Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса


Скачать 368.76 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса
страница1/2
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа
  1   2
Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи Краевое государственное бюджетное

специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кокшинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Согласовано Согласовано Утверждаю

на заседании МО завуч по УВР приказ №___1__ от 27.08.2012

учителей трудового обучения Т.Б.Унжакова Директор ________

протокол № 1 «27»августа 2013г В.А.Хакимов

«27» августа 2013 г.

Руководитель МО

_______________

Тимофеева Т.П.

«27» августа 2013 г.

Рабочая программа по учебному предмету

«Социально - бытовой ориентировки»

для учащихся 6 класса

на 2013/ 2014 учебный год


Составитель:

О.А. Блинова

с.Кокши 2013

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вид (издательство ВЛАДОС, 2011 год под редакцией В.В. Воронковой). Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности. Первый год дети будут заниматься по учебнику социально-бытовая ориентировка под редакцией В.П. Субчева.

Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи курса:

формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;

развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;

освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Воспитание позитивных качеств личности

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.

Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.

Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в сбербанк.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях СБО используются следующие виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Наши учащиеся профессионально ориентируются на профессию повара, так как по окончании школы поступают в училище, где получают данную специальность.

Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Работа воспитателей и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание задается. Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение социально-бытовой ориентировки отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю для 6 класса.

В рабочей программе отведено место для записи № занятия по порядку, № занятия по теме, темы урока, количества часов, даты, целей урока, практических работ, наглядности и оборудования, словарных слов. Обучение ведется с опорой на личный опыт и знания учащихся.

Ожидаемые результаты

Личная гигиена.

Обучающиеся должны знать:

правила закаливания организма;

приемы обтирания и мытья ног;

правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;

- о вреде наркотиков и токсических веществ .

Обучающиеся должны уметь:

закаливать свои организм;

соблюдать правила личной гигиены лома, в школе, во время походов, экскурсий;

отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества.

Одежда и обувь.

Обучающиеся должны знать:

санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;

правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

Обучающиеся должны уметь:

пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки;

зашивать одежду по распоровшемуся шву;

подшить платье, брюки, рубашки.

- подбирать моющие средства для стирки
Питание.

Обучающиеся должны знать:

— способы выбора доброкачественных продуктов;

- приготовление каши, заварка чая, варка яиц ;

- способы хранения продуктов и готовой пищи;

- правила составления рецепта блюда.

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;

приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности;

составить рецепт блюда;

вымыть, вычистить посуду.

Семья.

Обучающиеся должны знать:

место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников;

как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;

свои права и обязанности в семье.

Обучающиеся должны уметь:

- рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности, продуктивной деятельности.

- выполнять определенные обязанности в семье.

Культура поведения.

Обучающиеся должны знать:

правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;

способы ведения разговора со старшими, сверстниками.

Обучающиеся должны уметь:

- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;

- тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

Жилище.

Обучающиеся должны знать:

гигиенические требования к жилому помещению;

правила и последовательность проведения сухой влажной уборки;

правила пользования электропылесосом;

санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

Обучающиеся должны уметь:

-производить сухую и влажную уборку помещения;

- чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи;

чистить мебель.

соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами,

Транспорт.

Обучающиеся должны знать:

междугороднего транспорта;

стоимость проезда на всех видах городе кого транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов);

порядок приобретения билетов и талонов;

компостирование талонов.

Обучающиеся должны уметь:

выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;

ориентироваться в расписании движения пригородных поездов;

определять направление и зоны.

Торговля.

Обучающиеся должны знать:

виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;

правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;

правила покупки товаров;

стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других,

часто используемых товаров).

Обучающиеся должны уметь:

выбрать нужный товар;

выяснить срок гарантии на его использование;

оплатить, проверить чек и сдачу;

хранить чек в течение срока гарантии на товар;

вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.

Средства связи.

Обучающиеся должны знать:

-- перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке;

максимальный вес почтовых отправлений;

виды, и способы упаковок;

виды почтовых отправлений.

Обучающиеся должны уметь:

заполнить бланк на отправку бандероли, посылки;

составить опись посылаемых предметов;

- упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке;

- определить стоимость почтовых отправлений

Медицинская помощь.

Обучающиеся должны знать:

способы вызова врача на дом;

меры по предупреждению глистных заболеваний;

функции основных врачей-специалистов;

основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку;

о возможном вреде самолечения.

Обучающиеся должны уметь:

записаться на прием к врачу;

вызвать врача на дом;

в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;

- приобрести лекарство в аптеке.

Учреждения, организации, предприятия.

Обучающиеся должны знать:

виды детских учреждений и назначение;

адрес дома детского творчества; какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.

Обучающиеся должны уметь:

обращаться к работникам ДДТ;

правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале;

соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.

Уровни социально-бытовой подготовленности:

1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;

2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.

3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.

Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.

Критерии оценки достижения учащихся

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

самостоятельность ответа;

умение переносить полученные знания на практику;

степень сформированных интеллектуальных, обще учебных, специфических умений.

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4» - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3» - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.

На уроках СБО учитывается дифференциация учащихся.

I группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.

II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.

III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.

Список использованной литературы

В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДО – 2000 год.
2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987. 
3. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
5. Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости. М., 1983.
6. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
7. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
8. Дементьева Н.Ф., Шатанова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология. М., 1987. № 3.
9. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.
10. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1967.
11. Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. М., 1979.
12. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М.,1954.
13. Иванов Е.С, Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей. СПб., 2000.
14. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб., 1996.
15. Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем. // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.
16. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.
17. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
18. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.
19. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
20. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1998.
21. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми //Дефектология. М., 1984. № 1
22. Мнухин С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении//Восстановительная терапия и социально-трудовая адаптация. Л., 1965.
23. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

24. В.В Воронкова, С.А.Казакова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

Литература, рекомендуемая для подготовки учителя к занятиям.

1. Агранович-Пономарева Е.С, Аладова Н.И. Наша квартира: конструктивные приемы обустройства удобного и красивого жилища. М.; Минск, 2002.
2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. Минск, 2001.
3. Борисова М. Моя первая кулинарная книга. СПб., 2002. Ваша квартира от А до Я: Энциклопедия домашнего хозяйства. М.; Минск, 2000.
4. Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений / Под ред. П. Крючковой. М., 2001.
5. Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001.
6. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов. М., 2000.
7. Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1997.
8. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1996.
9. Замыцкова О.И. Делопроизводство: Учебник для колледжей. Ростов на Дону, 2001.
10. Ишук В.В., Нагибина М.И. Домашние праздники. Ярославль, 2000.
11. Кияткина О. И. Этикет и сервировка стола. М.; Минск, 2002.
12. Коробковский Г.В., Смирнов Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. Л., 1991.
13. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. М., 2001.
14. Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 6 класса. М., 2001.
15. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов. М., 2002.
16. Снегирева А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2000.
17. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Кулинарные работы и обработка тканей: Дидактический материал по трудовому обучению: 5 класс: Книга для учителя. М., 1996.
18. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 5-6 классов. М., 2002.
19. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.
20. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД для 5 класса. М., 1998.
21. Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций. М., 2002.
22. Янкелевич Е.И. Осанка – красивая, походка – легкая. М., 2001.



6 класс



по порядку

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Цели

Практи-ческая часть

Нагляд-ность и оборудо-вание

Словар-

ная работа

Коррек-тирова-ние



I четверть

Личная гигиена

Закаливание организма

( зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения).

Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы).

Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног). Профилактика грибковых заболеваний.






Познакомить с правилами закаливания, ухода за руками и ногами.

Развивать мыслительную активность и память, расширять кругозор, словарный запас учащихся и навыки относительного анализа окружающего мира. Способствовать формированию навыков личной гигиены.

Воспитывать у учеников привычку к здоровому образу жизни, стремление к чистоте тела, развивать речь, обогащать словарь.


Уход за кожей рук

Предметы и средства личной гигиены, косметичес-кие средства.


Контрактный душ, обтирание, сезонная одежда. Маникюр, педикюр, пилочка






Одежда

Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва).

Пришивание пуговиц.

Стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей.

Утюжка фартуков, косынок, салфеток и др.










Познакомить учащихся со способами поддержания одежды в порядке.

Корректировать индивидуальные пробелы в знаниях, развивать активный словарь.

Воспитывать у учащихся бережливость и аккуратность по отношению к вещам.



Пришива-ние пуговиц.

Утюжка фартуков.

Нитки, иголки, пуговицы, образцы одежды для ремонта.

Вешалка, стежки, зашить, пришить.

Замачивание, средства стирка, полоскание, моющие. Мягкая вода, жесткая вода. Отутюжить, терморегулятор.







Питание

Гигиена приготовления пищи. Правила безопасной работы с режущими инструментами и кипятком.










Познакомить учащихся с правилами приготовления пищи, с правилами безопасной работы на кухни.

Развивать мыслительные процессы у учащихся и активный словарь.

Воспитывать навыки гигиены при работе на кухне.





Кухонная посуда и бытовые электро-приборы.

Гигиена приготовле-ния пищи.







Правила хранение продуктов при наличии холодильника и без него. Замораживание, размораживание. Определение срока годности.








Познакомить учащихся с правилами хранения, замораживания, размораживания и определение срока годности продуктов.

Развивать мыслительные процессы у учащихся и активный словарь.

Воспитывать навыки гигиены при работе на кухне.








Продукты питания, температура, морозильная камера, погреб.







Приготовление пищи. Ужин. Приготовление

блюд из круп, макаронных изделий.

Приготовление макарон с сыром.








Обеспечить процесс приготовления блюда и приготовить его.

Развивать мелкую моторику кистей рук, умение работать по словесной инструкции, расширять представление об окружающем мире.

Воспитывать интерес к приготовлению пищи, трудолюбие, аккуратность, бережливость по отношению к продуктам.

Приготовление макарон с сыром.




Крупа, макаронные изделия.







Приготовление блюд из

картофеля и других овощей.

Приготовление картофельного пюре.








Обеспечить процесс приготовления блюда. Закреплять умение пользоваться плитой и ножом, соблюдая ПТБ. Повторить сервировку стола.

Уделять внимание развитию устной речи при проговаривании выполняемой деятельности, развивать мелкую моторику кистей рук, обогащать словарь.

Воспитывать ответственное отношение к работе, аккуратность, интерес к предмету СБО.

Приготов-ление картофельного пюре.

Нож, кастрюля, измельчите-ль для картофеля, посуда для сервировки.

Картофельное пюре.







Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.

Приготовление манной каши.








Обеспечить процесс приготовления блюда и приготовить его.

Развивать мелкую моторику кистей рук, умение работать по словесной инструкции, расширять представление об окружающем мире.

Воспитывать интерес к приготовлению пищи, трудолюбие, аккуратность, бережливость по отношению к продуктам.

Приготовление манной каши.

Кастрюля, миска, посуда для сервировки.

Каша рассыпчатая, вязкая. Гречневая, рисовая, пшенная, овсяная, перловая, манная каша.







Меню ужина. Сервировка стола к ужину.







Повторить названия посуды и последовательность сервировки стола. Познакомить с особенностями сервировки стола и набором блюд, подаваемых к ужину.

Развивать внимание, память, глазомер при размещении посуды на столе.

Воспитывать аккуратность и эстетический вкус

Сервировка стола к ужину.

Посуда для сервировки стола.

Сервировка.

Меню.






2 четверть

Семья

Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи.

Родственные отношения в семье (мать, отец, брат, бабушка и т.д.)

Личные взаимоотношения в семье.

Права и обязанности каждого члена семьи.









Способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным ценностям.

Развивать кругозор учащихся, обогатить их словарный запас.

Воспитывать у детей духовно-нравственные качества, уважение и любовь к близким.










Семья, супруги, дядя, тетя, кузин, кузина, бабушка, дедушка. Место работы, профессия, права, обязанности, родственники, специальность.







Культура поведения

Поведение в общественных местах (кино, театре, музее, библиотеке).

Поведение при посещении массовых мероприятий.









Познакомить учащихся с нормами культуры поведения в общественных местах. Способствовать выработке навыков и привычек культурного поведения.

Формировать у детей обобщённое представление о нормах культуры поведения, способствовать ликвидации индивидуальных пробелов в знаниях, развивать речь учащихся.

Воспитывать сознательное стремление в ребёнке к соблюдению норм культуры.







Гардероб

Кинотеатр. Музей. Библиотека .

Культура поведения, культура общения.







Жилище

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.










Познакомить учащихся с гигиеническими требованиями к жилому помещению и мерами по их обеспечению.

Формировать обобщённое представление о гигиене в жилище, развивать навыки относительного анализа окружающего мира, словесно-логическое мышление.

Воспитывать гигиенические навыки, чистоплотность, аккуратность.









Квартира, санузел, проветривание.







Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пользование пылесосом.

Влажная уборка в кабинете.








Познакомить учащихся с особенностями повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения с использованием электропылесоса.

Формировать у детей обобщённое представление о повседневной уборке, развивать навыки относительного анализа окружающего мира, словесно-логическое мышление.

Воспитывать стремление к чистоте в помещении.

Влажная уборка в кабинете.




Пылесос.

Сухая уборка. Влажная уборка.







Уход за полом. Средства по уходу за полом.

Мытье полов.








Познакомить учащихся с особенностями ухода за полом в зависимости от её покрытия.

Развивать у детей обобщённое представление об особенностях ухода за полом, развивать словесно-логическое мышление, обогащать словарь детей.

Воспитывать потребность содержать пол в порядке.


Мытье полов.




Паркет, линолеум, мастика, полирующее средство.







Детские учреждения.







Познакомить учащихся с видами детских учреждений.

Развивать навыки относительного анализа окружающего мира, словесно-логическое мышление, обогащать словарь детей.

Воспитывать навыки культуры поведения в общественном транспорте.








Детские ясли, детский сад, музыкальная школа, кружок, секция.







Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход).

Уход за комнатными растениями.








Познакомить учащихся с несколькими видами комнатных растений.

Формировать общее представление об уходе за комнатными растениями.

Развивать словесно-логическое мышление, обогащать словарный запас.

