации
|
от 15 до 60 лет
(имеющих образование не ниже среднего)
| Интеллектуальные тесты Айзенка (вербальный, числовой, пространственный)
| Оценка интеллектуальных способностей, нестандартности мышления, типа мышления, оценка памяти, уровня развития, внимания.
|
Подростки
| Тест "Креативность" Н. Вишнякова
| Позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль
|
8 – 11 кл.
| Опросник кретивности Рензулли
| Для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению
|
8 - 10 кл.
| Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М).
| Предназначен для измерения интеллекта старшеклассников
|
12-15 лет
| Подростковый интеллектуальный тест ПИТ СПЧ
| Определение уровня интеллектуального развития (общих умственных способностей), и структурных особенностей интеллекта.
|
7 – 11 кл.
| Методика изучения физико-математических способностей. Самойлова-Ясюкова
| Изучение физико-математических способностей старшеклассников
|
Младший школьный возраст
| Стандартизированная методика исследования навыков чтения СМИНЧ А.Н. Корнев
| Установление уровня сформированности навыка чтения, вычисляются коэффициенты техники чтения (КТЧ) и определяется их соответствие интеллектуальному развитию обследуемого ребенка
|
младшие подростки
| Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф
| Измерение уровня интеллектуального развития детей и подростков
|
Особенности личностного развития
|
С 8 лет
| Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
| Диагностика особенностей личности человека
|
7 – 14 лет
| Тест школьной тревожности Филлипса
| Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
|
|
|
|
6-9 лет
| Прихожан А. М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (на основании методики Amen Е.W., Renison N.)
| Для диагностики школьной тревожности
|
7 – 12 лет
| Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А.М.Прихожан)
| Изучение тревожности как относительно устойчивого образования
|
с 1 кл.
| Методика «Дом – Дерево – Человек» Дж. Бук
| Изучение аффективной сферы личности, ее потребностей, уровень психосексуального развития
|
8 – 10 лет
| Методика «Кто прав?» (Г. А. Цукерман и др.)
| Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)
|
6,5 – 8 лет
| Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман)
| Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
|
8 – 17 лет
| Самооценка школьника Т.Дембо, С.Я. Рубинштейн (модиф. А.М. Прихожан)
| Изучение уровня притязаний и самооценки школьников
|
с 9 лет
| Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда
| Диагностика способностей в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения
|
10 – 16 лет
| Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилбергера, выполненный А.Д. Андреевой)
| Изучение эмоционального отношения к учению
|
4 – 11 кл.
| Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой
| Изучение отношения к учебным предметам, выявление предпочитаемых учебных предметов, причин предпочтительного отношения к ним, изучение мотивов учения
|
Школьный возраст
| |