Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш


Скачать 116.21 Kb.
НазваниеПравила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш
ТипПравила пользования
Правила пользования библиотекой МКОУ Пугачевской СШ:

1. Общие положения

1.1. Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя и являются основой для разработки и утверждения директором учебного заведения Правил пользования библиотекой.

2. Права читателей

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы.

2.2. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.

2.3. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.

2.4. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.5. Избирать и быть избранными в совет библиотеки и принимать участие в его работе.

2.6.Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в правах.

3. Порядок пользования библиотекой

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники школы и родители — по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.

3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя.

3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на 7 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.

Примечание. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей.

3.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.

3.6. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.

3.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.

3.8. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

4. Ответственность и обязанности читателей

4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения

для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.

4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.3. Читатель обязан:

- возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;

- не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета;

- бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);

- соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду;

- при получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.

4.4. Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший

ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.

4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители или опекуны, попечители, детские учреждения, под надзором которых он находится.

4.6. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

5. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей.

5.1. Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.

5.2. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.4. Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде.

5.5. Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.

5.6. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.

5.7. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах. 5.8. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.

Для читателей:

1. Как перелистывать книгу:

Незнакомую книгу просматривают неторопливо и внимательно.

Ее кладут на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу.

Рабочий палец — большой. Для удобства его кладут по центру страницы (там, где напечатан ее номер). Подушечкой он легонько поддевает лист снизу, с ребра и начинает его переворачивать. Четыре пальца отводят назад, и лист сам ложится другой стороной — новая страница открыта.

Книгу, лежащую на ладони левой руки, перелистывают указательным (или средним) пальцем правой, касаясь им верхнего края страниц ближе к уголку.

ПАЛЬЦЫ ДВИГАЮТСЯ РАЗМЕРЕННО, БЕЗ ЛИШНИХ УСИЛИЙ.

Если в ХОРОШО ЗНАКОМОМ тексте надо отыскать определенное место, книгу можно перелистать очень быстро. Держа на ладони левой руки, ее листают правой. Положив большой палец сверху, а четыре других снизу, захватывают часть страниц. Мягким движением четыре пальца слегка упираются в них, выгибают и подталкивают. Большой палец одновременно и придерживает листы и выпускает их — они по одному переворачиваются. Просматривая книгу с начала, действуют правой рукой, с конца — левой.

ОЧЕНЬ ЦЕННЫЕ, ЛЕГКО РВУЩИЕСЯ, ТЯЖЕЛЫЕ, ТОЛСТЫЕ, С ТУГИМИ КОРЕШКАМИ КНИГИ КЛАДУТ НА СТОЛ или СТАВЯТ НА ПЮПИТР (настольная подставка для книг), если таковой имеется.

НЕЛЬЗЯ:

  • прикасаться к книге мокрыми руками;

  • перелистывать ее с ручкой в руке;

  • делать резкие движения с силой;

  • переворачивать страницы за уголок.



2. Как продлить книге жизнь:

«ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ» - девиз истинного книголюба

ОТЛИЧИТЬ КНИГОЛЮБА ЛЕГКО - ОН ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГАМИ УМЕЛО И БЕРЕЖНО

ВОТ КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ:

Берет сухими и чистыми руками

Раскрывает, не повредив корешка

Перелистывает, легко прикасаясь к страницам

Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки

Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками

Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом

Закончив работу, тщательно стирает эти отметки мягким ластиком

Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником

Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках

Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них

Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует

Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом

Закончив чтение, кладет книгу на место

Хранит на книжных полках или в шкафах

Переносит в чистых портфелях и пакетах

КАЖДЫЙ, КТО ТАК ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ!

КНИГОЛЮБ - ЭТО ПОЧИТАТЕЛЬ И ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГИ.

Любя ее, он пользуется ею только для чтения. Книга и грязь несовместимы, и он заботится о ее чистоте. Он предусмотрителен, и в его надежных руках книге нечего опасаться. Присмотрись, и ты увидишь, как много таких людей. Возьми с них пример, и ты тоже заслужишь уважение и благодарность окружающих.

3. Как выбирать книги:

В библиотеке собраны тысячи книг. Прочесть все невозможно!

Но ты сможешь читать:

  • именно те, которые тебе по душе,

  • как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями,

  • только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы,

  • наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора.

ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ КНИГИ ПРАВИЛЬНО

Как же правильно? Вот как: прежде чем приступить к поиску, постарайся в мыслях точно определить - зачем тебе книга, чего ты ждешь от нее, то есть подумай о цели своего чтения.

Например, очень часто людям хочется с помощью книги:

  • поднять себе настроение,

  • разобраться в сложной ситуации,

  • оценить уровень своих знаний,

  • понять другого человека,

  • сопоставить точки зрения,

  • отлично выполнить задание.

  • Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.

БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА - ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!

О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ

Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему — о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует уверено. Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секретом поиска? Если б у него о том спросили, он ответил бы просто: «Я точно знаю, зачем мне книга по этой теме — хочу устроить своему щенку удобное жилье». Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого недоставало первому читателю — тот был готов к поиску только наполовину.

ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.

Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения. ТЕМА— это тот предмет, о котором ты хочешь читать. Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь ее читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, КАК собираешься ее использовать. Если тебе самому стало понятно, чего ждешь от книги, ты ГОТОВ К ПОИСКУ. Теперь ты знаешь, ЧТО тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!

ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЕ ЧИТАЕТ!

ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ

Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями. Помнишь, как герой книги Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня» долго-долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира Трех Волшебников? В ночь перед турниром «...Гарри с мыслью, что еще немного, и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Просмотри книгу, еще раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки — опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации.

Правила поиска информации:

ПРАВИЛО № 1 — читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЕМ он будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ПРАВИЛО № 2 — читатель должен хорошо представлять, чего он ждет от книги, как использует полученную информацию. ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.

ПРАВИЛО № 3 — читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге. ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.

Правило № 1 кажется, легко выполнимо только на первый взгляд. Если слово для определения темы найдено неточно, поиск не приведет к нужному результату. Именно так и случилось с Гарри — ему не сразу удалось сформулировать тему. Сначала он думал, что это «вода», долго просматривал книги, но нужной так и не нашел. Как ты знаешь, участники турнира выполняли задания. Получив какое-то задание, некоторые люди решают, что их цель только в том и состоит, чтобы выполнить его. Хорошо, что Гарри не остановился на этой мысли. После долгих раздумий у него определилась еще одна, более важная, ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ — он «принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Вот когда он до конца понял, ради чего ему стоит рыться в книгах — от них зависела его жизнь. Хотя науку поиска он освоил еще не вполне, смысл Правила № 2 усвоил как нельзя лучше. Правило № 1 Гарри выполнить не удалось, поэтому и с Правилом № 2 он тоже не справился. Он не сумел верно определить источник поиска, пришлось использовать все — фонд библиотеки, ее Особой секции, помощь друзей (он даже просил помощи у сердитой библиотекарши!). Затрачено много усилий, время уже на исходе, а нужная информация так и не найдена — путь к ней оказался слишком долгам! Как видишь, поиск информации — это такая наука, которой даже волшебнику непросто выучиться.

Пример Гарри Поттера показал нам, что:

  • при поиске информации волшебные средства не действуют, надо полагаться только на собственные силы,

  • поиск надо вести последовательно и по правилам,

  • все три правила одинаково важны и, каждое надо выполнить,

  • чем больше тренируешься, тем лучше получается.

  • НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!


4. Как выбрать нужную книгу:

Перечитать все библиотечные книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком. УЧИСЬ ИХ ИСКАТЬ и ВЫБИРАТЬ!

Первый шаг к книге надо сделать в уме — мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?»

Ты сформулировал для себя ответ? Да. Значит, ты готов ко второму шагу. Теперь тебе предстоит определить, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ ее побыстрее. Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам, и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге — это значит: ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.

БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО ИСТОЧНИКОВ:

  • если тебе нужна определенная книга, о наличии книг информирует АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ

  • если те нужно выполнить домашнее задание, твоими помощниками станут: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ каталог, КАРТОТЕКА СТАТЕЙ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ картотеки, папки, выставки, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ

  • если тебя интересуют книжные новинки, ты найдешь их на ВЫСТАВКЕ «Скажем книге: «Здравствуй!»

  • если ты захочешь узнать, какие журналы и газеты есть в библиотеке загляни В РЕГИСТРАЦИОННУЮ КАРТОТЕКУ ПЕРИОДИКИ

  • если ты не можешь решить, что взять обратись к книгам на ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ, ТЕМАТИЧЕСКИМ ВЫСТАВКАМ, ВЫСТАВКЕ НОВЫХ КНИГ, РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМ СПИСКАМ.


5. Куда обратиться за помощью:

ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ, ПОСОВЕТУЙСЯ С БИБЛИОТЕКАРЯМИ!

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ (СБА) - ЭТО:

  • АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ

  • СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ

  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ и ПАПКИ

ЧТО ТАКОЕ СБА? ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ - БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ.

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН СБА? ОН ПОМОГАЕТ ТОМУ, КТО:

  • подбирает литературу по личным вкусам и интересам,

  • хочет хорошо выполнять домашние задания, писать содержательные сочинения и рефераты,

  • стремится к самостоятельности суждений и занимается самообразованием.

КАК СБА ЭТО ДЕЛАЕТ?

АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ содержит сведения обо всех книгах библиотеки — он сразу отвечает на вопрос, есть ли в ней нужное издание.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ подсказывает читателю содержание книг — сведения о них расположены в нем по отраслям знания.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ хранят журнальную и газетную информацию.

ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ содержат основные сведения о предметах, кратко объясняют их смысл и значения слов, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ дают советы о том, что читать.

ТОТ, КТО ИСПОЛЬЗУЕТ СБА, ИДЕТ К ЗНАНИЯМ КРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ!

6. О библиотечном каталоге:

ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ?

В библиотеке собрано несколько тысяч книг разного содержания. Сведения о каждой из них записаны на специальной карточке. По этим записям одну книгу можно отличить от другой. Книги читатели берут домой, а карточки с их описаниями всегда хранятся в библиотеке. Для быстроты поиска данных о книгах, карточки расставляют строго по порядку. Получается перечень всех библиотечных книг — КАТАЛОГ.

Карточки с описаниями книг можно расставить по алфавиту их авторов и названий. Так организован АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ. Если знать алфавит, легко узнать, книга каких авторов есть в библиотеке. Карточки с описанием книг сходного содержания можно собрать вместе, дать каждой группе свой номер и поставить их по порядку номеров — получится система. Так организован СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ. Читатель, знакомый с его устройством, очень быстро может подобрать книги по теме. Каталожные карточки ставят в маленькие выдвижные ящики, делают на них пояснительные надписи и по порядку расставляют в большой каталожный ящик. Читатель по надписям определяет нужный ему ящичек, выдвигает его, просматривает описания на карточках и по ним отбирает необходимые книги.

КАТАЛОГИ - ЭТО МОЗГ БИБЛИОТЕКИ:

В ИХ ПАМЯТИ ХРАНЯТСЯ СВЕДЕНИЯ ОБО ВСЕХ КНИГАХ. КАТАЛОГИ ДАЮТ ТОЧНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Похожие:

Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш iconПравила пользования школьной библиотекой
Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие работники школы, родители учащихся школы

Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш iconПравила пользования библиотекой Общие положения > Библиотека является...
Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы

Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш iconПравила пользования школьной библиотекой в моу сош №3 Права читателей
Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей

Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш iconПравила пользования залоговым абонементом
Залоговый абонемент в библиотеке функционирует в соответствии с Законом РФ "О залоге" (1992 г.), ст. 13 Фе­дерального закона "О библиотечном...

Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш iconПриказ №131-д от «17»декабря2014 г правила пользования библиотекой...
Библиотека является структурным подразделением мбоу до «од хореографическая школа», обеспечивающим документами и информацией учебно-воспитательный...

Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш iconПравила пользования библиотекой общие положения Настоящие правила...
Настоящие правила разработаны в соответствии с законом РФ «О библиотечном деле», принятом Государственной Думой 23 ноября 1994 г...

Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш iconПравила пользования библиотекой (да, нет)
Сл. 11 В «Положении о лицензировании образовательной деятельности» среди перечня различного рода необходимых материалов оу должно...

Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш iconПравила приема обучающихся в мкоу «Полюдовская основная общеобразовательная...
Настоящие правила регулируют правила приема обучающихся в мкоу «Полюдовская основная общеобразовательная школа» с. Полюдово Жиздринского...

Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш iconПравила внутреннего распорядка для учащихся мкоу «Пановская основная...
Правила внутреннего распорядка для учащихся мкоу «Пановская основная общеобразовательная школа»

Правила пользования библиотекой мкоу пугачевской сш iconПравила пользования международными платежными картами морского банка (оао) (далее «Правила»
Настоящий документ устанавливает правила безопасного пользования международными платежными банковскими картами морского банка (оао)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск