Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр внешкольной работы»
Черемшанского муниципального района
Республики Татарстан «Утверждаю» ___________ Ф.Ш. Гилязетдинова
«30» августа 2012 год
Программа объединения «Компьютерная графика»
(одногодичная программа)
Руководитель объединения:
Шарифуллина Эльмира Ахтямовна ,
педагог дополнительного образования
Черемшанский муниципальный район
2012/ 2013 учебный год. Пояснительная записка.
Обоснование актуальности кружка:
Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.
В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.
Любой сотрудник должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире.
Какую бы мы организацию не рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга и назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое управленческое решение, должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами.
Кружок «Компьютерная графика» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам.
Место данного курса в образовательном процессе Данный кружок входит в состав профиля обучения на старшей и средний ступени школы. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы .
Основное отличие предлагаемого кружка заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить учащемуся:
умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
умение оперативно работать с информацией;
умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook.
Цели курса:
формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности;
овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности
изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.
Задачи курса:
дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;
познакомить с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения
заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.
Методы обучения: Основная методическая установка кружка — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Содержание кружка предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах.
Формы организации учебных занятий: Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся. Основной тип занятий — комбинированный. Основная цель практического раздела программы — формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.
При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Большинство заданий кружка выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса. В результате изучения учащиеся должны знать:
требования безопасности труда на рабочем месте;
основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости.
устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;
правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
распространенные сокращения слов и правила их применения;
классификацию видов документации;
правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;
способы графления таблиц и правила их заполнения.
понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;
виды программных продуктов для организации работы офиса.
правила организации документооборота;
правила регистрации, индексации документов;
виды и назначение номенклатуры дел;
правила телефонного общения.
назначение электронных таблиц;
элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;
типы данных и форматы их представления;
понятие абсолютной и относительной ссылки;
правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;
понятие, назначение, виды баз данных;
понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);
функциональные возможности СУБД;
назначение мастера и конструктора;
назначение запроса, фильтра;
виды компьютерных сетей;
понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;
структуру и приемы работы в браузерах;
способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;
характеристики файлов;
приемы работы со стандартными программами;
понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);
назначение и основные возможности текстового процессора;
структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;
суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов
средства и способы редактирования и форматирования ТД;
понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);
виды программных продуктов для организации сканирования документов;
общую характеристику средств оргтехники, их назначение;
требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;
назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи.
способы антивирусной защиты.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться электроприборами, первичными средствами пожаротушения.
принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;
организовывать рабочее место и соблюдать условия труда.
заполнять и оформлять реквизиты всех видов;
составлять и оформлять служебные документы;
оформлять личные документы в соответствии с требованиями;
выполнять построение сложных таблиц;
использовать справочную систему для выяснения вопросов;
осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
вести работу в стандартных программах Windows;
настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;
создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;
оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
разрабатывать формы документов как шаблоны;
внедрять графические элементы в текст;
организовать работу с редактором формул;
производить настройку параметров программы;
работать с таблицами.
работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;
пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц MicrosoftExcel;
составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;
производить редактирование готовых табличных документов;
представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;
организовать средствами поиск, сортировку, межтабличные связи.
создавать структуру однотабличной базы данных средствами мастера и конструктора;
вводить и редактировать данные средствами СУБД;
формировать фильтр для отбора нужных данных;
осуществлять сортировку данных;
создавать отчет средствами СУБД для вывода данных;
создавать БД из двух взаимосвязанных таблиц;
осуществлять обмен информацией по электронной почте;
организовать поиск информации в сети Интернет.
Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п./п.
| Раздел, тема
| Количество часов
| Раздел
| Тема
| I
| Машинопись
| 12
|
| 1
| Организация труда
|
| 2
| 1.1
| Правила техники безопасности
|
| 1
| 1.2
| Оборудование рабочего места
|
| 1
| 2
| Изучение клавиатуры
|
| 10
| 2.1
| Понятие о слепом «десятипальцовом» методе.
|
| 1
| 2.2
| Схема клавиатуры
|
| 1
| 2.3
| Программы-тренажеры
|
| 8
| II
| Правила оформления документов
| 13
|
| 1
| Введение
|
| 2
| 1.1
| История развития делопроизводства и секретарской службы
|
| 1
| 1.2
| Организация труда персонала
|
| 1
| 2
| Служебные документы
|
| 11
| 2.1
| Состав реквизитов документов
|
| 1
| 2.2
| Бланк документов
|
| 1
| 2.3
| Правила оформления реквизитов документов
|
| 1
| 2.4
| Виды служебных документов и их назначение
|
| 1
| 2.5
| Составление и оформление служебных писем
|
| 1
| 2.6
| Приказ и выписка из него
|
| 1
| 2.7
| Докладная записка и справка
|
| 1
| 2.8
| Протокол и выписка из него
|
| 1
| 2.9
| Акт
|
| 1
| 2.10
| Заявление
|
| 1
| 2.11
| Резюме
|
| 1
| III
| Компьютерная графика
| 64
|
| 1
| Программные продукты и основные характеристики
|
| 4
| 1.1
| Основные понятия программного обеспечения
|
| 2
| 1.2
| Виды программных продуктов для организации работы офиса
|
| 2
| 2
| Системное программное обеспечение
|
| 18
| 2.1
| Понятие и назначение ОС
|
| 2
| 2.2
| Файловая структура. Файлы, папки
|
| 2
| 2.3
| Средства работы с файлами. Программа «Проводник», «Мой компьютер»
|
| 2
| 2.4
| Действия выполняемые над файлами (копирование, перемещение, удаление, переименование)
|
| 2
| 2.5
| Стандартные программы WINDOWS
|
| 4
| 2.6
| Правила установки прикладных программ на жесткий диск
|
| 2
| 2.7
| Панель управления
|
| 2
| 2.8
| Устранение неполадок, тестирование, обслуживание, жесткого диска. Служебные программы.
|
| 2
| 3
| Текстовый процессор
|
| 40
| 3.1
| Основные правила создания текстового документа
|
| 2
| 3.2
| Средства и способы редактирования текста
|
| 4
| 3.3
| Средства и способы форматирования текста
|
| 6
| 3.4
| Создание таблиц средствами ТП
|
| 8
| 3.5
| Создание колонтитулов и элементов оформления
|
| 4
| 3.6
| Макетирование
|
| 4
| 3.7
| Создание графических объектов средствами ТП
|
| 4
| 3.8
| Технология внедрения и связывания объектов OLE
|
| 4
| 3.9
| Создание и хранение бланков
|
| 2
| 3.10
| Настройка пользовательского интерфейса
|
| 2
| 4
| Автоматизация работы
|
| 2
| IV
| Организационно-техническое
обеспечение офиса
| 6
|
| 1
| Общая характеристика средств оргтехники, их назначение
|
| 2
| 2
| Технические средства
|
| 4
| 2.1
| Средства составления оригинала текстового документа. Средства копирования и оперативного размножения. Классификация средств
|
| 2
| 2.2
| Назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной, пейджинговой связей
|
| 2
|
| Практика
| 20
|
|
| Итого за год
| 112 часов
|
Программа курса обеспечивается:
учебным пособием для учеников: «Компьютерное делопроизводство» Н. Макарова, Г. Николайчук, Ю. Титова (Изд. Питер 2002-2004г.);
курсом лекций по основам компьютерного делопроизводства, составленных учителем;
пакетом программ MS Office;
практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках (Кирилл и Мефодий);
Internet материалами по компьютерному делопроизводству;
комплектом заданий по практической части курса;
комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия
www.directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»
www.hrm.ru/db/hrm/94BA941BD8FB5A55C32569BC005C96AA/category.html- статьи по делопроизводству
www.iparegistr.com/sekretdelo.php - журнал «Секретарское дело»
|