Карта наблюдений Д. Стотта


Скачать 160.55 Kb.
НазваниеКарта наблюдений Д. Стотта
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
Школьная дезадаптация

Карта наблюдений Д. Стотта



В психологии были предприняты попытки выделения специфиче­ских школьных трудностей. Часто они обозначаются как школьная дезадаптация. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д. Стотта, задача выделения типов «трудных» детей является малопродуктивной. Более эффективен, с его точки зре­ния, путь тщательной фиксации различных форм поведения, сви­детельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе.

Остановимся подробнее на методе Стотта. Адаптация этого метода для использования в Советском Союзе была проведена психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В. М. Бех­терева. В основе методики Стотта, направленной на вы­деление характера дезадаптации ребенка к школе, лежит фикса­ция форм дезадаптированного поведения по результатам длитель­ного наблюдения за ребенком. Методика получила название «Карты наблюдений» (КН). Важно отметить, что психолог может как сам проводить такое наблюдение, так и использовать опыт наблюдения, знание ребенка педагогом. Опора на опыт учителей, воспитателей, классных руководителей—людей, в течение дли­тельного времени постоянно общающихся с детьми, наблюдающих их в самых различных ситуациях, является в работе психолога чрезвычайно существенной. Обычно богатством этого опыта педа­гог пользуется интуитивно, и передача его другому (например, новому педагогу или школьному психологу) оказывается доста­точно сложной задачей. Карта наблюдений Стотта облегчает та­кую возможность.

По мнению Стотта, наблюдателю необходимо предоставить готовые образцы, чтобы избежать произвольности в наблюдении и способе регистрации его результатов и получить такие материа­лы наблюдения, которые были бы достаточно однозначны, понят­ны и не содержали никаких готовых выводов.

Поэтому при со­ставлении КН были соблюдены следующие требования:

  • выделение однозначных, относительно элементарных фраг­ментов поведения ребенка;

  • группировка этих фрагментов в определенные синдромы, т. е. их классификация;

  • определение взаимоотношений между этими фрагментами.

В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведе­ния не выбираются умозрительно, а берутся из жизни. КН вклю­чает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдро­мов. Ниже приводится полный текст КН и регистрационный бланк .

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее харак­терным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома (фрагмента поведения) для квалификации синдрома. Например, в синдроме Д симптомы 9 и 10 стоят слева, а симптом 8 — справа от вертикальной черты. Это означает, что симптом 8 говорит о бо­лее серьезном нарушении в отношении синдрома Д. При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа—двумя. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.

Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вы­вод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведе­ния, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.

В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение (НД, Д, У и т. д.) и краткий ключ, который в ходе практического использования целесообразно не включать в текст методики, а иметь отдельно, применяя только в процессе обработки.


Карта наблюдений



I. НД — недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий.

От 1 до 11 — менее явные симптомы;

от 12 до 17—симптомы явного нарушения.


  1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

  2. Плачет, когда ему делают замечания.

  3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

  4. Ребенок, «подчиненный» (соглашается на невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

  5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

  6. Лжет из боязни.

  7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

  8. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товари­щи часто это делают.

  9. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.

  10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует осталь­ных мальчиков и девочек в классе.

  11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на вето внимание. Хочет быть замеченным.

  12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.

  13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

  14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

  15. Легко устраняется от активного участия в игре.

  16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здоро­ваются.


II. Д — депрессия.

В более легкой форме (симптомы 1—6) время от вре­мени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. На­личие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиоло­гическом истощении.

Симптомы 9—20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.


  1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не за­ботится.

  2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школь­ных заданий, либо нет.

  3. Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

  4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

  5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

  6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

  7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

  8. Рассерженный, «впадает в бешенство».

  9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.

  10. Для ручной работы не хватает физических сил.

  11. Вял, безынициативен (в классе).

  12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

  13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

  14. Движения замедленны.

  15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следователь­но, ни к кому не обращается за помощью).

  16. Взгляд «тупой» и равнодушный.

  17. Всегда ленив и апатичен в играх.

  18. Часто мечтает наяву.

  19. Говорит невыразительно, бормочет.

  20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.


III. У—уход в себя.

Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.


  1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

  2. Не реагирует на приветствия.

  3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к Другим людям.

  4. Избегает разговоров («замкнут в себе»).

  5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).

  6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

  7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

  8. Избегает других людей.

  9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

  10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно прибли­зиться) .

  11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других

  1. людей.

  1. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

  2. Ведет себя подобно «настороженному животному».


IV. ТВ — тревожность по отношению к взрослым.

Беспокойство и неуверен­ность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1—6 ребе­нок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые.

Симптомы 7—10—обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрос­лого.

Симптомы 11—16—проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.


  1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

  2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

  3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

  4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю. 5

  5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, ри­сунки, модели и т. п.

  6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

  7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

  8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

  9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

  10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.

  11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими де­лами и жалобами на товарищей.

  12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно соб­ственной особой).

  13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

  14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

  15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

  16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.


V. ВВ — враждебность по отношению к взрослым.

Симптомы 1—4—ребе­нок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть нача­лом враждебности или депрессии.

Симптомы 5—9 — относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения.

Симптомы 10—17— открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении.

Симптомы , 8—24—полная, неуправляемая, привычная враждебность.


  1. Переменчив в настроениях.

  2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хоро­шем» настроении.

  3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

  4. Часто бывает в плохом настроении.

  5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь' или услуги.

  6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда— равнодушным.

  7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.

  8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

  9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

  10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

  11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, обществен­ном транспорте).

  12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

  13. Неприятен, в особенности когда защищается от предъявляемых ему об­винений.

  14. «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.

  15. Негативно относится к замечаниям.

  16. Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений.

  17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

  18. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

  19. «Дикий» взгляд. Смотрит «исподлобья».

  20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

  21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

  22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами».

  23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

  24. Ведет себя непристойно.


VI. ТД — тревога по отношению к детям.

Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждеб­ности. Все симптомы одинаково важны.


  1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

  2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.

  3. Склонен «прикидываться дурачком».

  4. Слишком смел (рискует без надобности).

  5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.

  6. Любит быть в центре внимания.

  7. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.

  8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.

  9. Хвастает перед другими детьми.

  10. Паясничает (строит из себя шута).

  11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

  12. Одевается вызывающе (брюки, прическа - мальчики; преувеличенность в одежде, косметика - девочки).

  13. Со страстью портит общественное имущество,.

  14. Дурацкие выходки в группе сверстников.

  15. Подражает хулиганским проделкам других.


VII. А—недостаток социальной нормативности (асоциальность).

Неуверен­ность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах нега­тивизма. Симптомы 1—5—отсутствие стараний понравиться взрослым. Безраз­личие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними.

Симптомы 5—9 у более старших детей могут указывать на определенную степень незави­симости.

Симптомы 10—16—отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16—считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.


  1. Не заинтересован в учебе.

  1. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его за­ставляют работать.

  2. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют

  3. работать.

  4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

  5. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.

  6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

  7. Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.

  8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с дру­гими людьми.

  9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

  10. Списывает домашние задания.

  11. Берет чужие книги без разрешения.

  12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

  13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.

  14. «Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

  15. Не может смотреть прямо в глаза другому.

  16. Скрытен и недоверчив.


VIII. ВД—враждебность к детям. (От ревнивого соперничества до откры­той враждебности.)


  1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

  2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

  3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

  4. Ссорится, обижает других детей.

  5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

  6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

  7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

  8. Пристает к более слабым детям.

  9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

  10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).


IX. Н — неугомонность.

Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склон­ность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.


  1. Очень неряшлив.

  2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.

  3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.

  4. В играх совершенно не владеет собой.

  5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

  6. Неровный, безответственный в ручном труде.

  7. Нестарателен в школьных занятиях.

  8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

  9. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосре­доточиться.

  10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы

  1. на относительно длительный срок.

  1. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.


X. ЭН—эмоциональное напряжение.

Симптомы 1—5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6—7—о серьезных страхах. 8—10—о прогулках и непунктуальности.


  1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

  2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

  3. Слишком инфантилен в речи.

  4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.

  5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.

  6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.

  7. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»),

  8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.

  9. Часто опаздывает.

  10. Уходит с отдельных уроков.

  11. Неорганизован, разболтан, несобран.

  12. Ведет себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.


XI. НС — невротические симптомы.

Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде на­рушения.


  1. Заикается, запинается. «Трудно вытянуть из него слово».

  2. Говорит беспорядочно.

  3. Часто моргает.

  4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики».

  5. Грызет ногти.

  6. Ходит, подпрыгивая.

  7. Сосет палец (старше 10 лет).


XII. С — неблагоприятные условия среды.


  1. Часто отсутствует в школе.

  2. Не бывает в школе по несколько дней.

  3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребёнка в школе.

  4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

  5. Неряшлив, «грязнуля».

  6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.

  7. Значительно некрасивее других детей.


XIII. СР — сексуальное развитие.


  1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.

  2. Задержки полового развития.

  3. Проявляет извращенные наклонности.


XIV. УО — умственная отсталость.


  1. Сильно отстает в учебе.

  2. «Туп» для своего возраста.

  3. Совершенно не умеет читать.

  4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.

  5. Совершенно не понимает математики.

  6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.

  7. Попросту глуп.


XV. Б — болезни и органические нарушения.


  1. Неправильное дыхание.

  2. Частые простуды.

  3. Частые кровотечения из носа.

  4. Дышит через рот.

  5. Склонность к ушным заболеваниям.

  6. Склонность к кожным заболеваниям.

  7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

  8. Частые головные боли.

  9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.

  10. Болезненные, покрасневшие веки.

  11. Очень холодные руки.

  12. Косоглазие.

  13. Плохая координация движений.

  14. Неестественные позы тела.


XVI. Ф — физические дефекты.


  1. Плохое зрение.

  2. Слабый слух.

  3. Слишком маленький рост..

  4. Чрезмерная полнота.

  5. Другие ненормальные особенности телосложения.


На регистрационном бланке подчеркиваются те фрагменты по­ведения, которые характерны для данного ребенка.

Заполняется КН педагогом или воспитателем, вообще человеком, хорошо знаю­щим ребенка. Однако интерпретация данных и постановка диа­гноза школьной дезадаптации требуют специальной психологиче­ской подготовки, поэтому должны осуществляться самим школьным психологом. Следует отметить, что субъективное представление педагога о ребенке может не совпадать с диагнозом, который ста­вит психолог на основе заполненной этим педагогом КН. Опыт применения КН показывает, что обычно представление педагога и диагноз психолога не противоречат друг другу, но использование КН позволяет снять излишний субъективизм, оценочность педаго­гической характеристики и дает более детальную, объективную картину особенностей развития личности и поведения.

Структура заполненной КН может быть различной. Во-первых, может быть подчеркнуто большое число фрагментов поведения, относящихся лишь к нескольким синдромам. Во-вторых, большое число подчеркнутых фрагментов может быть и при отсутствии какого-либо доминирующего синдрома. В-третьих, можно встретить относительно небольшое количество подчеркнутых фрагментов, но таких, которые свидетельствуют о тяжелых нарушениях поведе­ния. Наконец, в-четвертых, наблюдаются изолированные под­черкнутые фрагменты. Анализ структуры КН, доминирующих синдромов (в случае их наличия), особенностей подчеркнутых фрагментов поведения позволяет понять природу и проявления дезадаптации школьника и наметить пути коррекции.

Особого внимания заслуживает вопрос о возможности изме­рения степени дезадаптации. По мнению Стотта, использование какого-либо «коэффициента дезадаптации», получаемого в резуль­тате суммирования отдельных фрагментов поведения, может быть весьма ограниченным прежде всего потому, что эти фрагменты неоднородны. Вместе с тем и сам Стотт, и другие исследователи применяли этот коэффициент для определенных целей.

Приведем некоторые данные об использовании КН, содержа­щиеся в исследовании В. А. Мурзенко , поскольку они, отра­жая некоторые особенности отечественной выборки (исследование проводилось в V—VIII классах средних школ Ленинграда), могут служить для практического психолога ориентировочными крите­риями.

По данным В. А. Мурзенко, «коэффициент дезадаптации» основной части выборки составляет от 6 до 25 баллов, у 20.8% выборки «коэффициент дезадаптации» превышает 25 баллов, что свидетельствует, по мнению автора, о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации—такие дети стоят уже на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога. В отношении 5,5% учащихся можно скорее говорить о ситуативных реакциях, чем об устойчивых личностных обусловленностях. В. А. Мурзенко использовал только первые 11 синдромов (162 фрагмента), отбросив 36 фрагментов, оказавшихся неинформативными для целей его ис­следования.

Анализ структур заполненных КН показал, что типичной яв­ляется структура, при которой выделяется доминирующий синд­ром, иногда—группа синдромов. Выделены следующие частоты распределения доминирующих синдромов: V. «Враждебность по отношению к взрослому»—34,4%; VII. «Недостаток социальной нормативности»—22,2%; III. «Уход в себя»—12,5%; II. «Депрес­сия»—11,1%; VIII. «Конфликтность в отношениях со сверстника­ми»—11,1%; I. «Недостаток доверия к новым людям, вещам, си­туациям» —8,3%.

Опыт использования КН в работе отечественных и зарубежных психологов позволяет рекомендовать ее в качестве важного ин­струмента для диагностики трудностей адаптации ребенка в шко­ле. Очевидное достоинство метода состоит в том, что соответ­ствующая информация о ребенке может быть получена как от учителя, имеющего возможность в течение длительного времени наблюдать за поведением ученика в самых различных ситуациях (для определенных целей может быть полезно сравнение КН, за­полненных на одного ребенка разными педагогами), так и от школьного психолога в том случае, если он имел возможность достаточно долго наблюдать за ребенком. Особый интерес пред­ставляет совместная работа педагога и школьного психолога по заполнению КН. Такая совместная работа позволяет найти им общий язык как при постановке «диагноза», так и при составле­нии коррекционных, развивающих программ.

Неоднократное заполнение КН, фиксирующее разные этапы работы с тем или иным учеником (или с группой учащихся), может дать объективные показатели эффективности проводимой воспитательной или психокоррекционной работы. Как известно, проблема определения эффективности деятельности школьной пси­хологической службы в настоящее время стоит довольно остро, и одной из причин этого является как раз отсутствие необходимых объективных способов определения наличия или отсутствия пози­тивных сдвигов в поведении и особенностях личности детей в ходе работы с ними.

Безусловно, самым важным является то, на что непосредствен­но направлена КН, а именно тонкая диагностика тех психиче­ских нарушений, которые характерны для того или иного кон­кретного ребенка. Это позволяет оценить КН как важный ин­струмент для реализации индивидуального подхода к учащимся.

Похожие:

Карта наблюдений Д. Стотта iconЗадача выделения типов "трудных"
Обычно богатством этого опыта педагог пользуется интуитивно, и передача его другому (например, новому педагогу или школьному психологу)...

Карта наблюдений Д. Стотта iconКарта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-образцов...
СК). Ск отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I-XVI). В каждом Ск образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении кн...

Карта наблюдений Д. Стотта iconКарта наблюдения Стотта Вступительный комментарий
Необходимо сказать, что педагогическая деятельность по своей сути такова, что педагогу вольно или невольно приходится наблюдать личность...

Карта наблюдений Д. Стотта icon1 Дневник педагогических наблюдений за обучающимся (воспитанником)...
Запись в дневнике является основой педагогической характеристики обучающегося (воспитанника)

Карта наблюдений Д. Стотта icon1. Политическая карта мира Политическая карта
Политическая карта – это географическая карта, на которой отражены основные элементы политической жизни государств и всего мира

Карта наблюдений Д. Стотта icon2. Банковская карта (карта) платежная карта, предназначенная для оплаты товаров, услуг
Акционерный коммерческий межрегиональный топливно энергетический банк «межтопэнергобанк» (открытое акционерное общество)

Карта наблюдений Д. Стотта icon2. Банковская карта (карта) платежная карта, предназначенная для оплаты товаров, услуг
Акционерный коммерческий межрегиональный топливно энергетический банк «межтопэнергобанк» (открытое акционерное общество)

Карта наблюдений Д. Стотта iconИнструкция пользователю Социальной карты
Социальная карта (далее ск) это именная пластиковая карта, имеющая несколько различных приложений, связанных с предоставлением и...

Карта наблюдений Д. Стотта iconВ москве вводится специальная "Карта учащегося" в рамках проекта "Социальная карта москвича"
Ещаемости и успеваемости учащихся, сбора персонализированных статистических данных и решение иных проблем, возникающих при организации...

Карта наблюдений Д. Стотта iconЧто такое универсальная электронная карта (карта уэк)?
Универсальная электронная карта (далее уэк) представляет собой материальный носитель, содержащий в графической и электронной формах...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск