Марина Бовтенко Создаем компьютерные учебные материалы самостоятельно В статье рассматриваются бесплатные программные ресурсы, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать разнообразные компьютерные материалы для обучения языку.
Введение 1. Использование программ общего назначения Примеры:
учебные задания и материалы для преподавателей
шаблоны учебных заданий и материалов для преподавателей
2. Использование образовательных программных ресурсов Примеры:
традиционные задания
задания с использованием ресурсов интернета
средства учебной коммуникации, системы управления курсами (виртуальные среды обучения), учебные виртуальные сообщества
Заключение Литература Введение
Преподавателям иностранных языков очень часто приходится адаптировать уже имеющихся учебные пособия к конкретным условиям обучения и образовательным потребностям учащихся, а также разрабатывать собственные учебные материалы.
Современные компьютерные технологии позволяют не только выполнять подобную работу более эффективно, но создавать учебные и методические материалы различной степени сложности – от планов уроков и упражнений до проблемных и проектных заданий, веб-страниц и дистанционных курсов самостоятельно, не прибегая к помощи программистов.
Учебно-методические материалов создаются с помощью специализированных образовательных электронных ресурсов и компьютерных программ общего назначения, которые представлены не только коммерческими продуктами, но и большим количеством условно-бесплатных и бесплатных программ.
Технологические и методические возможности программных средств, легкость их освоения и удобство использования, как правило, не зависят от того, являются они платными или бесплатными. Использование бесплатных ресурсов, тем не менее, предоставляет преподавателю большую свободу в выборе средств, соответствующих специфике преподаваемой дисциплины, конкретным условиям и задачам обучения и индивидуальным предпочтениям преподавателя. Гарантией качества созданных преподавателем компьютерных учебных материалов и успешности их использования в обучении языку будет служить квалификация преподавателя - его/ее общая методическая подготовка и компетенция в области компьютерной лингводидактики.
Для подготовки компьютерных материалов по иностранным языкам используются три группы ресурсов:
программы общего назначения (прикладные программы, средства электронной коммуникации);
универсальные образовательные программные средства;
специализированные программы, предназначенные для создания учебных материалов по иностранному языку.
Предварительная работа преподавателя при создании учебно-методических ресурсов с помощью компьютерных технологий заключается в отборе нужного языкового материала, подготовке заданий и упражнений и при необходимости - ссылок на ресурсы интернета. Для работы с программами, позволяющими использовать звук, графику и видео, требуется заранее подготовить соответствующие файлы. Кроме того, имеет смысл ознакомиться с примерами заданий, созданных с использованием конкретных ресурсов, и с сопровождающей документацией или справочной информацией.
Подготовленные с помощью компьютерных технологий учебно-методические материалы предназначаются для использования в электронном (автономном или сетевом) и/или печатном вариантах. Они могут быть представлены:
готовыми учебными заданиями,
шаблонами, на основе которых создаются учебные и методические материалы.
Примерами подобных учебных материалов могут служить планы уроков, анкеты, раздаточные материалы, традиционные упражнения – тесты, викторины, кроссворды и т.п., а также разнообразные задания на основе ресурсов интернета – тематические списки ссылок, веб-квесты, ролевые игры, проекты и др. Учебно-методические материалы и шаблоны могут размещаться на личных веб-страницах преподавателей, на сайтах образовательных лабораторий, языковых центров, учебных заведений, на образовательных порталах и в специализированных образовательных базах данных. Доступ к таким ресурсам может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе.
Примеры, приведенные в данной статье, представляют собой англоязычные, многоязычные и русскоязычные ресурсы, наиболее показательные задания на английском языке переведены на русский язык.
1. Использование программ общего назначения
Программы общего назначения, в частности прикладные офисные программы, являются самым доступным ресурсом для использования в образовательных целях, поскольку они установлены на каждом компьютере в локализованных версиях, адаптированных для большого числа языков. В структуру подобных программ могут включаться шаблоны для подготовки определенных типов документов - деловых писем, резюме, отчетов, брошюр и т.п. Такие шаблоны содержат не только различные способы их оформления, но и в ряде случаев предлагают примерное содержание документов. Кроме того, на основе любого документа пользователи могут создавать собственные шаблоны. К наиболее распространенным программам, использующимся в образовательных целях, относятся текстовые редакторы, программы подготовки презентаций, издательские системы, редакторы веб-страниц, средства электронной коммуникации – электронная почта, чат, интерактивные анкеты, форумы, электронные дневники ("живые журналы") и т.п.
Учебные задания и материалы для преподавателей. Примеры:
№
| Учебные материалы
| Формат
| 1.
| План урока с использованием компьютерных технологий. http://www.vickiblackwell.com/photohouse/House%20of....doc
| Документ MS Word
| 2.
| Тематический список ссылок ("Hotlist"). http://webtech.kennesaw.edu/jcheek3/fairytales.htm
Дополнительные примеры: http://webtech.kennesaw.edu/jcheek3/ curriculum.htm
http://www.speakeasy.org/~dbrick/Hot/foreign.html
| Документ html
| 3.
| Сценарий - план ролевой игры с использованием ресурсов интернета ("Scenario"). http://users.adelphia.net/~jberger5/ kimscenario.html
Перевод (документ MS Word)
Дополнительные примеры:
http://users.adelphia.net/ ~jberger5/Activitiesindex.html http://users.adelphia.net/~jberger5/moreless.html http://www.lclark.edu/~krauss/usia/sum2004russia/ scenariossum2004.html http://www.lclark.edu/~krauss/usia/ spring2004russia/scenarios_spring_2004.htm http://www.lclark.edu/~krauss/usia/ fall2003russia/scenarios.html
| Документ html
| 4.
| Задание "Поиск сокровищ" ("Treasure Hunt"/ "Scavenger Hunt") - поиск фактической информации в интернете. Пример 1. http://www.trumbull.k12.oh.us/teachers/ resources/InternetHunt/plagiarism.htm Перевод (документ MS Word) Пример 2. http://www.swlauriersb.qc.ca/english/edservices/ pedresources/webquest/poetry/poetryhunt.htm Дополнительные примеры:
http://iteslj.org/th/1/ck-music.html http://members.tripod.com/~dido49/tasks/works.html http://www.techtrekers.com/scav.htm http://homepage.mac.com/cohora/ ext/internethunts.html
| Документ html
| 5.
| Проектные задания "Капсула культуры" ("Culture Capsule"/ "Culture in a box") и "Капсула времени" ("Time Capsule"). Пример 1. "Culture Capsule"
http://www.aberdeen-education.org.uk/curriculum/projects/ viking/inset/capsule.htm
Перевод (документ MS Word) Пример 2. "Culture Capsule"
http://people.bu.edu/pcouch/CultureCapsule/Index/ Пример 3. "Time Culture Capsule"
http://www.edteck.com/rigor/lessons/timecap.htm Пример 4. "Culture in a box"
http://home.schule.at/teacher/website/ vbs_myEurope_spring_culture.htm Пример оформления результатов проекта - Greek Culture Capsule
http://www.netschoolbook.gr/cultureinabox-eng.html http://www.netschoolbook.gr/culturecapsuleGR.zip
|
Документ html Документ html
Документ html
Документ html
Веб-сайт Презентация Power Point
| 6.
| Веб-квест - проблемное задание с использованием ресурсов интернета. Пример 1.
http://www.spa3.k12.sc.us/WebQuests/ Impressionism/index.htm Перевод (документ MS Word) Пример 2.
http://www.call-esl.com/samplewebquests/lesson-template2.htm Пример 3.
http://www.ffl.msu.ru/people/stitova/web/ toweroflondon/Tower-index.html Пример 4.
http://www.esc2.net/TIELevel2/projects/ rome/default.htm Дополнительные примеры:
http://webquest.org/ (Раздел "Webquests) http://users.adelphia.net/~jberger5/wq.html http://www.spa3.k12.sc.us/WebQuests.html http://www2.asd.wednet.edu/Pioneer/index.htm http://www.call-esl.com/samplewebquests/ webquestcontents_htm.htm
| Документы html
| 7.
| Бланки методической оценки веб-квестов. Пример 1 http://bestwebquests.com/bwq/matrix.asp Пример 2. http://webquest.sdsu.edu/webquestrubric.html
| Документы html
| 8.
| Бланк общей оценки веб-страниц.
http://www.ncsu.edu/midlink/www.eval.html Бланк оценки содержания веб-публикаций.
http://www.lclark.edu/~krauss/usia/ webevalchecklist.doc http://www.lclark.edu/~krauss/usia/ webevalchklst/webevalchklst.html Перевод (документ MS Word) Дополнительные примеры: Бланки оценки содержания различных типов веб-страниц (личная страница, коммерческий сайт, сайт новостей и др.) http://www2.widener.edu/Wolfgram-Memorial-Library/webevaluation/webeval.htm
|
Документ html Документ MS Word Документ html Документ html
| 9.
| Компьютерная презентация, иллюстрирующая устное выступление. Пример 1: Демонстрация Power Point
Презентация Power Point с заметками Дополнительные примеры:
http://www.itlt.edu.nstu.ru/masterclass_projects.php
| Демонстрация / Презентация MS Power Point
| 10.
| Запись устных комментариев к компьютерной презентации - любая логически выстроенная презентация или произвольный набор слайдов с интересными фотографиями и рисунками для записи импровизированных комментариев. *Техническая реализация - см. Справочная информация MS Power Point ("Запись речевого сопровождения", "Запись звука").
| Презентация MS Power Point
| 11.
| Раздаточные материалы на основе презентации MS Power Point:
без заметок с заметками *Техническая реализация: Справочная информация MS Power Point (Раздаточные материалы. Отправка слайдов, заметок, раздаточных материалов или структуры в Microsoft Word).
| Документ MS Word
Раздаточные материалы MS Power Point
| 12.
| Раздаточные материалы с пустыми строками для конспектирования лекции или ведения заметок во время выступления. *Техническая реализация: Справочная информация MS Power Point (Раздаточные материалы. Отправка слайдов, заметок, раздаточных материалов или структуры в Microsoft Word).
| Документ MS Word
| 13.
| Бланк оценки устного выступления с использованием презентации Power Point.
Перевод оригинального документа (документ MS Word) Модифицированная версия: http://www.germantownacademy.org/academics/us/ ModLang/french/fren12H/rubric.htm Примеры бланков оценки других заданий: http://www.bcpl.net/~sullivan/modules/ tips/rubrics_sec
| Документ html
| 14.
| Упражнение на основе презентаций MS Power Point. Демонстрация Power Point
Презентация Power Point c комментариями для преподавателя Дополнительные примеры: http://www.itlt.edu.nstu.ru/ masterclass_projects_links_presentations.php
| Демонстрации MS Power Point
| 15.
| Игровые задания на основе презентаций MS Power Point:
"Как стать миллионером?" (Who wants to be a millionaire?),
"Своя игра" (Jeopardy),
"Голливудские крестики-нолики" (Hollywood Squares),
"Пирамида" (Pyramid),
"Скрытое изображение" (UnderCover),
"Скрытые слова". http://teach.fcps.net/trt14/Power%20Point%20Games/power_point_games.htm Дополнительные примеры заданий "Скрытое изображение".
Пример 1. Демонстрация Power Point. (spbundercover) неправильная ссылка!
Пример 2. Демонстрация Power Point.
| Презентация (Демонстрация) MS Power Point
Демонстрация Power Point
| 16.
| Инструкции к игровым заданиям:
"Как стать миллионером?"
"Своя игра"
"Голливудские крестики-нолики",
"Пирамида",
"Скрытое изображение".
http://teach.fcps.net/trt14/Power%20Point%20Games/ power_point_games.htm Инструкция к заданию "Скрытое изображение".
http://rcs.rcps.k12.va.us/creativeways/undercover.htm
| Документ html
| 17.
| План урока на основе материалов веб-журнала /дневника ("weblog"/"blog") http://huminf.uib.no/~jill/archives/ blogs_and_teaching/blog_review_assignment.html
| Документ html
|
Учебные задания и материалы для преподавателей. Шаблоны:
№
| Учебные материалы
| Формат
| 1.
| Деловое письмо, резюме, отчет, веб-страница, другие документы
| Стандратные шаблоны MS Word
| 2.
| Сертификат (диплом), объявление
| Стандартные шаблоны MS Power Point
| 3.
| Презентации на различные темы ("Учебный курс", "Бизнес-план", "Обзор продукции и услуг" и др.)
| Стандартные шаблоны MS Power Point
| 4.
| Брошюры, буклеты, открытки, визитные карточки, веб-страницы, объявления, резюме и другие документы
| Стандартные шаблоны MS Publisher
| 5.
| Учебные задания, сертификаты, иллюстративные материалы и др.
http://vickiblackwell.com/ppttemplates.html
http://www.teachertools.org/index.html
| Шаблоны MS Power Point
| 6.
| План урока с использованием компьютерных средств обучения (подготовлен на основе материалов ресурсных пособий - см. список литературы 10,11,13,14)
документ MS Word
| Документ MS Word
| 7.
| Тематический список ссылок на ресурсы Интернета.
http://cte.jhu.edu/techacademy/web/ 2000/mitchell/PROJECT/templat.html
Перевод (документ MS Word)
| Документ html
| 8.
| Сценарий - план ролевой игры с использованием ресурсов интернета ("Scenario").
http://users.adelphia.net/~jberger5/ Activitiesindex.html Перевод (документ MS Word) - подготовлен на основе учебных материалов Д.Бергер – сценариев и комментариев к ним.
| Документ html
| 9.
| Презентация для проекта "Капсула культуры".
http://www.netschoolbook.gr/cultureinabox-eng.html (Create your own culture capsule) http://www.netschoolbook.gr/culture-capsule.ppt Перевод (презентация MS Power Point)
| Презентация MS Power Point
| 10.
| "Поиск сокровищ" ("Treasure Hunt" /"Scavenger Hunt").
http://www.qesn.meq.gouv.qc.ca/ cc/inclass/scavtem2.htm Перевод (документ MS Word) Дополнительные шаблоны:
http://www.iss.k12.nc.us/schools/scavenger/ workshop/Scavtemplate.html http://www.thecoo.edu/~apeter/ scavenger_hunt_form.htm
| Документ html
| 11.
| Веб-квест. Пример 1.
http://www.spa3.k12.sc.us/ WebQuestTemplate/webquesttemp.htm Перевод (документ MS Word) Пример 2. (страница ученика)
http://webquest.sdsu.edu/designpatterns/ GENERIC/webquest.htm Перевод (документ MS Word) Пример 3. http://users.adelphia.net/~jberger5/wq.html Пример 4. Шаблоны для квестов по определенной тематике
http://webquest.sdu.edu/designpatterns/all.htm Пример 5. Шаблон для создания печатного варианта квеста
http://teachers.teach-nology.com/web_tools/web_quest/
| Документ html
| 12.
| Упражнение на основе презентации Power Point (викторина - вопросы с множественным выбором ответа)
| Презентация MS Power Point
| 13.
| Игровые задания на основе презентаций Power Point.
"Своя игра", "Кто хочет быть миллионером", "Голливудские крестики-нолики", "Скрытые слова", "Слабое звено"
http://jc-schoolls.net/tutorials/PPT-games/ "Своя игра", "Голливудские крестики-нолики", "Скрытое изображение"
http://teach.fcps.net/trt14/Power%20Point%20Games/ power_point_games.htm Модификация шаблона "Скрытое изображение" Шаблон 1. Презентация Power Point с инструкцией Подготовка задания на основе шаблона
1 этап Презентация Power Point с инструкцией
2 этап Презентация Power Point с иснтрукцией Задание на основе шаблона Демонстрация Power Point Презентация Power Point Шаблон 2. Презентация Power Point с заметками-инструкцией
| Презентация / Демонстрация MS Power Point
| 14.
| Бланки оценки заданий. Пример 1. http://edweb.sdsu.edu/triton/july/rubrics/ Rubric_Template.html Перевод (документ MS Word) Пример 2. http://www.bcpl.net/~sullivan/modules/tips/ rubrics_sec/asses_templet.html Пример 3. http://www.ncsu.edu/midlink/ho.html (Rubric Templates - Generic Rubric Template) Пример 4. http://teach-nology.com/web_tools/rubrics/general/
|
Документ html Документ MS Excel Документ html
| 15.
| Он-лайн анкеты: Survey Monkey http://www.surveymonkey.com/ Zoometang http://www.zoomerang.com/ - шаблоны анкет для системы образования (*необходима регистрация) (Документ MS Word)
| Документ html
| 16.
| Веб-журналы (дневники, веблоги, блоги) Живой журнал (LiveJournal) http://www.livejournal.com/
Живой журнал http://lj.flip.kiev.ua/
Diaryland http://www.diaryland.com/
Tabulas http://tabulas.com/
Bloglines http://bloglines.com/
| Документы html
|
2. Использование образовательных программных ресурсов Универсальные образовательные электронные ресурсы, предназначенные для обучения любой учебной дисциплине, включают средства:
создания учебных компьютерных материалов,
обеспечения коммуникации в рамках учебного процесса,
управления процессом обучения.
Каждый из указанных программных ресурсов может использоваться самостоятельно для компьютерной поддержки традиционных, дистанционных и комбинированных (очно-дистанционных) учебных курсов. Комплексное использование этих средств в одном программном продукте создает систему управления учебными курсами ("course management system" – CMS) или электронную (виртуальную) среду обучения ("virtual learning environment" – VLE). Специализированные образовательные ресурсы предназначены для обучения конкретной учебной дисциплине. Несмотря на то, что многие компоненты компьютерной поддержки учебного процесса являются универсальными, различные дисциплины в силу своей специфики могут требовать дополнительных программных ресурсов (например, лабораторных практикумов, экспериментальных и моделирующих сред и т.п.). Для обучения языку принципиальными являются возможности использования:
средств мультимедиа,
электронных словарей,
справочных материалов,
некоторых особых типов упражнений и вариантов выполнения стандартных заданий,
средств электронной коммуникации,
заданий и интерфейса на различных языках.
Программы-оболочки (или инструментальные программы), разработанные для образовательных целей, являются тем средством, которое позволяет ввести необходимый языковой материал в формат определенного задания, учебного курса или образовательной среды. Такие программы предоставляют возможность подготовки нескольких вариантов одного задания или нескольких типов заданий, которые можно создавать и использовать как по отдельности, так и в комплексе. Задания могут создаваться в автономном (off-line) или сетевом (on-line) режиме и выполняться автономно, в локальной или глобальной сети.
Подготовка упражнений
| Выполнение упражнений
| off-line
| off-line
| on-line
| on-line
| off-line
| off-line / on-line
| on-line
| on-line / off-line
| |