Уход за комнатны-ми растениями: полив, опрыскива-ние.












3 четверть

Транспорт

Основные транспортные средства.

Пользование городским транспортом. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, единый билеты).

Наиболее рациональные маршруты передвижения в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты.

Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.







Познакомить учащихся с разнообразием городского транспорта, со способами экономии средств и времени при пользовании им.

Формировать обобщённое представление о городском транспорте, развивать навыки относительного анализа окружающего мира, словесно-логическое мышление, обогащать словарь детей.

Воспитывать навыки культуры поведения в общественном транспорте.








Вокзал, направле-ния, зоны, расписание, проездной билет, сезонный билет, пригородный поезд, рациональный маршрут.








Торговля

Продовольственные и специализированные продовольственные магазины.

Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров







Познакомить учащихся с разнообразием продовольственных и специализированных продовольственных магазинов, с ассортиментом товаров в них, с порядком осуществления покупок в них.

Формировать обобщённое представление об продовольственных магазинах, развивать словесно-логическое мышление, обогащать словарь детей.

Воспитывать культуру поведения в магазине.








Гастроном.

Бакалея.








Средства связи

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон).

Заполнение почтовых бланков и квитанций

Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы).








Познакомить учащихся с основными средствами связи, с их назначением, с видами почтовых отправлений.

Формировать обобщённое представление о средствах связи. Развивать внимание, память, обогащать словарь детей и расширять их представление об окружающем мире.

Воспитывать культуру поведения на почте.


Заполнение почтовых бланков и квитанций

Пустые почтовые бланки для заполнения, квитанции.


Квитанция.

Бланк.







Виды писем (открытые, закрытые, простые, заказные). Порядок отправки писем различных видов. Стоимость пересылки.

Написание адреса и индекса на конверте.








Познакомить учащихся с видами писем, с их назначением, с порядком написания письма родным и адреса.

Формировать обобщённое представление о средствах связи. Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, обогащать словарь детей.

Воспитывать культуру письменной речи.

Написание адреса и индекса на конверте.

Пустые бланки для написания адреса.


Отправитель.

Адресат.

Индекс.

Письмо.







Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков. Составление текстов телеграмм.

Составление текста поздравительной открытки и телеграммы. Их отправление.








Познакомить учащихся с телеграммами, с их назначением, с порядком написания.

Формировать обобщённое представление о средствах связи. Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, обогащать словарь детей и расширять их представление об окружающем мире.

Воспитывать культуру письменной речи.

Составление текста поздравительной открытки и телеграммы. Их отправле-ние.

Пустые бланки для заполнения.


Телеграмма.

Открытка.







4 четверть

Медицинская помощь

Медицинские учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки. Их назначение.

Экскурсия в аптеку.








Познакомить учащихся с видами медицинских учреждений и их назначением

Расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к своему здоровью.

Экскурсия в аптеку.







Медицинс-кие учреждения, поликлини-ка, больница, диспансер, аптека, фармацевт.







Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптеки и др.)








Познакомить учащихся с работниками медицинских учреждений их обязанностями.

Расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитывать уважение к чужому труду.







Врач, лаборант, регистратор.






Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому,

амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом.

Использование различных видов медицинской помощи.







Познакомить учащихся с видами медицинской медпомощи: доврачебной и врачебной. Познакомить с видами медицинских учреждений и их назначением.

Расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к своему здоровью.







Амбулаторный прием, госпитализация.






Учреждения, организации и предприятия

Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад, школа).

Колледж, лицей, гимназия. Их назначение.

Учреждения дополнительного образования детей: дом детского творчества (ДДТ), детско-юношеский центр (ДЮЦ) и их назначение.








Познакомить учащихся с разнообразием и значением: учреждений, организаций и предприятий.

Развивать навыки относительного анализа окружающего мира, словесно-логическое мышление, обогащать словарь детей.

Воспитывать навыки культуры поведения в общественных местах.










Детский сад, гимназия, лицей, колледж, комплекс, кружок, секция








Итоговое занятие.






















  1   2

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовая ориентировка»...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса iconРабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе...
Настоящий курс «Социально – бытовой ориентировки» предназначен для обучающихся 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса iconПрограмма составлена на основе : «Программы по Социально-бытовой ориентировки»
«Программы по Социально-бытовой ориентировки» сборник №1 программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса iconРабочая программа по сбо для 9 класса на 2013 2014 учебный год Учитель: Власова Н. П
Настоящая рабочая программа по социально бытовой ориентировки составлена на основе программы для специальных (коррекционных общеобразовательных...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса iconПояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке...
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Немецкий язык» для X «A» класса
Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 10 классе на основе

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся...
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса iconРабочая программа курса социально-бытовой ориентировки коррекционной...
Базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (2

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету, разработана на основе: Приказа
Рабочая программа по учебному предмету, разработана на основе: Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск