Методика диагностики коммуникативных навыков


Скачать 94.25 Kb.
НазваниеМетодика диагностики коммуникативных навыков
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЖ. МОРЕНО

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.

Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.

Задачи диагностического исследования:

  1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

  2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

  3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Материалы для проведения диагностики.

Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).



Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

1

А.

 

 

1

 

 

3

 

3

 

2

 

 

2

Б.

2

 

 

2

 

2

 

 

3

 

 

 

3

В.

 

3

 

 

 

3

 

 

3

 

 

 

4

Г.

1

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

5

Д.

 

 

 

 

 

 

2

 

3

3

 

 

6

Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

3

 

7

З.

1

 

3

 

 

 

 

 

2

 

3

 

8

И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

К.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Л.

1

 

1

2

 

1

 

1

 

 

3

 

11

М.

 

2

1

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Кол-во выборов

5

7

6

7

0

10

7

4

16

11

12

79

Кол-во взаимных выборов

1

1

 

1

 

 

 

 

1

0,5

 

4,5

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц, любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор "товарищи для досуга").

Порядок исследования.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

  1. Количество выборов ограничивается 3—5;

  2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

  3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.

С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О. _________________________________________, класс _______

Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.

Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а) _______________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

Обработка данных и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг —это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг —зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.

III. Третий круг —зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг —зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Интерпретация результатов:

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.

Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.

Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.




Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

1








































2








































3








































Кол-во выборов





































Кол-во взаимных выборов





































Бланк социометрического опроса

Ф.И.О. _________________________________________, класс _______

Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.

Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а) _______________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О. _________________________________________, класс _______

Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.

Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а) _______________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О. _________________________________________, класс _______

Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.

Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а) _______________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

Похожие:

Методика диагностики коммуникативных навыков iconУчебное пособие Омск
Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей всех специальностей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по английскому...

Методика диагностики коммуникативных навыков iconМетодика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе...
Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе

Методика диагностики коммуникативных навыков iconРазвитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения
Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям...

Методика диагностики коммуникативных навыков iconУчебное пособие включает дидактический материал, упражнения и аудирование,...
«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина»

Методика диагностики коммуникативных навыков iconМетодика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе...
Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем того, в каких сферах и...

Методика диагностики коммуникативных навыков iconАнкета по выявлению уровня педагогической запущенности. 1 Методика...
Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе» представляет собой сборник тестов и методик, используемых...

Методика диагностики коммуникативных навыков iconМетодика проведения деловой игры «Самопрезентация» для школьников Г. П. Сорокина Москва 2009 г
Развитие навыков вербального представления своих личностных и квалификационных характеристик

Методика диагностики коммуникативных навыков iconМетодика внедрения психолого педагогических наблюдений в учебный...
Методика проведения индуктивных и дедуктивных исследований детьми младшего школьного возраста

Методика диагностики коммуникативных навыков iconМетодика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения....

Методика диагностики коммуникативных навыков iconПсихологические тесты для диагностики интеллекта и умственного развития...
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск