Тема урока: автобиография.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование знаний и умений обучающихся по составлению автобиографии.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить с понятием «автобиография», рассказать
о необходимости умения составлять автобиографию, познакомить
с требованиями к составлению автобиографии, учить составлять текст автобиографии по образцу;
- коррекционно-развивающие: корригировать и развивать внимание через разгадывание темы урока по дешифратору, мыслительные процессы через выполнение упражнений, связную устную и письменную речь через ответы на вопросы и составление последовательного текста о себе, через работу
с деформированным текстом;
- воспитательные: формировать положительную учебную мотивацию
при составлении автобиографии, прививать культуру оформления документа.
Оборудование: раздаточный материал: бланк автобиографии, деформированный текст автобиографии, план автобиографии; толковый словарь, мультимедийная установка.
Этап урока
| Деятельность учителя
| № слайда
| Деятельность ученика
| I. Организационный момент.
| - Урок русского языка, деловое письмо.
- Разгадайте зашифрованное слово:
1, 3, 20, 16, 2, 10, 16, 4, 18, 1, 22, 10, 33.
- Какое слово вы расшифровали?
- Поднимите руку, кто знает значение этого слова.
| Слайд 1.
Слайд 2.
|
Ученики разгадывают
по дешифратору слово. Записывают на листочках. - Автобиография.
Поднимают руку.
| II. Объявление темы, цели урока.
III. Объяснение нового материала.
| - Тема сегодняшнего урока «Автобиография». На уроке мы познакомимся со значением слова «автобиография», узнаем, для чего нужно уметь составлять автобиографию, познакомимся с требованиями
к составлению автобиографии, каждый из вас составит автобиографию.
Таким образом, в конце урока вам нужно будет ответить на два вопроса и выполнить задание:
1.Что такое автобиография?
2.Для чего нужно уметь составлять автобиографию?
3.Прочитайте составленную автобиографию. - Приступаем к выполнению плана урока.
1. Что такое автобиография?
- Слово автобиография пришло в русский язык из греческого языка. Оно состоит
из трёх частей:
Авто - в переводе с греческого означает я, свой.
Био- жизнь.
Графо-пишу. - Какое сочетание можно составить из получившихся слов?
- Или – описание своей жизни.
- Прочитаем значение этого слова
в толковом словаре.
- Повторите, что такое автобиография?
Обобщение учителем: автобиография – это описание своей жизни.
2. Для чего нужно уметь составлять автобиографию?
- Как вы думаете, зачем нужно уметь составлять автобиографию?
- Автобиография – это документ,
в котором человек описывает свою жизнь. Она составляется обычно
при поступлении в учебное заведение или на работу. После окончания школы каждый из вас будет продолжать своё обучение. Вы будете поступать в другие учебные заведения. При поступлении вам необходимо будет составлять автобиографию.
При поступлении на работу вас снова попросят составить автобиографию. Поэтому уже в школе вы должны учиться составлять этот документ.
- Когда я устраивалась на работу в нашу школу, мне тоже нужно было составить такой документ.
- Показ личного дела с автобиографией.
(При показе автобиографии учитель заранее обращает внимание детей
на культуру оформления документа).
- Где вам потребуются умения
в составлении автобиографии?
Обобщение учителем: автобиография составляется при поступлении в учебные заведения и на работу.
| Слайд 3.
Слайд 4. Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
| Слушают учителя.
Ученики читают вопросы
на слайде.
Ученики слушают объяснение учителя. - Я пишу свою жизнь.
Хорошо читающий ученик читает значение слова
в словаре. Остальные слушают, запоминают определение.
Сильные ученики по памяти пытаются воспроизвести определение, для слабых появляется определение на слайде.
Думают, отвечают. Слушают рассказ учителя.
Рассматривают автобиографию учителя в личном деле. Думают, отвечают:
-при поступлении на учёбу, на работу.
|
| 3. Анализ готовой автобиографии.
- Прочитайте «про себя» автобиографию на слайде.
- Прочитаем автобиографию вслух. После прочтения скажите, о ком вы читали? - О ком вы читали? - Кто писал о нём?
- Как вы догадались, что он писал сам? - Когда родился Сергей Кузнецов?
- Где он родился? - Как зовут отца Сергея?
- Кем он работает?
- Как зовут мать Сергея? - Где она работает?
- В каком году мальчик поступил
в школу?
- В каком классе он учится сейчас?
- По какому адресу проживает Сергей? - Когда он писал эту автобиографию? - Автобиография – это документ. Он составляется по определённой форме. На примере этой же автобиографии рассмотрим её форму. - Любая автобиография должна содержать наименование документа, текст автобиографии, дату написания, подпись составителя. - Возьмите карточку (голубой цвет). Рассмотрите её. Соответствует ли требованиям автобиография, написанная на карточке?
- Исправьте ошибки на карточке (голубой цвет).
Я, Кузнецов Сергей Иванович, родился 3 июня 1995 года в селе Кичменгский Городок.
Мой отец, Кузнецов Иван Петрович, работает водителем. Мать, Кузнецова Мария Александровна, работает санитаркой в больнице.
В 2005 году я поступил в коррекционную школу. Сейчас учусь в 7 классе. Обучаюсь столярному делу.
Мой адрес: с. Кичменгский Городок, ул. Лесная, д. 12, кв. 5.
Автобиография.
С.Кузнецов. 6 марта 2011 г.
Проверка:
- Какие ошибки вы исправили? - Вспомним ещё раз форму автобиографии:
Форма автобиографии.
1. Наименование документа.
2. Текст автобиографии.
3. Дата написания.
4. Подпись составителя.
План текста автобиографии.
- Самая главная часть автобиографии – это её текст. Текст автобиографии всегда составляется в определённой последовательности.
Эта последовательность определена планом.
Прочитаем пункты плана текста автобиографии:
Фамилия, имя, отчество.
Дата рождения.
Место рождения.
Родители, место их работы.
Учёба в школе.
Домашний адрес.
Дата.
Подпись.
Задание на закрепление:
- Возьмите жёлтую карточку, рассмотрите её.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата рождения.
3. Место рождения.
4. Родители, место их работы.
5. Учёба в школе.
6. Домашний адрес.
7. Дата.
8. Подпись.
- Что на ней написано?
- Возьмите из файла розовые карточки, разложите их в любой последовательности.
Мой отец, Кузнецов Иван Петрович, работает водителем в колхозе. Мать, Кузнецова Мария Александровна, работает санитаркой в больнице.
С.Кузнецов.
Мой адрес: с. Кичменгский Городок, ул. Лесная, д. 12, кв. 5.
В 2005 году я поступил в коррекционную школу. Сейчас учусь в 7 классе. Обучаюсь столярному делу.
в селе Кичменгский Городок.
6 марта 2011 г.
родился 3 июня 1995 года
Я, Кузнецов Сергей Иванович,
- По данному плану (жёлтая карточка) восстановите последовательность автобиографии (розовые карточки). Проверка:
- Сверьте составленный текст автобиографии с текстом на слайде.
- Встаньте те, у кого получился такой же текст автобиографии. - Если у вас встретились ошибки, исправьте их и встаньте.
Беседа по плану автобиографии:
- Вы составили автобиографию Кузнецова Сергея. Представьте, что вы составляете текст своей биографии.
- Ваня, как ты запишешь свою фамилию, имя, отчество?
- …. , дату рождения?
- …., место рождения?
- …., что ты напишешь о своих родителях?
- …., что ты напишешь об учёбе в школе?
- …., по какому адресу ты проживаешь?
- …., какую дату ты запишешь?
- …., какую подпись ты поставишь?
|
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13. Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16.
|
Читают составленную биографию «про себя».
Читает вслух автобиографию хорошо читающий ученик.
- Мы читали о Кузнецове Сергее Ивановиче.
- Сам.
- Употребляется местоимение Я.
- 3 июня 1995 года.
- В селе Кичменгский Городок.
- Кузнецов Иван Петрович.
- Работает водителем.
- Кузнецова Мария Александровна.
- Работает в больнице.
- В 2005 году. - В 7 классе.
- В с. Кичменгский Городок, ул. Лесная, д. 12, кв. 5.
- 6 марта 2011 г
Рассказ сопровождается показом на слайде.
Рассматривают, думают, отвечают.
- Не соответствует.
Исправляют ошибки, восстанавливая последовательность. Дописывают недостающее, вычёркивают лишнее, меняют местами.
- Наименование документа «автобиография» написано после текста автобиографии.
- Подпись и дата поменяны местами.
Ученики называют
по одному.
По одному вспоминают форму автобиографии.
Слушают учителя. Читают план автобиографии по одному.
Достают из файла жёлтую карточку, рассматривают.
- План.
Достают из файла розовые карточки, раскладывают их.
Восстанавливают последовательность автобиографии по плану.
Сверяют свои тексты
с текстом на слайде.
Встают, если получился такой же текст (динамизация позы).
Исправляют ошибки, встают. Отвечают стоя. Ответив, садятся.
| IV. Составление автобиографии.
| - А сейчас переходим к написанию автобиографий. У вас на партах бланки автобиографий, на которых вы будете работать. Возьмите их.
- В левом верхнем углу помещён план написания автобиографии, по которому вы будете составлять документ. Найдите его.
- Автобиография, как и любой другой документ, оформляется аккуратно, разборчивым почерком, синей пастой. Об этом вам напоминают на бланке автобиографии. Найдите на бланке.
- Ниже – наименование документа. Найдите на бланке. Найдите на бланке.
- Текст автобиографии будете писать по линиям. Найдите на бланке.
- Внизу страницы слева – дата, справа – подпись. Найдите на бланке.
- Вы будете писать о себе. Какое местоимение нужно использовать?
Задание:
- Опираясь на план, на текст составленной вами автобиографии, составить автобиографию.
| Слайд 17.
| Слушают учителя.
Берут из файла бланк автобиографии. Находят на бланке. Находят на бланке.
Находят на бланке. Находят на бланке.
Местоимение 1 лица единственного числа. Выполняют самостоятельную работу по плану и образцу.
| V. Итог урока.
| - Возвращаемся к вопросам и заданию, которые вы получили в начале урока.
1. Что такое автобиография?
2. Для чего нужно уметь составлять автобиографию?
3. Прочитайте текст автобиографии.
Оценивание детей.
| Слайд 18.
Слайд 19.
Слайд 20.
| Отвечают на вопросы:
- Автобиография – это описание своей жизни.
- Понадобится при поступлении на учёбу, работу.
Читают тексты составленных автобиографий.
| |