Обобщение судебной практики по делам


Скачать 59.14 Kb.
НазваниеОбобщение судебной практики по делам
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
Обобщение судебной практики по делам

об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации)

Уважаемые участники совещания!
Главная задача сегодняшнего выступления - это рассказать о сложившейся в области за три последних года (2012 – 2014) судебной практике по делам об административных правонарушениях за нарушения установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации (часть 4 статьи 19.30 КоАП РФ) с тем, чтобы накануне ЕГЭ-2015 были сделаны лицами, причастными к организации и проведению ЕГЭ, определённые выводы.

Сначала считаю необходимым напомнить несколько правовых норм:

- государственная итоговая аттестация (ГИА) завершает освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ;

- ГИА проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

- Порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400. Указанный Порядок определяет формы проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования, участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА;

- Порядок проведения ГИА четко определяет обязанности лиц, участвующих в организации и проведении ГИА (как непосредственно участников ГИА (обучающихся и выпускников прошлых лет), так и руководителей ППЭ и организаторов).

Наша задача – обеспечить честное и объективное проведение ЕГЭ. Во многом определяющим в этой связи является пункт 45 указанного Порядка, согласно которому обучающиеся и выпускники прошлых лет (участники ГИА) не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории, иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, иные средства хранения и передачи информации, а также справочные материалы, письменные заметки.

В свою очередь, на организаторов пунктов проведения экзаменов (ППЭ) возложена обязанность по обеспечению установленного порядка проведения ГИА в аудиториях и по осуществлению контроля за проведением указанной аттестации.

Кроме того, руководителям и организаторам ППЭ, членам государственной экзаменационной комиссии, руководителям общеобразовательных организаций, в помещениях которых организованы ППЭ, и другим лицам, привлекаемым к проведению ГИА, указанным в пункте 40 Порядка, запрещается оказывать содействие участникам ГИА, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы и т.п.

Факты безразличного отношения руководителей ППЭ и организаторов к тому, что происходит в ППЭ и аудиториях, должны быть исключены. Позиция руководителей ППЭ и организаторов должна быть, с одной стороны, ответственной и принципиальной, с другой, гуманной и корректной.

За нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации частью 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В период проведения государственной итоговой аттестации в 2012-2014 годах должностными лицами департамента образования Белгородской области, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, было возбуждено 71 дело об административном правонарушении (из них 11 дел в 2012 году, 13 дел в 2013 году, 47 дел в 2014 году).

Поводами для возбуждения дел об административных правонарушениях в 2012-2013 гг. явились непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, присутствовавшими при проведении ЕГЭ, нарушений установленного порядка проведения ГИА, а также информация Рособрнадзора об опубликовании обучающимися КИМов в сети «Интернет». ЕГЭ 2014 года отлично от предыдущих лет введением института федеральных инспекторов, оборудованием ППЭ системами видеонаблюдения. При таких обстоятельствах большая часть протоколов об административных правонарушениях была составлены именно на основании информации о допущенных нарушениях, предоставленной федеральным инспектором, а также по так называемым «видеометкам».

Теперь поговорим об объекте и субъектах, объективной и субъективной сторонах правонарушений по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ.

Объектом посягательства правонарушения является установленный порядок проведения ГИА.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении обучающимися, выпускниками прошлых лет, руководителями ППЭ и организаторами действий (бездействий), направленных на нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения ГИА. Следует отметить, что в 2012-2013 гг. протоколы об административных правонарушениях были составлены лишь в отношении организаторов ППЭ за допуски фактов пользования участниками ЕГЭ средствами связи (мобильными телефонами). Практика составления протоколов об административных правонарушениях в ходе проведения ГИА в 2014 году разнообразна, нарушения Порядка проведения ГИА выразились в:

а) наличии у обучающихся, выпускников прошлых лет письменных заметок, справочных материалов;

б) выносе из аудиторий обучающимися листов КИМов;

в) рассадке обучающихся на рабочие места не в соответствии с автоматизированным распределением мест;

г) незачитывании на камеру видеонаблюдения данных протокола проведения ЕГЭ;

д) нарушении правил заполнения бланков участников ЕГЭ (непроставлении меток об удалении с экзамена и т.д.);

е) во вскрытии доставочных пакетов в отсутствие члена ГЭК;

ж) несоставлении актов приема-передачи экзаменационных материалов при их получении от члена ГЭК;

з) несвоевременной выдаче доставочных пакетов в аудитории и т.д.

Субъектами правонарушений являются физические, должностные и юридические лица (участники ГИА, руководители, организаторы ППЭ, другие лица, привлекаемые к проведению ГИА, и общеобразовательные организации).

Как уже было отмечено выше, в 2012-2013 гг. дела об административных правонарушениях по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ возбуждались лишь в отношении организаторов. В 2014 году впервые протоколы были составлены в отношении руководителей ППЭ и обучающихся. Однако практически повсеместно во всех субъектах Российской Федерации мировые судьи сошлись во мнении о том, что обучающиеся не являются субъектами административного правонарушения, в связи с чем возбужденные административные дела были либо прекращены ими, либо возвращены обратно в департамент образования области (к ответственности мировыми судьями привлечены лишь двое обучающихся, еще трое привлечены комиссиями по делам несовершеннолетних).

Так было. К началу же ЕГЭ-2015 мы имеем чётко обозначенную на этот счёт позицию Верховного Суда Российской Федерации. Данная позиция о признании обучающегося субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ, закреплена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 года.

В связи с тем, что на руководителей ППЭ и организаторов возложено выполнение организационно-распорядительных функций и функций контроля, они должны привлекаться к административной ответственности в качестве должностных лиц, однако практика рассмотрения дел мировыми судьями сводится к привлечению их к ответственности в качестве физических лиц (в 2012-2013 гг. из 21 привлеченного к ответственности организатора только лишь один привлечен в качестве должностного лица, в 2014 гг. из 6 привлеченных также лишь один привлечен в качестве должностного лица).

Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла. Каждый участник ГИА до ее проведения ознакомлен с Порядком, предупрежден о мерах ответственности, каждый из организаторов и руководителей ППЭ также ознакомлен и с Порядком проведения ГИА, и с соответствующими инструкциями, которые они обязаны неукоснительно соблюдать.

В заключение хочу выразить надежду на то, что ЕГЭ-2015 пройдет с соблюдением всех обязательных требований.

Похожие:

Обобщение судебной практики по делам iconОбобщение судебной практики по применению норм Уголовно-процессуального...
Обобщение судебной практики за 2009 год, проводимое Калининградским областным судом, показало, что, несмотря на ошибки, связанные...

Обобщение судебной практики по делам iconСправка обобщение по рассмотренным делам частного обвинения
Согласно плану работы судебного участка №2 Переволоцкого района Оренбургской области проведено обобщение судебной практики по уголовным...

Обобщение судебной практики по делам iconПрактики пересмотра судами республики постановлений и решений по...
В соответствии с планом работы на второе полугодие 2005 года судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия...

Обобщение судебной практики по делам iconОбобщение судебной практики по кредитным правоотношениям, и обеспечением...
Обобщение проведено по делам, которые были рассмотрены судами Нижегородской области в 2009г

Обобщение судебной практики по делам iconСправка по результатам обобщения судебной практики по гражданским...
Данное обобщение судебной практики по делам о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности за 2012...

Обобщение судебной практики по делам iconОбобщение судебной практики по уголовным делам, рассмотренным в 2011...

Обобщение судебной практики по делам iconОбобщение судебной практики по применению
Обобщение судебной практики по применению Федерального закона от 18. 07. 2011 №223-фз «О закупках товаров, работ, услуг отдельными...

Обобщение судебной практики по делам iconОбобщение судебной практики рассмотрения мировыми судьями судебного...
Согласно плану работы Сибайского городского суда проведено обобщение судебной практики по уголовным делам частного обвинения рассмотренными...

Обобщение судебной практики по делам iconПостановлением Президиума Верховного Суда Республики Мордовия «09» апреля 2015г
Верховного Суда Республики Мордовия на 1 полугодие 2015 года судебной коллегией по уголовным делам проведено обобщение судебной практики...

Обобщение судебной практики по делам iconОбобщение практики применения судами амурской области норм уголовно-процессуального закон
Судебной коллегией по уголовным делам Амурского областного суда проведено обобщение практики применения районными (городскими) судами...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск