Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти


Скачать 280.54 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти
страница1/2
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа
  1   2
ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрена и согласована Рассмотрена на Утверждаю:

методическим объединением педагогическом совете Директор школы – интернат

Протокол № ------- Протокол № ---------- _____________ О. А. Юдина

от «___»___________2012г. от «___»___________2012г. «___» ___________2012г.


Рабочая программа

учебного курса «Социально – бытовая ориентировка»

для 9 класса школы VIII вида

Составитель:

учитель С. С. Саяпина
2012г.


Пояснительная записка

Настоящий курс «Социально – бытовой ориентировки» предназначен для обучающихся 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Учебная программа по социально – бытовой ориентировке в 9 классе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом.

Целью данной программы является развитие социальной компетенции у детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы - интерната.

Данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а так же посредством осуществления практических работ и экскурсий.

Задачи курса:

- формирование у воспитанников коррекционной школа – интерната навыков самостоятельной жизни;

- освоение теоритической информации, а так же приобретение бытовых навыков;

- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.

Нормативная база

Настоящая программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе:

Федерального закона «Об образовании» от 29 декабря 2012г №272-ФЗ;

Конвенция о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации;

Школа-интернат руководствуется в своей деятельности Всемирной Декларацией ООН «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

СанПин;

I вариант Базисного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065).

Устав ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья»;

Положения о порядке разработки и утверждении рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально – бытовая ориентировка , 9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.И.Романина, Н.П.Павлова М.:ВЛАДОС, 2000.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы под ред. В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2000г.

Учебными пособиями данный курс не обеспечен.

В данную программу были внесены следующие изменения и дополнения, часы для каждого класса распределены в зависимости от психофичических возможностей учащихся.


9 класс

Тема

Виды изменений, дополнений

часы




Бюджет семьи

Уменьшено, имеющиеся темы расширены

2




Питание

Увеличено с целью систематизации понятий по теме и для отработки практических навыков

5




Семейные отношения

Увеличено с целью систематизации понятий по теме

2




Трудоустройство

Уменьшено, имеющиеся темы расширены

6


Место и роль учебного курса. Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке построена с учётом принципов системности, научности, доступности.

Политические и экономические изменения, произошедшие в стране, сильно изменили взгляды педагогов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Социальная адаптация, т.е. активное приспособление путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Положение детей с ограниченными возможностями, лишённых попечения родителей, является сложным ещё и потому, что дети, попадающие в интернатные учреждения из неблагополучных, неполных семей, или из дошкольных детских домов, не имеют представлений о многих житейских, бытовых, семейных проблемах.

Социально – педагогическая значимость этих проблем должна была бы решаться введением в учебный план коррекционной школы предмета «социально – бытовая ориентировка». Но, не смотря на наличие этого предмета в программе, подростки с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии интегрироваться в современное общество, создать семью, обустроить дом, вести хозяйство.

Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживание членов семьи и вызвали необходимость разработки программы по социально – бытовой ориентировке.

Успешное усвоение программы предполагает наличие у обучающихся навыков, обладая которыми, они не превратятся в социальный балласт после выпуска интерната, а смогут выжить, прокормить себя и свою семью, и стать полноправным членом общества.

Согласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение социально – бытовой ориентировке отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю для каждого класса.

Формы организации занятий:

лекция – беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учётом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;

лекция с разбором конкретной ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций;

практические занятия, которые дают возможность обучающимся использовать теоритические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведёт к систематизации углублению знаний, к выработке умений и навыков.

учебные сюжетно – ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых, представляет собой поли компонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно отсталого ребёнка типов деятельностей: проблемно – поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно – ролевую (социально - моделирующую).

Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок самостоятельной работы, урок – экскурсия, урок практический: закрепление знаний, умений, навыков.

Ключевые компетенции

• Ценностно-смысловые

• Общекультурные

• Учебно-познавательные

• Информационные

• Коммуникативные

• Социально-трудовые

Виды и формы контроля.

Текущий контроль:

устный опрос, тестирование, контрольные вопросы и задания, работа с учебником, картиной, схемой, самостоятельная работа, собеседование.

Итоговый контроль по окончанию темы, раздела:

фронтальный опрос, самостоятельная работа, подготовка сообщения, упражнения на соотнесения, высказывание своего мнения и самостоятельно-выборочная работа.

Форма итоговой аттестации обучающихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы

Планируемый уровень подготовки.

К концу курса обучения дети должны - знать, понимать, уметь и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Два первых компонента представлены в содержании программы обучения. Большинство разделов программы изучается в 9 классе. Это обусловлено особенностью динамики нервных процессов учащихся и позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения знаний, совершенствование имеющихся у них навыков и формирование новых.

Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах усвоения учебного содержания, а так же использование примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, учителей и воспитателей, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоритического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.

Процесс усвоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно – ролевых игр, экскурсий, обучающих уроков, практических работ.

В результате организации программы у детей должно быть сформированы теоритические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи семье, адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
Содержание учебной программы.

Наименование разделов.

количество часов.

Личная гигиена

2

Одежда и обувь

6

Бюджет семьи

8

Питание

17

Предприятия бытового обслуживания

4

Семейные отношения

6

Трудоустройство

6

Культура поведения

2

Жилище

4

Транспорт

2

Торговля

2

Средства связи

4

Медицинская помощь

4

Итоговое тестирование

1

Итого:

68





Личная гигиена (2 ч)

Правила личной гигиены – основа образа жизни. Вред курения и алкоголя.

Учащиеся должны знать:

  • о вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека;

  • что такое здоровый образ жизни.

Учащиеся должны уметь:

делать разумный выбор.

Одежда и обувь (6 ч)

Стиль в одежде. Выбор одежды и обуви при покупке. Варианты обновления одежды. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. Обобщение пройденного материала. Контрольная работа.

Практическая работа, экскурсия.

Экскурсия в специализированный магазин, определение размеров обуви и одежды, примерка одежды и обуви.

Учащиеся должны знать:

  • размер своей одежды и обуви;

  • гарантийные сроки носки;

  • правила возврата;

  • способы выведения мелких пятен с одежды в домашних условиях

  • способы обновления одежды с помощью мелких деталей.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться журналом мод;

  • подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями;

  • рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;

  • обновлять одежду с помощью мелких деталей.

Межпредметные связи

Математика. Счёт в пределах 400. Употребление числа с названием месяца. Использование линейки и сантиметровой ленты.

Письмо и развитие речи. Написать заявления, расписки и т.д.

Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами

Бюджет семьи (10ч)

Основные статьи расходов. Расходы на удовлетворение культурных потребностей. Экономия в домашнем хозяйстве. Сбережения. Виды вкладов. Государственное страхование. Кредит. Оформление кредита. Экскурсия в Сбербанк.

Практическая работа.

Экскурсия в Сбербанк.

Учащиеся должны знать:

  • как можно сэкономить средства;

  • где и на каких условиях можно хранить деньги;

  • как оформить кредит.

Учащиеся должны уметь:

  • рассчитывать стоимость продуктов для семьи;

  • экономить средства;

  • рассчитать стоимость покупки в кредит.

Межпредметные связи

Математика. Счёт в пределах 1000. Употребление числа с названием месяца.

Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами

Питание (12 ч)

Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности в процессе приготовления пищи. Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. Рецепты приготовления национальных блюд. Отваривание пельменей и приготовление соусов. Приготовление вегетарианского борща. Выпечка блинов из дрожжевого теста. Рецепты приготовления диетических блюд

Практическая работа.

Приготовление национальных и диетических блюд, меню и сервировка праздничного стола.

Учащиеся должны знать:

  • способы приготовления национальных блюд;

  • правила сервировки праздничного стола.
  1   2

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти iconРабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка»
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» для 6 класса разработана на основе авторской программы В. В. Воронковой...

Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти iconРабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти iconРабочая программа по социально бытовой ориентировке для 5 9 классов Тимохиной Нины Павловны
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена

Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовая ориентировка»...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных...

Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе:...
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социально-бытовая ориентировка 5-9 класс /Под ред. В....

Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти iconРабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка»
С. А. Казаковой, В. В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /...

Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти iconРабочая программа социально-бытовая ориентировка (5,6,7,8,9 классы)...
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида». Москва, Владос,...

Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе разработана на основе государственной программы «Социально бытовая ориенти iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск