Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители


НазваниеСборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

Начало формы

 

Конец формы

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАБОТЕ

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/02/wpid-image003_36.jpg

МОСКВА, 2010

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАБОТЕ

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Москва, 2010

СОСТАВИТЕЛИ:

ШАШКОВА А. В.,

руководитель Лаборатории учебно-методического сопровождения

образовательного процесса;

ШПИЛЕВАЯ Н. М.,

методист Лаборатории учебно-методического сопровождения

образовательного процесса;

Консультанты:

Дубынина А. И., Ковтун Л. И., методисты Лаборатории учебно-

методического сопровождения образовательного процесса

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

МИЛЯЕВА С. Ю.,

ДИРЕКТОР ОМЦ

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Нормативно-правовые документы по работе школьной библиотеки:

1. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря_________4

2. Положение о школьной библиотеке______________________________5

3. Паспорт библиотеки общеобразовательного учреждении____________13

4. Методические рекомендации по составлению паспорта выставки_____16

5. Функциональные обязанности заведующего библиотекой___________17

6. Функциональные обязанности библиотекаря по работе с учебным

фондом_____________________________________________________21

7. Основная внутрибиблиотечная документация_____________________24

8. Портфолио школьного библиотекаря: Методические рекомендации

по составлению ______________________________________________26

9. Методические рекомендации по составлению плана и отчета

школьной библиотеки_________________________________________37

10. Отчет о работе школьной библиотеки____________________________48

11. Схема проверки школьной библиотеки___________________________51

12. Нормативно-правовая база школьных библиотек__________________ 56

13. Примерный годовой план работы библиотеки на учебный год____58

14. Правила пользования школьной библиотекой_____________________64

15. Правила пользования библиотекой школы № (образец)____________67

16. Рекомендации родителям______________________________________69

17. Рекомендации ГНПБ им. К. Д. Ушинского по выбору полочных

разделителей для библиотек общеобразовательных учреждений_____71

II. Инновационная деятельность библиотеки на

пути к модели медиатеки будущего

(из опыта работы школьных

библиотек ГОУ ЗАО):______________________77

1. Шашкова А. В.,Шпилевая Н. М. Теоретические аспекты моделирования

работы школьных библиотек___________________________________________77

2. Дягилева Т. И. Библиотечные проекты: алгоритм работы_____________80

3. Лучанинова М. Н. Работа библиотеки в помощь развитию критического

мышления школьников________________________________________83

4. Дунаева Т. Б. Роль школьной библиотеки в создании единого

информационно-библиотечного образовательного пространства

ГОУ № 1347 (Из опыта работы заведующей библиотекой)___________99

5. Дягилева Т. И. Моя профессия – школьный библиотекарь____________ 107

6. Модель проведения библиотечных уроков_________________________109

7. Шпилевая Н. М. Алфавитный и систематический каталоги: урок

информационной культуры учащихся 7-8 кл.______________________110

Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря

Библиотекарь:

обеспечивает высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов;

рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности;

противостоит ограничению доступа к библиотечным материалам и не допускает самовольного изъятия и необоснованного отказа (цезуры) на запрашиваемые документы;

не несет ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке;

строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и ее информационным потребностям;

охраняет конфиденциальность данных об информационной деятельности пользователя (за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством);

признает авторские права на интеллектуальную собственность;

стремится к профессиональному самосовершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности;

уважает знания коллег и охотно передает свои знания, видя в этом важнейшее условие развития профессии;

относится с уважением ко всем коллегам, защищает их права, если они не противоречат этическим нормам и способствуют авторитету профессии;

заботится о высоком общественном статусе своей профессии, стремится показать социальную роль библиотеки, укрепить ее репутацию.


Кодекс принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации (4-я ежегодная сессия) 22 апреля 1999 года.



ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

I. Общие положения

1. Библиотека является структурным подразделением Средней образовательной школы (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

2. Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в уставе школы.

3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.

5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы.

6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

II. Основные задачи

9. Основными задачами школьной библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

III. Основные функции

10. Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;

б) создает информационную продукцию:

• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог;

• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т. п.);

• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;

• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом;

• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. Организация деятельности библиотеки

11. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам.

12. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.

14. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:

• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

• телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

15. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

16. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы.

17. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.

V. Управление. Штаты

18. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы.

19. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.

20. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.

21. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

22. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:

а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);

г) планово-отчетную документацию;

д) технологическую документацию.

23. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом школы.

24. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.

25. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

VI. Права и обязанности библиотеки

26. Работники школьной библиотеки имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами;

ж) быть представленными к различным формам поощрения;

з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

27. Работники библиотек обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;

з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;

и) повышать квалификацию.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители iconМетодических рекомендаций по работе школьной библиотеки

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители iconМетодические рекомендации по составлению плана работы и отчёта школьной библиотеки
Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители iconПравила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш
Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки,...

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители iconСборник методических рекомендаций
Экологический центр учашихся Витебского областного объединения внешкольной работы

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители iconСборник
Сборник «Сбор частных пожертвований. Правовые аспекты. Вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» / Составители: А. М. Эрделевский,...

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители iconАвторефераты лучших научно-исследовательских проектов
Общественно-политическое направление в защите исследовательских проектов. Сборник методических рекомендаций. – 43 с

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители icon2010 2011 учебный год сборник
В данный сборник включены советы психологов, логопедов, врачей, заместителя директора по учебно-воспитательной работе I ступени обучения....

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители iconРеспублики Коми Управление по надзору и контролю в сфере образования...
Организация и проведение государственной аккредитации образовательных учреждений. Сыктывкар: гау рицоко, 2012. 66 стр

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители iconУроки толерантности сборник методических материалов Пермь 2005 Уроки...
Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А. Б. Суслова, Д. П. Поносова, П. В. Микова/ Пермь, 2005. С

Сборник методических рекомендаций по работе школьной библиотеки москва, 2010 составители iconСборник методических материалов и нормативных документов
Библиотека в школе: сборник методических материалов и нормативных документов/ сост. Л. П. Кармановская. – Хабаровск: хк иппк пк,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск