«секционный курс»


Скачать 121.3 Kb.
Название«секционный курс»
ТипРабочая учебная программа


Основная литература

  1. Струков А. И. Патологическая анатомия [Текст] : учеб. / А. И. Струков, В. В. Серов. - 5-е изд., стер. - Москва : Литтерра, 2010. - 846 с.

  2. Пальцев М. А. Патологическая анатомия [Текст] : учебник: в 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М. Аничков. - Москва : Медицина, 2005 - .

  3. Пальцев М. А. Атлас по патологической анатомии [Текст] : учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова. -2-е изд., стер. -Москва: Медицина, 2005. -422 с.: ил., [5] л. цв. ил.

  4. Пальцев, М.А. Руководство по биопсийно-секционному курсу : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М.А. Пальцев, В.Л. Коваленко, Н.М. Аничков. - 2-е изд., стер. - Москва : Медицина, 2004. - 254 с. : рис.

Дополнительная литература

  1. Патологическая анатомия [Текст]: Ч.1: Общая патологическая анатомия : метод. указ. / Сев. гос. мед. ун-т ; авт.-сост.: К. Н. Ковров, О. В. Хорева. - Архангельск : СГМУ, 2009 . - 27 с.

  2. Ковров К. Н. Методические указания для студентов по дисциплине "Патологическая анатомия" [Текст]: Ч. II: Частная патологическая анатомия: метод. указ. / К. Н. Ковров, О. В. Хорева ; Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск, 2010. - 35,[1] с.

  3. Швырев А. А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии : учеб. пособие / А. А. Швырев ; под ред. Р. Ф. Морозовой. - 4-е изд., стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 411,[1] с.

  4. Патологическая анатомия [Текст] : атлас: учеб. пособие / [О. В. Зайратьянц [и др.] ;под ред. О. В. Зайратьянца. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 469 с.

  5. Патологическая анатомия [Текст] : нац. рук. / гл. ред.: М. А. Пальцев, Л. В. Кактурский, О. В. Зайратьянц. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 1259 с. : цв. ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

  1. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/

  2. ЭБС Iprbooks http://www.iprbookshop.ru/

    1. ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет»

    2. Министерства здравоохранения Российской Федерации




«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой патологической анатомии, к.м.н. О.В.Хорева

______________
«28» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан педиатрического факультета

Д.м.н.И.А,Турабов

_________________
«28» августа 2014 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «СЕКЦИОННЫЙ КУРС»

Для специальности 060103 - педиатрия

Кафедра патологической анатомии

Курс 6

Семестр 11

Лекции 0 (час.)

Практические (семинарские) занятия 20 (час.)

Самостоятельная работа 11 (час.)

Общая трудоемкость 31 час.

Зачёт 11 (семестр)


2014 г.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина ориентирует на выполнение профилактической, диагностической, лечебной, воспитательно-образовательной, организационно-управленческой, научно-исследовательской профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности (в соответствие с ГОС ВПО):

  • проведение профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семей и коллективов);

  • диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;

  • диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;

  • лечение с использованием терапевтических и хирургических методов;

  • гигиеническое воспитание больных и членов их семей;

  • организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;

  • медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

  • самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).


1.1. Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания секционного курса – подготовка врача к выполнению лечебно-профилактической, диагностической деятельности в области патологической анатомии.
1.2. Задачи изучения дисциплины.

Задачами секционного курса является изучение:

  • изменений болезней, возникающих как в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие терапевтических и диагностических манипуляций (патология терапии);

  • организации и задач патологоанатомической службы;

  • метода клинико-анатомического анализа биопсийного, операционного и секционного материала.




  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты, изучившие дисциплину, должны знать:

  1. Термины, используемые в курсе патологической анатомии.

  2. Основные методы патологоанатомического исследования.

  3. Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза, болезни, нозологии.

  4. Основные принципы классификации болезней.

  5. Основы действующего законодательства о здравоохранении и патологоанатомической службе, порядок проведения патологоанатомического вскрытия трупа.

  6. Основы клинико-анатомического анализа и принципы построения патологоанатомического диагноза.


Студенты, изучившие дисциплину, должны уметь:

  1. Визуально оценить и уметь запротоколировать изменения в органах и тканях трупа.

  2. Сформулировать патологоанатомический диагноз, провести клинико-анатомическое сопоставление, дать заключение о причине смерти.

  3. Определить категорию и причину расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов.

  4. Заполнить медицинское свидетельство о смерти, медицинское свидетельство о перинатальной смерти.

  5. Провести забор, маркировку и оформить направление биопсийного или операционного материала на гистологическое исследование.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Трудоемкость (час.)

Аудиторные занятия:

20

Практические занятия

20

Самостоятельная работа

11

Общая трудоемкость

31


4. СЕМЕСТРЫ И ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Семестр

Вид отчетности

11

Зачет



5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы



Разделы

Лекции

(час.)

Практические

занятия (час.)



Биопсийно-секционные курс.

-

20


5.2. Содержание разделов

Раздел 1. Биопсийно-секционный курс

Тема 1. Роль, организация и методы работы патологоанатомической службы в системе здравоохранения. Прижизненное морфологическое исследование. Понятие о биопсийном и операционном материале. Виды биопсий (инцизионные, пункционные, эндоскопические; плановые, срочные). Виды ответов при исследовании биопсий (окончательный диагноз, ориентировочный диагноз, описательный ответ; «ложноотрицательные» и «ложноположительные» ответы). Методы изучения биоптата. Значение современных морфологических методов (гистохимия, иммуногистохимия, электронная микроскопия) в прижизненной диагностике болезней. Правила забора, маркировки операционного и биопсийного материала, правила оформления направления на патогистологическое исследование. Просмотр текущих биопсий и операционного материала. Клинико-морфологический анализ биопсийного и операционного материала.

Тема 2. Аутопсийный раздел работы. Порядок вскрытия трупов в стационарах и на дому. Техника патологоанатомического вскрытия. Организация работы и документация ПАО и ПАБ. Патологоатомическое вскрытие с оформлением протокола вскрытия. Порядок заполнения медицинского свидетельства о смерти. Написание протокола вскрытия и заполнение врачебного свидетельства о смерти.

Тема 3. Учение о диагнозе. Структура и логика диагноза. Понятие об основном заболевании, осложнении, сопутствующем заболевании. Комбинированное основное заболевание: конкурирующие, сочетанные, фоновое. МКБ-10. Особенности формулировки диагноза при операционном вмешательстве, в случаях ятрогений. Правила сличения заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов. Причины и категории расхождения диагнозов. Причины (объективные и субъективные) диагностических ошибок. Составление патологоанатомического диагноза и сличение его с заключительным клиническим, определение причин и категории расхождения диагнозов.

Тема 4. Клинико-анатомический анализ летальных исходов. Порядок организации и проведения КАК, ЛКК, КИЛИ в ЛПУ. Клинико-анатомический анализ случая смерти. Зачет. Участие в ролевой игра «Студенческая клинико-патологоанатомическая конференция» по разбору случая смерти.
5.3. Тематическое планирование



Разделы

Практические занятия

1.

Биопсийно-секционные курс

1. Роль, организация и методы работы патологоанатомической службы в системе здравоохранения. Прижизненное морфологическое исследование. Понятие о биопсийном и операционном материале. Виды биопсий (инцизионные, пункционные, эндоскопические; плановые, срочные). Виды ответов при исследовании биопсий (окончательный диагноз, ориентировочный диагноз, описательный ответ; «ложноотрицательные» и «ложноположительные» ответы). Методы изучения биоптата. Значение современных морфологических методов (гистохимия, иммуногистохимия, электронная микроскопия) в прижизненной диагностике болезней. Правила забора, маркировки операционного и биопсийного материала, правила оформления направления на патогистологическое исследование. Просмотр текущих биопсий и операционного материала.

2. Аутопсийный раздел работы. Порядок вскрытия трупов в стационарах и на дому. Техника патологоанатомического вскрытия. Организация работы и документация ПАО и ПАБ. Патологоатомическое вскрытие с оформлением протокола вскрытия. Порядок заполнения медицинского свидетельства о смерти.

3. Учение о диагнозе. Структура и логика диагноза. Понятие об основном заболевании, осложнении, сопутствующем заболевании. Комбинированное основное заболевание: конкурирующие, сочетанные, фоновое. МКБ-10. Особенности формулировки диагноза при операционном вмешательстве, в случаях ятрогений. Правила сличения заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов. Причины и категории расхождения диагнозов. Причины (объективные и субъективные) диагностических ошибок.

4. Клинико-анатомический анализ летальных исходов. Порядок организации и проведения КАК, ЛКК, КИЛИ в ЛПУ. Клинико-анатомический анализ случая смерти. Зачет.




    1. Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Особенности аутопсийной диагностики случаев смерти беременных, рожениц, родильниц.

2. Особенности патоморфологического исследования при особо опасных инфекциях.

3. Аутопсийная диагностика плодов и новорожденных.

4. Особенности патоморфологического исследования при СПИДе.

5. Порядок взятия трупного материала для бактериологического исследования.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Основная литература

1.Струков А. И. Патологическая анатомия [Текст] : учеб. / А. И. Струков, В. В. Серов. - 5-е изд., стер. - Москва : Литтерра, 2010. - 846 с

2.Пальцев М. А. Атлас по патологической анатомии [Текст] : учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова. -2-е изд., стер. -Москва: Медицина, 2005. -422 с.: ил., [5] л. цв. ил.

3.Пальцев М. А. Патологическая анатомия [Текст] : учебник: в 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М. Аничков. - Москва : Медицина, 2005 - .

6.2. Дополнительная литература

  1. Автандилов Г.Г. Основы патологоанатомической практики: Руководство. - М.: РМАПО, 1994.

  2. Калитеевский П.Ф. Макроскопическая дифференциальная диагностика патологических процессов. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1993.

  3. Robbins Pathologic Basis of Disease / Eds. R.S.Cotran, V.Kumar, T.Collivs – Philadelphia, London, Toronto, Montreal, Sydney, Tokyo: W.B.Saunders Co., 1998 (6th Ed.).

  4. Ковров К.Н., Хорева О.В., Леонтьев В.Я. Ятрогении (патология диагностики и лечения) / Учебно-методическое пособие для студентов. – Архангельск, 2003.

  5. Леонтьев В.Я., Неклюдов Ю.Ф. Вскрытие трупов мертворожденных, новорожденных и детей первых лет жизни / Методические рекомендации для патологоанатомов и судмедэкспертов. – Архангельск, 1981.

  6. Парусов В.Н., Леонтьев В.Я. Информационное письмо о порядке организации и проведения клинико-анатомических конференций, лечебно-контрольных комиссий и комиссий по родовспоможению и детству в лечебно-профилактических учреждениях. – Архангельск, 1987.

  7. Парусов В.Н., Пославская Т.Н. Информационное письмо по формулированию заключительного (окончательного) диагноза, правилах заполнения врачебной справки о смерти и сличению заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов. – Архангельск, 1987.

  8. Ходасевич Л.С., Ившин И.В. Оформление заключительного клинического, патологоанатомического и судебно-медицинского диагнозов в случаях смерти послеоперационных больных / Методические рекомендации. – Архангельск, 1997.

  9. Ходасевич Л.С., Хорева О.В., Ковров К.Н. Аутопсийная диагностика случаев материнской смерти / Методические рекомендации. – Архангельск, 2000.

  10. Хорева О.В., Басова Л.А. Осложнения беременности и их влияние на организм женщины в условиях Европейского Севера / Методическое пособие для студентов. – Архангельск, 2003.

  11. Пальцев М.А., Коваленко В.Л., Аничков Н.М. Руководство по биопсийно-секционному курсу: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2002


6.3. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

1.Патологическая анатомия : атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов медицинских вузов/ ред. О.В. Зайратьянц. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -960 с.: ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/.

2.Струков А. И. Патологическая анатомия [Электронный ресурс] : учеб./ А. И. Струков, В. В. Серов. -6-е изд., испр. и доп. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -846 с: ил., 4 л. цв. ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/.

3.Патология [Электронный ресурс] : в 2 т.: учеб. для мед. вузов/ под. ред М.А. Пальцева, В.С. Паукова -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/.


7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание дисциплины осуществляется на базе морфологического корпуса ОКБ. Кафедра располагает гистологической лабораторией (1), учебными практикумами (3), музеем (1), лекционным залом (1). Аудитории оснащены наглядными пособиями (наборы таблиц по всем разделам дисциплины), микроскопами. В музее представлены макропрепараты (575) и микропрепараты (334), используемые в учебном процессе. По всем темам дисциплины имеются наборы диапозитивов (579). Для проверки уровня знаний студентов используются компьютеры (3).
8. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

8.1. Текущий контроль

Формы контроля: текущий тестовый контроль (компьютерный) во время аудиторных занятий.

8.2. Итоговый контроль

Форма итогового контроля – зачет, который проводится в форме практического решения ситуационной задачи – проведения студенческой клинико-анатомической конференции по разбору случая смерти.

Похожие:

«секционный курс» iconВопросы тестового контроля по дисциплине «секционный курс» для студентов...
Диагностика заболеваний на основе морфологических исследований биопсийно-операционного материала

«секционный курс» iconПрактический курс английского языка 4 курс Под редакцией В. Д. Аракина...
Практический курс английского языка. 4 курс: П69 Учеб для педвузов по спец. «Иностр яз.» / Под ред. В. Д. Аракина. 4-е изд., перераб...

«секционный курс» iconЗакона о медицинском страховании граждан РФ
Перечень тестовых вопросов к курсовому экзамену по уэф (4 курс(очное), 5 курс(заочное))

«секционный курс» iconКурс повышения квалификации
...

«секционный курс» iconУчебное пособие общеобразовательный цикл информатика курс лекций...
Разработчик чубыкина М. М., преподаватель информатики Ульяновского авиационного колледжа

«секционный курс» iconПрактический курс
Г61 Менеджмент туризма: практический курс / Учеб метод пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. 224 с

«секционный курс» iconКурс “Эффективная работа в программе по бу и ну в 1С8 Управление...
Руководитель ит-проектов по автоматизации бизнес-процессов, корпоративный тренер по эффективной работе в программах 1С

«секционный курс» iconКурс по программе «1С : Бухгалтерия 8» Курс для бухгалтеров
Оформление платежных поручений. Оформление выписок банка в программу. Работа с клиент- банком

«секционный курс» iconДэвид Майерс Социальная психология. Интенсивный курс. Exploring Social...
Академический курс социальной психологии, изложенный в этой книге, усваивается эффективно и легко

«секционный курс» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык» (английский) (1 курс) Курс...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск