Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин)


Скачать 236.71 Kb.
НазваниеМетодика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин)
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
Методика диагностики интенсивности

субъективного отношения к природе «Натурафил»

(авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин)

Процедура проведения

Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

1.

6.

11.

16.

21.

26.

31.

36.

41.

46.

2.

7.

12.

17.

22.

27.

32.

37.

42.

47.

3.

8.

13.

18.

23.

28.

33.

38.

43.

48.

4.

9.

14.

19.

24.

29.

34.

39.

44.

49.

5.

10.

15.

20.

25.

30.

35.

40.

45.

50.

Зачитывается инструкция:

«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить «да» или «нет» (на вопросы, отмеченные «*» можно отвечать «не знаю»). Отвечать на вопросы следует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.

В данной методике нет «хороших» и плохих» ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе «нет» - «-», «не знаю» - «н».

При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3-5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов – около 25-30 минут.

Текст методики:

  1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?

  2. Верно ли, что придя к кому-то в гости и увидев там библиотечку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?

  3. Вам было бы чуждо ухаживание за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи?

  4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?

  5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою? *

  6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?

  7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать, как оно называется?

  8. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?

  9. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да, не стану; нет, стану).

  10. Алоэ относится к кактусам? *

  11. Мох на деревьях портит их внешний вид?

  12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы заходите прочесть и его описание?

  13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они будут посажены и Вашими руками?

  14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да, не стану; нет, стану).

  15. Семена ели созревают осенью? *

  16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?

  17. Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?

  18. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природой?

  19. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?

  20. Окунь – это хищная рыба? *

  21. Вы считаете крыс противными?

  22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы, скорее всего, переключите телевизор на другую программу?

  23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?

  24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?

  25. Паук – это насекомое? *

  26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?

  27. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку собак, кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?

  28. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?

  29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?

  30. Спаниель – это служебная собака? *

  31. Вы считаете крапиву неприятным растением?

  32. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков природы об их наблюдениях?

  33. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и сохранять природные материалы для композиций?

  34. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?

  35. Бамбук – это трава? *

  36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бродить по лесу? (да, не станет; нет, станет)

  37. Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о природе?

  38. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить ботаническую или зоологическую коллекцию природы Вашей местности7

  39. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?

  40. Биология – это наука об изучении всей природы? *

  41. Вы сочтете судаком человека, который находит приятным кваканье лягушек на болоте?

  42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую очередь обращаете внимание на статьи о природе?

  43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?

  44. Вы участвуете в работе экологических групп, движении «зеленых» и т.п.?

  45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться? *

  46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?

  47. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?

  48. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попугаев?

  49. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?

  50. Белый медведь охотится на пингвинов? *


Обработка и интерпретация результатов

Результаты методики обрабатываются с помощью специального ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным»).

КЛЮЧ ОПРОСНИКА «НАТУРАФИЛ»

Растения

Животные

Природа




1.-

6.+

11.-

16.+

21.-

26.+

31.-

36.-

41.-

46.-

ПА

2.+

7.+

12.+

17.+

22.-

27.+

32.+

37.+

42.+

47.+

К

3.-

8.+

13.+

18.+

23.-

28.+

3.+

38.+

43.+

48.-

Пк

4.+

9.-

14.-

19.+

24.+

29.+

34.-

39.+

44.+

49.+

Пс

5.-

10.-

15.-

20.+

25.-

30.-

35.+

40.-

45.+

50.-

НЭ

Интенсивность отношения = ПА+К+Пк+Пс+НЭ

Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке.

ПА – перцептивно-аффективная шкала

направлена на диагностику степени изменений в системе аффективно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального характера, обусловленных отношение к природе, которые проявляются на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к чувственно-выразительным элементам.

К – когнитивная шкала

направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах.

Пк – практическая шкала

направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятельности с природными объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами.

Пс – поступочная шкала

направлена на диагностику изменений в поступках личности, обусловленных отношением к природе, проявляющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением.

НЭ - натуралистическая эрудиция

направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.

Перевод баллов в станайны.

исходные баллы

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

шкалы

перцептивно-аффективная

1

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

когнитивная

1

1

2

3

4

4

5

6

7

8

9

практическая

1

1

2

3

4

5

5

6

7

8

9

поступочная

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9

натуралистическая эрудиция


2

3

4

5

6

7

8

9

9

9

9


Перевод баллов в Т-шкалу

баллы

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Т-баллы

10

10

17

17

21

21

27

27

30

30

34

34

37

37

40

40

43

43

46

46

49




баллы

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Т-баллы

49

52

52

55

55

58

58

62

62

65

65

68

68

71

71

75

75

77

77

83


Интерпретация показателей интенсивности отношения к природе.

станайн/Т-баллы

характеристика результата

1/ до 32

крайне низкий

2/33-37

низкий

3/38-42

ниже среднего

4/43-47

средний

5/48-52

средний

6/53-57

средний

7/58-62

выше среднего

8/63-67

высокий

9/ более 68

очень высокий


ФИ__________________________Объединение___________________________

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

1.

6.

11.

16.

21.

26.

31.

36.

41.

46.

2.

7.

12.

17.

22.

27.

32.

37.

42.

47.

3.

8.

13.

18.

23.

28.

33.

38.

43.

48.

4.

9.

14.

19.

24.

29.

34.

39.

44.

49.

5.

10.

15.

20.

25.

30.

35.

40.

45.

50.



ФИ__________________________Объединение___________________________

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

1.

6.

11.

16.

21.

26.

31.

36.

41.

46.

2.

7.

12.

17.

22.

27.

32.

37.

42.

47.

3.

8.

13.

18.

23.

28.

33.

38.

43.

48.

4.

9.

14.

19.

24.

29.

34.

39.

44.

49.

5.

10.

15.

20.

25.

30.

35.

40.

45.

50.



ФИ__________________________Объединение___________________________

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

1.

6.

11.

16.

21.

26.

31.

36.

41.

46.

2.

7.

12.

17.

22.

27.

32.

37.

42.

47.

3.

8.

13.

18.

23.

28.

33.

38.

43.

48.

4.

9.

14.

19.

24.

29.

34.

39.

44.

49.

5.

10.

15.

20.

25.

30.

35.

40.

45.

50.



ФИ__________________________Объединение___________________________

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

1.

6.

11.

16.

21.

26.

31.

36.

41.

46.

2.

7.

12.

17.

22.

27.

32.

37.

42.

47.

3.

8.

13.

18.

23.

28.

33.

38.

43.

48.

4.

9.

14.

19.

24.

29.

34.

39.

44.

49.

5.

10.

15.

20.

25.

30.

35.

40.

45.

50.



ФИ__________________________Объединение___________________________

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

1.

6.

11.

16.

21.

26.

31.

36.

41.

46.

2.

7.

12.

17.

22.

27.

32.

37.

42.

47.

3.

8.

13.

18.

23.

28.

33.

38.

43.

48.

4.

9.

14.

19.

24.

29.

34.

39.

44.

49.

5.

10.

15.

20.

25.

30.

35.

40.

45.

50.

Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе |

Данные отношения понимаются в структурно-динамической характеристике, показывающей, в каких сферах и в какой степени проявляется ваше отношение к природе.
Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих четырем теоретически выделенным компонентам интенсивности: | перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и| поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции.

* Описание методик дается по тексту книги: С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин-Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994, с любезного] согласия уважаемого соавтора.

Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику степени изменений на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выразительным элементам
Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах, в особой «информаци­онной сензитивности»
 Практическая шкала (Пк) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятельности с природными объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами.
Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику изменений в поступках личности, обусловленных отношением к природе, про­являющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением.
Дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ) направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.

Похожие:

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) iconМетодика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе...
Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем того, в каких сферах и...

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) iconМетодика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил» Инструкция
«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные «*» можно...

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) iconМетодика диагностики коммуникативных навыков
Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) iconМетодические указания по изучению дисциплины «Организация и методика...
Авторы: доцент А. Д. Загоренко, старший преподаватель Е. Е. Носырева, ассистент А. А. Борщева

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) iconАнкета по выявлению уровня педагогической запущенности. 1 Методика...
Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе» представляет собой сборник тестов и методик, используемых...

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) iconМетодика внедрения психолого педагогических наблюдений в учебный...
Методика проведения индуктивных и дедуктивных исследований детьми младшего школьного возраста

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) iconМетодика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения....

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) iconМетодика проведения семейного поиска данных по участникам Великой...
С огромной благодарностью ко всем тем кто помогал нам словом и делом в нашем поиске!

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) iconУчебно-методическое пособие для ординаторов по специальности «Функциональная...
Авторы: доцент кафедры восстановительной медицины и курортологии, к м н. Артемова Н. М., врач отделения функциональной и ультразвуковой...

Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» (авторы С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) iconПсихологические тесты для диагностики интеллекта и умственного развития...
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск