Скачать 0.52 Mb.
|
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение…..«УТВЕРЖДАЮ»Директор ______________________________Программа групповых занятийпо подготовке выпускников к ЕГЭ(по программе Чибисовой М.Ю. для 11 класса) Пояснительная записка Оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к Единому государственному экзамену являются психолого-педагогические занятия. Это не тренинг и не классный час в чистом виде, это нечто промежуточное. Предлагаемые занятия имеют ряд существенных отличий от психологических тренингов:
Вместе с тем занятия отличаются и от традиционных классных часов:
Содержание занятий включает три блока:
Ведущие программы: классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог. Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одного класса. Продолжительность занятия - 40 минут (длительность школьного урока). Организация пространства для занятий зависит от условий конкретной школы. Если детей не очень много или есть возможность поделить класс на подгруппы, можно посадить участников в круг. Если позволяют условия, то для работы в мини-группах можно рассадить детей небольшими группами вокруг столов. При отсутствии такой возможности работа проводится в обычном классе. Рекомендации ведущему занятия с выпускниками: Дети, особенно не имеющие опыта участия в тренингах, могут испытывать неловкость и смущение при выполнении задания, при работе в мини-группах. Поэтому очень важно, чтобы ведущий сам был активен, подбадривал и мотивировал участников. Когда они начнут работать, можно походить по классу, посмотреть, кто испытывает трудности и при необходимости поговорить с учеником может быть что-то подсказать ему. При обсуждении результатов групповой работы необходимо выслушать все группы. Если же упражнение имело индивидуальный характер, то при большом количестве участников невозможно выслушать каждого, да это и не нужно, потому что потеряется динамика занятия. Поэтому будет вполне достаточно, если вы послушаете приблизительно одну пятую часть участников (например, если всего в классе двадцать пять учеников, выслушайте пятерых). В начале обсуждения спросите: «Кто хочет поделиться своими мыслями?» Если желающих нет, подбодрите детей, напомните, что эти задания не оцениваются. Если и в этом случае нет желающих, спросите сами, причем в первую очередь детей активных и уверенных. Для того чтобы материалы занятий лучше усваивались, чтобы повысить эффективность занятий и закрепить полученные навыки, мы рекомендуем составлять «копилку полезных советов», которая может служить чем-то вроде памятки. В начале занятий участники заводят особый маленький блокнотик или тетрадку, куда в конце каждого занятия записывают выводы и рекомендации. В результате к окончанию работы у каждого будет собственный сборник советов себе. Цель программы: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам Задачи:
Структура занятий: Начинается оно с разогрева. Затем следует презентация темы, то есть, о чем пойдет речь на занятии и почему это важно. Задача презентации — повысить мотивацию выпускников. Затем происходит информирование: сообщение детям необходимых сведений, которые обязательно должны проигрываться и подкрепляться, что и происходит в содержательной части (проигрывание). Завершается занятие рефлексией, то есть осмыслением новых знаний, и пополнением копилки. Темы занятий:
В зависимости от специфики класса можно менять содержание занятий. Каждое занятие рассчитано на класс с высоким темпом деятельности и высокой работоспособностью. В слабом классе вы можете сократить объем упражнений на занятии или увеличить общее количество занятий Эффективность занятий отслеживается проведением входящего анкетирования всего класса до начала и завершающего по окончанию реализации программы «Групповые занятия по подготовке к ЕГЭ» (приложение 1). Занятие 1 ЧТО ТАКОЕ ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН? Цель: познакомить выпускников с сущностью, процедурой и содержанием Единого государственного экзамена, повысить учебную мотивацию и мотивацию на участие в занятиях Необходимые материалы: демонстрационные материалы ЕГЭ тетради или блокноты по количеству участников («копилки»), ручки, писчая бумага. Ход работы Разогрев Игра «Ассоциации». Участники получают инструкцию: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Во время разминки вам нужно будет давать ассоциации на то слово которое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и произношу слово "тумбочка", то Петя (называете ученика продолжающего игру) говорит свою ассоциацию на это слово на пример, "телевизор", а Маша дает свою ассоциацию на слово Пети и т.д. Постарайтесь не задумываться - говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю экзамен.. » Презентация темы «Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период — экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме - в форме Единого государственного экзамена. ЕГЭ отличается от привычных для вас форм проверки знаний: контрольных, самостоятельных работ и устных экзаменов». Прежде чем переходить к информированию, попросите учеников сформулировать, что они хотели бы узнать о Едином государственном экзамене. Это можно сделать в мини-группах (разделите учеников на группы по 5-6 человек и попросите каждую группу придумать как можно больше вопросов про ЕГЭ) или индивидуально (в этом случае предложите ученикам озвучить их вопросы и составьте общий список). Информирование На этом этапе занятия задача ведущего — максимально ясно и подробно изложить, в чем заключается суть Единого государственного экзамена, каково его содержание, процедура и права учащихся. Для этого можно использовать материалы первой главы, необходимо также проиллюстрировать рассказ демонстрационными материалами. Когда ваш рассказ будет завершен, обратитесь к составленному участниками списку вопросов и проверьте, на все ли нопросы были даны ответы. Проигрывание Для повышения мотивации очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в Едином государственном экзамене. Поэтому проигрывание лучше начать с «мозгового штурма» на тему «Что может мне дать ЕГЭ?». Участников нужно разделить на группы по пять-шесть человек и предложить им в течение 5 минут сформулировать как можно больше ответов на вопросы: чем ЕГЭ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена и в чем его плюсы для меня. При этом необходимо объяснить, что не нужно критически относиться к предлагаемым вариантам, даже если они кажутся на первый взгляд совсем бессмысленными. Напротив, нужно записывать все высказываемые идеи. Когда обсуждение завершится, группы должны озвучить его результаты. Задача ведущего — обобщить и подытожить все высказанные идеи. Рефлексия На первом занятии рефлексию можно провести в игровой форме. Дети продолжают работать в группах. Предложите каждой группе разработать тест о правилах и процедуре ЕГЭ, состоящий из трех блоков: А, В и С (всего не менее 7 и не более 10 вопросов), и договориться, сколько баллов можно начислить за каждый вопрос. После выполнения этого задания группы меняются «тестами» и отвечают на них, а затем «тесты» возвращаются к «разработчикам». «Разработчики» становятся «независимыми экспертами», проверяют результаты «тестирования» и начисляют баллы. Составление копилки На первом занятии расскажите участникам о том, что представляет собой «копилка» и зачем она нужна. Очень важно, что- бы дети вносили туда те советы и рекомендации, которые покажутся важными им самим. Объясните, что эту копилку никто не будет проверять, что она составляется для личного пользования. Копилки раздаются ученикам, они их подписывают и вносят туда первую информацию. Методические рекомендации Одна из важнейших функций первого занятия — мотива-ционная, ей следует уделить особое внимание. Очень важно, чтобы выпускники осознали необходимость подготовки к ЕГЭ не только в виде заучивания материала. В некотором смысле цель первого занятия — поставить перед учениками проблему подготовки к ЕГЭ как таковую. При проведении разогрева нужно определить последовательность игроков, чтобы участники всегда знали, кто будет следующим. Сделать это можно в зависимости от того, как вы рассадите детей в классе. При обсуждении результатов «мозгового штурма» очень важно попытаться найти рациональное зерно во всех предлагаемых детьми идеях, даже на первый взгляд абсурдных. В конце занятия копилки лучше собрать и раздать их насовсем только после завершающей встречи. В этом случае больше вероятность, что они не потеряются и будут заполнены. Занятие 2 ЧТО ТАКОЕ ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН? (продолжение) Цель: познакомить выпускников с сущностью, процедурой и содержанием Единого государственного экзамена, повысить учебную мотивацию и мотивацию на участие в занятиях. Необходимые материалы: плакаты с буквами Е, Г, Э (по одной на каждом плакате) видеозапись сдачи ЕГЭ, писчая бумага, цветные карандаши или фломастеры. Ход работы Разогрев Игра «Расшифровка». На стене развешиваются плакаты с буквами Е, Г, Э. Участникам предлагается следующее задание: «Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку — Единый государственный экзамен, а могут обозначать что-то совсем другое. Давайте попробуем расшифровать каждую букву по-своему». Сначала участники предлагают слова, начинающиеся на каждую из этих букв, которые записываются на соответствующих плакатах, а затем психолог предлагает составить из этих слов словосочетания, в итоге получается что-то вроде «естественный громкий эксперимент». Упражнение хорошо помогает снизить общую тревогу перед обсуждением темы. Презентация темы «Вы уже многое знаете про Единый государственный экзамен. Наверняка вы уже слышали множество разных отзывов о нем, как положительных, так и отрицательных. Очень важно, чтобы вы составили по этому вопросу свое собственное мнение». Информирование Просмотр видеозаписи сдачи ЕГЭ. Обсуждение просмотренного материала. Выпускникам можно задать такие вопросы:
Проигрывание Упражнение «Шкала согласия». Для обсуждения можно предложить такие утверждения:
Упражнение «Мое будущее». Предложите ученикам изобразить свое будущее в виде какого-то образа. Это может быть дом, дорога, гора... Когда рисунок будет готов, предложите детям изобразить на нем в такой же символической форме ЕГЭ. Например, если будущее изображено в виде дороги, ЕГЭ может выглядеть как ворота и т.д. Рефлексия Обсудите результаты упражнения. Если у кого-то из учащихся образ ЕГЭ явно негативный (яма на дороге, пожар в доме и т.п.), вместе с ним подумайте над более конструктивным вариантом. Составление копилки Предложите ученикам продолжить фразу «ЕГЭ для меня -это...» так, чтобы продолжение помогало положительно воспринимать этот экзамен. Пусть они запишут эти фразы в копилки. Методические рекомендации Предполагается, что учащиеся уже владеют базовой информацией о ЕГЭ. Занятие предназначено для того, чтобы ребята смогли освоить, проанализировать эту информацию. Особый акцент следует сделать на обсуждениях. Чрезвычайно важно, чтобы дети не сосредоточивались на негативных аспектах экзамена. Задача педагога — помочь им обнаружить для себя личный позитивный смысл ЕГЭ. При проведении упражнения «Мое будущее» очень важно обратить внимание детей на то, что ЕГЭ играет не фатальную роль, лишая их доступа к образованию, а, наоборот, может предоставить дополнительные возможности. Занятие 3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель: познакомить выпускников с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ, помочь им выработать индивидуальный стиль. Необходимые материалы: демонстрационные тестовые материалы (по количеству учащихся), три ватманских листа (в верхней части каждого написана одна из цифр — 3,4, 5), маркеры или фломастеры, мягкая игрушка. Ход работы Разогрев Упражнение «Самый-самый». Тот, у кого в руках оказывается игрушка, должен себя похвалить, продолжив фразу: «Я самый ...» Презентация темы «Отличие ЕГЭ от обычного экзамена заключается в том, что при этой форме экзамена у вас есть разные варианты получения желаемой оценки. Очень важно решить для себя, на какую оценку ты хочешь претендовать, и в соответствии с этим планировать свои действия». Информирование (новые правила) В ЕГЭ есть разные задания — простые и трудные (в конце каждого варианта). Статистика показала, что по большинству предметов примерно половина школьников справляется с примерно половиной заданий. Это нормально для тестового метода. Тестовый метод не предполагает, выполнения всех заданий. Даже отличники решают только 70—80% заданий, все не решает практически никто. Все варианты Единого экзамена состоят из двух частей. Более трудные задания (например, почти все задания типа С) собраны во второй части. Для получения «тройки» достаточно успешно выполнить фактически только первую часть. При этом хватит примерно 60% решенных заданий из первой части (хотя используется несколько разная граница для разных предметов). Но лучше не бросать тест и не уходить из аудитории раньше времени, даже не попробовав решать вторую его часть. Кто знает, может быть, вам не хватит всего-то пары баллов до «заветной тройки» или для более высокой оценки, а решив правильно хотя бы одно задание из второй части, вы как раз и достигнете этой границы. Одно задание типа С по математике дает примерно в четыре раза больше очков, чем одно задание типа А, а по русскому — в три раза. На основе статистики производится калибровка задании по трудности, и за более трудные дается больше баллов. Как влияют результаты ЕГЭ на школьный аттестат? На период эксперимента принято следующее правило: при расхождении балла ЕГЭ (по пятибалльной шкале) и годовой оценки на один балл в аттестат идет более высокий балл, при расхождении в два балла — средний. Обратите внимание, данное правило означает, что «троечники» сохранят за собой тройки в аттестатах даже в том случае, если по ЕГЭ они получат «двойки». Если разница между отметками больше одного балла — будут считать среднее арифметическое, так что сдавший ЕГЭ на «5» троечник сможет гордиться «четверкой» в аттестате. Но вуз, участвующий в эксперименте, принимает лишь результат ЕГЭ, то есть работает со свидетельством, а не с аттестатом. Проигрывание Для следующего задания участников необходимо разделить на мини-группы. Лучше всего сделать это с помощью жеребьевки (например, раздав детям карточки с цифрами). Задача каждой группы — описать «пути» к различным оценкам (что нужно сделать, чтобы получить «тройку», «четверку» и т.д.), Например, для «пятерки» нужно выполнить все задания группы А, часть заданий группы В и два задания группы С (па всякий случай два, а не одно) или половину заданий группы А и три задания группы С и т.д. Причем для каждого варианта требуется дать еще и планирование по времени (указать, сколько минут отводится на тот или иной этап). Напомните, что в планирование необходимо включить время на общую ориентацию в тесте (в начале) и проверку (в конце). Когда эта работа будет завершена, предложите командам по очереди озвучить свои варианты. Фиксируйте предлагаемые алгоритмы на соответствующих листах. Когда обсуждение закончено, перед детьми вывешиваются три плаката (с нарисованными в верхней части листа оценками «3», «4» и «5»). Ведущий подводит итог и говорит, что к каждой оценке можно прийти различными путями, и еще раз формулирует эти пути. Затем ведущий напоминает, что не существует единственно правильного пути, для каждого человека он свой, и предлагает детям подумать и решить, какой путь кажется им наиболее подходящим лично для них, и записать его. По завершении этого задания ведущий говорит детям что нет никакой необходимости выполнять все задания. Даже если какие-то задания будут пропущены или решены неверно, общая оценка может быть достаточно высокой. Раздайте детям демонстрационные материалы. Попросите просмотреть их и вычеркнуть те задания, которые для них абсолютно незнакомы, а затем предложите просмотреть оставшиеся вопросы и определить, на какую оценку их хватит Общий вывод из этого упражнения: даже пропустив часть материала, вполне возможно претендовать на высокую оценку. Рефлексия Попросите желающих учеников сформулировать, какой способ деятельности для них оптимален. Составление копилки В копилку необходимо записать или все возможные пути достижения желаемой оценки, или тот, который кажется наиболее подходящим. Методические рекомендации При проведении этого занятия не следует акцентировать внимание на содержании тестовых заданий. Не нужно выполнять задания или обсуждать способы их решения. Если же у детей возникнут подобные вопросы, переадресуйте их учителям-предметникам. Если детям будет трудно формулировать способы достижения желаемой оценки, можно предложить им один или два способа в качестве образца, однако очень важно, чтобы способы были предложены самими детьми. При формулировке способов особое внимание стоит обратить па то, чтобы они были «избыточными», то есть обеспечивали немного больший объем выполнения заданий (вдруг где-то закрадется ошибка или неточность). При анализе материалов занятия особое внимание следует обратить на то, что речь идет о достаточном объеме выполнения тестовых заданий, причем совершенно не требуется справляться со всеми заданиями. Если у детей возникает впечатление, что при работе с демонстрационными материалами они вычеркивают слишком много вопросов, напомните, что они выполняли это упражнение без целенаправленной подготовки и, возможно, по предмету, который они сдавать вообще не будут. Занятие 4 МОЙ УЧЕБНЫЙ СТИЛЬ Цель: сформировать у учащихся понимание своего учебного стиля, способствовать осознанию индивидуального стиля деятельности. Необходимые материалы: бланки анкет по количеству учащихся. Ход работы Разогрев Учащимся предлагается ответить на вопросы двух анкет (см. Материмы к занятию 4-е.). Результаты подсчитываю ими позже. Презентация темы «Вы наверняка заметили, что все мы учимся по-разному, у каждого из нас есть свои особенности, способы работы, свои сильные и слабые стороны. Если мы осознаем, что является нашими сильными сторонами, а что — слабыми местами то нам будет легче найти оптимальные способы подготовки к экзамену, организовать свою деятельность так чтобы сильные стороны стали нашими ресурсами и помогли компенсировать слабые». Информирование Скажите участникам о том, что сегодня вы рассмотрите два важных аспекта учебной деятельности: каналы восприятия и когнитивные стили. Каналы восприятия — это способы восприятия и переработки новой информации. Выделяют три канала: визуальный, аудиальный и кинестетический. Кратко охарактеризуем людей с преобладанием одного из способов восприятия. |
Цель: организация работы оу по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников в форме егэ | Егэ. Егэ по обществознанию относится к экзаменам по выбору и входит в число тех предметов, которые являются наиболее востребованным.... | ||
Егэ. Лица, подавшие заявление на сдачу егэ до 1 марта, сдают егэ в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников... | |||
Работа учителей-предметников по подготовке выпускников к егэ подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов,... | На основании проведенного анализа хода и результатов работы по организации и проведению егэ в 2014 году в начале 2014-15 учебного... | ||
«Деятельность педагогического коллектива школы по подготовке и проведению итоговой аттестации выпускников (егэ, гиа)» | Установление единых рекомендаций по заполнению и ведению журналов учета групповых занятий спортивной школы (далее – сдюсшор) | ||
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» моу дод дюсш (далее школа )осуществляет текущий контроль посещаемости... | Установление единых рекомендаций по заполнению и ведению журналов учета групповых занятий спортивной школы (далее – учреждение) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |