Руководителям государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы основного общего, начального профессионального, среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы
Информация
по итогам анализа экспертных заключений
при проведении контрольных мероприятий по соблюдению законодательства Российской Федерации в области образования
В октябре 2011 года на основании распоряжений Департамента образования города Москвы от 04.10.2011 №№ 135-137 Московский центр качества образования участвовал в экспертно-аналитическом сопровождении контроля соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования.
Задачей настоящего мероприятия являлось установление в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы: основного общего, начального профессионального, среднего профессионального образования и дополнительного образования, соответствия законодательству Российской Федерации:
локальных актов;
организации образовательного процесса;
соблюдения прав и обязанностей участников образовательного процесса;
соблюдения требований к организации и проведению Государственной (итоговой) аттестации выпускников;
соблюдения требований к заполнению и выдаче, учёту и хранению документов государственного образца об уровнях образования (квалификации), а также справок об обучении выпускникам, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию.
При проведении экспертно-аналитического сопровождения контроля соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования эксперт руководствовался следующей законодательно-нормативной базой:
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;
Федеральный закон о 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и (надзора) и муниципального контроля»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (если есть основное общее образование);
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 года № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»;
Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 года № 2 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования»;
Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27 декабря 1995 года № 10 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 1995 года № 563 «Об утверждении положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 июля 2000 года № 2311 «Об утверждении Типового положения о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2007 года № 80 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о среднем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 марта 2007 года № 92 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о начальном профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2009 года № 3 «Об утверждении Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального профессионального образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2009 года № 4 «Об утверждении Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2009 года № 315 «Об утверждении форм документов государственного образца о среднем профессиональном образовании и технических требований к ним»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2009 года № 673 «Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные программы среднего профессионального образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2009 года № 674 «Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные программы начального профессионального образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
Постановление правительства Москвы от 27 сентября 2011 года № 447- ПП «Об утверждении положения о Департаменте образования города Москвы».
В процессе экспертизы был проведен анализ и изучение следующих документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения по данному вопросу:
устав;
лицензия на осуществление образовательной деятельности;
свидетельство о государственной аккредитации;
локальные акты;
приказы образовательного учреждения;
образовательные программы (рабочие учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся;
программы учебной и производственной практики;
календарный учебный график;
методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательных программ;
расписание занятий;
книги учета, хранения и выдачи бланков документов государственного образца об образовании;
документы и материалы по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся;
личные дела работников и обучающихся.
Анализируя выводы, сделанные в ходе экспертизы, следует отметить, что в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в целом соблюдается законодательство Российской Федерации в области образования.
Тем не менее, выявлены случаи невыполнения требований, установленных Законом Российской Федерации «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области образования.
Считаем, что перечень нарушений, выявленных в ходе экспертизы исполнении законодательства в учреждениях среднего профессионального образования, поможет руководителям образовательных учреждений избежать типичных недостатков в работе, и будет полезен при подготовке к аналогичным контрольным мероприятиям.
Результаты экспертно-аналитических мероприятий показали, что:
не в полном объеме выполняются функции, отнесенные к компетенции и ответственности образовательного учреждения, установленные статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»:
не разработан график учебного процесса по программам начального профессионального образования на текущий учебный год;
не разработаны рабочие учебные программы отдельных дисциплин для обучающихся на базе среднего (полного) общего образования (11 классов) по Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования нового поколения;
официальные сайты образовательных учреждений в сети «Интернет» не содержат информацию:
о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;
о результатах приёма по каждому направлению подготовки (специальности), по различным условиям приёма с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям;
о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся;
об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;
о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;
о плане финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы.
В некоторых образовательных учреждениях осуществляется безлицензионная деятельность по дополнительным образовательным программам, таким как физкультурно-спортивная, художественная, военно-патриотическая, туристско-краеведческая, социально-педагогическая и др. направленности. Таким образом, не выполняются требования п.6 статьи 33.1. Закона Российской Федерации «Об образовании» и п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».
Объем учебной нагрузки обучающихся превышает 36 академических часов в неделю, установленных п.21 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008г. № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования» и п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008г. № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)».
При реализации образовательных программ основного общего образования не соблюдаются требования приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и 30 августа 2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования». Так, в рабочие учебные планы включены для изучения учебные дисциплины, не предусмотренные БУП п.в) в части I «Начальное общее и основное общее образование». При этом занижено количество учебных часов по отдельным учебным предметам общеобразовательного цикла, предусмотренное БУП основного общего образования.
Правила приёма в образовательное учреждение разработаны без определения особенностей на соответствующий год, не созданы предметные экзаменационные и апелляционные комиссии, не назначен ответственный секретарь приемной комиссии, отсутствуют разделы об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья и о приёме иностранных граждан, что противоречит Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2009г. № 4 «Об утверждении Порядка приёма в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования».
Не выполняются требования приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2007г. № 80 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о среднем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов»:
не ведется книга регистрации выдаваемых дубликатов документов;
не создана комиссия под председательством руководителя образовательного учреждения и с участием представителя бухгалтерии для уничтожения испорченных при заполнении бланков документов;
бланки документов государственного образца об уровне образования не учитываются в специальном реестре;
В ряде случаев отсутствуют документы, подтверждающие уровень необходимой профессионально-педагогической квалификации отдельных сотрудников, предусмотренные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
В отдельных случаях допускается нарушение устава образовательного учреждения в части организации образовательного процесса. Так, расписание учебных занятий (по программам начального профессионального образования) не соответствует графику учебного процесса на текущий учебный год.
|