Скачать 35.72 Kb.
|
Практикум по теме: «ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ» Практические занятие 1 (вводное) Вводная беседа: «Биографический метод как психолого-акмеологический метод изучения личности» Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о биографическом методе, его отличительные свойства и возможности в практической психологии и акмеологии 2. Понятийный и операциональный аппарат биографического метода 3. Личные документы как источники биографической информации − автобиографические источники (дневники, письма, автобиография, биографическое интервью-беседа, биографические анкеты); − продукты деятельности как источники биографической информации; − свидетельские показания; − официальные биографические документы. 4. Особенности процедуры биографического метода Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности. Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер. В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека. Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др. Предметом биографического метода является жизненный путь—история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды. Цель занятия: составить самохарактеристику личности, а также характеристику личности независимого респондента, включающие следующие разделы: − данные жизненного пути; − ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т.д.); − среда развития (места жительства, учебные учреждения и т.д.); − интересы и любимые занятия в разные периоды жизни; − состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания). ПОРЯДОК РАБОТЫ НА АУДИТОРНОМ ЗАНЯТИИ: 1. Заполнение личного листка по учету кадров и анализ его данных. Инструкция: Заполните предложенный бланк личного листка по учету кадров. В совместной беседе обсудите акмеологические аспекты анализа данных личного листка. Проанализируйте данные личного листка по учету кадров Вашего коллеги. Используйте предложенный алгоритм анализа. 2. Написание автобиографии – заполнение автобиографической анкеты. Инструкция: Просим Вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы? 3. Обработка результатов − составление хронологической таблицы личностного развития. Инструкция: По предложенному образцу 1 хронологической таблицы в хронологическом порядке выпишите из данных автобиографической анкеты события, связанные с конкретными датами, состояние и переживания, сопровождающие их. 4. Интерпретация результатов – качественный самоанализ: - социальной ситуации развития личности; - основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития; - ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности; - основных конфликтов и движущих сил развития личности. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Согласно предложенной схеме автобиографической характеристики личности, отработанной на аудиторном занятии, разработайте характеристику личности объекта Вашего индивидуального исследования («Психолого-акмеологический портрет»). Примерный порядок действий:
|
Аудиторская форма «Консалт-Аудит» проводит предварительное обследование потенциального клиента — зао «Металлист» | Оптика: лабораторный практикум / Составители: Н. А. Вдовин, доцент; К. Н. Лоскутов, доцент; Т. Д. Марценюк, ассистент; Ю. К. Щицина,... | ||
Практикум «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации»: практикум: в 2 ч. Ч нижневартовск: издательство Нижневартовского... | Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин практикум по гештальттерапии: пер с англ | ||
Практикум по геодезии: Учеб пособие. Ростов н/Д: Рост гос ун-т путей сообщения, 2002. 100 с | Практикум «Коммерческая документация и корреспонденция на английском языке» составлен в соответствии с требованиями государственного... | ||
Практикум по дисциплине «Маркетинг» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студенты... | Практикум по наследственному праву: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012.... | ||
Практикум по дисциплине «Основы маркетинга в сервисе» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной... | Лабораторный практикум является завершающим этапом в изучении бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |