РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О независимой оценке квалификации
(вариант: О независимой оценке квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации)*
Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения независимой оценки квалификации, а также подтверждения профессиональных квалификаций в Российской Федерации.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на требования к квалификации, для которых федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок оценки квалификации, а также на квалификации, присваиваемые в соответствии с законодательством об образовании. Статья 2. Цели независимой оценки квалификации Независимая оценка квалификации осуществляется в целях:
1) повышения профессиональной мобильности работников;
2) оценки качества профессионального образования и обучения;
3) создания условий для участия работников в непрерывном образовании;
4) усиления роли профессиональных сообществ в развитии профессиональных квалификаций;
5) установления и (или) подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта;
6) повышения конкурентоспособности на рынке труда лиц, прошедших независимую оценку квалификации.
*Есди данный вариант наименования законопроекта будет поддержан, тогда будут внесены соответствующие правки по всему тексту
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) независимая оценка квалификации – оценка соответствия профессиональной квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенная центром оценки квалификации в соответствии с настоящим Федеральным законом, с подтверждением такого соответствия свидетельством о квалификации;
2) вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда, сложившиеся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;
3) профессиональная квалификация - квалификация, подтверждаемая по результатам профессионального экзамена;
4) профессиональный экзамен – форма независимой оценки квалификации, в ходе которой соискатель подтверждает свою профессиональную квалификацию, а центр оценки квалификации оценивает ее соответствие положениям профессионального стандарта;
5) центр оценки квалификации – юридическое лицо, прошедшее отбор советом по профессиональным квалификациям для проведения независимой оценки квалификации;
6) соискатели – физические лица, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующие на подтверждение профессиональной квалификации и подавшие заявление в центр оценки квалификации о прохождении профессионального экзамена;
7) свидетельство о квалификации – документ, удостоверяющий квалификацию соискателя, подтвержденную в ходе профессионального экзамена;
8) квалификационная комиссия - орган, образованный центром оценки квалификации для проведения профессионального экзамена. Статья 4. Основные принцины независимой оценки квалификации Независимая оценка квалификации основана на следующих принципах:
1) независимость оценки квалификации соискателей от организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
2) объективность и обоснованность квалификационных требований;
3) независимость, беспристрастность и объективность проведения профессиональных экзаменов;
4) установление единых требований к отбору советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификаций, процедурам проведения профессиональных экзаменов;
5) недопущение конфликта интересов;
6) информационная открытость, доступность информации о порядке и стоимости проведения независимой оценки квалификации;
7) конфиденциальность и соблюдение прав граждан по защите персональных данных. Статья 5. Участники системы независимой оценки квалификации Система независимой оценки квалификации включает в себя следующих участников:
1) координационный орган по профессиональным квалификациям;
2) советы по профессиональным квалификациям;
3) центры оценки квалификации;
4) соискатели;
5) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Статья 6. Координационный орган по профессиональным квалификациям 1. Координационный орган по профессиональным квалификациям – орган, деятельность которого направлена на координацию развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации (далее – Координационный орган).
2. Координационный орган создается в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. В состав Координационного органа могут входить представители органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций.
4. Члены Координационного органа принимают участие в его работе на общественных началах.
5. Координационный орган:
а) координирует деятельность органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.
б) устанавливает:
типовые порядок отбора и прекращения полномочий советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификации, период на который наделяются полномочиями центры оценки квалификации, требования к членам квалификационных комиссий (далее - типовые требования);
примерную методику определения стоимости независимой оценки квалификации, которая включает в себя в том числе расходы, связанные с подготовкой и проведением профессионального экзамена, работой квалификационной комиссии, выдачей свидетельства о квалификации или его дубликата, внесением сведений в федеральную информационую систему "Федеральный реестр системы профессиональных квалификаций" (далее - Федеральный реестр);
типовой порядок формирования и работы советов по профессиональным квалификациям, в том числе их задачи и функции;
типовые требования к обеспечению советами по профессиональным квалификациям и центрами оценки квалификации открытости информации о своей деятельности;
типовой порядок создания и работы апелляционных комиссий советов по профессиональным квалификациям по рассмотрению апелляций соискателей к центрам оценки квалификации в части проведения профессионального экзамена и выдачи свидетельства о квалификации;
типовой порядок мониторинга и контроля деятельности советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификации;
в) проводит отбор советов по профессиональным квалификациям в соответствующем виде профессиональной деятельности и прекращает их полномочия с внесением информации в соответствующий раздел Федерального реестра;
г) проводит мониторинг и контроль деятельности советов по профессиональным квалификациям;
д) формирует и утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям перечень профессиональных квалификаций для подтверждения центрами оценки квалификации, и сроки действия соответствующих свидетельств о квалификации;
е) проводит отбор центров оценки квалификации в случае отсутствия соответствующего совета по профессиональным квалификациям и необходимости проведения оценки квалификации по данному виду профессиональной деятельности;
ж) дает разъяснения по вопросам проведения независимой оценки квалификации и подтверждения профессиональных квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;
з) осуществляет иные полномочия по развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. При Координационном органе создается комиссия по конфликту интересов, которая рассматривает обращения центров оценки квалификации на действия советов по профессиональным квалификациям по отбору и порядку деятельности центров оценки квалификации.
7. Координационный орган в целях организационно-методического обеспечения деятельности по оценке квалификации наделяет полномочиями на ведение данной деятельности юридическое лицо, созданное объединениями работодателей (предпринимателей) (далее – Базовый центр).
8. Базовый центр:
а) разрабатывает методические материалы;
б) проводит мониторинг деятельности советов по профессиональным квалификациям;
в) подготавливает предложения для Координационного органа по наделению и прекращению полномочий центров оценки квалификаций в случаях, предусмотренных подпунктам «е» пункта 5 статьи 6 настоящего Федерального закона; осуществляет деятельность, в отношении указанных центров, предусмотренную подпунктами «г»-«ж», «и», «л»-«о» пункта 5 статьи 7, а также размещают информацию об их деятельности центров оценки квалификации в соответствующих разделах Федерального реестра;
д) организует деятельность комиссий по конфликту интересов. Статья 7. Советы по профессиональным квалификациям
1. Совет по профессиональным квалификациям – юридическое лицо, деятельность которого направлена на развитие профессиональных квалификаций в соответствующих видах профессиональной деятельности, уполномоченное на ведение данной деятельности Координационным органом в установленном настоящим Федеральным законом порядке (далее - совет по профессиональным квалификациям).
2. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств и других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
3. Кандидатура председателя и полномочия совета по профессиональным квалификациям утверждаются решением Координационного органа.
4. Порядок работы совета по профессиональным квалификациям утверждается на основе типового порядка, установленного Координационным органом.
5. Советы по профессиональным квалификациям в соответствующих видах профессиональной деятельности:
а) проводят мониторинг потребности в разработке и актуализации требований к квалификации работников, участвуют в определении потребности в образовании и обучении;
б) организуют разработку проектов профессиональных стандартов, их актуализацию и применение;
в) организуют подготовку предложений по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и основных профессиональных образовательных программ, организуют профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ;
г) утверждают на основе типового порядка порядок отбора и прекращения полномочий центров оценки квалификации, а также требования к членам квалификационных комиссий и проведению профессиональных экзаменов;
д) утверждают на основе примерной методики определения стоимости независимой оценки квалификации типовую методику определения стоимости независимой оценки квалификации;
е) утверждают на основе положения о типовой форме бланка свидетельства о квалификации образец свидетельства о квалификации, порядок его оформления и выдачи;
ж) представляют Координационному органу предложения о перечне профессиональных квалификаций, которые планируется подтверждать центрами оценки квалификаций;
з) проводят отбор центров оценки квалификаций;
и) осуществляют мониторинг и контроль деятельности центров оценки квалификации;
к) принимают решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций с внесением информации в соответствующий раздел Федерального реестра;
л) проводят проверку и обработку сведений о результатах оценки профессиональной квалификации соискателя центром оценки квалификации и вносят информацию в соответствующий раздел Федерального реестра;
м) размещают информацию о деятельности советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификации в соответствующих разделах Федерального реестра;
н) создают и организуют деятельность апелляционных комиссий;
о) формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности в соответствии с типовыми требованиями, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством их размещения на своих официальных сайтах в сети «Интернет».
6. В случае прекращения полномочий совета по профессиональным квалификациям по проведению независимой оценки квалификации Координационный орган принимает необходимые меры по обеспечению преемственности деятельности по независимой оценке квалификаций в соответствующих видах профессиональной деятельности. Статья 8. Центры оценки квалификации 1. Право на проведение независимой оценки квалификации имеют юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, которые по результатам отбора, проведенного советами по профессиональным квалификациям, уполномочены на ведение данной деятельности и сведения о которых внесены в соответствующий раздел Федерального реестра.
2. Центры оценки квалификации проводят независимую оценку квалификации в целях подтверждения профессиональных квалификаций, перечень которых определен для данного центра оценки квалификации советом по профессиональным квалификациям.
3. В целях организации независимой оценки квалификации центр оценки квалификации формирует квалификационные комиссии для проведения профессиональных экзаменов в порядке, утвержденном советом по профессиональным квалификациям
4. Центры оценки квалификации осуществляют выдачу соискателям свидетельств о квалификации на основании сведений, внесенных советом по профессиональным квалификациям в соответствующий раздел Федерального реестра.
5. Совет по профессиональным квалификациям может признать полномочие центра оценки квалификации на проведение профессиональных экзаменов недействительным, в случае:
а) несоответствия установленным требованиям;
б) неоднократного нарушения требований по проведению профессиональных экзаменов;
в) представления в ходе отбора советом по профессиональным квалификациям заведомо недостоверных сведений;
г) ликвидации или несостоятельности (банкротстве) центра оценки квалификации.
6. В случае признания полномочий центра оценки квалификации на проведение независимой оценки квалификации недействительными сведения о центре оценки квалификаций исключаются советом по профессиональным квалификациям из Федерального реестра в срок не позднее 5 рабочих дней.
7. В случае прекращения полномочий центров оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям принимает необходимые меры по обеспечению преемственности деятельности по независимой оценке квалификаций в соответствующих видах профессиональной деятельности.
8. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификации осуществляется за счет собственных средств и других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации. Статья 9. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в области независимой оценки квалификации Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда:
а) утверждает положение о типовой форме бланка свидетельства о квалификации, включая технические требования к нему, порядок его изготовления и обращения с ним;
б) организует формирование и ведение федеральной информационной системы Федеральный реестр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, включая:
перечень органов и организаций, являющихся операторами Федерального реестра;
перечень сведений, содержащихся в Федеральном реестре;
перечень органов и организаций, уполномоченных вносить эти сведения в Федеральный реестр;
порядок обработки этих сведений в Федеральном реестре;
порядок обеспечения безопасности этих сведений при обработке в Федеральном реестре;
срок хранения этих сведений;
в) инициирует рассмотрение Координационный органом предложений отраслевых объединений работодателей (предпринимателей) по отбору центров оценки квалификаций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 10. Проведение независимой оценки квалификации 1. Независимая оценка квалификации осуществляется в форме профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификации в соответствии с требованиями, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.
2. Профессиональный экзамен проводит квалификационная комиссия, сформированная центром оценки квалификаций в порядке, утвержденном советом по профессиональным квалификациям.
3. Профессиональный экзамен производится на основании письменного заявления соискателя, поданного в центр оценки квалификации, с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю выдается заключение квалификационной комиссии. При успешном прохождении профессионального экзамена соискателю центром оценки квалификации выдается свидетельство о квалификации, на основании внесения советом по профессиональным квалификациям сведений об этом свидетельстве в Федеральный реестр.
5. Лицо, которое считает, что при подтверждении профессиональной квалификации и выдаче свидетельства о квалификации были нарушены его права, вправе подать в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям письменную жалобу.
6. Независимая оценка квалификации осуществляется за счет собственных средств соискателей и (или) за счет средств иных физических и (или) юридических лиц. Статья 11. Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3;...) следующие изменения:
1) часть вторую статьи 179 после слов" работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы" дополнить словами ", а также работникам, проходящим независимую оценку квалификации на соответствие профессиональным стандартам, по направлению работодателя.";
2) в статье 187:
а) наименование дополнить словами ", а также на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";
б) после слов "дополнительное профессиональное образование" дополнить словами ", а также на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";
3) в статье 196:
а) наименование дополнить словами", проведению независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";
б) часть первую изложить в следующей редакции:
"Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также проведения независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам для собственных нужд определяет работодатель.";
в) часть вторую изложить в следующей редакции:
"Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, а также проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.";
г) дополнить частью шестой следующего содержания:
"При направлении работодателем работника на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам работодатель должен предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.";
4) в статье 197:
а) наименование дополнить словами" , проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";
б) часть первую после слов " дополнительное профессиональное образование" дополнить словами "а также на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам.".
Статья 12. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта "б" статьи 9, который вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона. До вступления в силу подпункта "б" статьи 9, ведение Федерального реестра осуществляет Координационный орган.
Президент
Российской Федерации
|