Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии


Скачать 290.5 Kb.
НазваниеПовышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии
страница1/3
ТипАнализ
filling-form.ru > Бланки > Анализ
  1   2   3
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Братчина Алина Алексеевна,

педагог-психолог

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

Центра развития ребенка

детского сада №88 «Улыбка»

г.Белгорода

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Раздел I.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 88 «Улыбка» г. Белгорода расположено в южном микрорайоне.

За последние несколько лет в г. Белгороде значительно возросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих в ДОУ. В детском саду функционируют 12 групп, и ежегодно 2-3 группы заполняются вновь прибывшими детьми 2-3 и 3-4 лет. Поэтому проблема привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада в настоящее время стоит особенно остро.

Началом работы над опытом стал анализ анкет родителей детей, поступивших в детский сад, наблюдения за деятельностью педагогов и детей в период адаптации, а также результаты диагностики адаптированности дошкольников.

Проведя диагностику, выявили, что родители недостаточно удовлетворены организацией процесса адаптации. Наблюдались низкие результаты адаптированности воспитанников в 2007г., 2008 г., снижение таких параметров как взаимоотношения со взрослыми, с детьми, общий эмоциональный фон поведения.

Анализ результатов анкетирования и диагностики показал необходимость разработки и применения наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми в период адаптации.

Многолетние наблюдения и опыт педагогов доказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством. В детском саду было решено более активно использовать в адаптационный период метод пескотерапии в рамках апробации комплексной психолого-педагогической программы профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность опыта

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

По мнению Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие [24, 54].

Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития [21, 3]. От адаптационных возможностей организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение».

Анализ педагогической, психологической и методической литературы и практический опыт показывает, что воспитателям и педагогам-психологам предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад. Практика работы ДОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации [10, 12].

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения адаптационных возможностей детей через использование метода песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ведущая педагогическая (психологическая) идея опыта

Ведущей психолого-педагогической идеей опыта является создание условий в дошкольном образовательном учреждении для повышения адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.
Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с мая 2008 года по май 2011 года и разделена на несколько этапов.

I этап – начальный (констатирующий) – май-ноябрь 2008 г.

II этап – основной (формирующий) – ноябрь 2008г. – ноябрь 2010г. реализация программы «Комплексная психолого-педагогическая программа профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения».

III этап – заключительный – декабрь 2010- май 2011 г.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, анализ трудностей и проблем педагогов, родителей детей тяжело адаптируемых к условиям детского сада, составление плана работы, изучение психологической, педагогической и методической литературы, подбор диагностического материала.

На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих повышению уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста.

в рамках апробации психолого-педагогической программы «Комплексная психолого-педагогическая программа профилактики психоэмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность реализации программы для решения обозначенной педагогической (психологической) проблемы.
Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен комплексной системой работы педагога-психолога с детьми, педагогами и родителями по повышению уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста с помощью игр с песком на групповых профилактических мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, на совместных тренингах с родителями в рамках адаптационного клуба «Забота», педагогических советах, научно-методических семинарах, в просвещении, индивидуальных консультациях, и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.
Теоретическая база опыта

Теоретико-методологической основой явились труды ученых: Р.В.Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток выделяют уровни адаптации. Исследования педагогов и медиков (Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывают, что характер адаптации зависит от ряда факторов (возраста, состояния здоровья и уровня развития ребенка, индивидуальных особенностей (Н.М. Аксарина), биологических и социальных факторов (Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток), уровня тренированности адаптационных механизмов (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, К.П. Печора).

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.)

«Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», - отмечала Е.И. Морозова.

В процессе работы над темой рассматриваются понятия:

  • адаптация;

  • адаптационные возможности;

  • возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста;

  • терапия

  • песочная терапия.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды [3, 24].

Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

При изменении социальных условий, все системы организма начинают работать более интенсивно, это состояние обозначается, как напряженное, если при этом не превышаются системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, то есть реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации. При повышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. [26]

Под адаптационными возможностями ребенка мы понимаем саму сущность его существования - процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационной возможности организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение». [26]

Как же формируется у ребенка способность к адаптации. В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития?

Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое существование и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка в процессе развития формируется и возможность к социальной адаптации, но организм маленького ребенка характеризуется эмоциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна. [12]

Поэтому очень важна профилактика эмоциональных расстройств, которую необходимо начинать как можно раньше, а в условиях ДОУ - с детьми младшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания [24]

Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья [25]. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды терапии: акватерапия; ароматерапия; логотерапия; магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.

Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира [9, 6].

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира [6, 4]. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека
Новизна опыта

Новизна опыта состоит в усовершенствовании организации процесса адаптации, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста с целью повышения их адаптационных возможностей.
  1   2   3

Похожие:

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии iconО порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста...
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного...

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии iconДетство-пресс
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии iconО бракеражной комиссии и методике оценивания
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский...

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии iconПротокол общего родительского собрания №1 от 17. 10. 2014г по мадоу «Детский сад №3» кв
Цель: распространение передового опыта родителей по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии iconПрограмма по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии iconПрограмма принята на заседании Утверждаю педагогического совета Заведующий мбдоу
Содержание образовательной деятельности по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии icon«начальная школа детский сад №15» а. Чур туркменского района коллективный договор
Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии iconПроекта
На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, организация...

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии icon«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном...

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии iconИ младшего дошкольного возраста

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск