Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения»


НазваниеМетодическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения»
страница1/4
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Бланки > Методическая разработка
  1   2   3   4
Анапский филиал

ГБОУ СПО «Новороссийский медицинский колледж».

Учебно – методическая разработка по предмету:

«Фармакология»

Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения».
Подготовила преподаватель

Политова Г.В.

Утверждено на заседании ЦК

Председатель комиссии____


Учебное занятие по предмету:

«Фармакология»


Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения».

Тип занятия: практический

Тип урока: формирование профессиональных и общих компетенций.

Место проведения: доклинический кабинет.

Продолжительность: 90 мин.

Цели учебного занятия:
Образовательная: Научить студента применять знания и умения по теме: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» в ЛПУ на производственной практике. ПК 2.1 – представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства, ПК 2.2 – осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.3 – сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами, ПК 2.4 – применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования, ПК 2.6 – вести утвержденную медицинскую документацию, ПК 4.5- работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией, ПК 5.3 – организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.
Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 5 – использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК 6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК 7 – брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК 8 – самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Образовательные технологии: разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.
Методы и приемы обучения: объяснительно–иллюстративный метод, частично-поисковый метод.
Средства обучения:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: рецептурные бланки, упаковки от ЛС, рекламные буклеты и аннотации к различным твердым, мягким, жидким ЛС, рецептурные справочники, методические указания для студентов.

Технические средства обучения: телевизор, DVD.

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):
Межпредметные и внутрипредметные связи:

Латинский язык, психология, терапия, хирургия и др. клинические дисциплины.

Место проведения:

Доклинический кабинет.

Хронологическая карта занятия

«Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения».




Этапы учебного занятия


Время (минуты)

1.

Организационный момент


2

2.

Постановка целей, начальная мотивация


3

3.

Определение исходного уровня знаний


20

4.

Вводный инструктаж


5

5.

Самостоятельная работа


35

6.

Заключительный инструктаж


5

7.

Заполнение дневников и др.


5

8.

Подведение итогов


5

9.

Задания для самостоятельной работы студентов


5

10.

Уборка рабочего места


5


Учебно – методическая карта занятия

«Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения».


Этап

Время

(мин)

Содержание

Методические приемы, обоснование.

Организационный момент.

2

Проверка готовности к занятию (форма одежды, наличие необходимой учебной литературы, рабочих тетрадей, рецептурных справочников, дневников и т. д. перекличка).

Настраивает учащихся на работу, дисциплинирует.

Постановка целей, начальная мотивация.

3

Называются цели занятия (образовательные и воспитательные), определяется значимость и актуальность изучаемой темы.

Пробуждает у студентов интерес к изучаемой теме.

Определение исходного уровня знаний (фронтальный и индивидуальный опрос, проверка домашнего задания по рецептуре)

20

Проводим по теме фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, проверяя теоретическую подготовку, проверка тетерадей по рецептуре.

Позволяет выявить степень усвоенности домашнего задания и оценить стартовый уровень подготовки студентов. Повышает интерес к обучению, создаёт эмоциональный настрой, активная работа памяти и мышления.

Вводный инструктаж.

5

Дается короткое объяснение нового материала. Беседа о деонтологии и медицинской этике. В качестве вводного инструктажа просмотр видеоролика по теме. Студенты знакомятся с планом проведения занятия, объёмом запланированной работы.

Акцентируется внимание на наиболее важных вопросах, правилах работы с рецептурным справочником и правильном заполнении рецептурного бланка. Дается практическое подкрепление полученным знаниям. Необходим для сохранения необходимого темпа урока, экономии времени.

Самостоятельная работа студентов.

25

Студенты работают самостоятельно, выписывая рецепты по теме, используя, рецептурные справочники, отвечают на теоретические вопросы по применению ЛС, решают тесты и задачи, осуществляя самоконтроль и взаимоконтроль.

Настраивает учащихся на самостоятельную работу, умение клинически мыслить,

отрабатываются правила прописи рецептов.Позволяет студентам овладеть навыками выписывания рецептов, а преподавателю определить уровень знаний и степень подготовки студента по прописи рецептов и рекомендациям по приему ЛС.

Заключительный инструктаж.

15

В качестве заключительного инструктажа для закрепления материала обсуждение просмотренного ранее видеоролика и побочных действий ЛС, с рекомендациями по их приему (опрашиваются все учащиеся фронтально)

Позволяет учащимся закрепить пройденный новый материал. Закрепление знаний в новых связях и сочетаниях, что требует продуктивной мыслительной деятельности студента.

Заполнение дневников.

5

Кумулируется и поэтапно фиксируется проделанная за урок работа, на котором студент овладел теоретическим материалом и техникой прописи рецептов.

Позволяет провести анализ всей самостоятельной деятельности студента за весь урок.

Подведение итогов занятия.

5

Анализ ответов, обобщение материала, его значимости и актуальности, мотивация и выставление оценок.

отмечаются удачные этапы урока и недочёты.

Позволяет выявить слабые стороны подготовки, выявить пробелы в знаниях, оценить сильные ответы, отметки оцениваются по рейтинговой шкале.

Задания для самостоятельной работы студентов.

5

Даётся домашнее задание на следующий урок. В соответствии с рабочей программой предлагаются темы для рефератов или составление таблиц по определенной тематике, предложенной рабочей программой.

Позволяет самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникативные технологии.

Уборка рабочего места.

5









План проведения занятия.

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Понятие о лекарственных веществах, лекарственных препаратах, лекарственных формах.

2. Пути изыскания и клинические испытания новых лекарственных средств.

3. Государственная фармакопея и аптека (правила хранения и учета ЛС в аптеках и в ЛПУ).

4. Рецепт, его структура. Формы рецептурных бланков. Общие правила составления рецепта.

5. Принятые обозначения и сокращений используемые при выписывании рецептов.

Б. Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации по теме занятия.

В. Определение ЛВ,ЛП, ЛС, ЛФ. ЛФ и их классификация. Рецепт, определение, структура рецепта. Формы рецептурных бланков, общие правила составления рецепта.

Г. Самостоятельная работа студентов согласно учебно – методической карте.

Д.Ознакомление со справочной литературой, изучение структуры рецепта, ознакомление с формой рецептурного бланка, фронтальный и индивидуальный опрос студентов для выявления теоретических знаний.

Е. Заполнение необходимой документации, обсуждение проведенного урока, ответов, аргументация выставленных отметок.

Контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос).


  1. Что такое лекарственное вещество, лекарственный препарат, лекарственное средство, лекарственная форма?

  2. Каковы источники получения лекарственных веществ?

  3. Назвать пути изыскания новых лекарственных средств.

  4. Перечислить лекарственные формы.

  5. В чем преимущества лекарственных форм промышленного производства?

  6. Что такое Государственная фармакопея?

  7. Что такое аптека и ее функции.

  8. Перечислить правила хранения и учета ЛС в аптеках и отделениях стационаров.

  9. Что такое рецепт. Структура рецепта. Формы рецептурных бланков.

  10. Каковы общие правила составления рецепта. Обозначение концентраций и количества лекарственного вещества в рецепте.

  11. Назвать принятые обозначения и сокращения, используемые при выписывании рецептов.


Самостоятельная работа.
Студенты работают самостоятельно, используя, рецептурные справочники, изучают структуру рецепта, правила его заполнения, проводят ознакомление с формой рецептурного бланка, отвечают на теоретические вопросы по теме, решают тесты и задачи, осуществляя контроль и взаимоконтроль.


Опорный конспект.
Тема: Понятие о ЛВ, ЛС, ЛП, ЛФ. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения.

Рецептурараздел лекарствоведения о правилах выписывания лекарств.

Лекарства изготовляются и применяются в лечебной практике в различных лекарственных формах.

Лекарственная форма -- это форма препарата, делающая его удобным для применения, при которой достигается необходимый лечебный или профилактический эффект.

По консистенции различают следующие лекарственные формы:

  1. Твердые — порошки, таблетки, драже, гранулы, карамели, пастилки, пилюли, пленки (пластинки), сухие и густые экстракты.

  2. Мягкие — мази, пасты, гели, кремы, свечи, пластыри.

  3. Жидкие — растворы, настои, отвары, эмульсии, суспензии, настойки, жидкие экстракты, линименты, микстуры, новогаленовы препараты, бальзамы, лосьоны, жидкие органопрепараты, сиропы.

Отдельно выделяют:

  1. Капсулы.

  2. Лекарственные формы для инъекций.

  3. Аэрозоли.

  4. Сборы лекарственные.

Одно и то же лекарственное средство может быть назначено в различных лекарственных формах. При изготовлении лекарственных форм в качестве наполнителя используют индифферентные формообразующие вещества.

Лекарственное веществовещество, применяемое для лечения, диагностики или профилактики заболевания.

Лекарственное средство — фармакологическое средство, которое включает одно или несколько лекарственных веществ, для применения с целью лечения, профилактики или диагностики заболевания. В нашей стране разрешение на использование нового лекарственного средства выдает Фармакопейный комитет.

Лекарственный препарат - препарат, состоящий из одного или нескольких лекарственных веществ, находящихся в определенной лекарственной форме.

Лекарственное сырье — части растений, органы животных, продукты минерального, бактериального, грибкового происхождения, из которых изготовляют лекарственные препараты. Лекарственное сырье также должно быть разрешено к применению Фармакопейным комитетом.

Препараты, изготовляемые из лекарственного растительного сырья простой обработкой (высушивание, измельчение), называются простыми (например, порошок из листьев или курительный лекарственный сбор).

Галеновыми называются препараты, получаемые при более сложной обработке лекарственного сырья для извлечения биологически активных компонентов и частичного освобождения от балластных веществ.

К галеновым препаратам относят: настои, отвары, настойки, экстракты. Данные препараты содержат ряд примесей (белки, слизи, красящие вещества), которые ослабляют действие лекарственных веществ и препятствуют их парентеральному применению.

Новогаленовы препараты практически не содержат балластных веществ, являются наиболее очищенными и могут применяться парентерально.
  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» iconМетодическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Фармакология»
Занятие «Знакомство со структурой рецепта. Сокращения используемые в рецепте. Обозначение количества лекарственного вещества в рецепте....

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» icon1. 1 Фармакология, предмет, задачи. Исторический очерк. Фармакопея. Аптека
Тема 2 Средства, действующие на передачу импульсов в холинергических синапсах

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» iconПриказ Генерального прокурора РФ от 30 октября 2012 г. №76-10 «О...

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» iconСамарская область
Постановление самарской губернской думы от 22. 02. 2005 n 1554 "о лекарственном обеспечении льготных категорий граждан самарской...

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» icon1. 1 Фармакология, предмет, задачи. Исторический очерк. Фармакопея. Аптека
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» iconПрактические навыки
Проведите фармацевтическую экспертизу рецепта (назовите форму рецептурного бланка, обязательные и дополнительные реквизиты, срок...

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» iconПроведите фармацевтическую экспертизу рецепта назовите форму рецептурного...
Проведите фармацевтическую экспертизу рецепта (назовите форму рецептурного бланка, обязательные и дополнительные реквизиты, срок...

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» iconМетодические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности...
Занятие Организация работы аптеки по приему рецептов и отпуску лекарств. Фармацевтическая экспертиза рецепта

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» iconВведение в фармакологию
Изучить структуру рецепта, правила оформления рецептов, выписывания ядовитых, наркотических, сильнодействующих средств. Освоить различные...

Методическая разработка по предмету: «Фармакология» Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека. Структура рецепта, правила составления рецепта, обозначения, сокращения» iconГоу впо пятигорский медико-фармацевтический институт филиал Волггму кафедра технологии лекарств
Мз РФ и выполнение его требований и работа на месте провизора- технолога по приему рецептов и от­пуску готовых лекарственных препаратов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск