Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента


Скачать 445.82 Kb.
НазваниеУчебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4

Учебно-ознакомительная практика

Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента

  1. Сенсорно-перцептивный уровень познания



  1. Измерение пространственного порога зрительной чувствительности (остроты зрения).

Цель: измерение пространственного порога зрительной чувствительности (остроты зрения) методом средней ошибки.

Оборудование: плакаты с увеличенными изображениями колец Ландольта, измерительная рулетка.

Рабочие определения. Острота зрения или разрешающая способность глаза (minimum separabile) характеризуется наименьшим расстоянием между двумя объектами (чаще всего точечными), при котором они ещё видятся раздельно. Это расстояние выражается обычно в угловых величинах ά (величинах угла, под которым виден разрыв между точками). Однако, поскольку данная величина угла ά обратно пропорциональна расстоянию L до видимых точечных объектов, последнее (L) может служить оценкой остроты зрения. При этом, чем больше минимальное расстояние Lmin, на котором впервые виден разрыв между точечными объектами, тем выше острота зрения.

Метод средней ошибки заключается в том, что испытуемый сам варьирует величину раздражителя (в данном случае – расстояние до объекта).

Ход работы.

Инструкция. «Исследуется ваша способность замечать разрыв в окружности на минимальном расстоянии от неё. Расстояние до окружности с разрывом (ориентированным в направлениях «вправо», «влево», «вверх», «вниз») вы будете менять самостоятельно (то подходя к кольцу, то отходя от него). Станьте на расстоянии 6 м спиной к плакату, затем повернитесь. Если вы не видите разрыв в кольце, приближайтесь к плакату с его изображением. Остановитесь в тот момент, когда начнёте видеть разрыв, и сообщите его направление экспериментатору. Если же разрыв в кольце виден вам с расстояния 6 м, начинайте удаляться от плаката до того момента, когда вы перестанете видеть разрыв. Остановитесь, сопровождая этот момент словами «не вижу». Всего следует сделать не менее 3-х приближений к кольцу и столько же удалений от него».

Правила работы для экспериментатора

    1. Перед каждым приближением к кольцу и каждым удалением от него необходимо устанавливать направление разрыва, всякий раз меняя его.

    2. Все расстояния до кольца в моменты остановок испытуемого заносятся в заранее приготовленную таблицу (см. табл. 1).

krug2.bmp

Рис.1 Образец кольца Ландольта



пробы

Направление изменения расстояния (прибл./удал.)

Расстояние (м)

Примечание

1.







(приближение)

2.







(удаление)

3.







(приближение)

4.







(удаление)

5.







(приближение)

6.







(удаление)

Таблица 1
Результаты методики

Анализ результатов

Все расстояния, независимо от направления их изменений, суммируются.

Таблица 2

Оценка

результатов

Величина

порога (м)

Оценка в баллах

Величина

порога (м)

Оценка в

баллах

1 и менее

1

4,5 – 4,9

6

1,0 – 2,3

2

4,9 – 5,2

7

2,3 – 3,3

3

5,2 – 5,4

8

3,3 – 4,0

4

более 5,4

9

4,0 – 4,5

5









  1. Исследование процесса выделения фигуры из фона.

Цель: исследование быстроты выделения фигуры из фона.

Оборудование: Фрагменты методики Готтшальдта (модификация Терстоуна) «Скрытые фигуры» - наборы по 15 заданий, секундомер.

Рабочие определения.

Выделение фигуры из фона – это расщепление перцептивного поля на две разнородные части – фигуру или предмет, воспринимаемый как нечто, «обладающее характером вещи» [Рубин], расположенное на переднем плане, как замкнутое и ограниченное целое, и фон, воспринимаемый как поле, как нечто, «обладающее характером материала», простирающее вокруг и позади предмета, как нечто неограниченное и неопределённое.

Поленезависимость – лёгкость выделения части структурированного поля, способность отстроиться от контекста, в котором предъявляется задание.

Ход работы.

Инструкция. «Вам будут предъявлены 15 изображений с рядами фигур. Левый рисунок в каждом наборе-ряду – искомая фигура. Вы должны решить, скрыта ли данная фигура в каждом из четырёх рисунков A, B, C, D , расположенных справа. Сообщите обозначения этих рисунков экспериментатору».

Правила работы для экспериментатора

1. Перед каждым предъявлением набора из 5 фигур засекается время.

2. Записывается ответы испытуемого (буквенные индексы фигур, где, по мнению испытуемого, находится скрытая фигура) и время, потраченное на каждый набор.

Анализ результатов

1. Путём сопоставления с ключом подсчитывается N – число правильно названных по всем 15 наборам рисунков, содержащих скрытую фигуру.

2. Вычисляется общее время Т путём суммирования времени работы по данному набору (в сек.) и перевода этого времени в минуты (путём деления на 60).

3. Вычисляется индекс полезависимости – поленезависимости:

Iпнз/пз = N/Т

4. Вычисляется процент правильных ответов (d%)

5. Индивидуальные результаты сравниваются со среднегрупповыми (Ī пз/пнз = 7,5; σ пз/пнз = 3)

(чем меньше Ī пнз/пз, тем выше поленезависимость).

Ключ:

Вариант 2-3: Вариант 4-5 Вариант 6-7

  1. А,В А,В,С,Д А,С,Д

  2. А,В А,В,Д В,С

  3. А,В,С,Д В,Д Д

  4. В В,С,Д А,С,Д

  5. А,В,Д С,Д А.Д

  6. С,Д А,С,Д А,С

  7. В,Д А,В,С В,С

  8. А,В,С Д А

  9. В А Д

  10. В,Д Д В,С,Д

  11. А,С А,В,Д А,В,С,Д

  12. В,С,Д А,Д А

  13. В,Д В,С А.В

  14. Д Д В,С,Д

  15. В А,Д В,С,Д

(Варианты наборов даны в Приложениях)

Таблица 3

Оценка

результатов

Процент правильных ответов (d%)

Оценка в баллах

Процент правильных ответов (d%)

Оценка в

баллах

20 и менее

1

75 – 84

6

20 – 30

2

85 – 90

7

31 – 49

3

91 – 94

8

50 – 59

4

95 и более

9

60 – 74

5









  1. Уровень вторичных образов (представлениz)

Изучение пространственных представлений с помощью методики «Компасы».

Цель: исследование особенностей ориентировки в пространстве относительно сторон света.

Оборудование: Схематические изображения 10 компасов, на каждом их которых указано лишь одно направление. Компасы повёрнуты относительно привычного расположения сторон света (С – сверху, Ю – снизу, В – справа, З – слева). Секундомер.

Рабочие определения.

Представление – познавательный психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме наглядных образов, возникающих без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств, но в результате воздействия на органы чувств в прошлом. Реконструкция прошлых впечатлений – главный определяющий признак для вторичных образов данного вида.

Ход работы.

Инструкция. «Вам знакомо привычное расположение сторон света на компасе: север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад - слева (показать на демонстрационном плакате). На предъявленных 10 схематических изображениях компасов со стрелками указано лишь одно из 8 возможных направлений (С, Ю, В, З, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ). Вам надлежит мысленно представить направления остальных сторон света с учётом того, что компасы эти повёрнуты или наклонены. Ваша задача – определить, куда показывает стрелка на каждом компасе. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки компаса на плакате). Сообщите найденное направление этих экспериментатору».

Правила работы для экспериментатора

1. Предъявляет поочерёдно схематические изображения компасов, засекая время.

2. Ответы испытуемого (вероятное направление стрелки) и время, потраченное на каждое изображение компаса, заносятся в протокол.

Таблица 4

№ пробы

Направление

Стрелки

Ответ испытуемого

Примечание

Направление

Время

1.













2.













3.













4.













5.













6.













7.













8.













9.













10.













Т =

(Образцы заданий даны в Приложениях)

Анализ результатов

1. Путём сопоставления с ключом подсчитывается N – число правильно названных направлений стрелки по всем 10 изображений компаса.

Набор I: СВ; Ю; СВ; СЗ; СВ Набор VI: СЗ; ЮЗ; СЗ; ЮВ; З

Набор II: З; ЮЗ; ЮЗ; Ю; Ю Набор VII: З; В; ЮВ; В; С

Ключ: Набор III: З; С; Ю; СВ; С Набор VIII: В; З; ЮВ; ЮВ; ЮЗ

Набор IV: СВ; Ю; СЗ; СВ; ЮВ Набор IХ: ЮЗ; ЮВ; ЮВ; З; СЗ

Набор V: З; ЮВ; В; СЗ; С Набор Х: Ю; ЮЗ; ЮЗ; ЮВ; З

2. Вычисляется общее время Т путём суммирования времени работы по каждому компасу и среднее время Ť отыскивания направления, путём деления Т на 10 (в сек.).

3. Среднее время Ť отыскивания направления и число правильных ответов N оцениваются по таблице:

Таблица 5

Оценка

результатов

Среднее время отыскивания

направления (Ť)

Оценка в баллах

Среднее время отыскивания

направления (Ť)

Оценка в

баллах

25 сек. и более

1

10 – 12

6

20 - 25

2

8 – 10

7

17 – 20

3

6 – 8

8

15 – 17

4

менее 6 сек.

9

12 – 15

5









Оценка

результатов

Число правильных ответов (N)

Оценка в баллах

Число правильных ответов (N)

Оценка в

баллах

0

1

6 – 7

6

1

2

8

7

2

3

9

8

3 – 4

4

10

9

5

5









  1. Сквозные психические процессы (внимание и память)



  1. Объём зрительного внимания.

Цель: измерение объёма внимания.

Оборудование: 8 карточек с изображениями от 2-х до 9-ти точек, секундомер.

Рабочие определения.

Объём внимания – количество объектов, не связанных между собой, которое человек может удерживать в сознании при одновременном их восприятии.

Ход работы.

Инструкция. «Вам будут предъявляться поочерёдно в течение короткого времени (1 сек.) карточки, в ячейках которых будут располагаться некоторое количество точек. Вам нужно заметить это расположение и воспроизвести его на аналогичном пустом бланке. На воспроизведение карточек 1 – 4 отводится по 10 сек., карточек 5 - 6 – по 15 сек., карточек 7 – 8 – по 15 сек.»

Правила работы для экспериментатора

1. Показывает поочерёдно карточки, начиная с 1-й (с изображением 2-х точек).

2. Повторно показывает карточки с целью проверки правильности воспроизведения.

Анализ результатов

1. Определяется карточка с максимальным количеством точек, воспроизведённая правильно. Объём внимания равен количеству точек в этой карточке. Если наблюдались ошибки при работе с карточками с меньшим количеством точек результат уменьшается на единицу.

2. Производится оценка внимания с помощью подсчёта количества правильно воспроизведённых точек в каждой карточке (vi) (i – номер карточки).

Оценка

результатов

Количество правильно воспроизведённых точек (v)

Оценка в баллах

Количество правильно воспроизведённых точек (v)

Оценка в

баллах

3 точки на 2-х карточках

1

10-11 точек на 2-х карточках

6

4 точки на 2-х карточках

2

12-13 точек на 2-х карточках

7

5-6 точек на 2-х карточках

3

14-15 точек на 2-х карточках

8

7-9 точек на 2-х карточках

4

16 точек на 2-х карточках

9

10 точек на 2-х карточках

5







(Образцы заданий)























































































































































































































































































































































































































  1. Распределение внимания

Цель: исследование особенностей распределения внимания.

Оборудование: Таблицы Шульте, секундомер.

Рабочие определения.

Распределение внимания – способность субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких объектах или нескольких видах деятельности одновременно.

Ход работы.

Инструкция. «Перед Вами таблицы с числами, расположенными в беспорядке в её ячейках. Вам нужно последовательно находить и показывать эти числа, считая их вслух. Задание постарайтесь выполнить как можно быстрее».

Правила работы для экспериментатора

1. Поочередно предлагает испытуемому пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Одновременно с началом работы включает секундомер. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

2. Фиксирует время отыскивания чисел испытуемым по каждой таблице.

Анализ результатов

Оценивается успешность работы (А) по временному показателю (А – усреднённое время работы испытуемого с одной таблицей).

  1. Определение объема кратковременной вербальной памяти

Цель: определить объем кратковременной вербальной памяти и объем кратковременной образной памяти (2 методики) .

Оборудование. Список из 12 слов (молоток, цех, крик, мысль, существо, мотор, завод, речь, песня, причина, жизнь, звонок), секундомер, карандаш, бумага.
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента iconОтчет об учебно-ознакомительной практике Организация бухгалтерского...
Учебно-ознакомительная практика проходила на базе ОАО «грц макеева» (г. Миасс, Челябинская область) в период с 07 по 19. 07

Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента iconОтчет по учебно-ознакомительной практике Студентки 2 курса
Учебно-ознакомительная практика проходит в течение 2 недель, в соответствии с учебным планом

Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента iconМетодические указания к учебно-ознакомительной практике Для студентов...
Учебно-ознакомительная практика организуется в рамках учебного процесса как его ведущее звено

Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента iconУчебно-методическое пособие по курсам «Учебная практика», «Педагогическая...
«Оренбургский государственный университет» в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программам высшего...

Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента iconМетодическая разработка «Использование ролевых игр на уроках иностранного...
«Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности»

Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента iconУчебно-методический комплекс Новосибирск 20140 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01020201...

Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента iconУчебно-методический комплекс Новосибирск 2014 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01 «Биология...

Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента iconМетоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
...

Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента iconУчебно-методическое пособие для преподавателей
Целью данного пособия является направление учебно-познавательной деятельности суворовцев на результат, который получается при решении...

Учебно-ознакомительная практика Задания для составления психологической характеристики учебно-познавательной деятельности студента iconОписание опыта работы по теме
Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск