МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра патологической анатомии
«УТВЕРЖДАЮ»
проректор по научной и клинической работе
профессор __________ Н.П. Сетко
« » ________2012___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА специальной дисциплины «Патологическая анатомия»
основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
по научной специальности 14.03.02 «Патологическая анатомия» Присуждается ученая степень кандидат медицинских наук
Форма обучения
заочная
Оренбург, 2012
Содержание
1
| Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………3
|
| 2
| Место дисциплины в структуре ОПП ……………………………………3
|
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины………..3
|
| 4
| Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….4
|
| 5
| Структура и содержание программы……………………………………...4
|
| 6
| Структура и содержание дисциплины…………………………………….5
|
| 7
| Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы………………………………………………………………………19
|
| 8
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…26
|
| 9
| Материально-техническое обеспечение дисциплины (раздела)……… 28
|
| 10
| Лист регистрации внесения изменений………………………………… 29
|
| 1 Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – развитие профессиональной компетентности на основе формирования у аспирантов фундаментальных естественнонаучных знаний в области общей, частной и клинической патологической анатомии и их использование при выполнении научно-исследовательской работы.
Задачи дисциплины:
— Изучение патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
— Изучение этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;
— Изучение морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий внешней среды;
— Изучение изменений болезней, возникающих как в связи с изменяющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие различных манипуляций (патология терапии);
— Изучение вопросов организации патологоанатомической службы.
2 Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к составляющей циклу обязательных дисциплин.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих разделах дисциплины:
1.Общая патологическая анатомия
2.Частная патологическая анатомия
3.Клиническая патологическая анатомия
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин
1.Онкоморфология
2.Патологическая анатомия заболеваний детского возраста
3 Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины аспирант обязан:
Знать:
Анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма человека;
Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;
Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах
Уметь:
Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для получения современной информации по патологической анатомии для научной и профессиональной деятельности;
Работать с микропрепаратами, макропрепаратами;
Проводить статистическую обработку экспериментальных данных;
Дать гистофизиологическую оценку состояния основных клеточных, тканевых и органных структур;
Обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;
Анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической и электронной микроскопии;
Определить причину смерти и сформулировать патологоанатомический диагноз; заполнять медицинское свидетельство о смерти.
Владеть:
Медико-анатомическим понятийным аппаратом;
Навыками описания морфологических изменений изучаемых макропрепаратов, микропрепаратов и электроннограмм;
Навыками оценки характера патологического процесса и его клинических проявлений на основании макро- и микроскопических изменений в органах и тканях.
4 Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Трудоемкость, ч
| Общая трудоемкость
| 468
| Аудиторная работа
| 324
| Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
| 144
180
| Самостоятельная работа
| 144
| Работа с лекционным материалом
| 30
| Работа с учебниками
| 30
| Информационно-литературный поиск
| 16
| Изучение микро- и макропрепаратов
| 30
| Подготовка реферата, доклада
| 6
| Освоение методов морфологического исследования
| 20
| Решение тестовых и ситуационных задач
| 6
| Подготовка к рубежному контролю
| 6
| Вид итогового контроля
| Экзамен по специальности в объеме кандидатского минимума
|
5 Структура и содержание программы № п/п
| Дисциплины
| Год обучения
| Вид учебной работы
| Рубежные контрольные точки и итоговый контроль (формы контроля)
| Лек.
| Прак.
| Сам.
работа
| 1
| Общая патологическая анатомия
| 1
| 36
| 72
| 36
| Тестирование, опрос, диагностика макро- и микропрепаратов, решение тестовых задач, зачет
| 2
| Частная патологическая анатомия
| 2
| 72
| 72
| 72
| Тестирование, опрос, решение тестовых задач, диагностика макро- и микропрепаратов , зачет
| 3
| Клиническая патологическая анатомия
|
2
| 36
| 36
| 36
| Тестирование, опрос, решение тестовых задач, диагностика макро- и микропрепаратов, зачет
|
| Итого:
| 1-2 год
обучения
| 144
| 180
| 144
| Зачёт в 1 -3-м семестрах, итоговый контроль в виде сдачи кандидатского минимума.
| |